Экономические реформы Петра I.
методическая разработка по истории (4 класс) по теме

Христенко Алла Анатольевна

Конспект  урока по истории в 7 классе. Рассчитано на 2 занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  составила учитель МОУ СОШ №52

 города Уфы республики Башкортостан

Христенко Алла Анатольевна

Урок истории в 7 классе.

        (Литературная история).

Тема: Великая европейская держава. Реформы         Петра I в экономике. Абсолютизм Петра Великого. Петр Великий как литературный герой. ( слайд 1)

Цель: Дать знание и понимание понятию «Великая держава», кем и в какое время  и какими средствами была основана. Почему до сих пор история России делится на до петровскую и  петровскую. Ознакомить детей с великими преобразованиями в экономике  России XVIII века, введенными Петром Великим. Объяснить, что такое «абсолютизм» и почему этот термин связан с именем Петра I.

          Развивать умение  высказывать свои собственные мысли, опровержения, факты, основываясь на прочитанный текст учебника и дополнительные материалы, взятые из любых дополнительных источников ( Интернет, библиотека, собственные книги и т. д.). Развивать умение сопоставлять, сравнивать, находить общность и отличие в том или ином историческом периоде существования России ( в данном случае-период царствования Петра Великого). Развивать умение давать как положительные, так и отрицательные характеристики определенного человека( в данном случае Петру I), основывая свою позицию и опираясь на факты.

Раскрывая дела и мысли Петра Великого, научить детей постигнуть ту глубину чувств и великую любовь к своей Родине, которую испытывал сам царь и его помощники, вершившие вместе с ним историю России. Воспитывать сознание гордости за то, что ты русский, за то, что родился в России, за то, что ты живешь именно здесь, на этой земле под названием «Великая держава».

               

        Ход урока.

                                                    Петр Великий

«Знаю, что меня считают тираном… Это неправда: не знают всех обстоятельств. Я повелеваю подданными, повинующимся моим указам; эти указы содержат в себе пользу, а не вред государству. Надобно знать, как управлять народом. Английская вольность здесь неуместна, как к стене горох. Честный и разумный человек, усмотревший что-либо или придумавший что полезное, может говорить мне прямо без боязни… Невежество и упрямство всегда ополчались на меня с той поры, как задумал я ввести полезные перемены и исправить грубые нравы. Вот кто настоящие тираны, а не я». (Слова Петра I).  (Слайд№2).                                                                                               -Как думаете, о чем говорит Петр Великий и что имеет в виду говоря: «Надобно знать, как управлять народом».

(Проводится короткий обзор-повторение начала правления ПетраI и его первые преобразования).

Объяснение нового материала. (слайд 3)

- Таким образом, петровские реформы означали для России резкий поворот к восприятию достижений западной цивилизации.

        Ход и связь реформ.

- При первом взгляде на преобразовательную деятельность Петра она представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь, она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни.  Но ни одна часть не перестраивалась за раз, в одно время, и во всем своем составе; к каждой реформа подступала по нескольку раз, в разное время касаясь ее по частям. Изучая известный ряд преобразовательных мер, легко видеть, к чему они клонились, но трудно догадаться, почему они следовали именно в таком порядке. Видны цели реформы, но не всегда уловим ее план. Чтобы уловить этот план, надобно изучать реформу в связи с ее обстановкой. Самое решительное влияние на ход реформы оказалась война, длившаяся почти все царствование Петра, сначала с Турцией, потом со Швецией. (слайд 4, 5)

 И завершившаяся походом на Персию. Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы.  Преобразовательные меры Петра следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил страны. Военная реформа повлекла за собой два ряда мер, из коих одни направлены были к поддержанию регулярного строя преобразованной армии и новосозданного флота , другие – к обеспечению их содержания.  Меры того и другого рода или изменили положение и взаимные отношения сословий, или усиливали напряжение и производительность народного труда, как источника государственного дохода. Нововведения военные, социальные и экономические, требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем строе и составе. Потому об руку с этими нововведениями и частию даже впереди их шла постепенная перестройка управления, всей правительственной машины, как необходимое общее условие успешного проведения прочих реформ. (слайд 6)   

 

Другим      таким общим условием была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители, достаточно подготовленные к делу, обладающие нужными для того знаниями, и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающее его  сущность и цели. Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведениях общеобразовательных и профессиональных технических школ. По новому указу 1721 года, который назывался «Табель о рангах», окончательно отменялся древний обычай местничества. Службу следовало проходить постепенно, от низших чинов к высшим, причем продвижение зависело от личных заслуг, а не от родовитости. (слайд 7)

В последние годы жизни, собирая материалы о шведской войне, Петр I обдумывал план ее истории. В оставшихся после него заметках по этому делу читаем: «вписать в гисторию, что в сию войну сделано, каких когда распорядков земских и воинских и духовных, тако ж строение фортец, гаванов, флотов корабельного и галерного и мануфактур всяких». Значит, в историю войны  предполагалось ввести, как дела, тесно с нею связанные, меры для устройства не только военных сил, но и порядка земского и церковного, для развития промышленности и торговли.

