Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Вялова Елена Петровна

 

Цель:

Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.

Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными заданиями, мультимедийный проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzh_mir.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Г.Губкин Белгородская область

Методическая разработка

урока   по предмету окружающий мир

Тема «Великая война и Великая Победа»

(Урок с использованием мультимедийного проектора)

4 класс

Из опыта работы

учителя начальных классов

Вяловой Елены Петровны

Губкин, 2011

Цель:

Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.

Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными заданиями, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

П. Проверка домашнего задания

Проверка заданий на стр. 139.

Индивидуальная работа

Карточка 1. Что вы знаете о стройках 30-ых годов?

Карточка 2. Как изменилась жизнь в деревне в данный период истории в России?

III. Работа над новой темой.

-   Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Когда она на чалась? (22 июня 1941 года.)

-   Сколько лет длилась эта война? (4 года.)

-   Когда наш народ отмечает День Победы? (9 мая.)

-  Каких полководцев Великой Отечественной войны вы знаете? (Жуков, Рокоссовский, Конев, Малиновский.

-   Назовите города-герои? (Москва, Санкт-Петербург, Севасто поль, Киев, Волгоград, Одесса, Тула, Керчь, Мурманск, Смо ленск.)

Слово учителя:

1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашистам по корились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.

22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу стра ну.

Слайд № 1, 2

-Послушайте стихотворение Степана Щипачева «22 ИЮНЯ  1941  ГОДА»

Казалось, было холодно цветам

 И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить ,в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чем,

 А славил бы всю жизнь свою дорогу,

когда б армейским скромным трубачом

Я эти пять минут трубил тревогу.

II

Как будто бы и не было на свете

Покоя мирного. Горячий, злой,

Сметал, корежил все фугасок ветер,

Зарю мешая с дымом и землей.

Шли самолеты за звеном звено,

С животным ревом танки шли — и стало

Над белорусскою землей темно,

Над Украиной будто не светало.

С трудом всходило солнце над кустами,

В дыму, в пыли, не видя ничего,

А самолеты с черными крестами

Пикировали прямо на него.

Земля тряслась, гудела от металла,

И было больно, было тяжко ей,

Но солнце и тогда над нею встало,—

 Ему сиять, как Родине моей.

Слайд № 3,4.

-Нападение было внезапным, граница была нарушена на огром ном участке - от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Совет ского Союза должно было остаться только воспоминание. Но пла нам фашистов не суждено было сбыться.

Прослушивание грамзаписи песни Василия Лебедева-Куумача «Священная война»

Слайд №5

Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать на тиск фашистов. Но силы были неравны. В первые дни войны гитле ровцам удалось уничтожить много наших самолетов. Многие ко мандиры и политработники совсем недавно начали командовать полками, батальонами и дивизиями. А опытных, наиболее подготов ленных командиров Красной Армии, преданных своей стране, Ста лин объявил врагами народа и расстрелял. Огромный ущерб обороне страны нанесла ошибочная оценка правительства характера будущей войны. Кавалерию продолжали считать главной военной силой, но первые же бои показали, что лошадь не может противостоять танку, а шашка - автомату.

В Красной Армии на вооружении не хватало новых видов техни ки: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Совет ский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огром ные и неоправданные потери.

По планам гитлеровских генералов война должна была продлить ся всего несколько месяцев. До нападения на СССР Германия захва тила все танки, самолеты, заводы и рабочую силу Европы. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отря ды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, уси лия фронта и тыла слились воедино.

Слайд № 6

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Бре стской крепости. Ее защитники около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.

К осени 1941 года под Смоленском, у города Ельни советским войскам впервые удилось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Не пропуская врага к столице, героически сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Са мые храбрые участники этого сражения - четыре дивизии - первые в Красной Армии получили звание гвардейских.

Не считаясь с потерями, враги продолжали наступать вглубь страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны. Бес примерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

Слайд № 7, 8

Выступление ученика

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уве рены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь за щитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал про славленный полководец Георгий Константинович Жуков.

Слайд № 9

В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Од нако до победы было еще далеко. Летом 1942 года фашистские вой ска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти.

Выступление ученика

В августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесяч ная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.

Слайд № 10

Выступление ученика

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступле ние в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничто жить наши войска. Но советское командование раскрыло планы вра га и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сра жение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

-Во время сражения на Прохоровском поле многие воины совершали подвиги. Они, не жалея своей жизни, боролись с врагом.

Слайд № 11

Рассказы детей о героях войны.

Слайды № 12,13,14,15

-Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял им одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году полностью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали Красной Армии освобождать родную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Роди ну, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болга рии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захва ченным оккупантами странам.

В начале 1945 года советские войска с востока вступили на тер риторию Германии. Им на встречу двигались войска союзников: США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивле ния. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.

Прослушивание песни «Cолдат».

Но война еще продолжалась в Чехословакии. Советские солдаты пришли на помощь восставшей Праге. 9 мая в Прагу вступили со ветские части и тем самым спасли город от разрушений, которые готовили гитлеровцы.

С падением Германии война в Европе завершилась, но она про должалась на Дальнем Востоке и Тихом океане.

Слайд № 18

Выполняя свой со юзнический долг, 9 августа 1945 года Красная Армия выступила против Японии, которая воевала на стороне Германии, и за 23 дня разгромила сильную японскую армию, освободила Китай, Корею, Сахалин и Курилы. 2 сентября 1945 года Япония капитулировала. Был ликвидирован опасный очаг агрессии на Дальнем Востоке.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм, так как на защиту Родины поднялась вся страна. В Великую Отече ственную войну со всей силой проявился талант вышедших из наро да полководцев: Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, А.М. Василевско го, И.С. Конева, Н.Ф. Ватутина и других. Слайды № 16,17

 Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.

IV. Физкультминутка

Гуси серые летели,

На лужайку тихо сели,

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

На зарядку солнышко поднимает нас.

 Поднимаем руки мы по команде «Раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «Два».

V. Продолжение новой темы

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы

 Слайд № 19

Торжественным маршем прошли по площади солда ты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена раз громленных фашистских войск.

Слайд № 20

Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г.К. Жуков

Слайды № 21,22

-Каждый год 9 мая наша страна отмечает День Победы над фашистскими захватчиками, чествует живых ветеранов, вспоминает ушедших. Вы также должны как можно больше о них узнавать, чтить.

-  Вспомните  фильмы,  посвященные  Великой  Отечественной войне.

-  Не только фильмы, но и картины, стихи посвящены войне. Вспомните их.

Показ картин, посвященных Великой Отечественной войне.

-   Прочитайте стр. 142-145 учебника.

VI. Закрепление изученного

Фронтальная проверка с вручением жетонов.

-   На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (На легкую и быструю победу.

-   Где были немецкие войска в феврале? (Окружили Ленинград.

-   Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

-   А когда они находились у Москвы? (В конце октября.)

-   Откуда прибыли воины для защиты Москвы? (С Урала, из Сибири, с Дальнего Востока.)

-   Когда советская армия перешла в наступление? (В начале 1942 г.)

-   Где одержали первую победу? (Под Москвой.)

-   Когда начались ожесточенные бои за Сталинград? (Летом 1942 года.)

-   Сколько времени продолжались бои? (Около двух месяцев.)

-   Когда началось новое наступление русских? (В ноябре 1942 года немецкие войска были окружены и сдались в плен в фев рале 1943 года.)

-   Где разгорелось сражение летом 1943 года? (Под Курском.)

-  Чем стала эта победа? (Началом крупного наступления.)

-   Когда была полностью освобождена территория Советского Союза? (В 1944 года.)

-   Когда был штурм Берлина и кто руководил им? (В апреле 1945 года, руководил маршал Жуков.}

-   Какой праздник отмечает наша страна 9 мая? (День Победы.)

-   Какой была цена Победы? (26 миллионов человек, В руинах лежали города и села, были уничтожены многие памятники культуры.)

Домашнее задание

Стр. 142-145.

Ответить на вопросы на стр. 146.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир на тему: «Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце».

Цели и задачи  урока:1)    Образовательные: Познакомить с понятиями «астрономия», «астрономы», «вселенная».Познакомить с расположением планет в Солнечной системе.Познакомить со зве...

Методическая разработка урока по предмету "Окружающий мир" в 1 классе по теме " Я здоровье своё берегу"

Урок с использованием игровых технологий. Разработка доработана, внесены изменения в 2018-19 учебном году...

Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир»

Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир»   «Царица- водица»  2 класс УМК «Гармония»...

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема "Совесть"

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема урока: "Совесть"....

Методические разработки по учебному предмету «Окружающий мир» /УМК «Школа России»/ 2 класс

Конспекты  уроков по окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс (Сборник)...

Методическая разработка урока по предмету Окружающий мир 2 кл. для обучающихся с ОВЗ

Технологическая карта учебного занятия окружающего мира в коррекционном классе.Класс: 2Тема: Живая природа. Растения.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: формировать представления о многообрази...