Статья на тему :«Использование средств выразительности языка при создании творческих работ в начальной школе.»
статья по русскому языку

Фатеева Оксана Михайловна

Статья касается проблемы обучения школьников использованию средств выразительности речи, содержит методические разработки, помогающие сделать эту работу более эффективной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование средств выразительности языка при создании творческих работ в

начальной школе.»

Во все времена одним из главных признаков воспитанного, культурного человека являлась его грамотная, точная, выразительная речь. Умение пользоваться всеми доступными средствами языка для создания собственных грамотных высказываний помогает человеку не только заявить о себе в обществе, но и более полно, красочно воспринимать окружающий мир. В современном обществе предъявляются высокие требования к сформировавшейся интеллектуальной личности. Одно из них, и, пожалуй, самое основное- развитая выразительная речь.

Актуальность темы исследования определяется  важностью формирования лексической выразительности речи младших школьников  на уроках русского языка и литературного чтения;  необходимостью развития умения свободно владеть родным языком, а именно: использовать средства выразительности, наделяющие речь индивидуальностью, яркостью, экспрессией и эмоциональной окраской. Изучение литературных источников показало, что в них, в основном, решались задачи воспитания правильной речи.  Так, объектом исследования В. П. Канакиной является слово, М. Р. Львова-грамотная и связная устная речь, в работах Разумовской  большое  внимание уделяется грамматическому строю речи младших школьников. Процесс же овладения лексическим строем и выразительными средствами языка раскрыт в этих работах  недостаточно полно. Тем не менее, в современном обществе предъявляются высокие требования к формированию устной и письменной речи учащихся. Без умения пользоваться богатством языковых средств, речь не будет содержательной и точной.  Кроме того, овладение ребенком средствами выразительности речи готовит его к восприятию художественных произведений, позволяет более полно воспринимать окружающий мир и служит залогом успешной деятельности в будущем. Исходя из этого, можно сказать, что работа по развитию речи, по формированию умения работы с изобразительно-выразительными средствами в начальной школе требует такого же пристального внимания, как и работа с грамматическим строем русского языка.

 «Неуклонное улучшение речевых навыков является

в школьном возрасте решающим моментом,

 определяющим всю умственную

судьбу развития ребенка».

 Л.С.Выгодский

Развитие речи и формирование у детей правильной речевой компетенции было одной из основных задач и проблем,  стоящих остро многие поколения. Еще Ушинский, разрабатывая свою концепцию обучения, глубоко задумывался над этим вопросом: « Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения, видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка».   В 20 веке этому же уделяли большое внимание такие маститые языковеды, как Шанский, Разумовская, Виноградов, Розенталь. Львов же видел в этом одно из основополагающих умений будущей развитой и культурной современной личности: «Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе».

При изучении вопроса развития речи и нарушения этого развития следует обратиться, помимо исследований языковедов, и к исследованиям в области психологии. Разрабатывая, вслед за Л.С. Выгодским, теорию деятельности, психологи пришли к выводу, что речь так же является своеобразной деятельностью. Так сформировался термин «речевая деятельность». Речевая деятельность –это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Отсюда можно предположить следующее: во- первых, в речевой деятельности как и в любой, могут быть нарушения, которые отражаются на других видах и подлежат обязательной коррекции с помощью соответствующих методов и приемов. Во-вторых при разработке системы методов и приемов для коррекции недостатков речи учителю следует обратить внимание именно на то, чтобы обеспечить  «различные ситуации общения», а именно, разработать такие приемы и задания, при которых ученик будет заинтересован в создании определенных высказываний.

В современном мире информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий значительно возрастает информационная нагрузка а человека, которая, с одной стороны, отразилась на повышении уровня знаний школьников, а с другой- привела, как ни странно, к обеднению речи учащихся. Составление речевых высказываний сводится к минимуму, они коротки, не всегда логически связаны, однообразны, лишены образности и невыразительны. Одной из основных причин «бедности» речи школьников, наряду с отсутствием тяги к чтению книг, ограниченным лексическим запасом, является отсутствие у них соответствующего речевого опыта в среде общения. Зачастую речевая среда сводится к бытовому общению с родителями и сверстниками. Всвязи с этим, безусловно, большая проблема встает перед учителем: создать необходимую учебную ситуацию для развития речи ребенка, для обогащения лексического словаря и для обучения детей использованию средств выразительности русского языка. Особенная роль в этой работе принадлежит  начальной ступени обучения, так как именно тут происходит закладка всех основных умений и навыков ребенка.

