Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 3 класс. Александр Невский. Ледовое побоище
план-конспект урока по истории (3 класс) на тему

Александр Невский. Ледовое побоище Урок изучения нового материала 1. Познакомить детей с историческим периодом, событиями 1240-1242 гг., с исторической личностью Александра Невского. 2. Учить давать характеристику историческому деятелю. 3. Начать формировать у детей представление о том, что исторические события связаны с деятельностью исторической личности. 4. Развивать умение детей работать с историческими картами-схемами, контурными картами, атласом. 5. Развивать устную речь детей, монологическую речь, умение работать с дополнительными материалами. 6. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и героев, живших в разное время. Н.Я.Чутко, Л.Е. Родионова «Твоя Россия. Учебник-хрестоматия по истории. Определить дни славных воинских побед и образы героев, которые освещают исторический путь нашего народа Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandr_nevskiy.ledovoe_poboishche.docx41.99 КБ

Предварительный просмотр:

Александр Невский. Ледовое побоище

Тема урока

Александр Невский. Ледовое побоище

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

1. Познакомить детей с историческим периодом, событиями 1240-1242 гг., с исторической личностью Александра Невского.

2. Учить давать характеристику историческому деятелю.

3. Начать формировать у детей представление о том, что исторические события связаны с деятельностью исторической личности.

4. Развивать умение детей работать с историческими картами-схемами, контурными картами, атласом.

5. Развивать устную речь детей, монологическую речь, умение работать с дополнительными материалами.

6. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и героев, живших в разное время.

Образовательные ресурсы

Чутко, Л. Е. Родионова «Твоя Россия. Учебник-хрестоматия по истории.

Личностно значимая проблема

Определить дни славных воинских побед и образы героев, которые освещают исторический путь нашего народа

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Орден крестоносцев, ополченцы, «свинья», канонизация, упадок, разорение,

разруха

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Получат возможность научиться:

- рассказывать о Невской битве и Ледовом побоище с опорой на карту и схему;

- раскрывать причины победы А. Невского

- делать вывод об историческом значении побед А. Невского

- научатся определять термины: орден крестоносцев, ополченцы,

- научатся определять даты Невской битвы и Ледового побоища, а также имена соратников и противников А. Невского.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.


Ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II.

Актуализация

знаний

7

«Цепь событий»

Задача – правильно установить последовательность событий, расположить предложения в нужном порядке.

1. Разобщенность и распри князей.

2. Битва на реке Калке.

3. Начало монголо-татарского ига.

4. Гибель русских городов.

5. Легенда об озере Светлояр.

6. Стояние на реке Угре.

- Объясните взаимосвязь событий.

- Какая тема прослеживается в цепи событий?

- Почему монголо-татарам удалось захватить многие русские города?

- Каковы последствия монголо-татарского ига?

В ходе нашествия было разрушено хозяйство страны, резко сократилось население. Это вызвало замедление общественного развития Руси.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают тему урока.

Работа

в группах с карточками

Фронтальная работа.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

1. Работа

в тетради

Устные ответы

III.

Изучение

нового

материала

17

Русская пословица гласит:

«Пришла беда – отворяй ворота»

Нашествие монголо-татар с востока совпадало с натиском на западные рубежи Руси. В борьбу за новгородские земли вступились немецкие, шведские и датские рыцари. Теперь и с этой стороны над Русью нависла серьезная опасность.

В Великом Новгороде на престол заступил князь Александр Ярославич.

Как вы думаете, почему так горек взгляд этого сильного, умного, могучего человека? Какая тяжелая дума тревожит его?

Нам нужно выяснить, где появилось полководческое искусство князя и в чем оно проявлялось?

1. Невская битва

В 1240 году шведы вторглись в новгородские владения. На 55 кораблях они вошли в Неву и высадились на берег. Их предводитель Биргер направил к новгородцам послов, велев сказать князю от имени шведского короля:

«Я пришел положить твою землю и хочу сделать тебя и детей твоих рабами. Сопротивляйся, если можешь!»

Как поступил князь Александр, вы узнаете, прочитав статью.

1. Какой момент выбрали рыцари для нападения на Русь? Случайно ли это? На что был их расчет?

2. Какие качества проявились у Александра?

3. В чем проявилось полководческое искусство князя?

4. Какой награды удостоился Александр?

5. Где же проявилось полководческое искусство князя?

Молодой русский полководец знал, что силы врага намного превосходили его войско. Скрытно подойдя к шведскому лагерю, русские стремительно атаковали ошеломленного противника. В итоге битвы на Неве шведы были на голову разгромлены, оставшиеся в живых на кораблях бежали прочь.

Русские потери были совсем невелики. Александр Ярославович возвратился в Новгород с великою победою, «славя Господа Бога и Пречистую Богородицу». С той поры князь навеки получил в народе прозвание Невский.

2. Ледовое побоище

Как вы думаете, оставили рыцари попытки захватить Русь?

Рыцари не оставили попытки захватить русские земли. В том же 1240-м году ливонские рыцари с помощью измены посадника захватили г. Псков. Взяв Псков, вторглись в новгородские владения и построили крепость Копорье.

Между тем, вскоре после битвы на Неве, Александр рассорился с новгородцами и ушел в Переяславль. Вече, Видя усиление немецкой угрозы, вновь пригласило его на престол. Весной 1241 года князь вернулся.

Александр Невский взял штурмом Копорье, крепость разрушили, рыцарей пленили, предателей повесили. Зимой 1242 года Александр вместе с братом Андреем захватили Псков. Затем русские войска двинулись в земли Ордена. Ливонцы, собрав все свои силы, выступили им навстречу. Александр стал готовиться к решающему бою. Он стянул свои силы к Чудскому озеру и занял позицию на льду.

Традиционным боевым построением немецких рыцарей был так называемый клин или «свинья». В голове и на флангах длинной и довольно узкой колонны двигалась тяжеловооруженная рыцарская конница, защищавшая находившуюся в середине пехоту. Мало кому удавалось выдержать удар такой «кабаньей головы». Ударом прорывалась оборонительная линия, войско раскалывалось и уничтожалось по частям.

Слушают учителя

По ходу рассказа записывают план-конспект в тетрадь.

Сообщение учащегося.

Александр Ярославович был сыном великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича. Отец дал ему в удел небольшое Переяславль-Залесское княжество. Александру не было еще и 17-ти лет, когда новгородцы позвали его княжить вместо старшего брата. В Новгороде Александр уже тогда был известен своим мужеством, волей и великим пониманием долга перед родной землей в годину тяжелых для нее испытаний.

Одновременное построение на доске клина и всей схемы

Фронтальная

работа.

Индивидуальная работа.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.

 

Записи в контурной карте

Записи в тетради

Устное задание

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Представьте себя на месте Александра Невского. Как бы вы поступили?

Зная об этом, Александр основные свои силы разместил на флангах, в центре оставил только пешее ополчение, которое было в тяжелых доспехах, вооруженное мечами, щитами и копьями и отлично выдерживало удары всадников. Впереди всех встали лучники, издалека стрелявшие по приближающемуся врагу. В тылу русского войска, возле крутого берега, поставили скованные цепями телеги, так, что и бежать было невозможно, и рыцарским коням было не проехать.

Сражение произошло 5.04.1242 г. на льду Чудского озера. Ливонцы пробили русский центр и «закружились» перед телегами. С флангов их начали теснить полки правой и левой руки, потом ударила конница. «И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий», и звон от ударов мечей, и все замерзшее озеро покрылось кровью.

Враги не выдержали и побежали. Почти семь километров преследовали русские противника. Непрочный апрельский лед проломился, и тяжелые рыцари, доспехи которых весили до 50 кг, пошли на дно.

Вскоре от немецких рыцарей, напуганных таким результатом, явился посол в Новгород со словами: «Какие земли захватили мы мечом, от всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся».         

1.Выполнение заданий в рабочей тетради

2.Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы

3. Отмечают битву на Чудском озере 1242 г. на контурной карте

1.Индивидуальная работа.

2.Фронтальная работа

3.Работа в парах

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

Проверка выполнения заданий

V. Итоги урока

10

- Вспомним ваши варианты битвы.

Были ли похожие?

- Война с рыцарями длилась не один год, а какое событие этой войны было решающим?

- Какое значение имели победы Александра Невского?

Главным итогом Невской битвы 1240 г. и Ледового побоища 1242 г. явилось то, что Новгородская и Псковская земли сохранили свою независимость, что было важно и в то время, когда Русь находилась под игом монголо-татарских ханов.

- О каких исторических событиях мы говорили?

- Какое имя должно у всех возникнуть в памяти при упоминании этих событий?

- Как думаете, зависят ли события от человека? Почему?

- Кем был Александр Невский?

- Какие черты вы читаете наиболее важными для характеристики Невского как полководца? Выберите.

(решимость, трусость, смекалка, мужественность, ум, равнодушие, слабоволие, смелость, настойчивость, находчивость, нерешительность)

- Можно ли Александра Невского назвать героем, выдающейся личностью? Почему?

Александр Невский пользовался большой любовью на Руси. Глубока была скорбь после его смерти. Прожил он всего 43 года. В летописи говорится: «Много трудился он за Новгород и за Псков, и за всю землю Русскую, жизнь за нее положил». Имя Александра Невского навсегда вошло в историю. Прошло 700 лет со времени Ледового побоища, и в 1942 во время Великой Отечественной войны учредили боевой орден Александра Невского. Этим орденом награждались команды за личное мужество и военное искусство, проявленные в боевых операциях против немецко-фашистских захватчиков.

Закончить урок мне бы хотелось завещанием, которое сочинил новгородский летописец от имени шведского короля Магнуса Эриксона. В завещании все факты верны. Только не шведы его писали. Нам прочитает ученик (Ф.И.)

Отвечают на вопросы.

Учащийся читает: «Уходя из этого мира, завещаю детям своим, и братьям своим, и всей шведской земле – не наступайте на Русь, заключив с ней мир, так, как не будет вам удачи. Раньше всех князь Биргер пошел на Русь, и когда он вошел в Неву, встретил его князь Александр, прогнал Биргера и полки его побил. Потом мой брат поставил свой город и был побит новгородцами. Потом у нас было перемирие 40 лет, а после того мы заключили на Неве вечный мир и грамоты подписали. А потом через 30 лет я, князь Магнус, с тем не посчитался, и, войдя в Неву, взял г. Орехов и своих людей посадил. Пришли новгородцы, город свой взяли, а мужей моих побили. Я с тем не посчитался и снова пошел через год к Орехову. Но услышав, что новгородцы идут, я побежал прочь и побежал по морю. Буря потопила много рати моей. То меня бог всем этим казнил за то, что я пошел на Русь, нарушив клятву о мире. И ныне приказываю детям и братьям своим, и всей шведской земле – не наступайте на Русь, нарушая мир.

А кто нарушит, того постигнет кара, как меня постигла».

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

Дома подумайте, что значат слова:

«Беззаветное служение Родине»?

Какие черты вы считаете наиболее важными для характеристики Александра Невского как полководца?

Подчеркните их: решительность, ум, трусость, смекалка, мужественность, равнодушие, находчивость, смелость, слабоволие, настойчивость, нерешительность

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Александр Невский. Ледовое побоище. 4 класс "ПНШ"

Презентация к уроку "Ледовое побоище" 4 класс программа "Перспективная начальная школа". В презентации найдёте вопросы для повторения предидущего материала, задания по изучению новой темы, карты, пояс...

Классный час во 2 классе «Александр Невский – богатырь земли Русской»

Классный час был проведен 1 сентября во 2 классе КРО (первый год обучения)....

Урок окружающего мира по теме "Александр Невский. Ледовое побоище" (программа Л.Занкова)

Урок окружающего мира в 3 классеТема: Александр Невский. Ледовое побоище.Цель: - Формирование представлений о роли князя Александра Невского в российской истории, о значении победы над крестоносцами в...

Урок окружающего мира "Александр Невский. Ледовое побоище", 3 класс

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "Александр Невский. Ледовое побоище"...

Конспект урока истории по учебнику Н.Я.Чутко 3 класс. Основание Москвы

Основание Москвы Урок изучения нового материала 1. Учить анализировать исторический период феодальной раздробленности Руси. 2. Учить умению излагать материал, слушать и слышать друг друга. 3. Учит...

Модель урока по музыке, 3 класс "Александр Невский"

Конспект урока по музыке в 3 классе. УМК "Школа России"...

Занятие по внеурочной деятельности " Александр Невский.Ледовое побоище"

Занятие посвящено военным и православным  подвигам Святого А. Невского....