РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (5 класс)
календарно-тематическое планирование по истории на тему

Гладышев Евгений Валерьевич

Календарно-тематический план для 5 классов по истории древнего мира ориентирован на использование учебника «История древнего мира» А. А; Вигасина, Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 2010;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_istorii_5_klass.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Филиал "Белоярская средняя школа"

Летниковская основная школа

Принято:                                                         

__________________                                        

название ШМО

__________________                                                

дата и № протокола

Утверждено приказом по школе от                                                

Рабочая программа

По учебному курсу «История древнего мира»

Класс /уровень обучения: 5 / основное общее образование

Количество часов   68

Уровень базовый

Учитель Гладышев Евгений Валерьевич,  I квалификационная категория

 

Настоящая рабочая программа разработала на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и примерной программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история. Древний мир», 2004.

        

д.Летник

2017

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»  (5 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработала на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и примерной программы Л. Н. Алексашкиной «Всеобщая история. Древний мир», 2004.

Календарно-тематический план для 5 классов по истории древнего мира ориентирован на использование:

— учебника «История древнего мира» А. А; Вигасина, Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 2010;

• дополнительных пособий для учителя:

— Смирнов Г. Задачник по истории древнего мира  Г. Смирнов. — М.: Просвещение, 2005;

— Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. — М., 2004;

— Литвинов, А. В. История становится ближе  А. В. Литвинов. — М., 1998;

— Книга для чтения по истории древнего мира  под ред. А. И. Немировского. — М., 1998;

— Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории древнего мира  Ю.С. Крушкол. — М., 1987;

• для учащихся:

— Вигасин, А. А. История древнего мира / А. А. Вигасин, Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 2010;

— Годер, Г. И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 2010.

Тематическое планирование рассчитано на 68 часов в год.

Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактико-технологическое оснащение включает рабочую тетрадь на печатной основе «История древнего мира» (автор Г. И. Годер), где представлены познавательные задачи разного уровня сложности; пособия Н. Г. Петрова «Древний Восток», «Древний Рим. Древняя Греция». Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «Мировая историческая энциклопедия».

Требования к уровню подготовки обучающихся

должны знать/понимать:

• даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;

• результаты и итоги ключевых событий истории древнего мира;

• представителей и памятники культуры древнего мира, изученные виды исторических источников.

должны уметь:

• сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

• уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;

• показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;

• давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории древнего мира.

Владеть компетенциями:

— информационно-поисковой;

— учебно-познавательной;

— коммуникативной;

— рефлексивной;

— смыслопоисковой.

Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ урока

Тема уроков

Содержание темы

Педагогические

средства

Вид деятельности учащихся

Планируемый результат

Информационно-

методическое

обеспечение

Дата

Раздел 1. Что изучает история (10 ч)

Раздел I. Жизнь первобытных людей (5 ч)

1

Введение

Основные понятия:

исторические источники (письменные и вещественные), летосчисление (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Исторические факты:

что изучает история древнего мира; свидетельства древней истории на территории нашей страны, родного края

Вводная лекция с элементами беседы

Индивидуальная работа

Уметь:

— определять роль археологических раскопок и значение письменных источников в изучении истории древнего мира;

— объяснять особенности обозначения дат до нашей эры (обратный счет лет), значение понятий: год, век, столетие, тысячелетие

Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира — М., 1998. — С. 17

2

Древнейшие люди

Основные понятия:

орудия труда, «человек разумный», родовые общины.

 Исторические факты:

расселение древнейшего человека, влияние природных условий на жизнь первобытного человека; «искатели пищи»: занятия, орудия труда, общества

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

— давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

— описывать условия

существования древнейших людей;

— излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

3

Родовые общины охотников и собирателей

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа

Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории древнего мира. — М., 1986. — С. 4-23

4

Возникновение искусства и религиозных верований

Основные понятия:

религия, тотем, наскальная живопись, магия.

