Главные вкладки

    Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    Тишина Ирина Викторовна

    Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"

    Тишина Ирина Викторовнаучитель начальных классов

    МБОУ лицея №32 г.Орла

    Тип урока: обобщение изученного материала.

    Форма урокаурок - путешествие

    Программа:  УМК "Перспективная начальная школа"

    Учебник:  Окружающий мир 2-й класс, часть 2.

    Авторы: О.Н.Федотова, Г.В.Трофимова, С.А.Трофимов

     Цели:

    1. Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
    2. Развивать способности к размышлению, анализу, умению делать выводы.
    3. Познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.
    4. Воспитывать в детях потребность соблюдать правила гигиены, негативное отношение к вредным привычкам, способность вести здоровый образ жизни.
    5.  Формировать  мотивацию на здоровый образ жизни посредством рационального питания.

    Оборудование: 1) ИКТ - компьютер, проектор; экран, презентации детей, толковый словарь С.И.Ожегова, карточки с пословицами,

                                    2) полотенце, зубная паста и щетка, шампунь, мыло, мочалка, расческа, ложка, тарелка;

                                     3) слова-таблички для цветика: «Режим дня», «Движение – жизнь», «Личная гигиена», «Полезное питание», «Полезные привычки», «Закаливание», «Хорошее настроение».

                                   4) лупа, микроскоп

     

     

    Ход урока.

     I Подготовительная часть

        Слад2 (« Если хочешь быть здоров»)

     Здравствуйте! Позвольте начать наш урок этими словами. Мы говорим друг другу: здравствуйте, доброго вам здоровья.

    Здравствуйте! Здравие! Здорово! Здоровье!

    -Так что же такое здоровье? Давайте для начала  попробуем составить образ здорового человека. Здоровый человек – это человек,

    -редко болеет;

    -долго живёт;

    -счастливый;

    -закалённый;

    -трудолюбивый;

    -отзывчивый;

    -добрый;

    -питается здоровой пищей;

    -красивый;

    -весёлый;

    -крепкий;

    -стройный;

    -подтянутый;

    -ловкий;

    --любит физкультуру;

    -принимает витамины;

    -соблюдает правила дорожного движения;

    -делает зарядку;

    -не курит, не пьёт;

    -редко смотрит телевизор

    -не ест много сладкого;

    -не сидит долго за компьютером

    -2 раза в день чистит зубы

    -соблюдает режим дня;

    -ест лук, чеснок, мёд;

    -любит париться в бане.

     

    2) В толковом словаре  С.И.Ожегова говорится, что

    « Здоровье – правильная,  нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». 

    ИКТ     Слайд №3  со схемой « Здоровье»

    image

    - На схеме мы видим, как с научной точки зрения дается понятие “ здоровье”.

     Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знаёт не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»  А сам думает: "Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

    В наших руках наше здоровье.

     - Мы посадим цветок здоровья. ( На доске прикрепляю Горшок для цветка, стебель, листья, сердцевинку)

    - А что нужно делать для того, чтобы быть здоровыми?  За ответами на эти  вопросы мы отправимся в чудесный город Здоровейск.! Там живут необычные  жители. Я думаю, они помогут нам.

       Слайд № 4

     

    Хотите узнать на чем мы отправимся? (Да.) Тогда вам нужно отгадать загадку.

    Что за чудо это дом!

    Ребятишек много в нем.

    Носит обувь из резины

    И питается бензином.(Автобус.)

     Слайд №5

     

     ( Звучит мелодия песни « Мы едем, едем.»)

    II Основная часть

     

    1.Остановка «Секреты Успеваек».

        Слайд№6 

     

    - В этом городе живут «Успевайки». Почему они так себя называют?

    Да потому, что все успевают: и уроки приготовить, и в спортивной секции позаниматься, и с друзьями поиграть.

    Да ещё книгу почитать и по дому помочь. В чём секрет, как вы считаете?