Одним из требований к речи , наряду с содержательностью, логикой, точностью и  ясностью, академик Львов выделяет и богатство языковых средств, «их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, структуру предложения, наилучшим образом передающее содержание». Эту задачу Львов считает основной и рекомендует учителям непременно предусматривать ее в своей учебной работе.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что  в современной системе образования большое место должно занимать формирование речевой деятельности учащихся и ее корректировка, развитие языковой компетенции младших школьников, обогащение лексического запаса, знание и использование средств выразительности родного языка.

В начальной школе на уроках русского языка основное программное время отводится изучению грамматике. Речевому развитию учащихся уделяется недостаточно внимания. Изучение средств выразительности  языка носит пропедевтический характер. Тем не менее, М.М. Бахтин отмечал: « Грамматические формы нельзя изучать без постоянного учета их стилистического значения. Грамматика, оторванная от смысловой и стилистической стороны речи, неизбежно вырождается в схоластику». Между тем, и Н.М. Шанский видел необходимость готовить ребенка к тому, чтобы «читать художественное произведение филологически вооруженным глазом». Безусловно, одна из задач учителя- сделать грамматику функциональной, действенной. Это необходимо, чтобы служить главной цели обучения- речевому развитию ребенка. Одним из путей, который позволяет направить процесс в это русло является постоянное, пристальное, целенаправленное внимание к изобразительно- выразительным средствам языка. Такое внимание к  речевой стороне изучаемых явлений способствует мотивации и развитию интереса к родному языку. Всвязи с этим и необходима специальная работа, система упражнений и приемов, направленная на развитие у школьников восприятия и воспроизведения в своих творческих работах выразительных средств. Таким образом, перед учителем стоит задача разработки универсальных, эффективных приемов работы с изобразительно-выразительными средствами языка и внедрения этой системы упражнений в уроки русского языка и литературного чтения.

На начальной ступени обучения в учебных комплексах по русскому языку и литературе ознакомление с выразительными средствами языка сводятся к следующим понятиям :

Фонетические средства:

Аллитерация- повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха.

Лексические средства:

Антонимы- разные слова, относящиеся к одной части речи но противоположные по значению.( добрый- злой, высокий, низкий). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи.

Контекстные (контекстуальные) антонимы- это слова, которые не противопоставлены по лексическому значению и являются антонимами только в тексте (Ум и сердце- лед и пламень- вот основное, что отличало этого героя).

Литота- художественное преуменьшение (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок).

Синонимы- это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками  значения ( друг- товарищ- приятель, любовь- влюбленность).

Контекстные (контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами  только в данном тексте (Ломоносов- гений- любимое дитя природы).

Стилистические синонимы - отличаются стилистической окраской , сферой употребления (усмехнулся- хихикнул- засмеялся- заржал).

Синтаксические синонимы - параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению (начать готовить уроки- приступить к подготовке уроков).

Олицетворение - перенос признака с живого предмета на неживой.  При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку . Часто неодушевленным предметам приписываются действия, которые допустимы лишь людям ( Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада).

Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь более образной, меткой, выразительной.

Сравнения – средство выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем его сопоставлении его с другим. Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т д. Но при этом служит для образного описания самых различных признаков, предметов, качеств, действий (Как ночь- черны его глаза. Здесь сравнение дает точное описание цвета).

Фразеологизмы- устойчивые, яркие обороты речи. Важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, изобразительные характеристики героев, окружающей действительности ( У таких людей, как мой герой, есть искра божия).

Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явлении какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение: красочное, образное, подчеркивающее в определенном слове его отличительное свойство (болтушка сорока, роковые часы, золотая осень).

Необходимость выявить процент использования в речи учащихся изобразительно-выразительных средств, заставила провести констатирующее исследование. Срез проводился в начале первой четверти, среди двадцати восьми учеников второго класса. Тема творческой работы «Какой я вижу осень». Работы школьников были проанализированы, результаты эксперимента представлены в таблице.

Изобразительно-выразительные средства языка

Процент

учащихся, использовавших ИВС

Антонимы (в т.ч. контекстные )

10%

Синонимы (в т.ч контекстные, стилистические, синтаксические)

25%

Олицетворение

80%

Пословицы и поговорки

1%

Сравнения

40%

Эпитеты

50%

При создании творческих работ на тему «Какой я вижу осень»,  только 10% учащихся воспользовались антонимами для получения контрастных образов. Например, в работах модно встретить следующее противопоставление : «хмурое небо - яркий луч солнца», «теплое лето-холодная осень». При описании осени 20% учеников использовали синонимы: «грустная, тоскливая, печальная»  осень, «желтые, золотые» листья,  «холодное, морозное»  утро. Самым распространенным средством выразительности в работе младших школьников является олицетворение. 80% детей использовали это средство при создании творческих работ: «солнышко смеется», «осень пришла», «дождик плачет», «лето попрощалось», «осень дарит урожай» и т д.  Примерно одинаковое, но небольшое количество учеников используют эпитеты и сравнения: «деревья горят, как костер»,  «лес, словно терем» (сравнения); «золотая осень», «печальный дождик», «грустные крики птиц»(эпитеты). Только один ученик, для создания точного и экспессивного образа воспользовался поговоркой: «Осень идет-за собою дождь ведет».

После обобщения результатов сделан вывод, что у учащихся наблюдаются трудности с подбором и использованием изобразительно-выразительных средств, лексический запас довольно скуден. Для формирования умения подбирать и применять в своей устной и письменной речи определенные средства выразительности языка, было принято решение разработать комплекс упражнений, систему приемов и игр, которые, при постоянном, регулярном использовании на уроках русского языка, развития речи и литературного чтения помогут учителю решить данную задачу.

При разработке приемов и упражнений были учтены методические рекомендации М. Р. Львова:

  1. Одно из главных требований к данному виду упражнений- создание ситуаций, вызывающих у учащихся потребности письменного или устного высказывания.
  2. Наличие необходимого для создания высказывания содержания и материала. Чем материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
  3. Необходимо «вооружить» высказывание выразительными средствами языка, создать хорошую речевую среду.

В основу разработанных заданий была взята классификация приемов работы над изобразительными средствами языка, предложенная также  М. Р. Львовым:

  1. Обнаружение в тексте образных слов.
  2. Объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем.
  3. Иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя.
  4. Использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении.
  5. Обработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов.
  6. Специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т п.

В течение двух месяцев на уроках русского языка, развития речи и литературного чтения, при работе над художественными произведениями применялись следующие типы упражнения:

  1. Работа над словом:

-словарная работа: работа со словарями синонимов, антонимов и толковым словарем.

-примеры упражнений с синонимами:

а) предлагается список слов, относящихся к одной части речи. В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных»  слова. Задание состоит в том, чтобы выделить эти группы. Возможный вариант списка слов: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит. Конфликтное слово «спит». Кроме того, предложен фразеологизм «глаз не сводит».

б) подбор синонимов к данному слову. Даются слова: смешной, работать, метель. Задание- подобрать синонимический ряд.

в) замена синонима в предложении. К примеру: Я читаю интересную (увлекательную, захватывающую) книгу. Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся). В текст поочередно включаются разные синонимы и определяется различие значений этих слов.

г) выбор необходимого из двух-трех данных слов. Разведчики (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки. Обосновать свое решение.

  -примеры упражнений с антонимами:

а) обнаружение антонимов в тексте: Ученье-свет, неученье-тьма.

б) подбор антонимов к данным словам: вверх-…, тьма-…, холодный-…, уходить-… .

в) составление предложений с антонимами, а точнее с парами антонимов.

г) продолжить предложение с антонимами: В поле холодно, ветер свищет, а в уютном беличьем домике-… . (тепло, спокойно, морозно). Слабым ученикам можно предложить ряд слов для выбора, более сильным- выбрать самостоятельно или воспользоваться словарем.

д) подбор антонимов к многозначным словам:

свежий хлеб-….(черствый хлеб), свежий ветер-…(теплый ветер), свежая газета-…(старая газета), свежие яблоки-…(сушеные яблоки); старый дом-…(новый дом), старый человек-…(молодой человек). Это упражнение может применятся и при работе с многозначными словами.

-объяснение лексического значения слова:

Соотнести слово и лексическое значение. Например:

жить некоторое время в гостях-      (гостить, трудолюбивый,

 человек, любящий трудиться-               жизнерадостный)

Подобрать лексическое значение для данных слов.

Садовод- …(специалист по садоводству)

Перчатки- …..(предмет одежды, закрывающий руку от запястья до конца пальцев).

- исправление ошибок словоупотребления.

-работа с эпитетами, сравнениями, олицетворениями:

а) обнаружение эпитетов, сравнений в тексте.

б) подбор эпитетов, сравнений, олицетворений подходящих данному слову:

лес-…(зеленеющий, шумный, могучий, дремучий, словно терем расписной).

солнце- …..(смеется, прячется).

в) игра «Что мне принадлежит?»

Даны слова:

облака-……

береза-…..

ручей-….

Необходимо выбрать к данным словам подходящие эпитеты, олицетворения и сравнения из имеющихся : плывут, пышная, бежит, раскидистая, прохладный, пушистые, прозрачный, нарядилась, словно вата, мягкие.

  1. Работа со словосочетаниями.

а) выделить словосочетание в предложении. Установить связь между словами при помощи вопросов.

б) коррекция согласования и управления в словосочетаниях: золотой осень (золотая осень), проливная дождь (проливной дождь).

в) составление самостоятельных словосочетаний: подобрать эпитет или олицетворение к данному слову: волосы (какие?)-….(золотые), смех (какой?)-……. (звонкий); луна (что делает?)-…..(смотрит, грустит), луна (какая?)-…( одинокая, печальная).

г) работа над лексическим значением слов, встретившихся в тексте словосочетаний.

д) составление словосочетаний с новыми словами, с эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами.

е) замена фразеологизмов, пословиц и поговорок словосочетанием.

3. Работа с предложениями:

а) исправление и корректировка готового предложения.

б) дополнение или распространение готовых предложений средствами выразительности речи: Луна светит. (одинокая, печальная, над заснеженным полем, плывет над рекой, смотрит из-за облака).

в) исправить, заменить, вставить слово в данном предложении:

На полянке (зеленеет, растет иглами, показалась, пробивается) травка.

г) составление один раз в неделю нескольких предложений, связанных с наблюдениями в природе.

д) составление предложения по типу (модели) данного.

е) составление предложений с использованием заданных слов.

ж) обсуждение недочетов в построении предложений.

з) замена поговорки предложением.

и) подбор пропущенного слова в пословице: Дело ….  (мастера) боится. Труд кормит, а ……(лень)  портит.

к) создание небольшого текста по заданной пословице.

Все эти упражнения, а так же приемы работы по развитию речи, предложенные академиком Львовым, применялись в работе на уроках русского языка и литературного чтения.

  1. Второй этап констатирующего эксперимента.

После целенаправленной, систематической и регулярной работе на уроках русского языка, развития речи и литературного чтения в течение двух месяцев, во втором классе был проведен повторный констатирующий эксперимент. Учащиеся получили задание  написать творческую работу на тему «Зима приходит в гости к нам».

Работы младших школьников были проанализированы и внесены в таблицу, аналогичную уже имеющейся. При анализе были получены следующие данные:

Изобразительно-выразительные средства языка

Процент

учащихся, использовавших ИВС

Антонимы (в т.ч. контекстные )

60%

Синонимы (в т.ч контекстные, стилистические, синтаксические)

80%

Олицетворение

100%

Пословицы и поговорки

50%

Сравнения

90%

Эпитеты

100%

Итоговый анализ творческих работ показал, что процент использования изобразительно-выразительных средств младшими школьниками заметно увеличился. Так, использование антонимов в работах выросло с 10% до 60%. На 60% увеличилось употребление синонимов, на 20% олицетворений, на 50%-сравнений и эпитетов. Используют пословицы, поговорки и фразеологизмы для создания своих работ половина обучающихся. В целом, качество творческих работ младших школьников заметно выросло. Речь учеников более содержательная, точная, наполненная выразительными средствами языка, пословицами, поговорками и фразеологизмами.

Таким образом, эксперимент показал, что проведенная работа позволила не только обогатить лексический запас учащихся, сформировать умение использовать изобразительно-выразительные средства языка, но и улучшить качество работ младших школьников, сделать их речь более содержательной, точной и грамотной.

Список использованных источников

  1. Бумаженко, Н. И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного / Н. И. Бумаженко, Т. И. Шашуткина // Поддержка одаренности – развитие креативности: материалы Междунар. конгресса // под ред. И. М. Прищепа ; Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. – Витебск, 2014.
    С. 33–36.
  2. Бушуева, Л. С. Развитие связной монологической речи у младших школьников / Л. С. Бушуева // Начальная школа. – 2011. – №7. – С. 36–39.
  3. Власова, И. С. Культуротворческое воспитание младших школьников / И. С. Власова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 39. – С. 112–117.
  4. Воюшина, М. П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб.заведений / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева [и др.]; под ред. М. П. Воюшиной. – М. : Академия, 2010. – 366 с.
  5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – 5-е изд. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
  6. Гаврилова, Т.В. Развитие творческих способностей школьников при работе с произведением С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» /
    Т. В. Гаврилова // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 20–22.
  7. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания / И. З. Гликман. – М. :Владос, 2002. – 176с.
  8. Головнеченко, М. А. Развитие речи младших школьников на основе знакомства с пословицами / М. А. Головнеченко // Начальная школа. – 2011. – №1. – С.74–75.
  9. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы /
    В. В. Голубков. – М. : Просвещение, 2000. – 233 с.
  10. Голушко, Т. В. Урок литературного чтения – урок творчества / Т. В. Голушко // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №1. – С. 1–3.
  11. Горюшкина, Н. В. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / Н. В. Горюшкина // REFdb.RU. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/1088416.
  12. Григорьева, М. Н. Учимся сочинять загадки / М. Н. Григорьева // Начальная школа. – 2003. – № 9. – С. 33–36.
  13. Долян, Е.И. Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития / Е. И. Долян // Наука и современность. – 2014. – № 31. – С. 51–58.
  14. Еремеева, А. П. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста: пособие для учителя / А. П. Еремеева. – М. : НИИ школ МП РСФСР, 2004. – 119 с.
  15. Ефимова, О. С. Минутки поэзии и творчества / О. С. Ефимова // Начальная школа. – 2002. – № 8. – С. 54–55.
  16. Камерная, М. А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе [Электронный ресурс] / М. А. Камерная // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/575039.
  17. Кармакова, Т. А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и русского языка / Т.А Кармакова // Начальная школа плюс До и После. – 2003. – № 3. – 48–51.
  18. Кац, Э. Э. Литературное чтение: учебник для 2 класса. В 2 ч. Ч. 1 / Э. Э. Кац. – М. :Астрель, 2013. – 160 с.
  19. Кашаева, В.В. Формирование у школьников умений и навыков творческой исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности /  В. В. Кашаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – Т. 5. – С. 57–73.
  20. Ковалёва, Г.И. Культурно-образовательная среда как условие воспитания младших школьников / Г. И. Ковалёва // Гражданское воспитание младших школьников в условиях культурно-образовательной среды региона: материалы науч. конф. / под ред. О. С. Озиной. – Елец : Перспектива, 2014. – С. 319–321.
  21. Королева, О. Н. Нетрадиционные приемы словарной работы на уроках литературного чтения автор / О. Н. Королева // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – № 3. – С. 1–6.
  22. Кудрявцев, В. Т. Развитие творческих способностей и эстетическое воспитание дошкольников / В. Т. Кудрявцев// Журнал практического психолога. – 2011. – № 1. – С. 114–147.
  23. Кузнецова, Н. Н. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / Н. Н. Кузнецова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola.
  24. Курочкина, М.Методы развития творческих способностей младших школьников / М. Курочкина// Воспитание школьников. – 2009. – №4. –
    С. 48–51.
  25. Ладыженская, Т. А. Характеристика связной речи детей / Т. А. Ладыженская. – М. : Педагогика, 2002. – 210 с.
  26. Ларионова, И.А. Ситуация успеха в процессе развития отношений сотрудничества между учителем и учащимися / И. А. Ларионова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 198–206.
  27. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 2000. – 214 с.
  28. Литературное чтение в УМК «Перспективная начальная школа»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib2.podelise.ru/docs.
  29. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб.пособ. для студентов учреждений выс. проф. образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 7-е изд. – М. : Академия, 2012. – 464 с.
  30. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников : пособие для учителей начальных классов / М. Р. Львов. – М. : Академия, 2007. – 76 с.
  31. Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. – М. : Педагогика, 2000. – 218 с.
  32. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 2001. – 149 с.
  33. Малахова, О. В. Творческая мастерская по литературному чтению / О. В. Малахова // Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 35–37.
  34. Маранцман, Е.К. Возможности развития переноса как творческой способности личности младшего школьника на уроках литературы / Е. К. Маранцман // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф./ под ред.
    А. Б. Архиповой ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – СПб., 2003. – С. 152–155.
  35. Мартышкина, В. В.Творческие пересказы на уроках чтения в начальных классах / В. В. Мартышкина// Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования : материалы межрегион. науч.-метод. семинара, 24 марта 2009 г. ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2009. –
    С. 243–245.
  36. Методика преподавания литературы / под ред. Ю. О. Богдановой. – М. : Академия, 2000. – 362 с.
  37. Методика развития речи / под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Просвещение, 2005. – 96 с.
  38. Микерова, Г. Г. Развитие мышления, речи и творческих способностей младших школьников при обучении русскому языку по технологии укрупненных дидактических единиц / Г. Г. Микерова // Научное обозрение. – 2007. –№ 1. – С.173–178.
  39. Микушова, Т. П. Работа с разными жанрами сочинений художественного и публицистического стиля в III–IV классах /
    Т. П. Микушова // Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 34–37.
  40. Морозова, С. Э. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения / С. Э. Морозова // Начальная школа. – 2010. – № 11. – С. 29–31.
  41. Полина, Т. Н. Творчество младших школьников на уроках литературного чтения / Т. Н. Полина // Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 8. – С. 1–5.
  42. Политова, Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов : пособие для учителя / Н. И. Политова. – М. : Просвещение, 2003. – 191 с.
  43. Постоева, Л. Д.Интегрированные развивающие занятия для дошкольников / Л. Д. Постоева, Г. А. Лукина. – М. : Национальный книжный центр, 2013. – 134 с.
  44. Прохорова, Т.Н. Творческое развитие детей на уроках литературного чтения / Т. Н. Прохорова, М. В. Ляпина // Гуманитарные исследования. – 2015. – № 2 (54). – С. 104–107.
  45. Рыжкова, Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования : учебник для студ. высш. учеб.заведений / Т. В. Рыжкова. – М. : Академия, 2007. – 351 с.
  46. Саломатина, Л. С. Сочинение – мозаика на тему «Краски весны» (IV класс) / Л. С. Саломатина // Начальная школа. – 2005. – № 5. – С. 63–68.
  47. Самойлова, Е. А. Создание речевых ситуаций на этапе подготовки к написанию сочинения / Е. А. Самойлова // Начальная школа. – 2002. – № 10. – С. 51–53.
  48. Словарь литературных терминов / под ред. Л. И. Тимофеева. – М. : Просвещение, 1974. – 272 с.
  49. Уторова, Е. А. Современные технологии развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы /
    Е. А. Уторова// Интеграция науки и культуры в образовательное пространство: молодежный взгляд : материалыВсерос. науч.-практ. конф., 30–31 окт. 2013 г. / редкол.: Е. А. Жиндеева (отв. ред.) [и др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т . – Саранск, 2013. – С. 250–255.
  50. Ушакова, О. Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве / О. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 98–102.
  51. Черемисина, Н. А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению / Н. А. Черемисина // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 17–22.
  52. Шулекина, А.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературы / А. М. Шулекина // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ.конф. / под ред. А. А. Смолиной. – М., 2013. – С. 160–161.
  53. Щеголева, Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе : метод.пособие для преподавателей начальных классов / Г. С. Щеголева. – СПб. : – Современник, 2001. – 158 с.
  54. Щукина, Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 2002. – 218 с.
  55. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина, М. М. Алексеева, В. Н. Макарова. – М. : Академия, 2005. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Творческие работы учащихся начальной школы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8201548","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]                  ...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...

Использование проектной методики на уроках английского языка и во внеклассной работе в начальной школе в условиях внедрения ФГОС

Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и современные технологии обучения, например, метод ...

Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

            Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно   по настоящему увлечь предметом исследования, показ...

Исследовательская работа на тему "Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математике в начальной школе" (конкурсная работа)

Данная работа была подготовлена на Международную интеллектуальную конференцию «Студент XXI века: пробуем силы – проявляем способности», которая заняла 1 место по номинации "Профессиональная деятельно...

Мастер-класс по теме: Опыт использования образовательной платформы «Учи.ру» для дистанционной работы в начальной школе

Мастер-класс по теме: Опыт использования образовательной платформы «Учи.ру» для дистанционной работы в начальной школеСухэбаторова Гэрэлма Батоболотона,учитель начальных классов, МОУ &laqu...