 Исторические факты:

представления первобытных людей об окружающем мире, первобытные верования, возникновение искусства

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

— давать определение понятий: религия, искусство, колдовской обряд, душа,

— высказывать суждение

по вопросу о причинах

появления религии

и искусства;

— называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей

Немировскяй, А. И.

Книга для чтения по истории древнего мира — М., 1986.

БСЭ История искусства. — М., 1998. — С. 6-7

5

Возникновение земледелия и скотоводства

Основные понятия:

присваивающее хозяйство, земледелие, скотоводство, соседская община, неравенство, знать.

Исторические факты:

переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. Развитие ремесла, обмен произведенными продуктами, зарождение неравенства, выделение родоплеменной знати

Изучение и первичное закрепление нового знания

Индивидуальная работа

Уметь:

— давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;

— анализировать причины появления неравенства;

— сравнивать состав, социальное положение, орудия труда членов родовой и соседской общины, племени

Крушкол, Ю. С.

Хрестоматия по истории

древнего мира / М., 1986. — С. 4—23

6

Появление неравенства и знати

Индивидуальная работа

7

Первобытный мир (повторение и обобщение изученного материала)

Понятия и факты по теме

Контроль, коррекция и оценка знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

— определять значение первобытной эпохи  в истории человечества;

— описывать условия перехода от первобытности к цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира. — М., 1998. С.20

8

Счет лет в истории

Раздел III. Древний Восток ( ч.)

Древний Египет(7ч).

Государство на берегах Нила

Основные понятия:

государство, папирус, дельта, фараон.

Исторические факты:

местоположение и природные условия, объединение Египта

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

— показывать на исторической карте местоположение Древнего Египта;

— характеризовать природные условия Древнего Египта (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат);

— объяснять причины возникновения древнеегипетского государства

Историческая карта «Древний Египет». Атлас древних цивилизаций.

Загадки истории. Античность.

БСЭ. Цивилизации Древнего мира. — М., 1998

9

Как жили земледельцы

и ремесленники

в Египте

Основные понятия:

шадуф, ремесло, вельможи, писцы.

Исторические факты:

труд, жилище, быт земледельцев и ремесленников; чиновники, жрецы

Индивидуальная работа

Уметь:

— давать определение поаятий: вельможи, писцы, налоги;

— характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп;

 — анализировать фрагмент

исторического документа

и выявлять характерные

черты образа жизни земледельцев и ремесленников

Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.—М., 1987. — С. 29. Атлас древних цивилизаций.

10

Жизнь египетского

вельможи

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа

Немировский, А. И.

Книга для чтения по истории древнего мира  — М., 1986

11

Военные походы фараонов

Основные понятия:

колесницы, дротики, египетское войско, рабы, завоевательные походы. Исторические факты:

цели, причины, направления, итоги военных походов египетских

Комплексное применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

— раскрывать причины

и последствия военных

походов фараонов  Древнего Египта;

— показывать на исторической карте пути и направления военных походов;

— участвовать в дискуссии по вопросу о последствиях военных походов

Карта «Древний Египет».

Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира  — М., 1987. — С. 32.

Атлас древних цивилизаций.

Немировский, А. И. Книга для чтения по истории древнего мира — М., 1986

12

Религия древних египтян.

Основные понятия:

мифы, верования, религия.

Исторические факты:

боги и жрецы; мифы,

отражающие природные

явления; священное животное; загробное царство

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

— давать определение понятий: миф, религия,

 называть характерные признаки и особенности верований древних египтян;

— извлекать необходимые сведения из фрагмента исторического документа и мифов о жизни древних египтян

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира — М., 1998. — С. 27.

