Урок славянской письменности "Слово как милость" в начальной школе.
методическая разработка по истории по теме

Этот урок поможет узнать детям как появилась азбука на Руси, кто такие Кирилл и Мефодий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_slavyanskaya_pismennost.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 х. Киреевка

                               Просандеева Е.В.

Слово как милость

( Урок славянской письменности

для учащихся 2 класса)

Оформление: церковнославянский  алфавит (кириллица), буквицы, нарисованные и раскрашенные учащимися, рисунки.

Ход урока.

        Сегодня, 24 мая, совершается память преподобных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

           Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом бол-гарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.

Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагав свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.

А брат его святой Константин с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, за что получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при Черном море. Почти насильно он был возвращен в Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния.

Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.

Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.

В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: “Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...”.

Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

И в этот же день в России и других славянских странах проходит празднование Дня славянской письменности и культуры.

        Это праздник нашей родной речи, родного языка, нашей азбуки, всей письменной культуры. Это праздник и церковнослвянского, и русского языка.

Ученик:

Во тьме немотою томилась

Вселенная тысячи лет.

И слово явилось как милость

Душе, обретающей свет…

И русскому сердцу любезна

Бурлит, не смолкая на миг,

Его животворная бездна,

Его живоносный родник!

        Поэт назвал слово, русскую речь, русский язык живоносным родником.

Действительно, родная речь необходима нам, как воздух и вода.

Ученик:

        Соловьи в лесах отголосили,

        Дни мелькнут, да и в отлет пора.

        Улетайте!

        В мире есть Россия –

        У нее слова из серебра!

        Вон она идет в венке лиловом,

        Неподкупна, пламенна, чиста

        И перед каким-то вечным словом

        Тихо раскрываются уста.

                        Александр Прокофьев.

        В  церковнославянском языке много слов, которые вошли и в современный русский язык. Мы используем их тогда, когда хотим придать речи особую красоту и торжественность. Послушайте стихотворение Ярослава Смелякова и назовите церковнославянские слова, которые встречаются в нем.

        Старинный наш, высокий наш язык.

        Нет, не ресницы славлю я, но вежды.

        Не взгляд, но взор сестры моей

                                                       Надежды.

        И светлыми словами неустанно

        Уста и очи славлю у Светланы.

        Я славлю лебединые походки,

        Былинный очерк ваших губ и глаз.

        Я славлю вас, архангелогородки,

        И Русский Север, вырастивший вас.

        А сейчас проверим, как хорошо вы знаете церковнославянские слова.

(На ватмане – контур человеческой фигуры, части тела подписаны по-русски. Детям нужно найти табличку с соответствующими церковнославянскими словами: чело, вежды очи, ланиты, брада, уста, выя, рамена – и прикрепить их рядом с синонимичными русскими).

Великий русский поэт Сергей Есенин сказал: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «синее» что-то».

А живший в Архангельске поэт Анатолий Левушкин так написал об имени нашей Родины:

Ученик:

        За ясные зори, умытые росами,

        За русское поле с колосьями рослыми,

        За реки разливные в пламени синем

        Тебя по-славянски назвали Россией.

        Россия, Россия, раздолья, равнины.

        Березки босые, седые осины.

        Все дорого с детства, все памятно

                                                          с детства

        И все же не можешь никак наглядеться.

Ученик:

        Да, есть слова глухие,

        Они мне не родня,

        Но есть слова такие,

        Что посильней огня!

                Они других красивей –

                С могучей буквой «Р».

                Ну, например, Россия,

                Россия, например!

        Вот истина простая:

        Как будто кто-то вдруг

        Сберег и бросил стаю

        Из самых лучших букв.

                Наполненное светом,

                Оно горит огнем,

                И гимном слово это

                Гремит в стихе моем!

                        Александр Прокофьев.

        Какое еще слова – самые дорогие для нас, самые любимые?

Исполнение песни «Слово мама дорогое».

        А сейчас выполним несколько заданий:

1. Составьте из букв, которые вам даны, еще одно очень дорогое каждому русскому человеку слово – так, как оно писалось по-церковнославянски.

(Одна команда составляет слово МИРЪ (покой, тишина); другая – ОТЕЦЪ).

        Мы слышим во время богослужения как священник говорит: «Мир всем». Что это значит?

        Когда мы обращаемся к отцу на церковнославянском языке, то говорим «отче». К кому мы обращаемся в молитве «Отче наш»? Что это значит? (Господь – Отец наш Небесный.)

        Вспомним еще одно очень хорошее слово. Какое это слово, вы скажете сами, послушав стихотворение.

Ученик:

        Говор прадедов,

        Русский говор –

        прорастают слова

        сквозь горло.

                Как же вольно мне говорится:

                мама,

                хлебушек,

                и водица.

                        Николай Рубцов.

Ученик:

Положил в котомку сыр, печенье,

Положил для роскоши миндаль.

Хлеб не взял:

- Ведь это же мученье

Волочиться с ним в такую даль!

Все же бабка сунула краюху!

Все на свете зная наперед,

Так сказала:

- Слушайся старуху!

Хлеб, родимый, сам себе несет…

                          Татьяна Миронова

        А теперь выполним еще несколько заданий (играем двумя командами):

1. Одной группе даются карточки с изображениями буквы, другой – с их церковнославянскими названиями (имясловами). Задание – «найти пару».

2. Раздать буквы всем учащимся. Задание выстроится в алфавитном порядке («Живой алфавит»).

3. Найти пару: на карточках у одной группы – церковнославянские слова, у другой – их русский перевод.

Литература

Г.Г. Каминская, Н.С. Режабек Учебно-методическое пособие «Введение в церковнославянскую грамоту». Ростов – на – Дону.  2006г.

Детская страничка. Газета № 8 (416) апрель 2007 года

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс,четвёртая четверть. Урок-путешествие в королевство Задачи

Задачи урока:  1. Для учителя: показать, чему научены дети, каков уровень их знаний, умений и вычислительных навыков к концу 2-го класса;      для учащихся: показать...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"

Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...