Начиная  изучать историю царствования Петра Великого, мы просмотрели фильм Михаила Жарова «Петр Первый». Какие можете сделать выводы относительно преобразований? Какие изменения происходят в различных сферах жизни той эпохи, если сравнить Россию до петровских времен с Россией при жизни Петра. (Идет короткое обсуждение фильма, обращая особое внимание на эпизоды, где особо видны нововведения Петром в застойную жизнь той России. Как воспринимались эти нововведения его окружением, дворянским сословием и простым людом? Как на это реагировал сам Петр? В чем выражается абсолютизм его правления?)

Подводим итог сказанного. Реформы Петра I привели к развитию экономики, образованию новых сословий, росту числа их обязанностей и их зависимости от государства. Обратим особое внимание на экономические преобразования сделанные Петром. Северная война заставляла российского государя наладить производство различных видов оружия – от сабель до пушек. Изготовлять их удобнее было там, где имелись залежи железной руды. По указам Петра в разных районах страны стали появляться новые металлургические «заводы» (мануфактуры), из которых впоследствии выросли крупные современные промышленные города (Петрозаводск (1703), Липецкие Железные заводы (1709), город Пермь (1723), завод-город Екатеринбург (1721-1723)). Во второй половине правления Петра Россия уже не ввозила металл в страну, а продавала его за границу.                                                                     В 1704 г. в далеком Нерчинске, где были открыты богатые залежи серебряной руды, построен был первый сереброплавильный завод.

В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь. Только при жизни Петра I в Петербурге было построено 59 крупных и более

200 мелких судов. (слайд 8)

  Русский флот, набиравший силу, нуждался в парусине, а армия – в обмундировании. Эту и другую подобную продукцию выпускали парусно-полотняные, суконные и кожевенные мануфактуры. В 1725 г.  в России насчитывалось 25 одних только текстильных предприятий. А были еще и канатные, и пороховые мануфактуры, цементные, бумажные заводы и даже сахарный.

С 1711 г. при мануфактурах стали возникать ремесленные школы.

Реформы Петра I коснулись и сельского хозяйства. Так, указом 1721 г. крестьянам предписывалось во время жатвы пользоваться не серпами, а косами и граблями. В южных районах страны стали выращивать табак, виноград, фруктовые и тутовые деревья.

Государство обладало монополией на заготовку и сбыт хлеба, икры, соли, вина, мехов, льна, воска и других основных товаров и получало большие прибыли от торговли ими. Всячески поощрялось создание купеческих «кумпанств» и расширение торговых связей с заграницей. Центрами торговли были крупные города: Москва, Астрахань, Новгород и ярмарки: Макарьевская на Волге, Ирбитская в Сибире, Свенская на Украине. Развитие торговли повлекло за собой денежную реформу.  (слайд 9)

Как видите, преобразования коснулись всех сторон народной жизни. Как думаете, на кого легли основные тяготы петровских преобразований?

Основная масса населения – крестьяне- служила Петровским реформам источником налогов; из нее набиралась бесплатная рабочая сила и рекруты.

В начале Северной войны для обеспечения нужд регулярной армии, флота и заводов специальные «прибыльщики» придумывали новые дополнительные поборы. Крестьяне и посадские люди платили за наличие в хозяйстве бань, пчелиных ульев, рыбацких лодок и даже за похороны в дубовом гробу.

Бородовой знак для купцов стоил от 60 до 100 рублей, для посадских людей – 30 рублей. Проход в город в старорусском

кафтане стоил для всадника 2 рубля, а для пешего 40 копеек.

(слайд10)

В XVIIIв. Возникло много новых повинностей, которых не знало крестьянство XVIIв. К ним относятся массовые: мобилизация на строительство городов, крепостей и кораблей, рекрутская, постойная повинности.  Еще более обременительной, нежели ранее, стала подводная повинность (доставка войску повод, лошадей и сопровождавших телеги крестьян). Уклоняясь от тягот повинностей, крестьяне оставляли насиженные места и уходили от одного помещика к другому. А чаще они и вовсе бежали на окраины государства: на Дон, в Сибирь и на Север.

