Конспект урока по окружающему миру (история) "Виртуальная экскурсия по городу Челябинску" (2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Петрова Валерия Евгеньевна

Цели деятельности учителя: ознакомление с историей возникновения Челябинска и его достопримечательностями; формирование патриотизма, чувства верности своему Отечеству.

 

Планируемые результаты: 

Предметные:

  • Знать историю возникновения города Челябинска;
  • умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы.

Личностные: 

  • Проявлять интерес к учебной деятельности;
  • Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения по теме;
  • Проявлять активность в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 19.01.2021 г                                                                                                                        ФИО учителя Савушкина Т.П.

Школа: №104                                                                                                                        ФИ студента Петрова В.

Класс: 2 «М»                                                                                                                                ФИО методиста Сачкова Т.А.

Кабинет: 314

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (ИСТОРИЯ)

Тема: «Виртуальная экскурсия по городу Челябинску»

Цели деятельности учителя: ознакомление с историей возникновения Челябинска и его достопримечательностями; формирование патриотизма, чувства верности своему Отечеству.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать историю возникновения города Челябинска;
  • умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы.

Личностные:

  • Проявлять интерес к учебной деятельности;
  • Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения по теме;
  • Проявлять активность в работе.

Тип урока:  «открытие» нового знания.

Оборудование: проектор; компьютер; презентация; раздаточный материал; аудио фрагмент.

Челябинск, 2021


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(что делают)

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

1 мин

Начинается урок. 

Он пойдет ребятам впрлтл

-

-Здравствуйте ребята, меня зовут Валерия Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Начинается урок.

Он пройдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- Ребята, давайте друг другу улыбнемся и пожелаем успехов на уроке.

Приветствие

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: прослушивание песни

2 мин

-Ребята, жителями какой страны вы являетесь?

-Над Россией солнце светит,

И сады шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней.

-Что значит слово «Россия»?

Наша Родина, наше Отечество. Много есть на свете кроме России всяких государств, но у человека есть одна мать, одна у него и Родина.

- Ребята, что значит «Область»?

- Посмотрите на слайд, что выделено на карте?

- Правильно, а какая область?

- У каждого человека есть сердце. Без него он не мог бы ни дышать, ни двигаться, ни работать. У нашей области есть своё сердце – самый главный город. Послушайте песню и назовите город.

-Россия

Отвечают

-Часть страны, территория.

- Область

-Челябинская

Слушают песню

-Челябинск.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

2 мин

-Ребята, послушайте предложение и задайте к нему вопросы.

Сегодня на уроке мы совершим необычную экскурсию.

-Я отвечу на первый и второй вопросы. Экскурсия – коллективная поездка куда-либо, коллективное посещение музея, выставки, какого-либо достопримечательного места с целью ознакомления с чем-либо. Сегодня на уроке мы совершим виртуальную экскурсию по сердцу нашей области- Челябинску. Я буду вашим экскурсоводом.  

-Попробуйте сами ответить на третий вопрос.

-Какую цель мы перед собой поставим?

 

- Правильно, сегодня на уроке вы познакомитесь с историей возведения Челябинска, с его достопримечательностями.

-Что такое экскурсия? Куда мы отправимся? Зачем?

Отвечают

-Познакомится с историей возведения города Челябинска и его достопримечательностями

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

П: самостоятельное формирование цели урока.

IV. Открытие нового знания

Наглядный: просмотр маршрутного листа

Словесный: объяснение

Словесный: беседа

Практический: разгадывание загадок

Словесный: объянение

Практический: решение задания в парах

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания в парах

Динамическая пауза

23 мин

-Для того чтобы нам начать нашу экскурсию, давайте посмотрим наш маршрутный лист. Он лежит у каждого на парте.

После каждой станции нам предстоит выполнить задание, чтобы отправится дальше. За каждое правильное задание вы будете себя оценивать звездами.

Зелёная звезда – «Я справился отлично»

Жёлтая звезда – «Я справился, но были трудности»

Красная звезда – «Я не справился»

Но перед тем чтобы начать нашу экскурсию. Предлагаю познакомится с историей нашего города. Слушайте внимательно, информацию которую вы сейчас услышите пригодится вам при выполнении заданий.

-Челябинск – крупный промышленный центр России, административный центр Челябинской области и Южного Урала. Здесь располагаются и успешно функционируют многочисленные металлургические, машиностроительные, приборостроительные предприятия.
На месте современного Челябинска первоначально располагалась башкирская деревня Челяба, позднее здесь была основана Челябинская крепость. Случилось это в 1736 году, а статус города Челябинск получил уже в 1787 году. Челябинск был основан на реке Миасс. Долгое время Челябинск оставался тихим уездным городом Оренбургской губернии, однако в 19 веке в этих краях была обнаружена золотоносная жила и началась «золотая лихорадка». К концу 19 века город уже занимал ведущие позиции в торговле хлебом, маслом, мясом и чаем, стал важным транспортным узлом.

