Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс по теме "Возникновение земледелия и скотоводства".
методическая разработка по истории на тему

Коновалова Татьяна Васильевна

урок разработан в соответствии требований ФГОС. Использование группового метода работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Возникновение земледелия и скотоводства.

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию, что скотоводство и земледелие – важнейшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.

Задачи:

  • Личностные: обсудить вопрос о роли труда в формировании человека, сопоставить отношение к природе древнейших людей и современного человека.
  • Метапредметные: развить навыки сравнительного анализа, навыки работы с иллюстрациями, текстом учебника, художественным текстом, видеоматериалом, развить умение работать с картой.
  • Предметные: узнать о занятиях и образе жизни древнейших людей.  

Ожидаемые результаты:

  • Личностные: учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, высказать собственное мнение о роли труда в жизни древнего человека и человека современного, сравнить отношение к природе в древности и в наши дни.
  • Метапредметные : учащиеся смогут приводить не менее 3-х примеров отличий охоты и собирательства от скотоводства и земледелия, сформулировать аргументы по проблеме, высказать собственное мнение.
  • Предметные: учащиеся смогут назвать время появления на Земле древнейших людей, дать определение понятиям скотоводство, земледелия,

родовая община, племя, смогут найти и показать на карте первые районы

земледелия и скотоводства, соотносить орудия труда и занятия древнейших людей.  

Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся.

Элементы педагогических технологий: исследовательской, проблемной, игровой, здоровьесберегающей, группового обучения, опережающего обучения.

Оборудование: презентация «Возникновения земледелия и скотоводства», дидактический материал для работы групп,

 листы самоконтроля,

  • понятия, дата, проблемный вопрос – таблички на доске,

Чернов В. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.

Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений.

Основные даты: около 10 т. л. н. – возникновение земледелия и скотоводства.

Основные понятия: земледелия, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, ремесло, производящее хозяйство, племя, совет старейшин, старейшина.

Опережающее задание: прочитать п.4 учебника.

                                 Ход урока  

Основные

этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Формулируемые

         УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

1.Актуализация

знаний.

Цель:

закрепление и углубление знаний по предмету.

Беседа.

Организует проверку знаний.

Задание классу:

Какие блюда вы любите больше всего?

Из каких продуктов приготовлены эти блюда?

Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды. Почему?

Откуда брали пищу самые первые люди?

Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота. Вот о них мы и будем сегодня говорить.

Сформулируйте

Тему урока:

Индивидуальная работа обучающихся по формулировке вопросов.

Коллективное обсуждение ответов. Формулировка темы

«Возникновение земледелия и скотоводства».

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные 

умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми

2.Постановка

Учебных задач.

Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи.

Беседа

Беседа

Беседа

Доска

Итак, мы вспомнили, что люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим.

Но примерно 10 тысяч лет назад человек занялся земледелием и скотоводством,

сегодня на уроке попробуем назвать основные предпосылки возникновения земледелия и скотоводства у первобытных людей.

 Что это дало людям?

Задание классу: рассмотрите иллюстрацию на слайде, кто перед вами?

Как мы можем им помочь?

Фиксирует задачу на доске.

Ожидаемый ответ обучающихся:

Мы видим измученных людей.

Мужчин и женщин племени, возвращающихся из леса с пустыми руками.

Возникла угроза

голода.

Учащиеся

формулируют учебную задачу.

Как возникло земледелие и скотоводство?

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного

Личностные 

самоопределение себя как представителя человечества как вида

3.Совместное исследование проблемы.

Цель: поиск решения учебных задач.

Беседа

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

Предложите ваши варианты решения учебных задач.

Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы?

Для чего нам знать об этом?

Учащиеся предлагают варианты решения учебной задачи приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний.

Ожидаемый ответ обучающихся: необходимо знать истоки. Чтобы лучше понять.

Познавательные

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные 

оценка – выделение и осознание учащимся того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Личностные

 действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность

4.Моделирование.

Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Работа в группах.

Запись на доске.

 ( после обсуждения)

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составных моделей.

Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление перехода от присваивающего характера к производящему

Учащиеся, работая в группах с последующим обсуждением формулируют план решения проблемы.

1.Появление мотыжного земледелия.

2.Приручение животных.

3.Появление ремесла.  

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: 

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске информации

Регулятивные:

целеполагание на основе соотнесения известного и ещё неизвестного

Личностные:

самоопределение себя как представителя человечества как вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: •    выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; •   ...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока (с презентацией) учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. по математике "Решение задач и выражений", 2 класс.

Урок по математике "Решение задач и выражений" , 2 класс (по программе "Начальная школа XXI века"). Наряду с обучающими целями (формирование умения находить значение выражения с переменными, решение з...

Методическая разработка урока ознакомление с окружающим миром во втором классе школы глухих детей.Тема: «Дикие животные. Заяц и белка».

Целью данной разработки является обучение детей правильному употреблению общих и частных названий животных. Формировние умения у неслышаших детей давать характеристику особенностям внешнего вида живлт...

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "А.П. Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова"по УМК "Перспективная начальная школа"

Данный урок литературного чтения (УМК «Перспективная начальная школа) по теме «А.П.Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова »  проводится в 4 классе во второй четверти.Урок разработан на основании ...

Методическая разработка урока-исследования по окружающему миру в 3 классе «Национальное наследие ЮНЕСКО. Нева – далекая и близкая»

Методическая разработка урока-исследования по окружающему миру в 3 классеучителя начальных классов Марининой Ирины Владимировны,Тема: «Национальное наследие ЮНЕСКО. Нева – далекая и ...