        Слайд№7  Доктор Режим дня

    image

    Режим дня – это, прежде всего, рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.

        Слайд № 8

     

    Доктор « Режим дня» приготовил для вас испытание. Расставьте правильно перепутанные пункты.

    1.Подъём.

    2.Зарядка, умывание, уборка постели.

    3.Завтрак

    4.Дорога в школу

    5.Занятия в школе

    6. Дорога домой. Прогулка на свежем воздухе

    7.Обед, отдых, помощь по дому.

    8. Игры на воздухе. Посещение кружков, секций.

    9. Полдник.

    10. Приготовление уроков. Свободное время

    11.Ужин

    11.Личная гигиена. Подготовка ко сну.

     (Перепутать пункты,  дети расставляют правильно.)

    В школьные годы надо научиться беречь время.

    -    Ребята,  давайте поможем Наташе, подскажем ей, как же сделать так, чтобы быть всегда здоровым?

            МАМА:- Наташенька, вставай!
            НАТАША:- Сейчас!
            МАМА:- Уж день, взгляни в окно!
            Ведь ты задерживаешь нас, 
             Ведь ты не спишь давно.
            НАТАША:- Ну, мамочка, ну, чуточку,
             еще одну минуточку.
             МАМА:-Наташа, сядь к столу.
             НАТАША:- Сейчас!
             МАМА:-Ну сколько можно ждать?
           Твой чай уже в четвертый раз
            Пришлось подогревать.
            НАТАША:- Ну, мамочка, ну, чуточку,
             еще одну минуточку.
             МАМА:- Наташа, спать пора!
             НАТАША:- Сейчас!
             МАМА:- Сколько раз просить? 
            Ведь завтра утром снова не сможешь  глаз открыть.
            НАТАША:- Ну, мамочка, ну, чуточку,еще одну минуточку.

    - Подскажите, какое первое правило не соблюдает девочка? (нарушает режим дня)

     ВЫВОД: соблюдать режим дня.

    Приклеем 1 лепесток.

    2. Остановка «В гостях у Чистюлькина».

     

    Слайд № 9

    В городе Здоровейске все знают дом доктора Чистюлькина. Он всегда придёт на помощь и даст нужный совет. Давайте и мы познакомимся с ним.

    Он просит, чтобы вы сейчас превратились  в ученых. А чем они занимаются? (Исследуют, наблюдают, размышляют, делают выводы). Этим мы сейчас и займемся.

    Если руки ваши в ваксе,

    Если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам первый друг,

    Снимет грязь с лица и рук?

     

     

     Слайд №10

     

    - У  меня в руках стакан с водой. Можно ли считать бесцветную, прозрачную воду чистой? (Ответы детей).

    В прозрачной сырой воде много микробов. Они очень маленькие – гораздо меньше кончика иглы! Поэтому мы их и не видим. А вот если каплю некипячёной воды рассмотреть под микроскопом, то можно увидеть движущиеся  «шарики», «спиральки», «палочки». Микробы могут вызвать самые разные болезни. Но при кипячении воды они погибают. Какой вывод можно сделать? ( пить только кипячёную воду)

    Откройте учебники на странице 72. Рассмотрите рисунки.

    - Где ещё человека подстерегают микробы? Прочитайте (стр. 72)

    Микробы живут везде: В воздухе, в воде, в почве, на поверхности предметов, на коже человека…

     Возьмите в руки лупу и рассмотрите нашу кожу на руке.

    - Кожа дает прекрасную защиту от микробов. Они не могут проникнуть сквозь нее, если она здорова. Наша кожа покрыта мельчайшими отверстиями - порами. Одни из них впитывают кислород из воздуха и помогают нам дышать, другие выделяют жир, смягчающий кожу, третьи - пот, а вместе с ним и скапливающиеся в организме некоторые вредные вещества. Пыль и пот забивают мельчайшие поры нашей кожи. От этого кожа становится вялой. Она хуже очищает организм. 