БСЭ. Мифы народов мира. — М., 1998. — С. 33

13

Искусство Древнего Египта

Основные понятия:

храмы, пирамиды, сфинкс, иероглифы, папирус;

Исторические факты:

научные познания древних египтян. Письменность. древнеегипетская школа. Литература и искусство

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь: — объяснять значение понятий: иероглиф, папирус

— составлять описание памятников древнеегипет- ской культуры: архитектуры, скульптуры;

— характеризовать основные достижения древнеегипетской науки и определить её значение для мировой культуры;

— анализировать исторический источник «Розеттский камень», извлекать необходимый материал

по данному вопросу;

— определять значение

появления письменности

для возникновения научных знаний

Атлас древних цивилизаций.

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира — М., 1998. С.32.

БСЭ. Цивилизации Древнего мира. — М., 1998. — С. 10.

Искусство: Энциклопедия, с. 8-11.

Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории древнего мира  — М., 1987. —

С. 35—44

14

Древний Египет(повторение и обобщение изученного материала)

Понятия и факты по теме

Контроль, коррекция и оценка знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

— определять значение Древнего Египта  в истории человечества;

— описывать достижения древнеегипетской цивилизации: основные занятия, образ жизни, орудия труда

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира. — М., 1998. С.20

Древние государства Западная  Азия в древности (7 часов)

15

Древнее Двуречье.

Основные понятия:

Междуречье, или Двуречье, Шамаш, клинопись, глиняные таблички.

Исторические факты:

местоположение, природа, климат, население, его занятия

Изучение

и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

— показывать на исторической карте месторасположение стран Двуречья;

— сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;

— высказывать суждение

о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте и Междуречье

Загадки истории. Античность.

Немировский, А. И. Книга для чтения по истории древнего мира — М., 1986. БСЭ. Цивилизации древнего мира. — М., 1998. С. 14.

Мифы народов мира. — М., 1998.—С. 16

16

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Основное понятие: законы, Исторические факты: возвышение Вавилона,

законы Хаммурапи

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

— анализировать фрагмент исторического источника «Законы Хаммурапи»;

— высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни вавилонян и в жизни современных людей

Виппер Р. Ю. История древнего мира.

Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира— М., 1986. БСЭ. Цивилизации древнего мира. — М., 1998. — С. 15

17

Финикийские мореплаватели

Основные понятия: колонии, Карфаген, алфавит. мореплаватели

Исторические факты:

особенности образования государства. Основание колоний. Достижения финикийцев.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Групповые формы работы

Уметь:

— показывать на карте

расположение Финикии

и пути следования финикийских мореплавателей;

— характеризовать важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры

Атлас древних цивилизаций мира. Хрестоматия по истории Древнего Востока.

 Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира— М., 1998.—С. 41

18

Библейские сказания.

Основные понятия:

Библия, Ветхий завет,

миф, предание, заповеди, завет

Исторические факты:

происхождение древних евреев. Библия. Десять заповедей. Создание израильского государства

Комплексное применение ЗУН

Комплексное применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

— объяснять значение понятий: миф, предание, единобожие, монотеистическая религия; — высказывать свое суждение о вкладе древних евреев в мировую культуру, основываясь на знания библейских сказаний

Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира — М., 1998. — С. 53

19

Древнееврейское царство

20

Ассирия – военная держава

Основные понятия: бронза, конница.

Исторические факты:

Ассирийское войско.

Завоевательные походы.

Путешествие в столицу

Ниневию

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

— определять причины возникновения и гибели Ассирии;

— характеризовать особенности военного искусства ассирийцев;

— сравнивать культуру древнего Египта и Ассирийской державы

Карта «Вавилонское царство в ХVIII в. до н. э. Ассирийская держава в VIII—VII вв. до н. э.».

Виппер Р. Ю. История древнего мира

Виппер Р. Ю. Атлас древних цивилизаций мира

21

Персидская держава

«Царя царей»

Основные понятия:

держава «Царь царей». Исторические факты:

образование Персидского царства. Завоевательные походы Кира, Камбиза, Дария I. Управление Персидской державой

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

— показывать на карте расположение Персидской державы;

— раскрывать особенности государственно-админи- стративного устройства Персидской державы;

— сравнивать политический строй Древнего Египта и Персидского царства

Карта «Персидское царство. VI в. до н.э.».