В 1718 году была начата подушная перепись населения, затем ревизия. В результате проведения ревизии и связанной с ней податной реформы в стране была введена паспортная система, которая облегчала государственным командам сыщиков борьбу с бегством крестьян.

В результате преобразований Петра I в России была создана абсолютная монархия. При этом одновременно и копировались западноевропейские обряды, и сохранялись некоторые русские государственные традиции.

Как понимаете слова – «абсолютизм» и «монархия»? Что получится, если эти два слова соединить? Какими действиями подтверждается абсолютизм правления Петра I? А что вы можете сказать о личности Петра, каков он, как человек? Какие преимущества и недостатки он имеет как простой смертный?

Это царствование, принесшее с собой преобразование во все части государственного устройства, представляет изумительный и единственный в истории пример беспрерывной деятельности государя. Такая деятельность и безотлагательное исполнение планов, быстро один за другим возникавших в гениальном воображении преобразователя, не могли по самой природе дел человеческих привести везде к удачным последствиям, не могли быть везде безукоризненными, но надобно сказать по справедливости, что преобразователь во всех действиях своих имел одну цель – как можно быстрее ввести его в среду народов европейских. (слайд 11) 

 Исполнить такое желание  в продолжение одного царствования нельзя было обыкновенными средствами, и поэтому Петр употреблял почти везде – необыкновенные. Как необыкновенны были его средства и способы, употребляемые для решения поставленных задач, так и сам Петр, как человек был необыкновенным. Необыкновенный царь, необыкновенный человек. Многие поэты посвятили ему свои стихи, и я в том числе. Хотя я не гениальна и не великая.

        

Посвящено Петру Великому.  

        Царь – человек,

Герой завоеватель.

Несокрушимого,

Крутого нрава.

Им создана        

Огромная страна -

Великая Российская держава.

        Великий человек,

Великий вождь.

Конечно, все вожди

Не безупречны.

Но только

Все деяния его

В истории останутся навечно.

Подведение итогов и задание на дом.

Прочитайте стихи великих поэтов. Подумайте, почему они восхищались этим Великим царем. Выскажите свои мысли письменно. А также свое отношение к личности Петра Великого. Хочу лишь добавить к словам, сказанным в начале урока самим Петром. В последние дни своей жизни Петр очень болел, но не сдавался. И вот, в октябре 1724 г. его организм испытал новое потрясение – император увидел в опасности бот с солдатами, севший на мель, и бросился сам на помощь к утопавшим. Он спас их, но зато сам так простудился, что проболел до января 1725 г. Простудившись повторно на обряде водоосвящения, 28 января Великого Петра не стало.

        Таким образом, подвиг самопожертвования для спасения нескольких человек прекратил дни великого государя, как бы в явное подтверждение того, что вся его жизнь была подвигом самопожертвования для счастия и славы народа его. (слайд 12)

АНТИОХ КАНТЕМИР

ПЕТРИАДА,

ИЛИ ОПИСАНИЕ СТИХОТВОРНОЕ СМЕРТИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО, ИМПЕРАТОРА ВСЕРОССИЙСКОГО

 

Плоды, суть оружия, свыкшегося в победах,

Земля тая, бывшая в долзе у соседах,

Подвластна, - на ней же Петр град новый сзидати

Когда начал, и свершил так, что устрашати

Прежде видом сей зачал, неж вести успели

Прийти в мир, что российцы в Ингрии засели.

СЕМЕН БОБРОВ

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ДЕНЬ СТОЛЕТИЯ

ОТ ОСНОВАНИЯ ГРАДА СВ.ПЕТРА… 

 

О Первый Петр! Во всем ты первый,

Хоть кратко факел твой светил…

Но , о премудрый основатель!

Одних ли сих творец ты стен?

Одних ли сих чудес ты здатель?

Народ тобою сотворен.

Народ – трофей в трофеях главный!

А ты - России всей творец.

О росс! Благословляй венец

Петровых стен столетья славный!…

 

А.С.ПУШКИН 

МЕДНЫЙ ВСАДНИК

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОВЕСТЬ

На берегу пустынных волн

Стоял ОН, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам -

И запируем на просторе. ..

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!

 

Использованная литература:

1. Д.Д.Данилов, Н.С.Павлова, В.А.Рогожкин, Российская история нового времени. XVI – XVIII века, 7 класс, Москва, «Баласс», 2003.

2. В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков, История Отечества с древних времен до наших дней, Москва, «ACADEMA»,2003.

3. Александра Ишимова, Сокращенная русская история, Москва, Издательства МАИ, 1993

4. В.О.Ключевский, Краткое пособие по русской истории, Москва, «Рассвет», 1992.



Подписи к слайдам:


Великая европейская держава. Реформы Петра I в экономике. Абсолютизм Петра Великого. Петр Великий как литературный герой.

