Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "А.П. Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова"по УМК "Перспективная начальная школа"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Балаянц Ирина Александровна

Данный урок литературного чтения (УМК «Перспективная начальная школа) по теме «А.П.Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова »  проводится в 4 классе во второй четверти.

Урок разработан на основании учебника «Литературное чтение. 1 часть» Н.А.Чураковой и методического пособия «Поурочные планы. Литературное чтение 4 класс» по учебнику Н.А.Чураковой. 

Целью урока является: познакомить учащихся с особенностями творчества А.П. Чехова на примере рассказа «Ванька»; научить определять жанр; заинтересовать проблемой произведения; помочь увидеть за событиями, строчками письма Ваньки живую, страдающую душу; помочь сравнить жизнь ровесников, живших 100 и более лет назад, с собственной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vanka_zhukov.zip26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения 18.12.14

Предмет литературное чтение

Тема: А.П. Чехов «Ванька». Два мира Ваньки Жукова

Цели деятельности учителя: познакомить с особенностями творчества А.П. Чехова на примере рассказа «Ванька»; научить определять жанр; заинтересовать проблемой произведения; помочь увидеть за событиями, строчками письма Ваньки живую, страдающую душу; помочь сравнить жизнь ровесников, живших 100 и более лет назад, с собственной.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся осознанно воспринимать содержание авторского текста; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; осознавать сущность поведения героя; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; получат возможность научиться характеризовать главного героя с опорой на предложенные характеристики.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: участвуют в обсуждении плана выполнения заданий.

Познавательные: читают текст, понимают фактическое содержание текста.

Коммуникативные: уважают мнение одноклассников.

Личностные: осознают некоторые нравственные понятия и моральные нормы (поддержка, понимание, честность, дружба).

Тип урока: комбинированный

Форма урока: беседа, дискуссия

Форма организации учебной деятельности: групповая, коллективная

Методы: словесный, наглядный

Термины и понятия: шпандырь, заутреня, образ, Рождество, людская кухня, дворня, Млечный путь, сидельцы, иезуитское ехидство, клирос; фразеологизмы.

Оборудование для учителя: Н.А.Чуракова учебник Литературное чтение 1 часть; «Поурочные планы. Литературное чтение 4 класс» по уч. Н.А.Чураковой; Толковый словарь С.И.Ожегова;  портрет А.П. Чехова, репродукции картин художников Н.П.Богданова-Бельского «У дверей школы», В.Е. Маковского «Свидание», А.Г. Веницианова «Захарка»; понятийный ряд; мультимедийный проектор.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Орг.момент. Введение в тему

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Прочитайте эпиграф  к уроку (Слайд 1): 

«В детстве у меня не было детства» (А.Чехов).

 Как вы понимаете эти слова?

- Послушайте отрывок из поэмы

Н. Некрасова «Крестьянские дети»

- Голод, нужда вынуждали крестьян посылать своих детей в город. Ваши сверстники работали на заводах и фабриках, в шахтах, их отдавали на обучение к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам.

О том, как жилось крестьянским детям, вашим сверстникам, жившим задолго до нас, можно узнать из творчества писателей и художников.

Сейчас вы, рассмотрев внимательно репродукции картин художников, нам об этом расскажите, поработав в группах. Ваш рассказ должен строится при помощи ответов на следующие вопросы:

-Что изобразил художник на своей картине?

-  Обратите внимание, какие краски использовал художник? Что он хотел этим передать?

( раздаются репродукции картин художников Н.П.Богданова-Бельского «У дверей школы», В.Е. Маковского «Свидание», А.Г.Веницианова «Захарка»).

/Ответы учащихся/

/Читает ученик

«Однажды в студеную зимнюю пору…»/

/Работа в группах,

ответы уч-ся/

- Не только художники отражали в своих картинах горькую участь детей, но и писатели писали о трудностях и лишениях детей в 19 веке.

2. Объявление темы и постановка целей урока

- Сегодня мы продолжаем изучение произведений о жизни ровесников, живших более 100 лет назад.

Слова какого писателя стоят эпиграфом нашего урока? /Слайд 2/

 Знакомство с биографией писателя.

- Как вы думаете, о чем писал А.П.Чехов?

- Материал он брал из жизни. Однажды знаменитый дрессировщик Дуров рассказал Чехову о своей собаке Каштанке. О том, как нашел ее на улице, как обучил и стал выступать с нею в цирке. Рассказал и забыл. А. Чехов написал о Каштанке рассказ. Много писал и о детях. Его очень тревожила жизнь крестьянских детей. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, называется “Ванька”. Написал его А.П. Чехов в 1886 году, когда ему было 26 лет. Рассказ во многом автобиографичен. Лучшие детские годы Чехов провёл, прислуживая в бакалейной лавке своего отца вместе с мальчиками Андрюшкой и Гавришкой, которые были привезены из деревни и отданы в “ученье на год”. По воскресеньям Антоша пел в церковном хоре.

/ Ответы учащихся/

Рассказ учащегося с использованием презентации.

/Предположения уч-ся/

3. Подготовка к восприятию.

- И вот Москва XIX века. Крестьянский мальчик – ваш ровесник, привезенный из деревни в большой город. Посмотрите на мир глазами героя рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в жизнь “больших” и жизнь “маленьких”, увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.

Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече сидит на коленях перед скамьей мальчик и что-то пишет... /Слайд 3/

- Откройте учебник на с.152.

- Во время чтения отметьте карандашом те слова, которые вам непонятны и подумайте над жанром этого произведения.

- Расскажите, какие чувства вы испытали, читая это произведение?

- В каком жанре написано оно?

- Получит ли дедушка Константин Макарыч письмо Ваньки?

- Почему?

/Учащиеся читают письмо Ваньки/

/По мере прочтения рассказа проводится словарно-лексическая работа: учащиеся в Толковом словаре отыскивают непонятные им слова/

/Ответы уч-ся/

/Небольшое произведение по объему, мало героев, простой сюжет/.

/Нет./

/Не написан адрес, письмо не найдёт адресата/.

4. Работа над содержанием

 (выделение композиционных частей, выборочное чтение, выполнение заданий к тексту)

- Обратите внимание на то, как написан текст. Есть отступления автора, а письмо Ваньки заключено в кавычки.

- Сколько лет было Ваньке?

- Из каких двух частей состоит его девятилетняя жизнь?

- А теперь каждая группа получит задание. (Приложение 2)

1 группа.

Найдите и прочитайте, что Ванька вспоминает о деде.

- Какой была жизнь Ваньки в деревне?

2 группа.  /Слайд 6/

Найдите и прочитайте, как Ваньке жилось в ученье у сапожника.

В каком предложении выражено отчаяние Ваньки?

3 группа.

Найдите и прочитайте, на что согласился бы Ванька, лишь бы его забрали?

- Что значит выражение: «Секи меня как Сидорову козу»?

 Это выражение называется в литературе -  фразеологизм. Фразеологизм – это устойчивое словосочетание, пословица или поговорка.

-  Какая фраза из этого рассказа стала крылатой? /Слайд 8/

- Каким вы представляете Ваньку? /Слайд.10/

Прочитайте слова:  

Наблюдательный

Жадный

Сообразительный

Глупый

Добрый

Отзывчивый

Трудолюбивый

Воспитанный

Злой

Доверчивый

- Какими качествами обладает Ванька? Докажите.

/Жизнь с мамой Пелагеей в деревне и жизнь в учении у сапожника в Москве/.

/Учащиеся читают с.153 учебника, до слов «…стучит в колотушку.»/

/Учащиеся читают на с.154 учебника до слов «…я качаю люльку.» и с.157 …/

/Учащиеся читают на с.155 учебника «Кланяюсь…увези меня отсюда, а то помру».  С.157 учебника « Христом ….»/

/Учащиеся читают отрывок на с. 155 учебника)

/Сильно, жестоко и безжалостно пороть, бить/.

/«На деревню дедушке»т.е. неизвестно куда/

/Составляют словесный портрет Ваньки/

/Учащиеся на примере отрывков из произведения доказывают какими качествами характера обладает главный герой/

5. Подведение итогов урока.

- С творчеством какого писателя познакомились?

- Какие моменты из жизни А.П. Чехова вам запомнились?

-Назовите произведение, с которым познакомились на уроке?

- Кто является главным героем произведения и как относится автор к своему герою?

-Почему Чехов назвал письмо Ваньки драгоценным?

-Что хотел показать автор своим произведением?

 - Хотели бы вы оказаться на месте Ваньки? Почему?

- Как вы думаете, если бы дед получил письмо, он бы забрал Ваньку домой? Почему?

 - Почему Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?

- Очень хочется, чтобы все мечты сбывались, ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне зажигается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают, надо только в это верить.

/ Ответы учащихся/.

/Ванька Жуков.

Автор жалеет и переживает за него/.

/Единственная надежда вырваться из этой страшной жизни у господ/.

/Тяжёлую жизнь детей раньше/.

/Ответы учащихся/

/Ответы учащихся/.

/Надежда на Рождественское чудо/.

6. Рефлексия.

- Сделайте вывод, что вам дал этот урок для жизни? /Слайд 11/

- Что тронуло вас при чтении этого рассказа?

- Какое чувство вызывает главный герой?

- Оцените свою работу на уроке.

/Ответы учащихся/

/Заполняют лист самооценки/

7. Домашнее задание

  1. С. 152 – 158, выразительно читать.
  2. Представьте, что дед все-таки получил письмо Ваньки, чтобы он ему ответил. Напишите мини-сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века"

Конспект урока разработан в системно-деятельностном подходе в соответствии с требованиями ФГОС. 1класс Ефросинина Л.А. Урок из раздела " Онаших друзьях животных" Э.Шим "Глухарь"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...

Методическая разработка урока литературного чтения в современной начальной школе в свете ФГОСа

Конспект урока литературного чтения в 3-ем классе (УМК «Школа 2100»)Тема урока: Бальмонт К.Д. «Снежинка»Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: читательское освоение  обучающимися литерат...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь,  пополнять словарный запас, при...