Исследовательская работа на тему "Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математике в начальной школе" (конкурсная работа)
творческая работа учащихся (1, 2, 3, 4 класс)

Куколев Юрий Геннадьевич
Данная работа была подготовлена на Международную интеллектуальную конференцию «Студент XXI века: пробуем силы – проявляем способности», которая заняла 1 место по номинации "Профессиональная деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа274.59 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Саратовский областной педагогический колледж»

 Международная интеллектуальная конференция «Студент XXI века: пробуем силы – проявляем способности»

Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математике в начальной школе

Работу выполнил:

Куколев Юрий Геннадьевич,

студент 2  курса 22 группы

специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Научный руководитель:

Старостина Ольга Владимировна,

преподаватель специальных дисциплин

Саратов, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

1.

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности

                5

1.1

Понятие  и виды дистанционных образовательных технологий

5

1.2

История становления дистанционного обучения

7

1.3

Требования к организации дистанционного обучения

8

1.4

Положительные и отрицательные стороны внедрения дистанционного обучения

10

1.5

Особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения

12

2.

Организация дистанционного обучения с применением образовательных платформ

16

2.1

Анализ образовательных платформ для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении математике в начальной школе

16

Заключение

 19

Список использованных источников

 20

Приложение А. Социологический опрос среди школьников, учителей и родителей

 21

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует образовательные организации на переход к более гибкому, динамичному и персонализированному обучению. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 декабря 2018 года, общее образование должно быть направлено «на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе». В документе указано, что успешная реализация образовательных программ возможна на основе внедрения дистанционных образовательных технологий.

Введение таких стандартов образования требует от школы формирования обучающей среды, которая мотивирует обучающихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном пространстве.

Одним из путей решения проблемы является использование возможностей дистанционных образовательных технологий в практике работы учителя.

Исследованиями по данной теме занимались многие зарубежные и отечественные специалисты: А. А. Андреев, В. И. Солдаткин, С. Л. Лобачев,                 С. Л. Тимкин, А. А. Федосеев, Д. А. Богданова, Ю. Б. Рубин, Л. Г. Титарев,                     П.  И.  Пидкасистый, Е. С. Полат, А. В. Хуторской, В. П. Демкин, Г. В. Можаева,      В. И. Вовна,  И. А. Морев, И. Б. Львов, А. Г. Фалалеев, Б. Е. Стариченко, Л. А. Сардак, А. В. Слепухин ид.р.

Дистанционные образовательные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по- новому организовать взаимодействие субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе.

Предметом исследования является использование дистанционных образовательных технологий при обучении математике в начальной школе.

Цель исследования: проведение анализа дистанционных образовательных платформ, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации и министерством образования Саратовской области и выделение наиболее популярных.

Гипотеза исследования состоит в предположении эффективности применения дистанционных образовательных платформ при обучении математике в начальных классах

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования c целью выявления сущности дистанционных образовательных технологий при обучении математики в начальной школе.
  2. Проклассифицировать методы и средства дистанционного обучения при обучении математики в начальной школе.
  3. Выявить преимущества и недостатки дистанционного обучения в процессе обучения математике в начальной школе.
  4. Охарактеризовать особенности обучения математике в начальной школе при условиях дистанционного обучения.

5. Проведение анализа и выделение наиболее популярных образовательных платформ для использования при обучении математики в начальной школе.

Работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе раскрывается сущность понятия дистанционные образовательные технологии (ДОТ), приведены различные классификации методов и средств ДОТ, рассматриваются преимущества и недостатки ДОТ, охарактеризованы особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения. Во второй главе представлен анализ образовательных платформ для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении математики в начальной школе. В заключении указаны основные результаты.

I.Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности

1.1 Понятие  и виды дистанционных образовательных технологий

Дистанционные образовательные технологии – это ряд образовательных технологий, реализуемых с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий, при этом взаимодействие между педагогом и учащимся осуществляет опосредовано (на расстоянии).

