Познавательное клубное занятие "Соседи моей страны"
план-конспект занятия по истории (4 класс) на тему

Тугушева Марина Александровна

Это познавательное занятие  даёт возможность учащимся познакомится с историей и географией Украины и Белоруссии, способствует развитию интереса  к истории и культуре этих стран, - стимулирует  проявление дружелюбия, терпимости, уважения к народам, проживающим в соседних государствах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»

«Соседи моей страны»

(открытое клубное занятие, проведённое в 4 «б» классе)

                                                    Провела : Тугушева М.А.

-2010-

Цель:

- дать возможность учащимся познакомится с историей и географией государств-соседей России;

- способствовать развитию интереса учащихся к истории и культуре стран-соседей России;

- стимулировать проявления дружелюбия, терпимости, уважения к народам, проживающим в соседних государствах.

Оборудование:

рисунок камня с надписью, карты Украины и Белоруссии, «дерево» дружбы, цветная бумага, клей, скрепки.

Ход занятия

Учитель. Наше клубное занятие мне хочется начать словами великого дагестанского поэта, жившего в XX веке, который сказал мудрые и добрые слова. (Читает эпиграф, записанный на доске.)

Мне все народы очень нравятся.

И трижды будет проклят тот,

Кто вздумает, кто попытается

Чернить какой-нибудь народ.

                  (Р. Гамзатов)

- Скажите, ребята, может ли человек прожить без соседей?

- Какую помощь могут оказать соседи?

- Можете ли вы привести примеры дружбы ваших семей с вашими соседями?

- Знаете ли вы имена своих соседей, тех, кто живет  рядом с вашим домом?

- Может ли любая страна прожить без стран-соседей?

- Что дает любой стране дружба с соседними странами?

- Должен ли человек, большой или маленький, владеть информацией о странах - соседях своей страны?

- Для чего ему это нужно?

- Вы правы, ребята, для того чтобы люди могли открыто и честно общаться друг с другом, они должны знать, кто живет рядом с ними, кто придет им на помощь в трудную минуту, кто будет радоваться их успехам. И сегодня мы с вами ближе познакомимся со странами - соседями России.

Наше занятие будет проходить в необычной форме. Мы с вами отправимся в  виртуальное путешествие  к ближайшим соседям России – Белоруссию и Украину.

А пока мы стоим на распутье (показывает на рисунок камня с надписью и читает) «Налево пойдёшь – Украина, направо пойдёшь – Белоруссия. Давайте с вами мы пойдем сначала направо  – в государство Беларусь.

(Звучит белорусская песня.)

(Выходит девочка в белорусском  головном уборе).

Ученица.         Ты - адрес нестареющей любви.

                               И я постигнуть заново стремлюсь,

                               Как, воплотив достоинства твои,

                              Возникло в мире имя - Беларусь.

                            Вообразим желанье двух сердец,

                                Дочерней чистоте названье дать.

                              - О, белая моя! – сказал отец.

                              - О, русая моя! – сказала мать.

Учитель: Так возникло государство под названием Беларусь. Вы хотите знать, какая она, эта страна сегодня? Тогда слушайте!

( Презентация о Белоруссии).

Слова учителя по ходу презентации:

  1. Мирский замок - древний замок он был построен для защиты белорусов от врагов. Замок расположен у реки Мирянки, а у подножия замка – город Мир.
  2. Гродно – город королевских замков.  Это театр в Гродно сделан  в форме короны великого князя Стефана Батория.
  3. Витебск – город богатырей. Это уголок старого Витебска.
  4. История станы. Раньше много лет назад Белоруссия и Россия были одним государством под названием СССР. 22 июня 1941 года немцы начали войну против СССР и первой удар фашистов приняла Белоруссия. Военных памятных мест в Белоруссии много. Вот одно из них – Брестская крепость.
  5. Хатынь – ни на одной карте мы сегодня не найдём этой белорусской деревушки. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года. Фашисты ворвались в деревню, согнали всех людей в колхозный сарай и подожгли. 149 жителей деревни сгорели заживо. Чудом остался жив лишь кузнец Иосиф Каминский. Вот единственная скульптура на месте этой деревни «Непокорённый человек»  с мёртвым сыном на руках. Хатынь – это символ трагедии белорусского народа.
  6. 9 мая 1010 года будет ровно 65лет как закончилась война. Мы должны помнить о ней, чтобы не повторять ошибок прошлого. И помнить о том, что благодаря дружбе народов мы смогли победить коварного врага.  

Учитель: Побывали мы в Белоруссии и вернулись к камню. Налево пойдёшь – перед тобой откроет двери гостеприимная Украина. Пойдём мы с вами налево – в государство Украина.

Физминутка. Направо пойдёшь – Белоруссия,

                            Налево пойдёшь – Украина
                           Прямо пойдёшь в Россию придёшь.

(Звучит украинский гопак.)

(Выходит девочка в украинском  головном уборе).

Ученик 1. Родная украинская земля!

                   С твоею красотой мы встрече рады,

                   И лучше нет для нас награды,

                   Чем знать, что счастлива ты и светла.

Чёрное море, Азовское море – это моря, которые нам хорошо известны.

Мы любим фрукты и овощи с Украины, которые всегда в изобилии на нашем столе!

Здравствуй, Украина! Мы ведём о тебе репортаж!

(Выходит группа ребят, представляющих Украину.)