     - Какой вывод для себя мы можем сделать? (За чистотой кожи надо следить)

    Слайд№11

    image

    А сейчас Лёша расскажет о своём проекте. ( Проект)

    Слайды№12-18

    image   image    image       image     image

                Чистота – друг опрятности, красоты и здоровья.

     Чистюлькин всегда пользуется правилами.

     А вы знаете какими. Перечислите.

     

    1.Постоянно следи за чистотой лица,рук,шеи.

    2.утром и вечером умывайся, чисти зубы.

    3.Всегда перед едой мой руки.

    4.Следи за своими волосами. Растрёпанные волосы – признак неряшливости.

    5.Содержи в порядке ногти.

    6.Всегда пользуйся носовым платком.

    7.Утром делай зарядку, проветривай комнату в течении дня.

     

    Всем детям известен «Мойдодыр»– защитник чистоты и здоровья. Он прислал вам загадки.

    Слайд№19-23

    imageimage        imageimage        

    Задания:

    Вафельное и полосатое,

    Гладкое и лохматое,

    Всегда под рукою –

    Что это такое? ( Полотенце)

     

    Хожу-брожу не по лесам,

    А по усам, по волосам,

    И зубы у меня длинней,

    Чем у волков и медведей. (Расчёска)

     

    Костяная спинка,

    Жестяная щетинка,

    С мятной пастой дружит,

    Нам усердно служит. (Щётка)

    -Посмотрите на предметы, которые прислал Мойдодыр. Какими из них должен пользоваться один человек, а какими может пользоваться вся семья?

    Работа в тетради стр.45.

    (зубная щетка, полотенце, носовой платок, расческа, мыло)

    - Молодцы. Я думаю, Мойдодыр будет доволен.

     

    ВЫВОД: Чистота и личная гигиена.

    Приклеем 2 лепесток

     

    3. Остановка «Движение – жизнь».

        Слайд №24 image

     - На воротах Здоровейска написано: «Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай.» Это слова Древнегреческого мудреца.

    - Правильна ли, по вашему мнению эта пословица? ( Да.)

    - Как бег, движение помогают быть сильным? (Если человек двигается. Значит у него крепкие мышцы, т.е. он сильный.)

    - А как движение помогает быть красивым? (Если человек двигается, то он дышит свежим воздухом, у него румяное лицо, он не бледный, он не толстеет.)

    - А как ум зависит от бега, от движения?.(Если часто быть на воздухе голова будет хорошо работать.)

    - Ну а если человек красив, силен и умен, то о нем говорят, что но … здоров.

     Вот мы и нашли  секрет здоровья.

    Слайд № 25

    image

    Чтобы быть здоровым нужно двигаться.

    Хорошо, когда человек с детства дружит с физкультурой.

    Это оградит его в будущем от болезней и преждевременной старости.

     Но в последнее время люди двигаются все меньше. И наступает, как говорят ученые, мышечный голод. А но опасен для человека так же как и недостаток кислорода. Чтобы быть здоровыми школьники должны активно двигаться не меньше 1,5 часа в день.

    Слайд №26 image

     

    Я представляю вам следующего доктора – Доктор Физкультурник.

    В городе Здоровейске живут по правилам движения, давайте с ними познакомимся:

     (на столах текст, дети по очереди читают)

    1. Утренняя зарядка обязательна, её проводят 10 - 12минут. Она должна быть энергичной.

    2.Дорога в школу – прогулка пешком, даже если это несколько остановок на транспорте.

    3. Гимнастика до начала занятий поможет лучше заниматься во время урока.

    4.Физкультминутка на уроке даёт отдохнуть голове, пальцам,

    спине – это всего лишь два-три упражнения и занимает 2-3минуты.

    5. На перемене необходимы подвижные игры и физические упражнения:

    прыжки со скакалкой, общие игры «Ручеёк», «Третий лишний» и др.