Герб Челябинска представляет собой щит классической формы. Фон изображения разделен на две части: трава (находится на нижней половине герба) и кирпичная стена (располагается на верхней половине герба).
Самым ярким элементом, изображенном на гербе, является верблюд золотого цвета. Неизвестно, сколько горбов у этого верблюда, но на своей спине он переносит груз. Верблюд стоит и смотрит в левую сторону.
Что касается цветового решения, то используются три основных оттенка. Так, фон делится на яркий зеленый и приглушенный серый, а золотым ярким акцентом в середине герба является изображенное животное. Все детали прорисованы при помощи черных тонких линий.

- Итак, первая станция. Называется она «Военное время»

-А кто-нибудь знает, когда началась Великая Отечественная война? А когда закончилась?

Челябинск и его жители сыграли большую роль в достижении победы в Великой Отечественной войне. Сюда было эвакуировано более двухсот предприятий из других городов. На челябинских заводах производили моторы, оборудование, боеприпасы, детали для танков и автомобилей, бронированные стекла для самолетов и другую необходимую фронту продукцию. На поток здесь было поставлено производство танков и знаменитых «Катюш».

-Ребята, а вы когда-нибудь видели танк «Катюша»?

 В связи с этим Челябинск даже неофициально называли Танкоград.
Важное значение сыграли металлургические и машиностроительные предприятия Челябинска и в период послевоенного восстановления страны.

- Ребята, а у вас есть в семье дедушка или бабушка, которые воевали на войне?

- Чтобы нам пройти на следующую станцию нам нужно разгадать загадки.

1. Гусеницы две ползут

    Башню с пушкою везут.

2. Эта пушка не стреляет,

    Камни далеко метает,

    Нету в мире крепостей,

    Устоявших перед ней.

3. Смело в небе проплывает

    Обгоняя птиц полёт

    Человек им управляет

    Что такое?

4. Моряком ты можешь стать,

   Чтоб границу охранять

   И служить не на земле,

   А на военном …

Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Оцените себя в колонке маршрутного листа.

-Молодцы, следующая станция называется «Памятник и скульптура»

Памятник танкистам-добровольцам был официально открыт 8 мая 1975 года, к 30-летию Победы. Авторы монумента – скульптор Л.Н. Головницкий, архитектор Е.В. Александров. Скульптурный образ воплощает рабочего-танкостроителя, ещё в рабочем фартуке, но уже надевшего солдатские сапоги и шлем танкиста. Монумент возведён на том месте, откуда 9 мая 1943 года отправилась на фронт челябинская добровольческая танковая бригада.

В годы войны танкисты-добровольцы прошли путь до Берлина и Праги, именно они завершили войну, освободив чешскую столицу от фашистов 9 мая 1945 года.

Мемориал «Скорбящие матери»

Мемориал стоит на Лесном кладбище Челябинска, где уже давно не хоронят людей. Когда-то здесь нашли последний приют солдаты, прибывшие в госпитали, расположенные в нашем городе. Увы, спасти удалось не всех, и похоронили умерших поблизости от больничного городка.
К 30-летию Победы на кладбище появился монумент, олицетворяющий скорбь и память – изображение двух женских фигур, которые бережно держат солдатскую каску. По замыслу авторов скульптуры, зодчих Льва и Энрики Головницких, эти образы должны напоминать о матерях и женах погибших солдат. Архитекторами проекта были Илья Талалай и Юрий Данилов. Они придумали удивительную композицию с высокими ступенями, ведущими к возвышению. Впоследствии в ансамбль вписались 22 яблони, которые высадили здесь школьники Челябинска.

Мемориал «Вечный огонь»

В нашем городе мемориал «Вечный огонь» был открыт в 1965 году. Затем композиция дополнялась, становясь частью комплекса Аллеи Славы. Авторы нынешнего облика памятника – скульптор Александр Кудрявцев, архитекторы Владимир Глазырин, Яков Рувинов.
Чугунная звезда в основании памятника украшена бронзовым венком с изображением листьев дуба и лавра – символами военной доблести и вечной славы.

Впоследствии возле памятника были установлены плиты с именами 250 челябинцев – Героев Советского Союза и кавалеров ордена Красного Знамени, не вернувшихся с войны.

Одна из примет нашего города – живые цветы, которые всегда лежат у этого памятника. В праздничные дни здесь особенно многолюдно и торжественно – проходит торжественная церемония возложения венков, люди замирают в минуте молчания…

-Ребята, а какие еще памятники и скульптуры вы знаете?

-Итак, чтобы пройти дальше вам нужно выполнить следующее задание.

Проверим, как вы меня слушали. У вас на столах лежат листочки с заданием. Ваша задача соединить фотографию памятника с кратким описанием.

Молодцы, оцените себя в маршрутном листе.

-Следующая станция «Парк города Челябинска»

-В Челябинске много красивых парков.
-А какие парки Челябинска знаете вы?
Популярные места отдыха и прогулок жителей и гостей города – это парк Пушкина со множеством аттракционов, фонтанов и концертных площадок, а также парк Гагарина, в котором расположены карьеры, наполненные водой, в окружении декоративных гранитных скал, уютные беседки, ухоженные дорожки и настоящие лесные тропинки. Недалеко от парка Гагарина находится зоопарк, где можно увидеть более ста видов диких животных и птиц, некоторые из которых занесены в Красную книгу.

- А кто из вас ходил в этот зоопарк? Что там интересного?

- Чтобы завершить нашу экскурсию нам нужно выполнить еще одно задание.

У вас на партах лежат листочки с картинками животных, часть которых обитает в Челябинском зоопарке. Вам нужно определить какие животные живут в нашем зоопарке.

-Давайте проверим и оценим себя в колонке маршрутного листа.

-Ребята, давайте немного отдохнём и разомнёмся. Встаньте, пожалуйста.

-Мы по городу шагаем (шагаем на месте)

 То, что видим называем:

 Светофоры и мосты (поворот головы влево)

 Ярмарки и магазины (поворот головы вправо)

 Скверы, улицы, мосты

 И деревья и кусты! (потянулись вверх- присели)

Слушают и смотрят маршрутный лист

Слушают

- 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года

Отвечают

Отвечают

-Танк

-Катапульта

- Самолёт

-Корабле

Оценивают

 

Отвечают

Выполняют

Отвечают

Отвечают

Выполняют

Оценивают

Повторяют движения за учителем

П: строить и рассуждать по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный: работа со слайдом

3 мин

-Наша экскурсия подошла к концу, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили. Я буду показывать вам на слайде иллюстрацию, а вы будете говорить, что это за место и где оно находится.

Выполняют

Л: понимание и выражение в речи цели задания;

Р: принятие учебной задачи к исполнению.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выполнение теста

5 мин

-Теперь давайте закрепим ваши знания о городе Челябинске и выполним небольшой тест.

1. Когда был основан Челябинск?
а) В 1736 году
б) В 1739 году
в) В 1741 году
2. На какой реке стоит город?
а) Река Урал
б) Река Миасс
в) Река Колыма
3. Какое животное изображено на гербе города?
а) Верблюд
б) Орел
в) Выдра
4. В начале Великой Отечественной Войны Челябинск обрёл второе, неофициальное имя:
а) Танкоград
б) Тыльноград
в) Сталинград

-Давайте проверим. У кого нет ошибок, поднимите руки. У кого 1 ошибка поднимите руки. Оцените себя звездочкой.

-Молодцы.

Выполняют

Проверяют и оценивают

Р: осуществлять итоговый контроль

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

2 мин

-Итак, ваше домашнее задание будет творческое.

Выбираете одно из предложенных задний и рассказываете.

1. Узнать кто из родственников работал на заводе во время Великой Отечественной войны?

2. О каком памятнике города Челябинская ты хотел бы рассказать одноклассникам?

Записывают домашнее задание

Л: проявление цели задания и выбор способов выполнения.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

2 мин

-Наш урок подошел к концу. Давайте вспомним какую цель мы сегодня с вами ставили?

-Мы её достигли? Молодцы.

Продолжите предложения.

1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…

-Спасибо вам ребята, за этот урок. Мне очень понравилось с вами работать. Вы огромные молодцы. Урок закончен.

-До свидания.

- Познакомиться с историей возведения Челябинска и его достопримечательностями.

Отвечают

Прощаются

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Какими бывают горы" 2 класс

Урок построен на основе приёмов технологии развития критического мышдения: "Знаю, Хочу узнать, Узнал"и игры"Как ты думаешь?". Ребята узнают о разновидностях гор, их отличительных особенностях от холмо...

Конспект урока по окружающему миру в малокомплектной школе 4 и 3 класс

Интегрированный урок окружающего мира в 3 и 4 классах.  4 класс  тема:  "Луг - природное сообщество", 3 класс тема: "Органы чувств"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Проблемы современного города"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Проблемы современного города"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Красота любимого города и родного села" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Красота любимого города и родного села" 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Природа в городе" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Природа в городе" 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экскурсия по экологической тропе"

Цели: 1.      Уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у основания деревьев, так как начинается сокодвижение; дать п...

Конспект + презентация урока окружающего мира по теме: "Экскурсия в город" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с историей родного края, которая отражена в старинных постройках, в исторических достопримечательностях; развитие памяти, внимания, наблюдательности.Пл...