Обучение английскому языку в начальной школе с использованием сказки
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс)

Сказка как инструмент изучения английского языка в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_skazki.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение английскому языку в начальной школе с использованием сказки

В современном мире изучение иностранного языка начинается в начальной школе, открывая перед детьми совершенно новую картину большого мира. Поэтому важно при изучении английского языка учитывать психологические особенности учащихся младшей школы, их особенности восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Специфика учебной деятельности детей в младшей школе определяется их возрастными физиологическими и психологическими особенностями. В младшем школьном возрасте в организме ребенка происходят значительные изменения. Формируются все изгибы позвоночника – закладывается осанка. Крепнут мышцы и растет их объем. Активно развиваются мелкие мышцы и кости кисти. Интенсивно растет сердце – повышается выносливость. Так же отмечается качественное и структурное изменение головного мозга, выделяется переход от эмоционально-образного мышления к абстрактно-логическому.

Внимание младших школьников непроизвольно и достаточно неустойчиво. Возможности их памяти довольно велики, но стоит учитывать то, что дети не умеют распоряжаться своей памятью и подчинять ее задачам обучения. У детей младшего школьного возраста плохо развит самоконтроль и самопроверка при заучивании. Зато у них безошибочно запоминается интересный, конкретный и яркий материал.

Сказка – как раз и является тем ярким, эмоциональным способом, который позволяет объяснить младшему школьнику практически любой материал быстро и легко. Сказка – наиболее удобная и подходящая форма обучения иностранному языку, где есть разграничение добра и зла, волшебства и картины мира, народа, к которому она принадлежит. Она служит источником эмоций, закладывает в душе каждого ребенка понятия о моральных и этических ценностях, учит сочувствовать, верить, развивает умения взаимодействовать с окружающими, воспитывает гармоничную личность ребенка, что позволяет расширить познавательную и волевую сферу младшего школьника, сформировать мотивацию к изучению иностранного языка. Все эти задачи заложены во ФГОС, который призывает не только обучать, но и всесторонне воспитывать личность.

Одной из важнейших задач обучения иностранному языку является говорение. Младшему школьнику необходимо научиться не просто произносить фразу, а сделать это так, чтобы поняли окружающие. Фраза состоит из английских звуков, а также имеет интонационный рисунок. Большинство английских звуков отличаются от русских. Но благодаря хорошо развитому навыку имитации, песенки, рифмовки и стихи с легкостью и удовольствием запоминаются детьми, при этом важна их звучность, ритмичность, смежные рифмы. Стихи запоминаются легче, чем нестихотворный материал, благодаря рифме и ритму, которые придают им структурную оформленность. Отсюда мы видим выгодность сказок, которые могут включать в себя не только простой текст, но стихи, песни. Кроме того, лучше запоминаются те стихи, в которых дети могут поставить себя на место действующего лица. Следовательно, для того, чтобы развивать говорение и монологическую речь у учащихся младшей школы, можно использовать инсценировку и драматизацию сказок и стихов на уроках.

Очень важно создать подходящие условия для процесса говорения, в противном случае у учащихся могут возникнуть трудности. Многие ученики стесняются говорить на английском языке, боятся сделать ошибки и таким образом подвергнуть себя критике со стороны учителя и одноклассников; сказка же помогает создать приятную, комфортную атмосферу на уроке, поговорить о ком-то знакомом, но постороннем. Сюжеты сказок знакомы всем детям и быстро вызывают у них интерес, это исключает проблему того, что учащимся бывает нечего сказать по обсуждаемой теме, у них нет достаточной информации по определенному вопросу.

Так как, не смотря на принцип художественного вымысла, сказка неразрывно связана с действительностью, в сказке присутствует свободное сочетание элементов реальности и вымысла. Мы можем говорить о том, что сказки описывают явления обыденной жизни. В сказочных диалогах воссоздаются типичные ситуации общения, что позволяет стимулировать речевую деятельность учащихся на уроке английского языка, их коммуникативную активность. Согласно коммуникативной методике на уроке необходимо создать мотивацию к речи. В той или иной мере, в сказке присутствует игровое начало. Сказочная ролевая игра состоит в условном воспроизведении учащимся деятельности людей или сказочных персонажей, она образует условия реального общения. Особенная эффективность такого обучения состоит в том, что сказочная игра вызывает взрыв мотивации и повышения интереса к предмету. Сказка активизирует мотивацию на речевую деятельность, так как обучающиеся оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность произнести что-либо, спросить, доказать или выяснить, чем-либо поделиться с собеседником. Учащиеся наглядно видят то, что английский язык может быть использован как средство коммуникации.

Развлекательность является еще одним достоинством сказки с методической точки зрения. У детей младшего школьного возраста способность к волевому усилию и адекватной самооценке не совсем развита, из-за этого они становятся недисциплинированными и недоброжелательными, если деятельность, которая им предлагается неинтересная, или если они считают, что их недооценивают. Зато у детей этого возраста велик интерес к чтению, особенно к литературе с острой и занимательной фабулой, к сказкам. Сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся являются еще одним достоинством сказки. Исходя из этого, основное внимание нужно направлять на формирования у учащихся личностного отношения к прочитанному. Достигать эту цель можно через систематическое чтение и при методически организованном чтении. Сказка понимается решительно всеми. Сказка беспрепятственно может перейти все языковые границы, от одной культуры к другой, и сохраниться в живом состоянии на протяжении многих сотен лет.

Композиция сказки компактна и емка, манера ее изложения незатейливая, часто сопровождается улыбкой рассказчика. Во многих сказках встречается типичный фольклорный прием – повтор. Каждый следующий эпизод, обогащается новой деталью и почти дословно повторяет предыдущий, что создает удобную основу для заучивания грамматических конструкций. Также это позволяет узнавать слова и постепенно образовать навык восприятия текста, что значительно облегчает сам процесс обучения. Повтор ненавязчиво обеспечивает необходимость многократного повторения языкового материала

Для сказок характерно разнообразие героев, что позволяет вводить новую лексику по совершенно разным темам, позволяет охватить весь материал программы. В качестве героев могут быть представлены и одушевленные, и неодушевленные предметы, герои могут попасть в Страну Чисел, Страну Звуков. Сказочная игра пробуждает у школьников стремление к контакту друг с другом и учителем, она способствует разрушению барьера между учителем и учащимся. Перевоплощение в сказочного персонажа во время игры дает возможность робким и неуверенным в себе ученикам раскрепощаться, преодолевать свой барьер неуверенности. Это невозможно обычном обсуждении или дискуссии, где, как правило, учащиеся-лидеры берут инициативу в свои руки. В сказках каждый участник получает свою роль, и он должен быть активным в общении.

Большинство современных учебников для начальной школы используют сказочных героев. Учатся, выполняют задания и ошибаются сказочные персонажи, поэтому дети легко вовлекаются в процесс обучения. Ученики изучают язык вместе со сказочным персонажем, одноклассниками и учителем.

Сказки можно сочинять вместе с учащимися прямо на уроке. В зависимости от изучаемого материала учитель может начать сказку, задать главного героя, затем направляя детей наводящими вопросами, построить сказку. На начальном этапе обучения сказки будут довольно короткие, чаще описательные тексты, но возможность принять участие в создании сказки не может оставить кого-то равнодушным, дети с удовольствием участвуют в процессе.

Например, в рамках школьной программы со 2 по 4 класс изучается тема «Дом». Дети часто теряются, если перед ними стоит задача описать их дом, т.к. он отличается от картинки, поэтому проще описать дом сказочного персонажа или пофантазировать. С младшими школьниками можно пойти в гости к трем медведям из сказки «Маша и три медведя», выучить базовые понятия a room, a chair, a bed, a table, small, big и множественное число.

Изучая тему «Одежда», дети младшего школьного возраста теряются, т.к. не обращают свое внимание, что же на них надето. На помощь к ним приходят всем известные сказочные персонажи, например, Незнайка – его одежда узнаваема: a blue hat, a red shit, yellow trousers, brown shoes, a black belt, a green tie.

Задания с использованием сказок делают процесс изучения английского языка интересным и мотивирующим для учеников, позволяют вовлечь всех учеников в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение английскому языку в начальной школе.

В данной статье приведены примеры средств, способствующих сделать процесс изучения языка не только более эффективным, но и привлекательным для учащихся начальной школы....

Обучение английскому языку в начальной школе с использованием учебного комплекта «Гарри и Салли»

Комплект «Гарри и Салли» предоставляет учителю большую свободу действий и возможность работать разными способами на уроке. Учитель может использовать отдельные части комплекта для введения некот...

Методическая разработка "Обучение чтению на английском языке в начальной школе с использованием ЦОРов и электронных учебных пособий

В данной разработке я делюсь своим опытом работы с детьми начальных классов при обучении их чтению на английском языке, Работа была представлена на муниципальный конкурс-ярмарку методических разработо...

Технология процесса индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе (в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)

Методическая работа содержит теоретический и практический материал  по данной теме. Её можно использовать для индивидуализации обучения английскому языку в начальной школе как на уроках, так и во...

Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.

ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...

Роль использования игровых форм урока при обучении английскому языку в начальной школе.

На раннем этапе обучения иностранному языку важнейшая из задач учителя - сделать английский язык  интересным и любимым предметом для детей. В начальных классах дети очень подвижны, внимание ...

Использование игровых приёмов обучения английскому языку в начальной школе

Данный материала поможет учителям английского языка ориентироваться и выбирать тот вид деятельности на уроках в начальной школе, который будет наиболее приемлем в том или ином классе....