Главные вкладки

    План-конспект урока по истории (3 класс) на тему:
    Урок истории. Тема "История города Челябинска"

    Горнеева Дарья Александровна

    В конспекте представлена история города Челябинска и рассказ о парках и их достопремечательностях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл geraldika.docx39.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Этапы урока

    Вре-мя

    Содержание урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Мотивация к учебной деятельности

    30 сек.

    - Здравствуйте, дети! Меня зовут Дарья Александровна и сегодня я проведу у вас урок истории.

    Организовать начало урока

    Настраиваться на предстоящую работу на уроке.

    Р.: принимать и сохранять учебную задачу

    2.Актуализация знаний

    10 мин

    -Давайте посмотрим на экран  и скажем о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (Флаг, герб, достопримечательности)

    -Верно, о Челябинске, а почему вы так решили?

    -Теперь давайте проверим ваши знания о городе Челябинске. Записывайте ответы на листочке в конце теста мы их проверим.

    1. Когда был основан Челябинск?

    1. В 1736 году
    2. В 1739 году
    3. В 1741 году

    2. На какой реке стоит город?

    1. Река Урал
    2. Река Миасс
    3. Река Колыма

    3. Какое животное изображено на гербе города?

    1. Верблюд
    2. Орел
    3. Выдра

    4. В начале Великой Отечественной Войны Челябинск обрёл второе, неофициальное имя:

    1. Танкоград
    2. Тыльноград
    3. Сталинград

    5. Какое водохранилище питает город питьевой водой?

    1. Шершнёвское
    2. Волгоградское
    3. Верхнеуральское

    6. На сколько районов разделен город?

    1. 5
    2. 7
    3. 6

    7. Какое из утверждений о Челябинске является правильным?

    1. Челябинск является одним из крупнейших промышленных городов России
    2. На площади Революции находится мемориал «Подвиг»
    3. Самым излюбленным местом горожан и гостей города является «Тополиная аллея»

    8. В каком году в Челябинске появился первый кинотеатр?

    1. В 1910 году
    2. В 1914 году
    3. В 1905 году

    -Закончили, поменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверяем по слайду. Кто допустил 1 ошибку? Кто 2-4 ошибки? Кто допустил  больше ошибок? А кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы ребята.

     

    Словесный метод

    Диалог

    Практический метод

    Работа с тестом

    Практический метод

    Работа с тестом

    Практический метод

    Работа с ответами

     

    Отвечать на вопросы

    Отвечать на вопросы теста

    Отвечать на вопросы теста

    Взаимопроверка

    К:участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строят;

    Р.: выполнение пробного учебного действия;

    Р.: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии ;

    Р.: волевая саморегуляция в ситуации затруднения ;

    3.Постановка учебной задачи

    1 мин

    -Так какая же у нас сегодня тема урока?

    -Исходя из темы, какую же цель мы поставим себе на уроке?

    Словесный

    Настраивать детей на работу

    Отвечать на вопросы

    Рассуждать

    К:участвовать в учебном диалоге; обмениваться мнениями;

    Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

    4.Открытие нового знания

    20 мин

       Челябинск – крупный промышленный центр России,      

    административный центр Челябинской области и Южного Урала. Здесь располагаются и успешно функционируют многочисленные металлургические, машиностроительные, приборостроительные предприятия.

       На месте современного Челябинска первоначально располагалась башкирская деревня Челяба, позднее здесь была основана Челябинская крепость. Случилось это в 1736 году, а статус города Челябинск получил уже в 1787 году. Долгое время Челябинск оставался тихим уездным городом Оренбургской губернии, однако в 19 веке в этих краях была обнаружена золотоносная жила и началась «золотая лихорадка». К концу 19 века город уже занимал ведущие позиции в торговле хлебом, маслом, мясом и чаем, стал важным транспортным узлом.

       Челябинск и его жители сыграли большую роль в достижении победы в Великой Отечественной войне. Сюда было эвакуировано более двухсот предприятий из других городов. На челябинских заводах производили моторы, оборудование, боеприпасы, детали для танков и автомобилей, бронированные стекла для самолетов и другую необходимую фронту продукцию. На поток здесь было поставлено производство танков и знаменитых «Катюш». В связи с этим Челябинск даже неофициально называли Танкоград.

       Важное значение сыграли металлургические и машиностроительные предприятия Челябинска и в период послевоенного восстановления страны.

       В Челябинске много красивых парков.

    -А какие парки Челябинска знаете вы?

    Популярные места отдыха и прогулок жителей и гостей города – это парк Пушкина со множеством аттракционов, фонтанов и концертных площадок, а также парк Гагарина, в котором расположены карьеры, наполненные водой, в окружении декоративных гранитных скал, уютные беседки, ухоженные дорожки и настоящие лесные тропинки. Недалеко от парка Гагарина находится зоопарк, где можно увидеть более ста видов диких животных и птиц, некоторые из которых занесены в Красную книгу.

    - А кто из вас ходил в этот зоопарк? Что там интересного?

       Недалеко от парка имени Гагарина стоит памятник академику-ядерщику И. В. Курчатову, открывшему деление атомного ядра. Памятник поражает своей величественностью и оригинальностью исполнения.

       Самым романтическим местом Челябинска называют скульптуру «Сфера любви». Это композиция из меди и стекла, в центре которой располагается прозрачный купол, который поддерживают четыре металлических дерева высотой 9 метров. Под куполом закреплены фигуры девушки и юноши, летящих навстречу друг другу. Под этим куполом очень любят фотографироваться молодожены, да и просто туристы.

       В самом центре города расположен парк «Алое поле».

    -Кто может сказать почему его так назвали?

     Назван он так в память о кровопролитных событиях революции 1905 года. Тогда на этом состоялась демонстрация челябинских рабочих, которая была жестоко подавлена. Сейчас Алое поле – это популярное у местных жителей место встреч и прогулок. Здесь находится Дворец пионеров, детский парк, планетарий, установлены скульптура «Орленок» и мемориал пионерам-героям.

       Одно из самых величественных и красивых зданий города – Александро-Невская церковь, построенная в 1916 году – расположена на Алом поле в Челябинске. Сегодня здесь находится единственный в городе Зал камерной и органной музыки, где ежегодно проводятся крупные всероссийские и международные фестивали.

       Челябинцы чтят свою историю и подвиг своих земляков, которые добровольно ушли на фронт в годы Второй мировой войны. В сквере Добровольцев находится вечный огонь, у которого всегда лежат живые цветы. Огонь зажгли 9 мая 1965 года в честь 20-летия победы в Великой Отечественной войне в память о челябинцах, которые не вернулись с фронта. Во время празднования Дня победы здесь традиционно проходит «Вахта памяти», школьники города несут здесь почетный караул.

       В Челябинске, как и во многих российских городах, есть свой «Арбат» - пешеходная улица, только тут она называется по-простому «Кировка».

    -Кто из вас был на улице Кирова? Где она расположена? Что интересного можно там увидеть?

     Улица Кирова – одна из старейших в городе, расположена в самом центре, недалеко от главной площади города – площади Революции. Открыт «Челябинский Арбат» был в 2004 году и с тех пор пользуется большой популярностью. Жители и гости города любят прогуливаться здесь, наслаждаясь видами расставленных вдоль улицы скульптур, отдыхая на скамейках, заходя в многочисленные магазины и кафе. В центре Кировки находится самое высокое здание Челябинска – 23-этажный деловой центр «Челябинск-сити».

       Если хотите узнать об истории Урала, то посетите Челябинский краеведческий музей. Здесь хранится около 300 тысяч экспонатов, рассказывающих о жизни Южного Урала с древнейших времен до наших дней. Кроме того, само здание музея нередко называют одним из самых красивых в городе. Оно находится на берегу реки Миасс – на месте основания Челябинской крепости.

    -Кто из вас уже был в краеведческом музее и сможет нам рассказать о том, что же в нем есть?

       Промышленность Челябинска, предприятия и заводы Челябинска Челябинск – крупный промышленный центр. В городе развиты предприятия металлургии и машиностроения, совокупный удельный вес которых в общем объеме промышленного производства составляет более 60%. Челябинск – один из крупнейших производителей металла в России, на предприятиях города изготавливается 43% отечественных ферросплавов. Также хорошо развиты отрасли приборостроения, легкой и пищевой промышленности.

       Парк победы. В военное время парк был полностью заброшен. В таком состоянии он находился и в пятидесятые годы - на его лужайках паслись козы, забор местами повалился, освещалась только центральная аллея. При этом ход был платным - ценой в один рубль. Естественно, что в таких условиях парк был безлюдным и пустынным. Позже за сад основательно взялись - здесь открылся прокат спортинвентаря и детских игрушек, лыжная база, павильон-читальня, летняя эстрада. В 1965 году райисполком Тракторозаводского района принял решение присвоить доселе безымянному парку современное название "Сад Победы" - в честь 20-летнего юбилея окончания ВОВ. В 1975 году на главной аллее был открыт памятник "Защитникам Отечества" - советскому рабочему и солдату. Не так давно - в 2006-2010 гг. - в парке была проведена масштабная реконструкция, в результате которой появилась Аллея мира, Аллея ветеранов, Аллея молодежи, современная детская площадка, летний театр. А в 2007 году в парке был открыт упомянутый в начале статьи военно-патриотический музей под открытым небом. Музей военной техники

    Самыми известными памятниками в "Саду Победы" Челябинска являются уникальные экспонаты музея под открытым небом. Полюбоваться военной техникой, являющейся гордостью не только парка, но и всего города, каждый посетитель может абсолютно бесплатно. Кроме того, любой экспонат можно потрогать и даже забраться на его поверхность. Монумент "Добрый ангел мира"

    Второй по популярности достопримечательностью парка, украшающей многие фото из "Сада Победы" в Челябинске является 10-метровая колонна, которую венчает позолоченная хрупкая фигурка ангела. Если присмотреться, то можно разглядеть, что небожитель стоит на небольшой полусфере - образе нашей Земли. В руках ангела - голубка, символ мира во всем мире. Монумент "Защитникам Отечества", который также можно найти на территории "Сада Победы" в Челябинске, посвящен работникам ЧТЗ, не вернувшимся с фронта домой. Это грандиозная 36-метровая стела, к которой примыкает куб - символ вечности. На одной грани последнего барельеф в виде головы воина в каске, на другой - такое же объемное изображение рабочего, стоящего на фоне танков. Венчает композицию надпись "Тракторостроителям, павшим за Родину".Еще одним украшением "Сада Победы" в Челябинске стал монумент "Пограничникам Южного Урала", построенный полностью на благотворительные средства. Этот памятник, торжественно открытый в мае 2012 года, - первый в своем роде в Челябинской области, которая, кстати, является одним из пограничных регионов России. Посвящен он всем военнослужащим, которых судьба так или иначе связала с пограничными войсками: срочникам, кадровому составу, молодым людям, которые готовятся к таковой службе.

    Практический метод

    Работа с текстом

    Практический метод

    Работа с текстом

    Показ слайдов

    Практический метод

    Работа с текстом

    Практический метод

    Работа с текстом

     

    Работа с презентацией

    Практический метод

    Работа с текстом

    Практический метод

    Работа с текстом

    Рассуждать

    Слушать

    Запоминать

    Рассматривать изображения

    Рассуждать

    Запоминать предложенную информацию

    Рассуждать

    Запоминать предложенную информацию

    Слушать

    Запоминать

    П:извлекать необходимую информацию из собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации

    Л.: смыслообразование ;

    П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация ;

    П.: установление причинно-следственных связей

    К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

    К.: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

    Л.: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

    5.Самостоятельная работа с самопроверкой

    5 мин

    -Теперь давайте закрепим ваши знания о городе Челябинске. На слайде будут появляться картинки, а вы должны сказать, что это за место и где оно находится.

     Практическая работа

    Работа с презентацией

    Рассуждать

    Высказывать предположения

    Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

    6.Рефлексия деятельности

    (по продукту).

    Словес.: слово учителя; ответы на вопросы

    5-7 мин.

    Наш урок подошел к концу. Давайте вспомним какую цель мы с вами сегодня ставили?

    Мы ее достигли? Молодцы. Давайте проведем рефлексию.

    Допишите предложения. 

    1. Сегодня я узнал…
    2. Было интересно…
    3. Было трудно…

          4. Я выполнял задания…

    Подводить итог урока

    Оценивать свою работу на уроке

    Л.: самооценка на основе критерия успешности.

    П.: рефлексия. Контроль и самооценка.

    Объяснять домашнее задание

    Записывать домашнее задание

    Л.: адекватное восприятие информации

    7.Информация о домашнем задании

     

    1 мин.

    Вашим домашним заданием будет: найти и выучить стихотворение о Челябинске.

    Дата:  13.10.17   

    Школа: 104                                                                                                                          

    Класс: 3 «М»        

    Кабинет: 203  

    Учитель: Белоногова И.В.__________                                                                                                                                       

    Тема: «История города Челябинска»

    Тип урока: открытие нового знания

    Цель деятельности учителя:

    - познакомить учащихся с преобразованиями в облике Челябинска,      воспитывать чувство патриотизма, гордости  за родной город

    Планируемые результаты:

      Предметные:

    -обобщить знания о достопримечательностях;

    -узнать новое о Челябинске и его истории

       Личностные: 

    - воспитывать у учащихся положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения;

    Понятия: герб, флаг, достопримечательности

    Оборудование: презентация


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

    Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

    Герб города Челябинска

    История герба города Челябинска...

    Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Из чего состоит город".

    Презентация для иллюстрирования урока "Из чего состоит город"...

    Сложные слова в названиях городов Челябинской области Исследовательская работа ученицы 3 В класса Екимовой Татьяны Руководитель Комиссарова Елена Александровна

    Многие названия  городов Челябинской области являются сложными словами. Это обусловлено географическим, историческим, экономическим или социальным положением города.В названии любого города мира ...

    Конспект внеурочного занятия "Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска" (4 класс)

    Название кружка: Юный краевед.Направленность внеурочной деятельности: СоциальноеКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: Геологическая история Челябинской области, соседние города Чел...

    Технологическая карта "Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска" 4 класс

    Название кружка: Юный краевед.Направленность внеурочной деятельности: СоциальноеКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: Геологическая история Челябинской области,...