Атлас древних цивилизаций мира. Всемирная история

в лицах.

Страбинская Г. И. Древний мир. Вопросы и задания по истории Древнего мира — М., 1998. — С. 58

Древние Индия и Китай (5 ч).

22

Природа и люди Древней Индии

Основные понятия:

джунгли, касты, Брахма,, жрецы, Будда.

Исторические факты:

природные условия, занятия населения, религиозные верования, легенды и сказания, касты

Уметь:

— характеризовать природно-географические условия, занятия, религиозные верования жителей Древней Индии;

— анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст.

Карта «Индия и Китай в древности». Немировский А. И. Мифы и легенды Древнего Востока  — М., 1986. Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира. М., 1998.—С. 61

23

Индийские касты.

Комплексное применение ЗУН

24

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Основные понятия:

империя, «Великий шелковый путь», «Великая Китайская стена», конфуцианство, компас

Исторические факты:

природные условия, империя Цинь, император и подданные, философское учение Конфуция, научные знания и открытия

Индивидуальная работа

Уметь:

— определять особенности

географических и природных условий Китая;

— сравнивать учения Будды и Конфуция;

— высказывать свое суждение по вопросу о значимости конфуцианства в жизни людей древнего Китая

Карта «Индия и Китай в древности». Семененко И. И. Афоризмы Конфуцкя

Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира. — М., 1998. — С. 70.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории древнего мира. — М., 1986.— С.83—103

25

Первый властелин единого Китая

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

26

Древний Восток (повторение

и обобщение изученного материала)

Повторение основных понятий и фактов по теме

Контроль, коррекция и оценка знаний

Групповые формы работы

Уметь:

определять значение культурного наследия народов Древнего Востока;

— описывать исторические объекты и культурные памятники;

— выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока

Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира. — М., 1998. — С. 72

Раздел IV. Древняя Греция ( ч)

Древнейшая Греция

27

Греки и критяне

Основные понятия:

ахейцы, дорийцы. Исторические факты:

природные условия, население и его занятия, древнейшие государства (Крит, Микены, Троя), Троянская война.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

— характеризовать природно- географические условия, основные занятия древних греков и критян;

— сравнивать условия жизни, образ жизни греков и критян и жителей древнего Египта;

— характеризовать основные события и участников Троянской войны на основе анализа документа «Миф о начале Троянской войны»

Энциклопедия. История.  Древний мир. Виппер Р. Ю. История древнего мира  

Страбинская  Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира. — М.,

1998 — С 83-86

28

Микены и Троя

29

Поэма Гомера «Илиада»

Основные понятия:

эллины, «Илиада», миф. Исторические факты:

Троянская война, поэмы «Илиада», «Одиссея»

Комплексное применение ЗУН

Уметь:

— рассказывать основное содержание поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»;

— характеризовать основных героев поэм, сравнивать их действия и поступки;

— высказывать свою точку зрения о значимости поэм Гомера для современности

Виппер Р. Ю. История

древнего мира

Энциклопедия. История.

Древний мир.

Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира. — М., 1998. — С. 88

30

Поэмы Гомера «Одиссея»

Индивидуальная работа.

31

Религия древних греков

Основные понятия:

религия, мифология. Исторические факты:

сказания о богах и героях, религиозные верования древних греков, природные явления в религии древних греков

Комплексное применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

— показывать на конкретных примерах зависимость религиозных верований людей от природы;

— называть имена мифических богов;

— объяснять, какие силы природы отражали боги, покровителями каких занятий считались

Виппер Р. Ю. История древнего мира!

Р. Ю. Виппер. Энциклопедия. История. Древний мир.

Страбинская Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира. — М., 1998. — с. 90

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

32

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Основные понятия:

демос, граждане, Народное собрание, демократия, ареопаг, архонты.