(Учащиеся выступают по очереди по ходу презентации.)

  1. Государственный флаг - желто-голубой.
  2. Территория страны составляет 603 тысячи 700 квадратных километров.
  3. Государственный язык - украинский.
  4. Климат - теплый и влажный.
  5. Население составляет 50,4 миллиона жителей, четвертая часть жителей - украинцы, на Украине живет много русских людей и представителей других народов: белорусы, молдаване, болгары, евреи.
  1. Денежная единица - украинская гривна.
  2. Президент - Виктор Андреевич Ющенко.
  3. Достопримечательности страны. Самой главной достопримечательностью Украины является Киевский Софийский собор, построенный в XI веке.
  4. Символами Украины являются древняя река Днепр, а также знаменитые украинские кушанья - борщ и вареники.
  5. Столица Украины - город Киев, который существует с IX века.

 Учитель: Здесь на Украине мы встретили бабушку-сказительницу. Она расскажет нам легенду об основании города Киева.

(Выходит девочка в платочке и рассказывает легенду).

 Девочка: Давным-давно, в далёкие времена жили – были добры молодцы – могучие богатыри  и девицы – красавицы. Умели они терема рубить, холсты ткать, и Родину от врага защищать. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев, а не Москва как сейчас.

И основали этот город три брата Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь.

В честь старшего брата назван город Киевом.

И стоит у реки Днепр памятник трём братьям и сестре.

Учитель: Вот вернулись мы с вами обратно к камню, побывав на Украине и в Белоруссии. А теперь, давайте вспомним о России.

(Звучит русская музыка, выходит девочка в русском головном уборе).

Ученица. Оглянись на предков наших,

                  На героев прошлых дней,

                  Вспоминай их добрым словом.

                  Слава им, борцам суровым!

                  Слава русской стороне!

                  Умный сильный наш народ

                  Свою землю бережёт.

                 А преданья старины

                 Забывать мы не должны!

 Наша Родина – Россия – большая великая страна, долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, тёплые края и холодные – это наша страна, наша Родина.

Учитель.  Мне хотелось бы узнать, насколько хорошо вы знаете  свою страну - Россию, и я предлагаю ответить на вопросы викторины.

Я прошу вас быть внимательными, поднимать руку тогда, когда вы услышите вопрос.

Вопросы викторины «Моя страна - Россия» и демонстрация презентации.

  1. Какого цвета флаг России? (Российский флаг состоит из одинаковых по размеру полос белого, синего и красного цвета.)

       2.Как называется денежная единица России? (Денежная единица России называется рубль.)       

       3. Как зовут президента России? (Дмитрий Анатольевич Медведев.)

      4. Какой язык считается в России государственным языком? (Русский язык - государственный язык России?)

       5. Какой город раньше был столицей России? (Столицей России раньше был Санкт-Петербург?)

       6. Какой город является современной столицей России? (Современной столицей России является город Москва.)

      7. Что является главной достопримечательностью и символом Москвы? (Главной достопримечательностью и символом Москвы является Московский Кремль.)

      8. Какое название носит главный храм России? (Главный храм России носит название храм Христа Спасителя.)

     9. Назовите праздник проводов русской зимы. (Масленица).

    10. Как называется главная площадь в Москве? (Красная площадь).

(Подведение итогов викторины).

Учитель. Маленькой частью большой России является наша Республика Мордовия (показывает на карте).

- Кто является президентом республики Мордовия? (Николай Иванович Меркушкин).

- Назовите столицу Республики Мордовия. (Саранск). Молодцы!

Вся Россия сложена из таких маленьких республик. Чем дружнее мы будем жить, тем крепче будет матушка Россия. В 2012 году наша Мордовия отмечает праздник – тысячелетие единения с Россией. В Саранске есть памятник «Навеки вместе»! (демонстрация слайда).

(Учитель рассказывает об истории вхождения мордвы в состав Русского государства).

Учитель.  Спасибо, ребята! Сегодня мы проделали большую работу - познакомились с соседями России. Назовите мне их.  (Белоруссия, Украина).

Чтобы помнить и не забывать наших соседей, давайте мы с вами сделаем из цветной бумаги флажки Украины, Белоруссии.

(Учащиеся выполняют работу по рядам: 1 ряд – флаг Белоруссии, 2 ряд –  Украины).

(Выставка работ выполняется на «дереве» дружбы).

Учитель. Мы – дети солнца. Все мы живём под одним большим солнцем. А чтобы оно светило ярче, мы должны помогать друг другу и радоваться успехам друзей. Должны жить в мире, дружбе и согласии.

Исполнение песни «Дети солнца».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 1 классе "Я и Конституция моей страны"

: Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами....

социальный проект "Я и Конституция моей страны"

в работе описывается проведение проекта социальной направленности "Я и Конституция моей страны"...

Исследовательская работа обучающегося "История моего города в истории моей страны"

Данная исследовательская работа знакомит с историей города Ртищево....

Клубный час "Ягодная страна" для проведения в группе продлённого дня

Клубный час "Ягодная страна" для работы в группе продлённого дня. Используются интересные стихи известных и малоизвестных поэтов....

Методическая разработка по организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Клубный час "По стране Правознайки"

Цель: Познакомить с основным законом – Конституцией России; дать представление о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формиро...

Проектно-исследовательская работа«Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович»

laquo;Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович »"Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Вас...