    6. На уроках физкультуры будьте активны, постарайтесь запомнить упражнения,

    некоторые из них потом включите в свою зарядку.

    7.Участвуйте в разных спортивных секциях, катайтесь на коньках, на лыжах,

    ходите в походы, побольше двигайтесь во время прогулок около дома, в группе продлённого дня.

     Чтение стихотворения подготовленными детьм

            Если хочешь быть здоров 
           Позабудь про докторов,
           Ты возьми гантели в руки,
           Не считай, что это муки.

    И  побольше закаляйся,
           Смейся, спортом занимайся.

    Научись болеть за спорт,
           Будь здоровым целый год.

     

     Поезжай в страну Здоровья,
           Отдыхай  сколько угодно. 
        Но не забывай про труд,
            А то мышцы отомрут.

    Упорно закаляйся,

    Спортом занимайся.
            И не будешь ты болеть,   
    Станешь сильным, как медведь.

     А сейчас подвигаемся и мы. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    Физминутка.

    Рано утром все проснулись,

    Хорошенько потянулись.

    Спинки дружно все прогнули –

    Вот и мышцы отдохнули.

    Повернулись вправо, влево-

    Стало гибким наше тело.

    Носом воздух мы вдыхаем

    И на месте пошагаем.

    Мы размялись хорошо.

    Завтра повторим еще.

    Ты мой друг, и я твой друг-

    Встанем все в большущий круг,

    Всем здоровья пожелаем

    Сядем тихо, продолжаем.

     

    ВЫВОД: движенье-жизнь

    Приклеем третий лепесток.

     

    4. Остановка «Станем  неболейками».

    Слайд №27

     

    Доктор  « Закаляйся»

    Слайд №28

     

    image

     

    Какие формы закаливания вы знаете?

    Ну-ка, кто из Вас ответит:

    Не огонь, а больно жжет,

    Не фонарь, а ярко светит,

    И не пекарь, а печёт.

     

    Чего в комнате не увидишь,

    А жить без него не можешь?

     

    Если руки ваши в ваксе,

    Если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам первый друг,

    Снимет грязь с лица и рук?

    Солнце, воздух и вода.

    Слайд №29-31

     

    imageimage  image 

     

    Как вы предполагаете, кто такие “ моржи”?

     - Что вы о них знаете?

     

    Слайд №32

     

    image

    Кто же они, эти люди? Возраст их от 25-85 лет, люди разных профессий, но их объединяет единое желание – быть здоровыми.

    Закаливание не просто укрепляет организм, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ, повышая тонус центральной нервной системы, оно действительно укрепляет иммунитет.

    - Конечно, очень важно закаляться правильно - постепенно, чтобы не нанести вред своему здоровью

    Слайд №33

    image

    ВЫВОД: закаляйся .

    Приклеем 4 лепесток.

     

    1. Остановка «Весёлые поварята».

    Слайд №34

    image

     

    - Продолжаем нашу экскурсию. Наша следующая остановка « Веселые поварята.»

    - Мы поговорим о еде. Нашему организму необходимы различные витамины. А эти витамины мы получаем с едой. Особенно необходимы витамины для детей. Не всякая еда полезна для школьников. Веселые поварята приготовили для вас игру «Выбери полезное». Я буду называть продукт, если он полезный, нужный организму, вы делаете 2 прыжка, а если продукт не является полезным, вы приседаете.

    ( Игра « Выбери полезное»   Яблоко, торт, огурцы, рыба, карамель, морковь, чупа – чупс,  каша,  винегрет, мармелад, сыр, молоко, жвачка, лимонад, шоколад, лук, булочки, чипсы, суп)

     

    Слайд №35

    image

    – Сколько раз в день должен питаться младший школьник? ( 4–5 раз)

    Как надо есть  пищу?

     – Есть надо не спеша, хорошо пережевывая пищу и не заниматься посторонними делами.

     Вы, молодцы, хорошо запомнили полезные продукты питания, значит  будете здоровыми.