Основа образовательного процесса с использованием дистанционных технологий заключается в целенаправленной самостоятельной работе учащегося. Процесс получения знания может осуществляться в любое удобное для учащегося время, в индивидуальном темпе и вне зависимости от места его нахождения.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования заключается в обеспечении доступности качественного образования для всех слоев населения.

В зависимости от цели образовательного процесса и условий образовательного учреждения, выделяют следующие виды дистанционных образовательных технологий.

Комплексные кейс-технологии.

Данная группа дистанционных образовательных технологий основана на самостоятельном изучении мультимедийных и печатных учебно-методических материалов, представленных в форме кейса и включающих в себя лекции, семинары, тренинги и т.д. Каждый кейс представляет собой завершенный программно-методический комплекс, где все материалы взаимосвязаны между собой и образуют единое целое.

Компьютерные сетевые технологии.

Эта группа дистанционных образовательных технологий характеризуется использование разнообразных компьютерных обучающих программ, электронных учебников и электронной методической литературы, которые учащиеся могут пользоваться в процессе обучения. Представленные материалы находятся в открытом доступе в сети Интернет или локальной сети учебного заведения.

Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных.

В основу данной технологии положен принцип деления дисциплины на модули (зет), каждый из которых представляет собой законченный блок, по итогу изучения которого учащийся проходит промежуточный контроль качества своих знаний и усвоения модуля. Для того, чтобы сдать предмет и получить по нему зачет, необходимо закончить положительно все модули дисциплины. В заключении по дисциплине проводится итоговый электронный тест.

Дистанционные образовательные технологии предусматривают осуществление следующих видов мониторинга усвоенных знаний:

  • лекционное тестирование (по итогам прослушанных лекций в конкретном модуле);
  • индивидуальный компьютерный тренинг (ИКТ), представляет собой комплекс тестовых заданий из разных модулей дисциплины, а также небольшие практические задания (задачи);
  • модульное тестирование, предусматривает прохождение электронного теста по итогам пройденного модуля;
  • письменный экзамен и экзаменационное тестирование по результатам изучения дисциплины.

В настоящее время дистанционные технологии активно применяются в различных направлениях профессионального образования, а также в старших классах школы. Использование дистанционных образовательных технологий в профессиональном образовании позволяет получать необходимое образование вне зависимости от возраста, семейного положения, без отрыва от работы и т.д.

Также возможно получить дополнительное образование, пройти курсы повышения квалификации и переквалификации. В старших классах школы применение дистанционных образовательных технологий дает учащимся возможность значительно повысить уровень своих знаний, получить дополнительные знания сверх тех, что преподают в школе по определенным предметам. Все это позволяет детям достичь необходимых высот в обучении и повышает шанс на поступление в престижные ВУЗы.

Таким образом, дистанционные технологии - это инструмент для реализации основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению.

1.2 История становления дистанционного обучения

Дистанционный метод получения образования появился довольно давно.

«Первой страной, в которой были использованы технологии обучения на расстоянии, была Германия. Около 130 лет назад преподаватель Берлинского университета Ч. Туссен (Ch. Tussen) и член Берлинского общества современных языков Г. Лангенштейдт (G. Langenschteid) использовали почтовую связь для рассылки учащимся контрольных работ и учебных материалов. Это было первое использование технологии ДО на уровне частных инициатив отдельных преподавателей».

«В 70-е годы в Америке также был предпринят ряд шагов по организации дистанционного обучения. Так, в 1873 году Анна Элиот Тикнор (Аnnа Еliоt Tiсknоr) создала систему обучения по почте для женщин под названием Общество Тикнор (Tiсknоr's Sосiеtу), взяв за основу английскую программу «Общество поддержки домашнего обучения» («Sосiеtу fоr thе Еnсоurаgеmеnt оf Hоmе Studу»)» . «В 1891 году был разработан самостоятельный курс, послуживший моделью для программ обучения по почте различным предметам. Официальный статус данная форма обучения обрела лишь в 1891 г. в США, когда Вильям Рейни Харпер (Williаm Rаinеу Hаrреr), учредил первое университетское отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго, начав экспериментировать с внеклассным преподаванием в Баптистской теологической семинарии. В 1906 году преподавание по почте введено в Университете штата Висконсин».