 Исторические факты:

развитие земледелия и ремесла, демос и знать, свободные и рабы, реформы Солона

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

— объяснять значение понятий: демос, демократия, реформы, граждане, народное собрание, ареопаг, архонты;

— раскрывать причины и значение проведения реформ Солона;

— называть характерные черты политического управления полисом, положения основных групп населения полиса;

— анализировать фрагмент

исторического документа

и давать характеристику

событиям и их участникам

Кун Н. А. Всемирная история в лицах (древний мир)  Легенды и мифы древней Греции. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории древнего мира. — М., 1986.— С. 144, 165. Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории древнего мира. — М., 1998.—С.97

33

Зарождение демократии

в Афинах

Индивидуальная работа

34

Древняя Спарта

Основные понятия:

спартанцы, илоты, Совет старейшин, законы Ликурга.

Исторические факты:

воспитание спартанцев, Спарта — военный лагерь, лаконичная речь

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

— сравнивать общественное

и государственное устройство Спарты и Афинского

государства;

— описывать образ жизни

спартанцев и илотов;

— высказывать свое суждение по вопросу о воспитании спартанцев

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего. — М., 1986. — С. 149. Смирнов С. Г. Задачник по истории древнего мира Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории древнего. — М., 1998.— С. 100

35

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Основные понятия:

колонии, скифы, эллины, Эллада.

Исторические факты:

местоположение колоний; Массилия, Сиракузы, Пантикапей, Херсонес, скифы-кочевники

Комплексное применение ЗУН

Групповые формы работы

Уметь:

— показывать на исторической карте основные на- правления греческой колонизации и расположения первых греческих колоний;

— раскрывать основные причины основания древ- ними греками колоний;

— извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы о греческих колониях, о том, что объединяло греков колонистов с их соотечественниками в метрополии

Историческая карта «Древняя Греция». Древняя Греция. Книга для чтения. Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира . — М., 1986.—С. 155.

 Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по иётории древнего мира . — М., 1998.—С. 101

36

Олимпийские игры в древности

Основные понятия:

Олимпия, атлеты, пятиборье, ипподром.

Исторические факты:

олимпийские игры —

общегреческое празднество, Милон, Феаген

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

— объяснять значение понятий: атлет, Милон, пятиборье, ипподром, Полидам, Феаген;

— раскрывать причины возникновения Олимпийских игр;

— описывать ход проведения Олимпийских игр;

— излагать свое мнение по вопросу: об отличиях Олимпийских игр древности от современных

Виппер Р. Ю. История древнего мира

37

Победа греков над персами в Марафонской битве

Основные понятия:

Мильтиад, Фемистокол, Ксеркс, стратег, триера, фаланга, марафон.

Исторические факты:

марафонская битва, битва у Фермопильского ущелья, Саламинское сражение

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа.

Уметь:

— объяснять значение понятий: стратег, фаланга, марафон, триера;

— раскрыть причины победы греков в Марафонской битве, последствия победы Афин над персами;

— рассказать о наиболее крупных сражениях

Исторические карты «Греко-персидские войны», «Древние государства»

Картина В. Тамби «Саламинский бой»

38

Нашествие персидских войск

Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии

39

В гаванях афинского порта Пирей.

Основные понятия:

афинские граждане, метеки, пошлина, Совет пятисот, морской союз.

Исторические факты:

продажа рабов, развитие торговли, военные гавани, сбор пошлины и налогов

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа.

Групповая форма работы

Уметь:

— раскрывать роль Афин в истории древней Греции;

— описывать условия существования и образ жизни жителей Афин: граждан, переселенцев, женщин, рабов;

— составлять описание

и объяснять значение памятников Афин: Парфенон,

храм богини Ники и др.

Древняя Греция: книга для чтения

40

Афинская демократия при Перикле

Основные понятия:

демократия, народное собрание, оратор.

Исторические факты:

Перикл, плата за исполнение выборных должностей, открытое и тайное голосование

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

— объяснять значение понятий: народное собрание, демократия;

— называть характерные черты политического устройства Афин;

— анализировать фрагмент исторического документа (Плутарх. Сравнительное жизнеописание. Перикл);

— составлять характеристику Перикла

Трухина, Н. Н. История древнего мира

Немировский, А. И. Книга для чтения по истории древнего мира

41

В городе богини Афины

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

42

В афинских школах и гимнасиях

Основные понятия: школа гимнасия

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

43

В афинском театре

Основные понятия:

театр, трагедия, комедия.

Исторические факты:

зарождение театра в Греции, Аристофан, Софокл

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

— раскрывать значение

возникновения театра

и его роль в жизни древ-

них греков; рассказывать основное

содержание трагедий и комедий древнегреческих поэтов Софокла и Аристофана

Миллард Э. История. Древний мир. учеб. пос. — М.: Росмэн, 1999

Македонские завоевания в IV веке до н.э.

44

Города Эллады подчиняются Македонии

Основные понятия:

междоусобные войны,

македоняне, осадные башни

Исторические факты:

Македонское царство, потеря Грецией независимости, походы Александра Македонского, держава Александра Македонского и ее распад

Изучение и первичное закрепление знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

— раскрывать причины

подчинения Эллады Македонии;

— показывать на исторической карте направление восточного похода Александра Македонского;

— высказывать суждение

и давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого

Всемирная история в лицах.— М., 1999

45

Поход Александра Македонского на Восток

Изучение и первичное закрепление знаний

Индивидуальная работа

46

В Александрии Египетской

Основные понятия.

музей, обсерватория, Фаросский маяк, Александрийская библиотека.

Исторические факты:

культурное наследие

древней Греции

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Групповая форма

работы

Уметь:

— излагать свои суждения о вкладе древнегреческих ученых в мировую культуру;

— раскрывать значение распространения греческой культуры в странах древнего Востока

47

Древняя Греция (повторение

и обобщение

изученного материала)

Изученные понятия и факты по теме

Обобщение и систематизация

ЗУН

Уметь:

— определять значение культурного наследия Древней Греции; описывать исторические объекты и культурные памятники;

— характеризовать исторические личности древней Греции

Древняя Греция: книга для чтения. Всемирная история в лицах. Энциклопедия «История древнего мира»

Раздел V. Древний Рим (20 ч)

Рим от его возникновения  до установления господства над Италией

48

Древнейший Рим

Основные понятия:

латины, ликторы, сенат, патриции, плебеи, народное собрание.

Исторические факты:

природа и население древней Италии, занятие и положение населения

Изучение

и первичное

закрепление

новых знаний

Индивидуальная, фронтальная формы работы

Уметь:

показывать на карте местоположение древней Италии;

— объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий; описывать условия жизни древних латинян; называть дату освоения Рима;

Карта «Древний Рим». Энциклопедия. История.  Древний мир

49

Завоевание Римом Италии

Основные понятия:

консулы, галлы.

Исторические факты:

Римская республика, господство Рима над Италией

Комплексное применение ЗУН

Фронтальная, индивидуальная формы работы

Уметь:

— определять даты основных событий;

— объяснять значение основных понятий и терминов, причины войн Рима с народами Италии;

— характеризовать войско римлян и галльских племен

Карта «Древний Рим»

50

Устройство Римской республики

Основные понятия:

республика, народные трибуны, консулы, форум, легион.

Исторические факты:

управление Римской республикой, римское войско

Комплексное применение ЗУН

Групповая работа

Уметь:

— объяснять основные

понятия и термины;

— сравнивать управление

в древнем Риме и Римской

республике;

— характеризовать войско

римлян

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

51

Вторая война Рима с Карфагеном

Основные понятия:

пунические войны, Исторические факты:

войны Рима с Карфагеном, создание военного флота

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

— характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия;

— объяснять значение основных понятий;

— давать характеристику

полководцам: Ганнибалу, Сципиону

Карта «Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.».

52

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Основные понятия:

триумф, император. Исторические факты:

установление господства Рима в Восточном Средиземноморье

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

— рассказывать о римских завоеваниях в восточной части Средиземноморья;

— объяснять значение основных понятий;

— раскрывать последствия, итоги завоеваний Римом восточной части Средиземноморья

Карта «Римская республика в  III- I вв. до н. э.»

53

Рабство в Риме

Основные понятия:

раб, рабство, амфитеатр, гладиаторы.

Исторические факты:

рабство в Древнем Риме, положение рабов в Древнем Риме, гладиаторские бои

Изучение и первичное закрепление

новых знаний

Групповая работа

Уметь:

— объяснять основные

понятия;

— описывать положениё

рабов в Древнем Риме;

— рассказывать о гладиаторских боях

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира — М., 1986. — С. 194—196

Гражданские войны в Риме

54

Земельный закон братьев Гракхов

Основные понятия:

гражданская война, закон.

Исторические факты:

гражданские войны в Риме, земельный закон братьев Гракхов

Изучение и первичное закрепление

новых знаний

Групповая работа

Уметь:

— объяснить основные

понятия;

— раскрывать причины

и итоги гражданских войн,

суть земельного закона

братьев Гракхов;

— анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира — М., 1986. — С. 194—196

55

Восстание Спартака

Основное понятие:

восстание.

Исторические факты:

восстание рабов в Древнем Риме, победы Спартака, разгром восставших рабов под руководством Красса

Комплексное, применение ЗУН

Индивидуальная групповая работа

Уметь:

— описывать восстание

рабов в Риме;

— раскрывать причины,

ход, результат восстания;

— давать характеристику

Спартака;

— высказывать свое мнение

о значении восстания

Спартака

Карта «Римская республика в III-I вв. до н. э.». Картина «Бой Спартака с римским отрядом».

56

Единовластие Цезаря

Основные понятия:

единовластие, ветераны.

Исторические факты:

кризис управления Цезаря

Изучение и первичное закрепление

новых знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

— объяснять основные понятия, суть диктатуры Цезаря; раскрывать возвышения Цезаря;

— анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима;

— извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы;

— работать с историческим источником

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира — М., 1986.

57

Установление империи

Основные понятия:

преторианцы, империя, император.

Исторические факты:

борьба Антония и Октавиана, создание империи

Изучение и первичное закрепление

новых знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

— раскрывать причины падения диктатуры Цезаря;

— рассказывать о борьбе

Антония и Октавиана;

— характеризовать римского императора Октавиана

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира — М., 1986.

Римская империя в первые века нашей эры

58

Соседи Римской империи

Исторические факты.

территория Римской империи, управление империей

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

— показывать на исторической карте территорию Римской империи;

— описывать жизнь соседей Римской империи;

— анализировать деятельность Октавиана и раскрывать особенности его правления

Карта «Римская империя в I- III вв. до н. э.»

59

В Риме при императоре Нероне

Исторические факты:

обожествление императоров, Нерон, восстание в армии,

гибель Нерона

Комплексное применение ЗУН

Индивидуальная работа

Уметь:

— показывать на примере деятельности Нерона усиление императорской власти;

— раскрывать террористические методы правления Нерона, причины пожара в Риме

Энциклопедия. Все обо всем. — Т. 4., с. 277—282

60

Первые христиане и их учение

Основные понятия:

Иисус, апостолы, Христианство, «Евангелие».

Исторические факты:

зарождение и распространение христианства

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

— объяснять значение

основных понятий;

— рассказывать о жизни

и деятельности христиан;

— объяснять суть христианского учения;

— сравнивать учение христианства с другими религиями

Библия для детей

61

Расцвет Римской империи

Основные понятия:

колоны, бетон, оратор.