     Как называется наш следующий лепесток? (Правильное питание)

     

    ВЫВОД: правильное  питание.

    Приклеем 5 лепесток

     

     В старину говорили: «Щи да каша – пища наша». Действительно каши играют важную роль в развитии ребёнка и питании взрослого человека, потому что они богаты важными витаминами и микроэлементами.

     Проведём загадочный конкурс о кашах.

     1.Конкурс «Русская каша – сила наша».

    Отгадай: что это за каша?

     Белые зёрнышки во рту тают,

     О Китае вспоминают.

    Рис.

     Её любят маленькие дети,

    Самая вкусная каша на свете.

    Манная.

     Мелкие зёрнышки

    Напоминают солнышко.

    Жёлто в горшке,

    Сытно в брюшке.

    Пшено.

     Эта каша витаминов полна

    Хоть на вид она черна.

    Гречневая.

    Полезно – не всегда вкусно,

    Вкусно – не всегда полезно.

     Вита – это жизнь. А жизнь и здоровье всегда рядом. Одним из составляющих здорового образа жизни является рациональное питание, а важнейшим, жизненно необходимым компонентом здорового питания являются витамины. Особенно человек нуждается в них зимой.

     

    6. Остановка «Почему нельзя?»

    Слайд №36

    image

    -Каждый человек способен привыкать к каким – либо действиям, ощущениям. Кто – то привыкает рано ложится спать, кто – то поздно.

    -Что вырабатывается у человека? (привычки)

    -Как называются  те привычки, которые помогают беречь здоровье? (полезные)

    А  привычки, которые вредят здоровью? ( вредные)

     

    Игра « Вылечи дерево»

     

    (Дети отрывают листик, читают привычки и полезные крепят к красному шару, а вредные к синему).

    * курение

    *потребления алкоголя

    *наркотики

    *утренняя зарядка

    *рано ложиться спать

    *поздно ложиться спать

    *грызть ногти

    *чистить зубы перед сном

    *прогуливаться перед сном

    *всегда перед едой мыть руки

     

    Полезные привычки необходимо приобретать, а с вредными бороться. Какой шарик вы бы себе выбрали?

     

    ВЫВОД: Полезные привычки.

    Приклеем 6 лепесток.

     

    7.Остановка «Улица хорошего настроения».

    Слайд №37

     

    image

    -Наше путешествие подходит к концу. Это последняя остановка. Мы сегодня много узнали о секретах здоровья и сами можем стать жителями этого прекрасного города, стать «неболейками», «успевайками». Жители города Здоровейска хотят пригласить вас прогуляться  по улице Хорошего настроения.

    Жители города Здоровейска стараются никогда не унывать, помогать друг другу и приносить радость окружающим.

    - А зачем человеку хорошее настроение? Каким образом его можно создать?

    -Прежде всего, положительные  эмоции нужно получать в семейном кругу.

    *походы в кино

    *отдых на природе

    *говорить добрые, ласковые слова

    *смотреть больше детских передач, а не боевиков и ужастиков.

    *превратить свою комнату в комнату хорошего настроения.

    - У вас на столах картинки с изображением весёлого и грустного человечков.

    -Сейчас мы узнаем, какое у вас настроение. (Дети поднимают вверх карточки).

    -А сейчас попробуем улучшить его.

     Ребята приготовили частушки. Давайте послушаем.

     

     

    Почему – то в классе мел

    Быстро исчезает

    Это Петькин организм

    Кальций поглощает.

    Все полянки и кусты

    Мы в лесу облазили

    Витамины все, что есть,

    Запасли мы на зиму.

     Чтоб гордиться мне фигурой,

    Занимаюсь физкультурой.

    Упражнения и бег

    Гарантируют успех!

     Помни истину простую –

    Лучше видит только тот,

    Кто жуёт морковь сырую

    Или сок морковный пьёт.

     От простуды и ангины

    Помогают апельсины,

    Ну, а лучше съесть лимон,

    Хоть и очень кислый он.