«После революции 1917 года дистанционное образование стало развиваться в России. Здесь предлагались различные курсы на самых разных уровнях. Начало основных и важнейших исследований в области дистанционного образования в России можно отнести к середине 90-х годов прошлого столетия. К концу 90-х готов Минобразования РФ подготовило несколько межвузовских научно-методических программ, объединенных под названием «Создание системы открытого образования». В результате этого были образованы несколько направлений и исследовательских групп, преобразовавших позднее в научно-исследовательские центры и институты. Так, важнейшие результаты были реализованы группой специалистов во главе Федорова И.Б., Коршунова С.В., Полякова А.А, Вержбицкого В.В и другими учеными по программе «Научно-методическое обеспечение дистанционного обучения», которые были положены в основу методического и нормативно- правового обеспечения дистанционного обучения. Другая группа специалистов была интегрирована вокруг Российского государственного института открытого образования (РГИОО) во главе с Солдаткиным В.И., Андреевым А.А., Лобачевым С.Л. и другими учеными, получившими результаты в области разработки основ и концепций Открытого образования, а также в области технологий разработки образовательных порталов.

В 1979 году в Китае впервые в истории была организована Национальная сеть радио и телевизионных университетов».

На основе всего вышеперечисленного можно выделить ряд характерных особенностей дистанционной формы обучения:

  •  этот тип преподавания охватывает целый перечень уровней подготовки от начального до высшего и ориентирован на людей различного возраста;
  • список дисциплин различен;
  • используемые методы весьма многообразны: переписка, печатная литература, радиовещание и телевещание, фактические семинары и т.д.
  • Значимым достижением информационного развития ХХI века стало создание Интернета (Intеrnеt). Данное изобретение позволило осуществить переход на новый этап развития человеческого общества.

1.3 Требования к организации дистанционного обучения

При организации дистанционного обучения гигиенические требования к режиму образовательной деятельности, установленные СанПиН 2.4.2.2821-10 (раздел X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности), не отменяются, хотя этот вопрос в Методических рекомендациях и не рассматривается, кроме рекомендации на сокращение продолжительности урока до 30 мин. Согласно санитарным правилам и нормам, СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» для учащихся школ: 

Использование технических средств обучения на занятии

Вид непрерывной деятельности

Время деятельности в зависимости от класса, мин

1–2-й класс

3–4-й класс

5–7-й класс

8–11-й класс

Просмотр статических изображений на экранах отраженного свечения

10

15

20

25

Просмотр телепередач

15

20

25

30

Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения

15

20

25

30

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

15

15

20

25

Прослушивание аудиозаписи

20

20

25

25

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

10

15

20

25

 

Общее время работы за компьютером не должно превышать нормы:

 в 1–2-м классе – 20 минут, 3-4-м классе – 25 минут, 5–6-м классе – 30 минут, 7–11-м – 35 минут. 

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора на экране монитора не должна превышать: для детей 6-10 лет- 15 мин; для детей 10-13 лет – 20 мин; старше 13 лет – 25-30 мин (на 2-м часу работы не более 20 мин).

1.4. Положительные и отрицательные стороны внедрения

дистанционного обучения

Преимущества дистанционного обучения:

  • Возможность заниматься в удобное время для всех участников образовательного процесса.
  • Возможность определить индивидуальные сроки и темп обучения.
  • Возможность изучать учебный материал не выходя из дома.
  • Мобильность в образовательном процессе.
  • Эффективное использование современных технических средств.
  • Высокие результаты обучения.
  • Использование в учебной деятельности новейших достижений информационных технологий.
  • