Урок истории "Великая война и Великая победа" в 4 классе
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Бороздина Елена Петровна

Цель: изучить события Великой Отечественной войны.

Задачи:

образовательные – охарактеризовать основные этапы и события Великой Отечественной войны.

развивающие -  продолжить работу по формированию умений учащихся работать с картой, анализировать прочитанное, выделяя главное и второстепенное, делать собственные выводы и обосновывать свою точку зрения.

воспитательные – формировать  патриотическое сознание учащихся, чувство любви и уважения к истории родной страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_4_klasse.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Бороздина Елена Петровна учитель начальных классов МБОУ СОШ №1

                        города Морозовска Ростовской области

                                     урок истории в 4 классе

Тема: Великая война и Великая победа

Цель: изучить события Великой Отечественной войны.

Задачи:

образовательные – охарактеризовать основные этапы и события Великой Отечественной войны.

развивающие -  продолжить работу по формированию умений учащихся работать с картой, анализировать прочитанное, выделяя главное и второстепенное, делать собственные выводы и обосновывать свою точку зрения.

воспитательные – формировать  патриотическое сознание учащихся, чувство любви и уважения к истории родной страны.

                                                Ход урока:

I Организационный момент (2-3 мин.)

II Основная часть урока

Учитель: XX век – он страшный век

                Трагедиями обозначен.

- Может вы, ребята, знаете, о каких трагедиях я говорю?

Ученики: В XX веке были две мировые войны.

Учитель:- Сегодня на уроке мы будем говорить о Великой Отечественной войне, как части Второй Мировой войны.

Великая Отечественная война – это война, в которой воевали Советский Союз, так называлась наша страна, и Фашистская Германия.

-1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. Фашистская Германия ставит целью захватить Европу (карта). Ей это удалось.

- 22 июня 1941 года Германия обрушила свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге (карта).

- Много героических страниц вписано в летопись Великой Отечественной войны. И 1-ая страница – Битва за Москву (карта).

Работа с учебником.

Учитель:- Откройте учебники на с.142, прочитайте (выделяем главное)

- Когда враг подошел к Москве?

Ученики:- В конце октября 1941г. враг подошел к Москве.

Учитель:- Почему не допустить врага к Москве было очень важно?

Ученики:- Потому что Москва – главный город в стране, столица нашей родины и допустить, чтобы его захватили фашисты,  было невозможно.

Учитель:- Когда советская армия перешла в наступление?

Ученики:- В начале 1942 года.

Учитель:- В каком предложении заключена основная мысль текста, прочитанного вами?

Ученики:- Победа под Москвой воодушевила советских людей.

Учитель:- Враг стремительно продвигался вглубь советской территории. В сентябре 1941 года фашисты окружили Ленинград (карта). Началась блокада города, которая длилась 900 дней и ночей. Практически всю войну город Ленинград находился в кольце вражеских войск.

- Сейчас ребята расскажут нам о тяжелых днях блокады.

1 Ученик:

- Блокада принесла ленинградцам тяжелейшие испытания. Зимой 1941 – 1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными  картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.

2 Ученик:

- Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная дорога- по Ладожскому озеру, но и этот путь был малонадежным. Требовалось любой ценой уберечь его от вражеских ударов. Наступил ноябрь-  Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов. Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всем озере, но были не в силах ускорить его нарастание.

3 Ученик:

- Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введен норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:

             - Рабочим – 250 граммов хлеба в сутки;

             - Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет – 125 граммов;

             - Личному составу военизированной охраны, пожарных команд,                                                                                                                                                                                                                   истребительных отрядов, ремесленных училищ – 300 граммов;

             - Войскам первой линии – 500 граммов.

При этом до 50% хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.

Учитель:- Когда началась блокада Ленинграда?

Ученики:- В сентябре 1941 года.

Учитель:- Сколько она длилась?

Ученики:- 900 дней и 900 ночей.

Учитель:- Ребята, каждый год 27 января жители  Санкт – Петербурга отмечают годовщину со дня снятия блокады.

- Следующая страница в героической летописи Великой Отечественной войны – Сталинградская битва.

- Ребята, какой город раньше называли Сталинградом?

Ученики:- Волгоград (карта).

Работа с учебником.

Учитель:- с.143, второй абзац. Прочитайте

- Когда начались ожесточенные бои за Сталинград?

Ученики:- Летом 1942 года.

Учитель:- Сколько месяцев продолжались уличные бои?

Ученики:- Около двух месяцев продолжались бои на улицах города.

Учитель:- Когда началось наступление советских войск в районе Сталинграда?

Ученики:- Наступление началось в ноябре 1942 года.

Учитель:- Когда немецкие войска были окружены?

Ученики:- Немецкие войска были окружены и сдались в плен в начале февраля 1943 г.

Учитель:- На с.143 помещена фотография, на которой запечатлен фрагмент уличного боя в Сталинграде. Рассмотрите ее внимательно и составьте небольшой рассказ о том, как проходили бои в Сталинграде (работа в парах).

Учитель:- Летом 1943 разгорелось сражение под Курском (карта). Ставка немецкого главнокомандования решила устроить Советской армии второй Сталинград. В район Белгорода (карта) они начали стягивать большое количество военной техники: танки, самолеты, самоходы.

Ученик (продолжает):- 12 июля 1943 года в районе деревни Прохоровки (карта) развернулось крупнейшее танковое сражение. С обеих сторон участвовало 1200 танков. До самого вечера на поле боя не смолкал гул моторов и лязг гусениц. Рвались снаряды, горели сотни танков и самоходов.

Учитель:- 5 августа 1943 года русская армия перешла в контрнаступление и освободила города Орел и Белгород (карта).

- В этот же день Москва салютовала артиллерийскими залпами в честь освобождения этих городов. С этого времени такие салюты стали традицией. Ими отмечали каждые новые успехи нашей армии.

- Победа под Курском стала началом крупного наступления Советской армии. А уже в 1944 году территория нашей страны была полностью освобождена от захватчиков. Война вышла за границы Советского союза. Советская армия освободила страны Европы (карта).

                                Звучит песня «День Победы»

            (композитор Давид Тухманов; поэт Владимир Харитонов)

Учитель: - Ребята, какому празднику посвящена эта песня?

Ученики:- Дню Победы.

Учитель:- А когда мы празднуем День Победы?

Ученики:- 9 Мая.

Учитель:- Верно. Именно 9 мая был подписан документ о полном поражении Фашистской Германии. Этот день стал самым счастливым и долгожданным для каждого советского человека.

III Итог урока

Учитель:- В начале урока мы с вами говорили о том, что XX век – век страшных трагедий – двух мировых войн, но это и век счастливый: не стало фашизма, люди обрели мирное небо над головой.

IV Домашнее задание

Учитель:- Ребята, дома прочитайте текст учебника на с.140-146 и заполните таблицу, вписывая даты и события.

Битва за

Москву

Блокада

Ленинграда

Сталинградская

битва

Курская

битва

Взятие

Берлина

- И прежде чем закончить наш урок, мне бы хотелось спросить у вас: что вы хотите пожелать себе, мне, нашим гостям?

Ученики:

- Чтобы никогда не было войны!

- Чтобы над головой всегда было мирное небо!

- Чтобы люди уважали и любили друг друга!

- Счастья и здоровья всем нам!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа"

Урок окружающего мира был проведён в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа", форма урока- заседание клуба " Поиск Истины" Урок представлен с методическим обоснованием. Использование ИКТ ...

урок окружающего мира "Великая война и великая Победа" 4 класс, УМК «Школа России»

Представленный  урок позволяет  решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия....

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа

Урок окружающего мира в 4 классе.Тема урока: Великая война и Великая Победа.Цели1.     Знакомство с героическими страницами истории нашей страны.2.     Формиров...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа.

Целями урока являются: знакомство с героическими страницами истории нашей страны;формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личн...

Урок окружающего мира в 4 классе.Тема урока: Великая война и великая Победа.

Урок окружающего мира по теме "Великая  война и великая Победа", на котором у обучающихся сформируются общие представления о Великой Отечественной войне, героизме советского народа, войне в родно...

Интегрированный урок: "Великая Война и Великая Победа в цифрах. Цена нашей Победы."

Мы не вправе забыть эту войну, хотя живем в мирное время. Война оставила страшный след почти в каждой семье, но память о жертвах войны, о погибших во имя нашего будущего всегда будет в людских сердцах...