    Пейте, дети, молоко,

    Ведь учиться нелегко!

    Для образования

    Нужно мозгам питание.

     Утром рано, без обмана,

    Ем тарелку каши манной,

    Ведь  «пятёрочку» никак

    Не получишь натощак

     

    Давайте проверим, улучшилось ваше настроение, или нет. Ещё раз попрошу вас сделать свой выбор. Какой человечек в ваших руках. Давайте посмотрим.

     

    - Я желаю, чтобы всегда у вас было хорошее настроение, больше улыбайтесь друг другу, смейтесь. Ведь не зря говорят «Смех продолжает жизнь»

     

    ВЫВОД: хорошее настроение.

    Приклеем 7 лепесток

     

    III Заключительная часть.

     

    1.Посмотрите ребята, мы с вами сегодня вырастили « Цветок здоровья»

    На прощание Чистюлькин  с ребятами хочет дать вам совет.

    Я желаю вам, ребята,

    Быть здоровыми всегда.

    Но добиться результата

     Невозможно без труда.

     

    Всем известно, Всем понятно,
    Что здоровым быть приятно.

    Только надо знать,
    Как здоровым стать.

     

    Чтобы быть всегда здоровым,
    Надо спортом заниматься,
    Умываться, закаляться,
    И почаще улыбаться.

     

    Постарайтесь не лениться - 
    Каждый раз перед едой,
    Прежде чем за стол садиться,
    Руки вымойте водой.

     

    И зарядкой занимайтесь
    Ежедневно по утрам.
    И, конечно, закаляйтесь -
    Это так поможет вам!

     

    Свежим воздухом дышите,
    По возможности всегда,
    На прогулки в лес ходите,
    Он вам силы даст, друзья!

    Слайд №38

    image

     

      2. Рефлексия «Всё в твоих руках»

    На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчик в соответствующие цвета. Если какая – позиция вас не заинтересовала – не красьте.

     

    Большой – красным – для меня тема была интересной и важной.

    Указательный – жёлтым – узнал много нового.

    Средний – зелёным – я постараюсь выполнять все советы, чтобы быть здоровым

    Безымянный – синим – мне было неинтересно, эта тема для меня не важная.

    Мизинец – фиолетовым – обязательно расскажу родителям, как беречь здоровье.

     

     Заключение.

     Вот и подошло к концу наше путешествие.

    Продолжительность жизни измеряется годами, а её качество – здоровьем.

     Быть здоровым – желание любого человека. Это желание исполнится, если человек будет соблюдать все правила, о которых мы рассказали.

     Желаю вам счастья, отличных отметок,  и  крепкого здоровья, бодрости и хорошего настроения.

    Будет здоровье и всё в жизни сложится просто замечательно!

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира "Если хочешь быть здоров"

    Разработка урока-путешествия по окружающему  миру в 3 классе по теме "Если хочешь быть здоров"...

    Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».

    Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...

    Урок окружающего мира "Если хочешь быть здоров"

    Урок окружающего мира "Если хочешь быть здоров"...

    Презентация к уроку окружающего мира "Если хочешь быть здоров"

    Презентация к уроку окружающего мира "Если хочешь быть здоров"...

    Занятие по предмету «Чтение». 2 класс. Коррекционная школа Тема: Обобщение к разделу «Мир животных». Урок обобщения изученного материала.

    Вашему вниманию представлено индивидуальное занятие по чтению на дому с обучающимся 2го класса коррекционной школы, имеющим такие сложные сочетанные дефекты развития, как детский церебральный паралич,...

    Урок окружающего мира “Если хочешь быть здоров”.

    Цель урока: Формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на ...

    Проблемный урок окружающего мира Если хочешь быть здоров. 2 класс УМК "Школа России"

    В результате усвоения темы у ребят формируется  представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; учащиеся учатся выделять признаки здорового состояния человека; знакомя...