Творческая работа к 100 - летию создания РКСМ – ВЛКСМ - РСМ "Юность комсомольская моя"
классный час по истории по теме

Воронова Елена Ивановна

Сердце мое

Стучать не устанет,

Комсомольское сердце в груди…

Старость меня дома не застанет –

Я в дороге, я в пути!..

В. Харитонов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_k_yubileyu_vlksm.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошо помню тёплый апрель 1983 года. В пальто нараспашку мы возвращались домой после комсомольского собрания, где нам старшеклассники надели комсомольские значки. Пионерский галстук аккуратно лежал в портфеле, на белом фартуке был закреплён значок:  на фоне красного знамени профиль Ленина и надпись "ВЛКСМ". В этот день мы стали, как будто взрослее на целую жизнь. Очень хотелось, чтобы все жители города увидели наши значки, наше взросление и праздничное настроение. Хорошо, что школа находилась в старом микрорайоне города, а мы почти уже все жили в новостройках, поэтому времени насладиться торжественным моментом,  было предостаточно.

К вступлению в комсомол мы готовились очень тщательно. Наш классный руководитель – Неверова Валентина Георгиевна – была историком. Идеями патриотизма и гражданственности было пронизано всё наше сознание. Она замечательно вела у нас уроки истории, послеурочная жизнь была очень насыщенной и разнообразной. С Валентиной Георгиевной мы разбирали и учили Устав ВЛКСМ и «Задачи союза молодёжи». В коридоре школы были развешаны стенды, на которых были красочно представлены ордена комсомола. На переменах мы перечитывали стенды по много раз, задавали вопросы по выученному    друг  другу. На классных часах благодаря Валентине Георгиевне мы узнавали о подвигах комсомольцев в годы Великой Отечественной войны. На уроках литературы как раз в этот период мы разбирали роман советского писателя Александра Фадеева, посвящённый действовавшей в Краснодоне во время Великой Отечественной войны молодежной подпольной организации под названием «Молодая гвардия». Помню, как я влюбилась в образ Любки Шевцовой, весёлой неунывающей комсомолки, как мне хотелось походить на эту героиню, которая могла  одновременно зажигательно танцевать перед фашистскими солдатами в клубе на концерте и проворачивать со своими товарищами сложные операции против немцев. Очень часто в те годы показывали фильм «Как закалялась сталь», снятый по одноимённой книге Н.Островского.  Больше всего вспоминается участие Павки Корчагина в строительстве узкоколейки. Время года трудное — зима, комсомольцы работают в четыре смены, не успевая отдыхать. Работу задерживают бандитские налеты. Кормить комсомольцев нечем, одежды и обуви тоже нет. Работа до полного надрыва сил заканчивается тяжелой болезнью. Павел падает, сраженный тифом…  До сих пор вспоминаю слова из этого романа и часто цитирую своим ученикам:  «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» С удовольствием в те годы  смотрела и пересматриваю сейчас фильм «Комсомольцы-добровольцы». Самой любимой музыкальной программой по телевизору для меня и моих родителей был Фестиваль песни «Юность комсомольская моя», который проходил в Свердловской области.

Вступление в комсомол, как оказалось, - достаточно длинная процедура. Когда нами были вызубрены все комсомольские первоисточники и выучена вся история комсомола, необходимо было выдержать «экзамен» сначала перед старшеклассниками – комсомольцами нашей школы, а потом в  Горкоме Комсомола. Наши старшие товарищи по школе к нам были «беспощадны», спрашивали строго и много. Неоднократно  я была потом на их месте. Со временем поняла, на сколько подобные  мероприятия в те годы были значимы в жизни учеников, как менялась судьба одноклассников. Ведь каждый хотел стать комсомольцем. Не быть комсомольцем – для школьника это было целой  трагедией. Стыдно было тем ученикам, которые отвечали плохо, невнятно, без блеска в глазах. Очень сильно огорчались и волновались ребята, если они в очередной раз не выдерживали «экзамен» и не могли пройти по улице горделиво с поднятой головой и с комсомольским значком… Очень хорошо помню вопрос, который мне задали в ГК ВЛКСМ: «При наличии скольких  членов комсомола может быть создана  первичная комсомольская организация?» Я, не задумываясь, сказала: «Три!» Ещё спрашивали у меня про мою общественную нагрузку. В 7-ом классе я была председателем школьного совета музея имени Фрунзе, активно занималась баскетболом, входила в школьный вожатский отряд.

В 9-м классе мы из неполной школы № 26 перешли в полную общеобразовательную школу № 21. Комсомольской организацией в ней руководила учитель английского языка  Сморкалова Людмила Тихоновна. Комсомольских собраний было много, всегда они проходили очень интересно и продуктивно. Все ребята ждали собраний, никто никогда не торопился уходить из школы.  На них решались важные вопросы жизни школьного коллектива. Для меня Людмила Тихоновна была всегда, как  «Ленин на броненосце». Говорила она всегда ярко, чётко,  по делу. Собрания проходили всегда организованно, все выступающие были хорошо подготовлены. Ещё Людмила Тихоновна  напоминала мне  Ульяну Громову из «Молодой гвардии», всегда серьёзная и сосредоточенная, хотелось ей подарить будёновку и пойти за ней, куда прикажет партия и комсомол. Я очень рада, что в моей жизни были эти удивительные женщины, как много дали они нам для становления, для определения в профессии, для формирования жизненных ценностей…  

Из комсомольской жизни старших классов я вспоминаю ещё несколько моментов. Во-первых, нам давали возможность быть самостоятельными. Мы сами готовили сценарии агитбригад, концертов, вечеров, выпускали газеты к праздникам. В-вторых, ежегодно в городе проходили конкурсы комсомольской и военно-патриотической песен. Наш класс был всегда в лидерах и выступал на заключительных концертах во Дворце Культуры. Я с удовольствием вспоминаю и готова спеть в любой момент песни: «Комсомольцы-добровольцы», «Бухенвальдский набат», «У деревни Крюково».  Третий момент воспоминаний связан с газетой «Комсомольская правда». Еженедельно в классах проходили политинформации. Я обычно готовила обзор последней страницы. Чаще всего на ней  газета рассказывала  о судьбах интересных людей. Помню, долгое время удерживала нас газета историями про таёжный тупик, связанный с  семьёй отшельников-староверов Лыковых. Ещё один момент из комсомольской жизни вспоминается очень ярко: ведение тетради «Ленинский зачёт». В неё требовалось  записывать личные обязательства, связанные с учёбой, дисциплиной, участием в общественной и спортивной жизни школы.

 На классных комсомольских собраниях ребята часто выбирали меня председателем. Я старалась поддерживать дружеские отношения со всеми ребятами нашего класса, поэтому пользовалась уважением и доверием коллектива. Очень часто меня ребята просили возглавлять комсомольскую свечку. Передавая комсомольский значок из рук в руки, мы обсуждали поведение или поступки наших одноклассников-комсомольцев. Высказаться должен был каждый ученик.

Комсомольская жизнь в школе была очень насыщенной. А учесть, что я была ещё и вожатой в одном из классов начальной школы. Я бегала к своим ученикам каждый день. Придумывала сценарии, репетировала, проводила пионерские сборы. По итогам 1984-85 годов на педагогическом профиле в УПК я была лучшим вожатым года. Моя фотография весь год висела на Доске почёта.

Когда я училась в педагогическом училище в 1986-88 годах, комсомольская жизнь стала постепенно угасать.   Собрания проходили, но среди педагогов не было лидеров, которые бы могли зажечь нс своим комсомольским огоньком. Так как жизнь в педучилище и так била ключом, не было необходимости проводить мероприятия под эгидой комсомольского движения.    Но комсомольские  взносы в 2 копейки собирали ежемесячно и беспрекословно…

После окончания педагогического училища я стала работать учителем в одной из сельских школ Новосибирской области. Меня как молодого специалиста и сознательного элемента  привлекли в комсомольский комитет, попросили меня собирать комсомольские взносы почти с сорока комсомольцев деревни. Я и не думала, что  это станет для меня непосильной ношей. В течение трёх месяцев я ходила по деревне собирала деньги с молодёжи. Так получалось, что когда в район нужно было вести ведомость с деньгами, у меня было огромное количество должников.  Комсорг, тоже молодой специалист – ветеринар, осмотревшись, быстро отказался от общественной нагрузки. Помню это сметенное чувство: не хотелось больше ходить и «клянчить» с молодёжи комсомольские взносы и бросить совсем эту общественную нагрузку было стыдно. Каждый месяц к нам в деревню, к наиболее сознательным активистам-комсомольцам, приезжал какой-нибудь лидер с района, ругал нас в бездействии, просил  активизироваться. На следующий раз приезжал кто-то другой,  и всё начиналось сначала. Меня, как обычно, ругали за несобранные в полном объёме взносы. Однажды на такую встречу я пришла с комсомольским билетом и заявила, что готова уйти из рядов ВЛКСМ, жить спокойно, как многие уже в то время мои подруги и родственники. Тогда я уже реально понимала, что не быть комсомольцем – это не стыдно. Не было таких  лидеров, которые меня окружали в школе, не было тех идей, общей заинтересованности. На комсомольских собраниях процветал формализм. Молодёжь, которая числилась в комсомоле, не приходила на собрание, либо заявляла о своём намерении выйти из комсомола в любой момент. Прошло некоторое время, больше к нам в деревню из комсомольских чиновников  никто не приезжал. Наступило затишье. А жизнь продолжалась дальше интересная и  очень насыщенная. И, как не странно, без комсомола… О комсомоле больше никто и никогда в нашей деревне не вспоминал…  Я  долго хранила комсомольский билет, думала, что всё ещё возродится,  и он пригодится…

И всё же я  с большим удовольствием вспоминаю свои годы с 14 до 20 лет, когда я была в рядах комсомола. ВЛКСМ – это история страны, это часть моей жизни. Как говорится, «из песни слов не выкинешь». Комсомол – эта та невидимая  нить, которая связывала моих одноклассников на общие дела, которая воспитывала в нас чувства ответственности, организованности, порядочности, самостоятельности. Многие ребята благодаря комсомолу стали хорошими организаторами, настоящими лидерами, политическими деятелями.

Комсомол — это юность. Комсомол — это самые прекрасные воспоминания! Комсомол — это энергия, целеустремленность, желание перевернуть этот мир и сделать его лучше!

Комсомольская юность моя

Мы с тобою навеки связаны.

Осень в холоде. Конец октября.

День рожденье твоё мы празднуем!

Пройдут году, пройдут времена,

Я в душе комсомолка-красавица.

Лишь хорошее буду всегда вспоминать,

Вспоминать и гордиться, и  радоваться!

Воронова (Мишакова) Елена, комсомолка  с 1983 год по 1989 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание мини-проектов на уроках английского языка, как метод активизации полученных лексических и грамматических знаний в собственных творческих работах учащихся»

Данная методическая разработка раскрывает актуальность темы, само понятие мини проектов и предлагает варианты тем одностраничных проектных работ для учащихся 3-х классов....

Методическая разработка по использованию ИКТ и образовательного конструктора для создания творческой работы.

Методическое описание занятий по выполнению творческого задания - сздание фильма.Цель: познакомить учащихся с вариантом выполнения творческой работы на заданную тему – создание фильма/мультфильма с ис...

Участие в работе творческой группы. Приказ о создании рабочих групп.

Участие в работе группы по профессионально-общественному обсуждению проекта концепции модернизации учебного предмета "Искусство"....

Статья на тему :«Использование средств выразительности языка при создании творческих работ в начальной школе.»

Статья касается проблемы обучения школьников использованию средств выразительности речи, содержит методические разработки, помогающие сделать эту работу более эффективной....

Анимационное искусство (создание мультипликационного фильма учащимися) в рамках реализации проекта "Пластилиновая страна" творческая работа учащихся

Мультфильм «Семейка Тыквс»            Внедрение мультипликации в образовательный процесс – является относительно новым, вто же время, достаточно универс...

Положение о проведении конкурса творческих работ « Мой край родной», посвященный 300- летию Кузбасса

Конкурс проводится с целью создания условий для поддержки обучающихся, воспитанников начальной школы и развития их творческих способностей....