Литературная история

Тиран или великий император

«Знаю, что меня считают тираном… Это неправда: не знают всех обстоятельств. Я повелеваю подданными, повинующимся моим указам; эти указы содержат в себе пользу, а не вред государству. Надобно знать, как управлять народом. Английская вольность здесь неуместна, как к стене горох. Честный и разумный человек, усмотревший что-либо или придумавший что полезное, может говорить мне прямо без боязни… Невежество и упрямство всегда ополчались на меня с той поры, как задумал я ввести полезные перемены и исправить грубые нравы. Вот кто настоящие тираны, а не я». (Слова Петра Великого).

Посвящено Петру Великому.
Царь – человек,
Герой завоеватель.
Несокрушимого,
Крутого нрава.
Им создана
Огромная страна -
Великая Российская держава.
Великий человек,
Великий вождь.
Конечно, все вожди
Не безупречны.
Но только
Все деяния его
В истории останутся навечно

Битва под Полтавой.

Антикварная книга: Петр Великий возвещает в С- Петербурге народу о заключении мира со Швецией, день 4 сентября 1721 года.

Флот Петра Первого


Линейный корабль
Балтийского флота
"Полтава"

58-пушечный корабль
"Гото Предестинация"
("Божье Предвидение").
(1700 ).

28-пушечный фрегат
"Штандарт".
1703 г.

Деньги при Петре Великом.

СЕМЕН БОБРОВ

ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ДЕНЬ СТОЛЕТИЯ

ОТ ОСНОВАНИЯ ГРАДА СВ.ПЕТРА…

О Первый Петр! Во всем ты первый,

Хоть кратко факел твой светил…

Но , о премудрый основатель!

Одних ли сих творец ты стен?

Одних ли сих чудес ты здатель?

Народ тобою сотворен.

Народ – трофей в трофеях главный!

А ты - России всей творец.

О росс! Благословляй венец

Петровых стен столетья славный!…

Презентацию составила
учитель МОУ СОШ №52 города Уфы республики Башкортостан
Христенко Алла Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Петр Великий и его реформы. Санкт-Петербург"

Ознакомление с личностью Петра Великого и достопримечательностями Санкт-Петербурга....

Материалы к уроку "Петр Великий и его реформы"

Карта-схема Петербурга, надписи, таблица реформ...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Петр 1. Реформы и преобразования в России."

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Петр 1. Реформы и преобразования в России."...

Урок окружающего мира в 4 Д классе : « Реформы Петра I»

Тема: Петр первый. Реформы в Российском государстве.Цель: формировать представление о Петре первом – первом императоре, его преобразованиях.Задача:1.Воспитывать интерес к истории Росси...

Самоанализ к проведённому уроку "Реформы Петра Великого"

Самоанализ  к открытому  уроку  "Реформы Петра Великого"....

Дидактические материалы к уроку окружающего мира в 4 классе по теме «Петр Первый. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту» (УМК «Планета знаний»)

Здесь представлены задания учащимся 4 класса для осуществления групповой работы на уроке окружающего мира по теме "Петр Первый. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке ...


 

Комментарии

Христенко Алла Анатольевна

Аннотация к уроку «Экономические преобразования Петра Великого».

 

 

       Петр Великий. Великий человек и велики его деяния.

Царь – человек,

Герой завоеватель.

Несокрушимого,

Крутого нрава.

Им создана

Огромная страна -

Великая Российская держава.


Великий человек,

Великий вождь.

Конечно, все вожди

Не безупречны.

Но только

Все деяния его

В истории останутся навечно.

 

 

      Если рассматривать Петра-человека, то судить можно двояко. Жестокий, не сдержанный, легок на расправу, и , в то же время – прост, трудолюбив, умен, настойчив, до самозабвения любит свою страну… Можно перечислять очень долго все его злодеяния и добродетели. И все же, все человечество преклоняется перед ним, как царем, перед его деяниями и наследием, оставленным нам, его потомкам.

Это царствование, принесшее с собою преобразование во все части государственного устройства, представляет изумительный и единственный в истории пример беспрерывной деятельности государя. Такая деятельность и безотлагательное исполнение планов, быстро один за другим возникавших в гениальном воображении преобразователя, не могли по самой природе дел человеческих привести везде к удачным последствиям, не могли быть везде безукоризненны, но надобно сказать по справедливости, что преобразователь во всех действиях своих имел одну цель – пользу народа своего и одно желание – как можно скорее ввести его в среду народов европейских. Исполнить такое желание в продолжение одного царствования нельзя было обыкновенными средствами, и поэтому Петр употреблял почти везде – необыкновенные.