Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
план-конспект

Бочарова Лариса Ивановна

              Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно   по настоящему увлечь предметом исследования, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_moy_na_sat.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс по теме : «Проектно-исследовательская деятельность  во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы»

Бочарова Л.И.,

учитель начальных классов,

г.Старый оскол. Белгородская ообл.,

МАОУ «СПШ №33»

Слайд 1Уважаемые коллеги, приглашаю  Вас к участию в мастер-классе по теме: «Проектно-исследовательская деятельность  во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

        Мастер – класс мне хочется начать со стихотворения Н.Рыленкова:

Слайд 2 «Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется»

         Действительно, знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.

- Я предлагаю вам первую часть высказывания, а Вы его продолжите.

  • Учитесь сами, не ждите… (когда жизнь вас научит)

Слайд 3 (2 щелчка)

  • Спрашивай и найдешь, старайся … (и узнаешь)

 (1 щелчок)

  • Для того чтобы усовершенствовать ум, надо… (больше размышлять, чем заучивать) (1 щелчок)
  • Если у двух человек имеется по одному яблоку, и они ими обменяются, то у каждого из них окажется опять по одному яблоку. Если у каждого человека есть по одной идее, и они обменяются ими, … (то у каждого будет уже по две идеи)              (1 щелчок)

Я надеюсь, что мысли, которые будут высказываться сегодня, не будут вами восприниматься равнодушно. Каждый из вас уйдёт, обогащённый множеством идей.

-Что обозначает слово « исследование»?

Слайд 4 (1 щелчок) Исследование- процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

-Какие синонимы к нему мы можем подобрать?

(1 щелчок) Синонимы: ОПЫТ, АНАЛИЗ, ЭКСПЕРИМЕНТ, НАБЛЮДЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ, ОБЗОР, ПОИСК.

   Посмотрите, насколько по-разному и в то же время правильно вы дали определение слову «исследование».

Что же такое исследовательская деятельность?

Исследовательская деятельность обучающихся – разновидность учебной работы, связанная с решением учащимися творческих, исследовательских задач, осуществляемая в соответствии с требованиями к основным этапам исследования и сопровождающаяся овладением необходимыми для их разрешения знаниями, универсальными учебными действиями по добыванию, переработке и применению информации.

       Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по- настоящему увлечь предметом исследования, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

   Организация исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога не только высокого уровня знаний, но и желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.   

    Из носителя знаний и информации, все знающего оратора, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

    Работа над исследованием позволяет педагогу вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную работу.

Преимуществом применения исследовательской деятельности является:  

во-первых, наибольшие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности учащихся;

во-вторых, развитие самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления, осторожности и решительности.

Исследовательская деятельность очень эффективна и нравится детям. Конечно, работа трудоёмка, так как надо продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Человеку мало знать, что и как надо делать. Требуется еще и желание так поступать!

        Подведу итог сказанного словами притчи:

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мертвая – выпущу».

 Мудрец подумав ответил: «Всё в твоих руках».

В наших руках возможность формировать личность:

1. Любознательную;

2. Умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

3. Уважающую и принимающую ценности семьи и общества;

4. Доброжелательную, уважающую своё и чужое мнение;

5. Готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Слайд 5 А сейчас предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу «Четвероногие друзья», которая оказалась интересной для детей и их родителей. Эта работа была проведена в рамках кружка «Мы -твои друзья»

Любой ребёнок хочет иметь домашнего питомца.

 Учёные убеждают, что домашние питомцы положительно влияют и на здоровье человека.

Мы решили провести исследование и выяснить, а так ли это на самом деле?

Слайд 6  Цель данного исследования – раскрыть роль домашних питомцев в жизни человека и выяснить  их влияние на эмоциональное состояние.

Методы исследования: изучение литературных источников, проведение социологического опроса и  анкетирования, наблюдения за животными, консультации.

Слайд 7   В ходе исследования были использованы следующие формы работы:

  • выставки детского творчества;
  • беседа, диалог, дискуссия;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры;
  • конкурсы, викторины;
  • встреча с работниками приютов  бездомных животных;
  • встреча с людьми, чьи профессии связаны с животными;
  • проектные работы;
  • совместная работа с родителями.

Практический результат исследования заключается в разработке рекомендаций по уходу за питомцами для тех, кто хочет завести домашнее животное или уже имеет его. 

Сроки реализации данного исследования составляли 2 месяца.

Исследование проводилось в два этапа.

Слайд 8  На первом этапе дети познакомились с документами, посетили библиотеку, изучили информацию в Интернет-ресурсах, выслушали мнения специалистов по этой проблеме.

 Узнали, что по статистике на сегодняшний день в России примерно более 51 миллиона бездомных животных, в основном это домашние питомцы, которых выбросили на улицу, или потомки уже одичавших собак и кошек.

Проанализировав полученную информацию, дети сделали вывод: порой приобретение домашнего животного является спонтанным и недостаточно подготовленным шагом, что приводит к растущему количеству бездомных кошек и собак.

Слайд 9-10  На втором этапе провели анкетирование среди учеников начальной школы и родителей (всего опрошено респондентов - 48 учеников и 16 родителей).

Слайд 11 На основании анализа анкетирования был сделан вывод: дети часто считают домашних питомцев игрушкой, а когда она им надоедает, выбрасывают на улицу, это является одной из причин появления бездомных животных.

Слайд 12  В течение месяца дети с родителями   наблюдали за собаками и кошками, которые встречались им на улице. Вероятно, они оказались ненужными хозяевам. Было замечено, что  бездомные животные часто создают аварийную ситуацию на дорогах.

Слайд 13 - 14  Поэтому и было решено провести опрос непосредственных участников дорожного движения, т.е. инспектора ГИБДД и водителей. Участники опроса подтвердили, что часто причиной ДТП являются бездомные животные.

 Слайд 15  Из беседы с ветеринарным врачом мы узнали, что брошенные животные не чувствуют опасность, так как они привыкли быть под защитой человека.

Слайд 16  Для того, чтобы дети и взрослые понимали всю ответственность не только за своих питомцев, но и за безопасность окружающих, мы разработали буклет «Мы – твои друзья!», в котором содержатся советы по уходу за животными.

Слайд 17 В рамках акции «Животных, братьев наших меньших, обижать нельзя!» мы раздали эти буклеты жителям нашего города.

Слайд 18 Родители совместно с детьми  выпустили листовки в защиту домашних питомцев, которые они вместе с детьми разместили на информационных стендах города.

Слайд 19-20 Для организации помощи бездомным животным, совместно с родителями, была организована волонтерская акция «Откликнись!», в результате которой три питомца приюта приобрели дом, собранный  корм дети вместе с родителями передали в приют для животных «Умка».

Слайд 22- 25   Затем была проведена творческая работа, в которой также активное участие принимали родители: конкурсы рисунков, поделок о наших любимых питомцах.

Слайд 26  Продуктом нашей исследовательской работы стал макет приюта для животных, через создание которого дети выразили свое желание видеть этих животных в комфортных условиях.

Слайд 27-28.  В процессе работы занятия проводились в форме квест-игры, викторины, ролевой игры, театрализованного представления, выступления агитбригады.

Слайд 29 Благодаря данной работе дети расширили свой кругозор, продемонстрировали результативное участие в конкурсах и конференциях.

Слайд 30 Меня до глубины души тронули слова одного из детей после посещения приюта он сказал: «Я не испытывал столько радости за неделю, сколько получил за один день,   пообщавшись с животными!».

Я считаю, что это эмоциональное высказывание ребенка является высокой оценкой нашей работы.

Слайд 31-32 Совместная работа доставила массу удовольствия не только детям, но и родителям.

Это подтверждают их отзывы, вот один из них: «Ребёнок познаёт мир через  общение с домашними питомцами. И эта исследовательская работа  оказалась тем самым инструментом, который способствует предотвращению эмоционального безразличия к нашим четвероногим друзьям. Очень важно научить ребенка  любить  и сострадать с младенческих лет…»                                                                                              Эта работа настолько воодушевила  детей, что одна из моих учениц сочинила четверостишье.

Уважаемые коллеги, предлагаю применить теоретические знания, полученные в ходе мастер-класса, на практике,

-Отгадайте загадку:

Склеена и сшита,
Без дверей, закрыта.
Кто ее открывает,
Тот много знает.
(Книга)

Книгу ещё называют источник знаний, как вы думаете, почему?

Как думаете, а вы смогли бы создать книгу?

Давайте попробуем. Но для начала я предлагаю вам разгадать загадки.

1.Этот сказочный герой.  С хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, Сам весь полосатый, Ходит он на двух ногах, В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах) 

2. Дыму, дыму-то кругом! Кто бежит с большим ведром, Кто с ушатом… Вот кошмар! В доме у кого пожар? Подгорел чей хвост немножко? Погорелец — тётя … (Кошка) 

3. Милый и дружелюбный герой из мультфильма, который любит цветы, и постоянно говорит фразу: «Ребята, давайте жить дружно». (Кот Леопольд)

4. У Мальвины — верный друг. Если кто обидит вдруг, Защитит подругу он, Храбрый пудель … (Артемон)

5. Двое взрослых, пять ребят, Семейка дружная собак. 
Зовут их по фамилии просто, Их знают все, семья…
(Ответ –
Барбоскины)

6. В Простоквашино их дом,
Проживают вчетвером.
Кто из них погожим днём
Вдруг свалился в водоём? (Шарик)

Вы  большие молодцы, ответили на загадки правильно.

Скажите.  Пожалуйста.  На какие 2 группы можно поделить мультяшных героев? ( На группы кошки и собаки).

-Кто догадался, какой будет тема нашего исследования? ( Про кошек и собак)

-Правильно, кошки и собаки. И продуктам нашего исследования будет книга. И назовем мы ее так же «Про кошек и собак». Обложка книги уже готова.

Мы разделились на 2 группы. 1Группа, которая будет собирать информацию о кошках и 2 группа - информацию о собаках.

Работу будем выполнять по плану. Он у вас на желтых листиках.

Выполняя задания по плану, вы сразу оформляете листы для книги. Пункты плана у нас соответствуют разделам книги.

1.Породы кошек и собак. (1 конверт)

2.Роль кошек и собак в жизни людей. (2 конверт)

3.Уход за кошками и собаками. (3 конверт)

4.Интересные факты. (4 конверт)

5. Доска почёта. (5 конверт)

1 конверт. Соотнести породы кошек и собак с изображением) Вырезаете  название породы и приклеиваете к рисунку.

2 конверт (Рассмотреть картинки и рассказать какую роль играют кошки и собаки в жизни человека). Вырезаем описание и приклеиваем рядом с соответствующей картинкой.

3 конверт (составить памяку -  уход за кошкой и собакой).       Делаете надписи рядом с картинками.

4 конверт (Найти интересную информацию о собаках и кошах, рассказать)

5. Доска почёта. (Найти интересную информацию о животных-героях, рассказать)

Группы готовы. Начинаем заполнять разделы книги. Начинаем с кошек.

Вот какая книга получилась у нас! Мне было интересно, а понравилось ли вам. Если вам понравилось, было интересно, , то угостите этих замечательных щенка и котёнка косточкой или рыбкой (косточкой будем угощать собаку, а кошку рыбкой). Если кому то было что то непонятно и у вас остались вопросы или вам вообще ничего не понравилось и было скучно то на заборчик прикрепите вопросик.

Всем большое спасибо, мне было очень приятно с вами работать,

Сегодня я попытались показать вам, что создание проблемных ситуаций не только формирует ту систему знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческое мышление. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок.

Завершая наше общение, послушайте, пожалуйста, притчу об учителе:

«Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача.

 Мудрец, улыбнувшись, сказал: «Завтра вы узнаете об этом».  На следующий день ученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром они отправились туда. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. На обед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно, закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставался на месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал: «Источник находится вон за тем холмом». Ученики поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног.

 «Учитель! Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?». «Я выполнял свою задачу», - сказал мудрец. «Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас».

 «Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать и подавать правильный пример?»- спросили ученики.

«Нет!» - сказал мудрец. «Главная задача Учителя- воспитать в ученике человечность и доброту. Принесённая вами вода для меня подсказывает мне, что главную задачу я пока что выполняю верно».

Наш мастер-класс закончен. Уважаемые коллеги! Благодарю Вас за общение. Желаю Вам выполнять свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся

Выступление на второй региональной научно-практической конференции "Инновационная образовательная деятельность:региональный аспект" - 11 декабря 2013 год...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...

Инновационный опыт учителя начальных классов Монгуш Б.К. на тему Проектная деятельность как фактор развития познавательной активности и творческих способностей младших школьников

Педaгoгическaя прoблемa нaд кoтoрoй я рaбoтaю с 2012 гoдa: Прoектнaя деятельнocть кaк фaктoр рaзвития пoзнaвaтельнoй aктивнocти и  твoрчеcких cпocoбнocтей млaдших шкoльникoв..Мacштaб иннoвaции: м...

Мастер - класс по теме "Развитие творческих способностей учащихся начальной школы"

Мастер - класс по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Обобщение"...

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся младших классов"

Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие  познавательной активности и творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности....