ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
методическая разработка по иностранному языку (2 класс)

Ванесова Ирина Владимировна

В настоящее время в Российской Федерации инклюзивное образование является  одной из основных  форм реализации права на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

По данным ВОЗ, около 1 млрд (или 15% населения Земли) людей в мире имеет ограниченные возможности здоровья, более 100 млн из них — дети.

Поэтому перед педагогами в школах стоит актуальная задача найти и эффективно применить такие методы и приемы, которые бы помогли ребенку с ОВЗ сформировать важное умение учиться, обеспечили его общекультурное, личностное и познавательное развитие.

Детям с ОВЗ свойственны свои специфические особенности:

  • расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения
  • нарушения развития речи, отсутствие собственной речевой инициативы нарушение внимания, снижение работоспособности
  • чрезмерная двигательная активность
  • неспособность к целенаправленному организованному поведению
  • рассеянность, импульсивность
  • повышенная возбудимость
  • проблемы вербальной коммуникации
  • ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире

Способны ли такие дети изучать английский язык? Да, это возможно, но целью изучения английского языка является не практическое владение языком, а общее развитие детей, а именно развитие мышления детей, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знанием об окружающем мире.

На сегодняшний день в современной практике уже имеется определённый положительный опыт внедрения инклюзии в процесс обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах. Знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает таким детям социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками. Благодаря этому реализуется основная задача инклюзивного образования – социализация детей с ОВЗ.

Приступая к занятиям по английскому языку нужно обращать внимание на то, что речь детей с тяжелыми нарушениями речи на родном языке не богата по лексическому объему и часто грамматически не правильная, следовательно, грамматически сложно построенную речь на чужом языке им не освоить, т.к. степень обучаемости иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Это значит, что они смогут изучать иностранный язык, но только на уровне своего развития.

Таким образом, цель изучения иностранного языка для детей с ОВЗ - развивающая. На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся память, речь, внимание, мышление, кругозор. Сложные конструкции и клише такими учащимися усвоены в полном объёме не будут, так как у них низкий уровень развития родного языка. Иногда можно вводить эти конструкции, но только с целью ознакомления.

 в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе коррекционно-развивающего обучения необходимо, прежде всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения, расширять объем продуктивного и рецептивного лексического минимума. Учитывая психофизиологические особенности детей с ОВЗ придерживаюсь следующих методических принципов:

  • Обеспечение подвижной деятельности детей.
  • Частая смена деятельности.
  • Погружение в языковую среду.
  • Многокраатное аудирование вводимых структур.
  • Преемственность и постоянное повторение материала.
  • Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.

Обучение английскому алфавиту и звуков проводится в игровой и соревновательной форме постепенно готовя учащегося к чтению.

Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах для детей с ОВЗ.

С детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания.

Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов, как блоков, а так же различными наглядностями.
Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий:

  • повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word),
  • нахождение новых слов в змейке (word snake),
  • вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word),
  • игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher).

Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. После многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с текстом.

В урочной деятельности, а так же при выполнении домашнего задания в работе с детьми с ОВЗ возможно строить обучение на активной основе, применяя метод проектов.

Используя целенаправленную деятельность учеников, с учётом их личной заинтересованности в этих знаниях можно получить в итоге реальный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игрового метода при обучени английского языка на начальном этапе.

Одна из основных задач учителя на начальном этапе обучения  детей английскому языку - это сделать так, чтобы ребёнок заинтересовался новым предметом и полюбил его.Использование игрового компонент...

игровые приемы как средство обучения английскому языку на начальном этапе

использование игровых приемов при обучении английскому языку в начальных классах...

проектный метод в обучении английскому языку в начальных классах

Руководство по ипользованию проектного метода при обучении английскому языку учащихся начальных классов....

Игровые методы в обучении английскому языку в начальной школе

Игровые методы в обучении английскому языкув начальной школе Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную ...

Игровые методы в обучении английскому языку в начальной школе

Статья посвящена игровым методам в обучении английскому языку в начальной школе...

Методы и приемы обучения английскому языку в контексте ФГОС

Новый образовательный стандарт предполагает, что главным содержанием образования становится развитие личности. Развитие личности в системе общего образования обеспечивает прежде всего формирование уни...