Исторические факты:

возникновение и развитие колоната

Комплексное применение знаний

Фронтальная, индивидуальная работа

Уметь:

— объяснять значение основных понятий;

— анализировать деятельность императора Трояна;

— сравнивать положение колона и раба;

— рассказывать о развитии ораторского, строительного искусств; 

—раскрывать историческое значение развития науки и литературы

БСЭ. История искусства. — М., 1998

Презентация.

62

Вечный город и его жители

Основные понятия:

Колизей, Пантеон, термы, цирк.

Исторические факты:

Рим — столица империи.

Повседневная жизнь римлян

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Групповая работа

Уметь:

— объяснять значение

основных понятий;

— описывать повседневную

жизнь римлян;

— составлять описание памятников древнеримской

культуры: архитектуры, скульптуры;

— определять роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки

Карта «Римская империя в I- III вв. до н.э.» Картина К. И. Брюллова «Последний день Помпеи».

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

63

Римская империя при Константине

Основные понятия:

варвары, епископ, священник, Новый Завет 

Исторические факты:

правление Константина, признание христианства, основание Константинополя

Комплексное

применение

знаний

Индивидуальная работа

Уметь:

— объяснять основные понятия;

характеризовать деятельность Константина;

— рассказывать о переменах

в положении христиан;

 — раскрывать причины переноса столицы Рима на Восток

Карта «Римская империя в I- III вв. до н.э.»

64

Взятие Рима варварами

Основные понятия:

готы, вандалы.

Исторические факты:

распад Римской империи, вторжение готов

в Италию, падение Римской империи

Комплексное применение знаний

Фронтальная, индивидуальная работа

Уметь:

объяснять значение основных понятий;

— рассказывать о борьбе римлян с варварами;

— объяснять причины распада Римской империи

Карта «Римская империя в IV-V вв. до н. э. «Падение Западной Римской империи».

65

Восточная Римская империя

При Юстиниане

Основные понятия:

кодификация, право, вердикт.

Исторические факты:

кодификация римского права и его историческое значение

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Фронтальная, индивидуальная работа

Уметь:

— объяснять значение основных понятий;

— характеризовать деятельность императора Юстиниана;

— раскрывать значение

римского права

Карта «Римская империя в IV-V вв. до н. э.

66

Культурное, политическое наследие Древнего Рима» (повторение и обобщение)

Изученные понятия и факты по теме

Обобщение и систематизация

ЗУН

Фронтальная, индивидуальная работа

Уметь:

— анализировать культурное, политическое развитие древнего Рима

— описывать основные памятники культуры;

— сравнивать цивилизации Греции и Рима

67

Наследие древнего мира — фундамент

современной цивилизации (повторение и обобщение)

Изученные понятия и факты по теме

Обобщение и систематизация

ЗУН

Фронтальная, индивидуальная работа

Уметь:

— сравнивать древние

мировые цивилизации;

— определять общее и раз-

личное

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс по теме "Возникновение земледелия и скотоводства".

урок разработан в соответствии требований ФГОС. Использование группового метода работы учащихся....

Рабочая программа учебного курса «История Отечества» для обучающихся 7 класса

Рабочая программа учебного курса «История Отечества»для обучающихся  7 класса...

Рабочая программа учебного курса «История Отечества» для обучающихся 8 класса

Рабочая программа учебного курса «История Отечества»для обучающихся  8 класса...

Рабочая программа учебного курса «История Отечества» для обучающихся 9 класса

Рабочая программа учебного курса «История Отечества»для обучающихся  9 класса...

Рабочая программа учебного курса «История» для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 7 класса

Рабочая  программа учебного курса «История»для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 7 класса...

Рабочая программа учебного курса «История» для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 8 класса на 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа учебного курса «История»для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 8 классана 2022- 2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История родного края»

Программа «История родного края» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее ...