Модель урока по музыке, 3 класс "Александр Невский"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Ильина Юлия Александровна

Конспект урока по музыке в 3 классе. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_uroka_aleksandr_nevskiy.docx34.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: кантата «Александр Невский»

Цель урока – формирование у учащихся патриотические чувства, чувства гордости за свою Родину и историю России  на примере кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский».

Художественно-педагогическая идея: 

Любовь к отечеству рождает героев (Петр Чаадаев)

Задачи урока                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Образовательные.

  • На примере хора «Вставайте, люди русские!» способствовать формированию навыков вдумчивого, осмысленного слушания музыки.
  • На примере музыкальных тем их хора «Вставайте, люди русские!»  формировать у учащихся вокально-хоровые навыки: вместе начинать и заканчивать песню, слушать паузы, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.
  • На примере хора «Вставайте, люди русские!» учить обращать внимание детей на  изменение характера музыки в зависимости от жизненных обстоятельств, и отражение этого изменения в музыке.

Развивающие.

  • На примере картины П. Корина  и музыки С. Прокофьева создать условия для развития умения раскрывать замысел автора, эмоционально выражать свое отношение к произведениям искусства

Воспитательные 

  • Через знакомство с кантатой “Александр Невский” С. С. Прокофьева  воспитывать любовь к своей земле, своему народу, воспитывать патриотов своей страны. 

Методы, применяемые на уроке:

  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод создания художественного контекста;
  • метод пластического интонирования как своеобразный бессловесный анализ «проживания» музыкального образа.

Технологии:

  • развивающего обучения;
  • педагогики сотрудничества;
  • здоровьесберегающие.

Музыкальный материал

Оборудование

Хор «Вставайте люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»

-  Триптих П. Корина «Александр Невский»;

-  видеофрагмент из х/ф С. Эйзенштейна

 «Александр Невский».

-  Партитура  первой и второй тем хора «Вставайте, люди русские»;  

-  нотная хрестоматия 3 класс;  

-  фонохрестоматия;

 - портрет С. Прокофьева;

-  таблички «Павел Корин»,

«Сергей Сергеевич Прокофьев»,

«Сергей Эйзенштейн»,

«кантата»,

«набат».

Ход урока

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Давайте посмотрим внимательно на картину Павла Корина.

В. – Что вы видите на этой картине?

В. – Как вы думаете, ребята, кто изображен на картине?

О. – Воин, рыцарь, богатырь.

В. – Почему вы так решили?

О. – Он одет в доспехи, у него в руках меч.

О. – Видно, что он сильный, храбрый.

В. – Как вы думаете, ребята, этот человек защищается или нападает?

О. – Защищается.

В. – Почему вы так решили?

О. – Меч опущен, он как бы выжидает что-то.

В. – Это русский воин или нет? Почему вы так решили?

О. – Русский. На заднем фоне православные храмы. Рядом с ним флаг, а на нем русская икона.

Совершенно верно. Православные храмы и стяг с изображением Спасителя. В давние времен воины, прежде чем идти на войну, молились, спрашивали благословение (разрешение) у святых старцев. А в битву брали с собой хоругви с изображением Христа, Божьей матери, Святых.

В. – Как вы думаете зачем? Для чего?

О. – Чтобы они оберегали воинов. Помогали им во время битвы с врагами одержать победу.

Если посмотреть внимательно, то в нижнем правом углу картины мы увидим целое войско. Но ни у кого из воинов нет такого красивого красного плаща.

В. – Как вы думаете, почему?

О. – Наверное, это необычный человек, возможно, это царь.

Красный плащ означал принадлежность воина к знатному роду. Перед нами князь. Зовут его Александр Невский.

В. – посмотрите внимательно на картину, как вы думаете, когда, в каком веке жил Александр Невский?

О. – в 15-16 веках

О. – Давно, 200-300 лет назад. Сейчас так не одеваются.  Не сражаются мечом.

В. – А кто знает, почему его так прозвали, «Невский»?

Когда ему было всего 20 лет, он одержал блестящую победу над шведами. Битва произошла на реке Неве. После этого сражения князь получил прозвище Невский.

А через два года опять беда случилась на Руси.  Напали на русскую землю немецкие рыцари-крестоносцы. Сила их была велика, поражений они не знали.

Тогда князь, поняв, что с одной своей дружиной ему врага не одолеть, бросил клич по всей земле русской, чтобы всем как один встать на защиту своей Родины. И народ встал на защиту своей родной земли.

Решающая битва произошла на Чудском озере, в апреле 1242 года. Немецкое войско было разгромлено. Русские одержали победу! Князю было 22 года.

В. – Скажите, ребята, а почему художник Павел Корин изобразил князя Александра Невского уже не молодым человеком?

О. – Потому что подвиги, которые он совершил, характерны для людей умудренных опытом, мудростью, которые много знают, для людей более взрослых.

А спустя почти 700 лет после этих событий русский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм об Александре Невском. Музыку же к этому фильму написал известный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.

Художественный фильм вышел на экраны в 1938 году и сразу завоевал колоссальный успех.

 Этот успех натолкнул композитора Сергея Сергеевича Прокофьева на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату.

Ребята, вашим домашним заданием было узнать значение слова «Кантата».

В. – Что же такое кантата?

О. –  Это вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Кантата  состоит  из нескольких частей, которые связаны между собой одним сюжетом. В кантате «Александр Невский» 7 частей.

Давайте послушаем вступление к одной из частей кантаты.

Обратите внимание, какое настроение в музыке.

(звучит вступление к хору «Вставайте люди русские»)

В. – Какое настроение в музыке вы услышали?

О. –  Тревожное, беспокойное. Ощущение беды, опасности.

В. – Почему у вас возникли такие ощущения? Как звучал оркестр? Что необычного вы услышали в звучании оркестра?

О. –  Звучат колокола, трубы.

В. – Много колоколов звучит?

О. –  Нет, один колокол.

Мы с вами уже говорили о том, что в старые времена колокола на Руси были вместо телефона. Если происходило какое либо важное событие, звонили в колокола. Звонили особым звоном. И каждый звон имел свое название: набат, трезвон, благовест.

В. – А как называется такой звон?

О. –  Набат.

В. – Когда же звонили в набат?

О. –  В случае тревоги, пожара или другого бедствия. Когда враги нападали.

В. – А зачем, для чего звонили в набат?

О. –  Чтобы предупредить людей, чтобы собрать на войну.

В. – Далее будет звучать хор.  Если бы вы были композиторами, с каких слов вы бы начали звучание хора после звучания набата во вступлении? Например, если это нападение врагов?

О. –  Поднимайтесь, собирайтесь, вставайте!

В. – Кто должен подняться, встать? К кому это обращение?

О. –  Народ, люди.

Давайте послушаем, а как это будет звучать у Прокофьева.

(звучит вступление и первая часть хора «Вставайте, люди русские»).

В. – С помощью чего еще создается тревожное, беспокойное настроение, кроме звучания колокола и труб в оркестре?

О. –  Музыка звучит громко. Четко.  Хор как будто не поет, а кричит.

О. –  Постоянное повторение слов «вставайте люди русские».

О. –  Ощущение, как будто они маршируют.

В. – Как вы думаете, почему так часто повторяются слова «Вставайте, люди русские!»?

О. –  Это призыв. К разным людям обращаются.

О. –  вы же говорили, что князь бросил клич по все концы, по всей земле русской.

Давайте разучим эту тему.

(Учитель разучивает с ребятами тему первой части хора, используя прием пластического интонирования,  добиваясь более точного характера звучания темы. В процессе исполнения ребята акцентируют сильную долю,  помогая при этом себе движением руки, как будто бьют в колокол).

Молодцы ребята. А теперь давайте послушаем хор целиком.

Обратите внимание, ребята, сохранится ли тревожное настроение до конца звучания хора.

 (слушание хора целиком).

В. – Итак, ребята, менялось настроение на протяжении звучания?

О. –  Да, менялось. В средней части  музыка звучала совсем по-другому. Нежно, напевно, спокойно.

В. – А почему она так звучала? Почему поменялось настроение? Что изменилось?

О. –  Изменился темп. Она звучала не так быстро. Не громко.

О. –  Мелодия более напевная, плавная, нежная.  Исполняет женский хор.

О. –   В оркестре нет звучания колоколов.  Нет повтора слова «вставайте».

Давайте разучим тему этой части.

(Учитель разучивает с детьми тему средней части хора. Вначале  учитель предлагает детям пропеть «про себя», с закрытым ртом, показывая рукой движение мелодической линии. Потом со словами.

Далее учитель предлагает детям спеть тему вначале как нежную лирическую песню, а потом в противоположном характере и поразмышлять, как изменится музыкальный образ и что больше отвечает замыслу композитора).

В. – С кем здесь сравнивается Русь?

О. –  С матерью. Мать – родная Русь.

В. – А как мы относимся к маме?

О. –   Мы ее любим.

В. – Можно сказать, что в этой теме выражается любовь к своей земле?

О. –   Да.

Когда темы разучены, учитель предлагает послушать хор еще раз).

Давайте посмотрим фрагмент художественного фильма Сергея Эйзенштейна послушаем еще раз весь хор целиком

Обратите, пожалуйста, внимание как будет звучать хор вначале и в средней части.

(слушание хора целиком)

В. – Итак, ребята, какой хор звучал, смешанный или однородный, мужские и женские голоса вместе или по отдельности?

О. –   Вначале смешанный хор.

О. –   В середине по очереди: женский хор, затем мужской хор.

В. – а как вы думаете, почему?

Вначале – призыв. В средней части нет призыва. Отражается настроение людей, отношение их отношение к данной ситуации.

В. – А как вы думаете, ребята, о чем хотел нам рассказать Сергей Сергеевич Прокофьев этой музыкой?

О. –   Может быть рассказать о силе русского народа, о его любви к Родине, о том, что все как один готовы встать на защиту своей любимой родной земли.

Художник Павел Корин написал картину «Александр Невский». Режиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм об Александре Невском. А композитор Сергей Сергеевич Прокофьев из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, написал кантату, которую назвал «Александр Невский».

В. – Как вы думаете, почему они обратились к этой теме, к этому сюжету? Зачем? Что они хотели нам рассказать? Показать?

О. –   Потому, что Александр Невский герой.

О. –   Хотели познакомить нас с историей. Чтобы мы не забыли об этом человеке, защитнике земли Русской.

О. –  Хотели показать, как русские люди любят свою землю. Что они  жизнь свою готовы отдать за нее.

О. –  что, когда люди вместе – они сила!

В. – Ребята, а в какой момент вашей жизни могла бы звучать эта музыка? В каких случаях она могла бы вам помочь?

Ответы детей.

Домашнее задание.

  1. посмотреть значение имени Александр (защитник)
  2. посмотреть х/ф посмотреть х/ф Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Презентация к уроку литературного чтения Александр Невский 4 класс Перспектива

Презентация включает все необходимые материалы к уроку литературного чтения "Александр Невский", "Слово о побоище ледовом" Н. Кончаловская...

Урок окружающего мира "Александр Невский. Ледовое побоище", 3 класс

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе "Александр Невский. Ледовое побоище"...

Урок окр.мир 4кл "Невская битва и Ледовое побоище"

В разработку входит краткий конспект, значения слова кнехты, движущиеся карты (через проектор) "Невская битва" и "Ледовое побоище", папка с картинами этих событий (показ слайдов че...

Разработка модели урока в 3 классе. Раздел: «Характерные черты русской музыки» Тема: «Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки» Технология построения эмоциональной драматургии.

Цель урока: Сосредоточить внимание учащихся на особенностях интонационной выразительности музыкального языка через раскрытие образа героя.Формировать интерес к классическому искусству на основе эмоцио...

Конспект урока по музыке "Святые Земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели: духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре.Планируемые результаты:Предметные: познакомить учащихся со Святыми земли русской, проследить связь музыки и лит...

Конспект урока по музыке на тему "Кантата Александр Невский"

Конспект урока по музыке на тему "Кантата Александр Невский" для 3 класса...