Исследовательская работа "Мой прадедушка - герой Великой Отечественной войны"
творческая работа учащихся по истории (4 класс) на тему

Представленная работа знакомит с участником Великой Отечественной войны Галлямовым Абулгасимом Газимовичем. Она показывает, что Галлямов А.Г. прошёл достойный, боевой путь. Он был награждён медалями «За отвагу», «За победу над Германией». Данная работа может быть использована на уроках истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мой прадедушка – герой войны» пгт. Пойковский

Котик Снежана

Россия ХМАО-Югра, пгт. Пойковский, МОБУ « Средняя общеобразовательная школа №1», 4 класс

Аннотация

        Представленная работа знакомит с участником Великой Отечественной войны  Галлямовым Абулгасимом Газимовичем. Она показывает, что Галлямов А.Г. прошёл достойный, боевой  путь. Он был награждён медалями «За отвагу», «За победу над Германией».  Данная работа может быть использована на уроках истории.

«Мой прадедушка – герой войны» пгт. Пойковский

Котик Снежана

Россия ХМАО-Югра, пгт. Пойковский, МОБУ « Средняя общеобразовательная школа №1», 4 класс

        

План исследования

Тема исследовательской работы: «Мой прадедушка – герой войны»

Цель: Выяснить, какова роль участия моего прадеда Галлямова Абулгасима Газимовича в Великой Отечественной войне, и изучить  его боевой путь.

Задачи: 

  1. Изучить сохранившиеся документы и фотографии в семейных архивах прадедушки.
  2.  Проследить боевой путь моего прадеда Галлямова Абулгасима Газимовича в ходе Великой Отечественной войны.
  3. Собрать сведения об истории 98 гвардейской воздушно-десантной Свирской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии в Великой Отечественной войне, где воевал мой прадед Галлямов Абулгасим Газимович.
  4. Изучить материалы о ветеране в средствах массовой печати.
  5. Оформить презентацию по теме и буклет.

Гипотеза исследования: познакомившись с участием в Великой Отечественной  войне  моего прадеда я больше узнаю об истории своей семьи и ее героическим прошлым.

Предмет исследования: Вклад прадеда в победу над фашисткой Германией.

Методы исследования: работа с источниками, изучение семейного архива, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов биографии прадедушки с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.

Практическая значимость исследования: данный материал можно испоьзовать на уроках истории о ВОв, при проведении классных часов. Для более широкого использования материала о Галлямове А.Г. мы подготовили буклет.

Библиографический список.

  1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.
  2. Большая книга вопросов и ответов. фактов. М., 2006.
  3. Великая Отечественная война 1941—1945. Военно-исторические очерки. Кн. 2. М., 1998.
  4. Военная энциклопедия. Т. 4 — М.: Воениздат. 1999.
  5. "История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945" под ред. Поспелова П.
  6. Материалы из газеты «Октябрь байрагы». – страница 2 №110 23 сентября 2000.
  7. Мировые войны ХХ века. Кн. 4. Вторая мировая война. Документы и материалы. М., 2002.
  8. Чернов В. «Сокрушение тьмы» Роман. – М.: Современник, 1984.
  9. Шведов С. «Список ветеранов 98 гвардейской воздушно-десантной Свирской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии». – Муромская городская типография, 1990

«Мой прадедушка – герой войны» пгт. Пойковский

Котик Снежана

Россия ХМАО-Югра, пгт. Пойковский, МОБУ « Средняя общеобразовательная школа №1», 4 класс

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение                                                                                               3
  2. История  98 гвардейской воздушно-десантной Свирской

Краснознаменной ордена Кутузова дивизии                                     5

  1. История боевого пути прадеда Галлямова А.Г.                                5
  2. Итоги социологического опроса                                                        8
  3. Заключение                                                                                          9
  4. Литература                                                                                          10
  5. Приложение

Введение

           Каждую весну мы встречаем долгожданную Победу! Семьдесят лет отделяют нас от последних залпов Великой Отечественной войны. Но, несмотря на давность событий, потомки ветеранов войны и все россияне продолжают вспоминать героизм, которые отдавали свою жизнь за нашу возможность жить и радоваться  миру.

Великая Отечественная война оставила наиболее глубокий след в памяти российского народа и кардинально повлияла на дальнейший ход истории России и не только. Празднование Дня Победы стало всенародным праздником, наполненным искренней радостью, истинной любовью, слезами и скорбью по погибшим за Отечество, за свободу, за родных и близких, за будущее своего народа. В настоящее время актуальность темы войны, патриотизма возрастает в связи с последними событиями, происходящими на Украине. Некогда единый народ — русские и украинцы — стали враждовать, и эта вражда приносит множество разрушений, гибнут ни в чем не повинные люди, что может привести к неисправимым последствиям. Многие политики на Западе хотят переписать историю. Взять слова премьер министра Украины Арсения Яценюка:«Мы все еще хорошо помним советское вторжение на Украину и в Германию».  Или слова министра иностранных дел Польши Гжегож Схетына уверен, что солдаты, открывавшие 27 января 1945 года ворота концлагеря Аушвиц-Биркенау, были этническими украинцами. Это он сообщил в эфире радиостанции "Polskie radio". Тогда журналист процитировал главе польского МИД одного из деятелей польской "Солидарности": «Что именно Россия является правопреемницей Советского Союза, а ведь это бойцы Красной армии открыли ворота в Освенцим!». Министр ответил: "А, может, лучше сказать, пан журналист, что это был 1-й Украинский фронт, и это украинцы освобождали, потому что в тот январский день они там были и они открывали ворота концлагеря?". После распада Советского Союза и Варшавского блока у наших соседей стали нарастать негативное отношение к Великой Отечественной войне и ее результатам. Свое отражение новая политика нашла в отношении к памятникам. Начало было положено в Чехии, где местный скульптор Давид Черны покрасил стоявший на постаменте советский танк в розовый цвет. В 2000-е годы по Украине, Грузии, Прибалтике прокатилась волна «переосмысления истории», в результате которой многие памятники были попросту уничтожены.

 Это подтолкнуло меня изучить историю Великой Отечественной войны.  К сожалению, очевидцев этой страшной войны с каждым годом становится меньше. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом.  Моя семья тоже внесла свой вклад в Победу. Мой прадедушка, как и все молодые люди того времени ушёл на фронт. Поэтому я решила проследить боевой путь в Великой Отечественной войне моего прадеда Галлямова Абулгасима Газимовича.

Тема исследовательской работы: «Мой прадедушка – герой войны»

Цель: Выяснить, какова роль участия моего прадеда Галлямова Абулгасима Газимовича в Великой Отечественной войне, и изучить  его боевой путь.

Задачи: 

1.Изучить сохранившиеся документы и фотографии в семейных архивах прадедушки.

2. Проследить боевой путь моего прадеда Галлямова Абулгасима Газимовича в ходе Великой Отечественной войны.

3.Собрать сведения об истории 98 гвардейской воздушно-десантной Свирской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии в Великой Отечественной войне, где воевал мой прадед Галлямов Абулгасим Газимович.

4.Изучить материалы о ветеране в средствах массовой печати.

5.Оформить буклет, оформить работу и передать в школьный музей.

6.

Гипотеза исследования: познакомившись с участием в Великой Отечественной  войне  моего прадеда, я больше узнаю об истории своей семьи и ее героическим прошлым.

Предмет исследования: Вклад прадеда в победу над фашисткой Германией.

Методы исследования: работа с источниками, изучение семейного архива, беседы с родственниками, сопоставление полученных фактов биографии прадедушки с историей страны, анализ и обобщение собранной информации.

             Тема Великой Отечественной войны - необычная тема. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, тревожа старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино. Война… Как много говорит это слово. Война - это горе, слезы. Война- страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Война - это смерть каждый час, каждую минуту, но тогда они об этом не думали, для всех было главным остановить врага. Огромное количество солдат осталось лежать в чужой земле, сколько пропало без вести, сколько вернулось домой искалеченными на всю жизнь. Сколько людей побывало в плену, пережило унижение на оккупированной фашистами территории. А сколько невинных стариков, женщин, детей было замучено в лагерях смерти. Оттого долгожданный День Победы - «это праздник со слезами на глазах».  

А какую роль война сыграла и в нашей семье. Война не обошла стороной и дом моего прадедушки Галлямова Абулгасима Газимовича 10.09.1925 года рождения. Родился он в деревне Зириклы Шаранского района Башкирской ССР. Окончил 9 классов. С мая 1941года по декабрь 1942 года работал в колхозе счетоводом. В возрасте 18 лет был призван в армию (03.01.1943г.) Шаранским РВК БАССР. (Приложение 1)

 В ходе исследования истории 98 гвардейской воздушно-десантной Свирской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии мы познакомились с источниками: «Список ветеранов 98 гвардейской воздушно-десантной Свирской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии», Виталий Чернов «Сокрушение тьмы», газетными вырезками, выписками из центрального архива министерства обороны РФ, изучила семейные архивы, провела опрос детей. Я выяснила, что призвали Галлямова Абулгасима в ряды Красной армии в январе 1943 года. Тогда для него, по сути, и началась война. Был направлен во Второе Астраханское военно-пехотное училище. Шесть месяцев он находился на учениях. Затем их переправили в город Яхрома. Что находилось в 60км. от Москвы, где дислоцировалась 18-я Гвардейская Воздушно-Десантная бригада под командованием Александра Васильевича Макарова. Она входила в состав 98-й Гвардейской Воздушно-Десантной дивизии, являвшейся резервом Верховного Главнокомандования и подчинявшейся непосредственно Сталину. В Яхроме произошло окончательное формирование их батальона во главе с комбатом Александром Васильевичем Волгиным. (Приложение 2)

В декабре 1943 года на базе  сформированных в июне 1943 года 18, 19 и 20 гвардейских воздушно-десантных бригад была сформирована 13 гвардейская воздушно-десантная дивизия, которая согласно директиве Ставки Верховного Главнокомандующего от 21 января 1944 года была переформирована в 98 гвардейскую стрелковую дивизию и вместе с 99 и 100 гвардейскими стрелковыми дивизиями были объединены в 37-й гвардейский стрелковый корпус, а бригады были переформированы соответственно в 296,299 и 302 гвардейские стрелковые полки. Кроме гвардейских стрелковых дивизий, в корпус вошли 70 гвардейский танковый полк, 1 гвардейская артиллерийская бригада, 128 гвардейский отдельный саперный батальон и 144 гвардейский отдельный батальон связи.

 Командиром полка был назначен генерал-майор Миронов В.П.  (очередное звание генерал-лейтенант было присвоено в апреле 1944 года), командиров дивизии – полковник Виндушев К. Н., а командирами полков стали бывшие командиры бригад подполковники Макаров А. В., Герасимов А. А. и Козьмин А. И.

Директивой Генерального штаба от 5 июня 1944 года корпус был передислоцирован на Карельский фронт и вошел в состав 7-й Армии.

Первое боевое крещение личный состав дивизии принял 21 июня 1944 года,  в сражении при форсировании реки Свирь в районе г. Лодейное поле Ленинградской области и прорыве сильно укрепленной обороны противника. Дивизия в составе 37 гвардейского стрелкового корпуса прошла с боями по лесам и болотам Южной Карелии более 200км, форсировала ряд крупных водных преград, овладела многими населенными пунктами, освободила город Олонец и вывела Финляндию из состояния войны.

Из воспоминаний моего прадеда: «В мае 1944 года нас подняли по тревоге, погрузили в эшелоны. Мы доехали до станции Сухиничи, и тут-то и выяснилось, что дивизия направляется на Карельский фронт. Разгрузились на станции Волховстрой, и совершили 250-километров пеший переход до Лодейного Поля. Тяжелый переход, по 50-60 километров в день. Двигались почти без отдыха. Мучились от жажды. Ели сухой паек.

Заняли окопы на берегу реки Свирь и стали готовиться к форсированию реки. 21 июня 1944 года началась мощная артподготовка. Такая, что даже рыба плыла кверху брюхом, оглушённая разрывами снарядов. Во время этого артобстрела по целям противника особое впечатление произвела легендарная ракетная система «Катюша». Даже находиться рядом с этим мощным оружием во время его «работы» было не по себе, каково же приходилось тем, на чьи головы сыпались его грозные снаряды?!

После форсирования Свири на лодках-амфибиях и последовавшего затем 16-километрового марш-броска в тыл финско-немецких войск – освобождали город Олонец. Враг сопротивлялся отчаянно. Много, очень много погибло тогда солдат.»

Там же в Карелии мой прадедушка был тяжело ранен в области сердца. Было минно-осколочное ранение. Его вытащил из поля боя его товарищ. Сейчас трудно назвать фамилию и имя спасителя. Известно только, что после войны он жил в Узбекистане. Он доставил моего прадедушку в госпиталь, где его прооперировали. Когда мой прадедушка узнал, что его часть перебазировали, он сбежал из госпиталя. Сделал он это для того, чтоб не отстать от своей части. После он был еще раз ранен. Это было легкое ранение в руку.

Приказом Верховного Главнокомандующего №217 от 24 июня 1944 года войскам корпуса объявлена благодарность, а приказом №221 от 2 июля 1944 года присвоено наименование Свирских корпусу, 98, 99, 100 гвардейских стрелковых дивизий.

В январе 1945 года корпус был передислоцирован в Польшу для участия в боях на Сандомирском плацдарме. Однако в связи с изменением в районе озера Балатон в Венгрии, директивой Ставки № 11038 от 9 марта 1945 года 9 гвардейская Армия была подчинена III Украинским фронтом.

На этом участке немецко-фашистское командование сосредоточило огромные силы – тридцать отборных дивизий, в числе которых одиннадцать танковых дивизий СС «Адольф Гитлер», «Мертвая голова» и другие. 37-й гвардейский стрелковый Свирский корпус за период с 16 марта по 12 мая 1945 года прошел с боями 305км, освободил 13 городов и 645 населенных пунктов, из них 63 крупных. Общая площадь 4500 квадратных километров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1945 года 37 гвардейский стрелковый полк и 98 гвардейская стрелковая дивизия стали Краснознаменными. 296, 299 и 322 гвардейские стрелковые полка были награждены орденами Кутузова III степени.

Столица нашей Родины Москва шесть раз салютовала войскам корпуса, личному составу были объявлены благодарности Верховного Главнокомандующего.

В послевоенный период за успехи в боевой и политической подготовке дивизия была награждена орденом Кутузова и присвоено почетное наименование – «имени 70-летия Октября».

Боевой путь Галлямова Абулгасима Газимовича

1. Январь 1943г. - июнь 1943 г.- 2 Астраханское военное-пехотное училище (курсант).

2. Июнь 1943г. – январь 1945г. – стрелок 18 воздушно-десантной бригады.

3. Имел ранение в область сердца и легкое ранение в кисть левой руки 20.07.1944года.

4. Январь1945г. – декабрь 1945г. – повар 98 стрелковой дивизии.

5. Награжден медалью «За отвагу» пр№013/Н от 20.04.1945г.. Медалью «За победу над Германией» 09.05.1945г.. Медалью «30 лет Советской Армии и Флота» от 22.02.1948г.

6. Декабрь 1945г. – сентябрь 1948г. – повар 296 парашютно- десантный полк.

7. Сентябрь 1948г. – март 1950г. –старший повар 116 парашютно-десантный полка.

8. Март 1950г. – апрель 1951г. – зав. столовой 116 парашютно-десантный полк.

9. Уволен в запас по окончанию сверхсрочной службы 12 апреля 1951года.

(Приложение 3)

Мы с восхищением и глубочайшим уважением вспоминаем своего прадедушку, который прошёл через ад войны. Каждый раз, идя в бой, он вспоминал своих близких, и это придавало ему сил. Он знал, что нельзя отступать, что надо сражаться и живым вернутся домой. Нелегко досталась эта Великая Победа. Но он так же,  как и   все те, кто прошел эту страшную войну на фронте и в тылу вышел победителями в жестокой схватке с фашизмом. Мы преклоняемся перед подвигом и великой любовью к Родине. Мы гордимся  теми, кто защищал нас, не боясь и не страшась ничего на своем пути. Ценой своей жизни  наши деды и прадеды защищали Родину, детей, стариков, жен.

Какое же отношение современных людей к войне. Каждый современный юноша или девушка могут о ней рассказать, основываясь лишь на исторических фактах. Вторая Мировая война жирной чертой разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до войны и после нее. Великая отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в кровопролитном помешательстве мирового масштаба. Но русские люди объединились, оставили в стороне свои личные страхи и одержали победу над жестоким врагом.

Слушая рассказы бабушек и дедушек об их военном детстве или юношестве, не раз ловишь себя на мысли о том, что, когда немецкие войска вторглись на территорию СССР, они были нашего возраста. Лучшие молодые годы провели в обстановке постоянного страха за свою жизнь, за жизнь родных и близких, за судьбу страны…  Многие так и не увидели больше в своих родных и друзей, многие вообще не вернулись с поля боя. Но, несмотря на все трудности и лишения, русский народ выстоял, не сломался, не сдался, не отдал страну в руки врага. Да, всем было страшно, и невыносимое предчувствие смерти нередко нервной дрожью посещало и солдат, и «тыловиков». Но люди переступали через себя, изо всех сил боролись за страну, за светлое будущее своих детей и внуков.  с гордостью говорю, что Россия в этой войне победительница, сколько бы ни было возражений со стороны других стран.

Особое место в нашей школе занимает экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне. Собраны личные вещи участников войны. Все работы на выставке уникальны и все оставляют неизгладимое впечатление. Выставка способствует воспитанию интереса к изучению истории России у подрастающего поколения, воспитания любви к Родине, повышению образовательного уровня молодежи. После посещения школьного музея мы вышли под большим впечатлением, потрясенные событиями, связанными с блокадой Ленинграда, подвигом российского народа и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.

В нашей школе также проходила встреча с ветеранами. Участниками встречи стали люди, которые знают о войне не понаслышке. Несмотря на то, что во время войны они были детьми, они испытали все тяготы военного времени.  Каждый из ветеранов поделился своими воспоминаниями о войне. В зале стояла тишина. На глазах наворачивались слезы. Так сильно тронули наши сердца воспоминания ветеранов о войне. Их рассказы потрясли нас своей правдивостью и искренностью. Они помнят всё. Такое никогда не забывается.  При беседе с ветеранами мы переживали страх, грусть за тех, кто погиб на войне и не вернулся к родным. При прослушивании их  воспоминаний хотелось заплакать от гордости за него, за то, что у нас счастливое детство. И в заключение наши уважаемые гости обратились к подрастающему поколению с напутственным словом: «Вы – наша будущая смена! Теперь вы стоите на страже нашей Родины! Всё будет зависеть от вас!». По окончании встречи для гостей была проведена экскурсия по школе. Больше всего наших гостей поразил школьный музей.  Гости провели там больше всего времени, подробно рассматривая ценные экспонаты.

Мы решили узнать, что знает молодое поколение о войне.

В ходе исследования мы провели опрос среди учащихся 4-х классов нашей школы.   Всего в опросе участвовало 103 человека. (Приложение 4)

  1. В каком году началась Великая Отечественная война ?

Знают – 64 человека (62%)             Не знают – 39 человека (38%)

  1. В каком году закончилась Великая отечественная война?

Знают – 74 человека (72%)              Не знают – 29 человека (28%)

  1. Какие фильмы о войне вы смотрели и знаете?

Смотрели – 36 человек (35%)          Не смотрели – 67 человек (65%)

  1. Какие книги о войне вы читали?

Читали – 34 человека (33%)             Не читали – 69 человек (67%)

  1. Каких героев ВОВ вы знаете?

Знают – 40 человек (39%)                 Не знают – 63 человека (61%)

  1. Кто в вашей семье воевал?

Знают – 79 человек (77%)                 Не знают – 24 человека (23%)

В результате анкетирования мы выяснили, что большинство ребят знает когда началась и закончилась Великая Отечественная война. Многие ребята знают, что их семьи, прадеды были участниками той войны. Но современные дети нашего возраста, почти не читают книг о войне, не смотрят фильмы, и почти не знают героев ВОВ.

Вывод

Выбранная мной тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Все дальше и дальше от нас годы войны. Сегодня сидят за партами правнуки тех, кто воевал... Новые поколения знают о войне только из кинофильмов, из рассказов старших да из книг. Прошло много лет с тех пор, как отгремели залпы войны. Путь к победе был трудным и долгим. Тысяча четыреста восемнадцать дней... И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей нашей Родины, радость больших и малых побед. Идут годы... Мое поколение родилось под мирным небом, но в наших сердцах живет память о тех, кто отдал свою жизнь для того, чтобы у нас была счастливая жизнь.

 Благодаря этому проекту нам удалось проследить весь боевой путь моего прадеда Галлямова Абулгасима Газимовича  и глубже изучить историю своей семьи. Так нам удалось узнать некоторые интересные факты из его биографии. Данная работа доказала, что в нашей семье есть предок, которым мы гордимся. Память о нем служит нам примером силы, отваги, мужества и любви к своей Родине. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, мы сделали вывод о том, что память остается жива, по сей день. 9 мая 2015 года в России будет отмечаться семидесятилетие Великой победы. С каждым годом остается все меньше живых свидетелей кровавой схватки, и на торжественный парад почти не приходят ветераны войны. Несмотря на это, дети и внуки, те, за кого проливали кровь русские солдаты, помянут минутой молчания светлую память погибших героев. Мы помним Ваш великий подвиг, великую победу над врагом, ваши мужество и самоотверженность. И в наши обязанности входит донести до следующих поколений осознание того, что их беззаботное детство омыто кровью миллионов людей, оставивших свои жизни на поле боя в далеких сороковых годах. И за каждый прожитый день, за каждый встреченный рассвет мы должны благодарить юных и красивых девушек и парней. Вашу обожженную молодость уже не вернуть, и дай Бог нам и нашим детям не испытать подобного испытания в жизни. Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.
  2. Большая книга вопросов и ответов. фактов. М., 2006.
  3. Великая Отечественная война 1941—1945. Военно-исторические очерки. Кн. 2. М., 1998.
  4. Военная энциклопедия. Т. 4 — М.: Воениздат. 1999.
  5. "История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945" под ред. Поспелова П.
  6. Материалы из газеты «Октябрь байрагы». – страница 2 №110 23 сентября 2000.
  7. Мировые войны ХХ века. Кн. 4. Вторая мировая война. Документы и материалы. М., 2002.
  8. Чернов В. «Сокрушение тьмы» Роман. – М.: Современник, 1984.
  9. Шведов С. «Список ветеранов 98 гвардейской воздушно-десантной Свирской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии». – Муромская городская типография, 1990.
  10. Энциклопедия для детей . История России, ч. 3.- М.: Аванта, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»

Цель исследования: -- узнать о жизненном пути своих родственников  -  участников  Великой Отечественно войны 1941 – 1945 годов.§ как  воевали,§чем были награждены, §как сложил...

Проект "Мой прадедушка – ветеран Великой Отечественной войны"

Исследовательская работа ученицы 2е класса. Руководитель Горынцева Л.П....

Статья о герое Великой Отечественной войны Зое Космодемьянской

Статья о герое Великой Отечественной войны Зое Космодемьянской...

Память об отце (о герое Великой Отечественной войны)

Я хочу рассказать об отце моего мужа, о дедушке моего сына, о ветеране Великой Отечественной войны, память о котором жива в нашей семье и по сей день....

ГЕРОЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ВАЛЯ КОТИК

Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для Советского Союза. Борьба с немецкими оккупантами была страшна и кровава, но это не остановило миллионы советских людей, вставших на защиту с...

Работы учащихся "Мой прадед-герой Великой Отечественной войны"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ работа УЧЕНИЦЫ 4 КЛАССА...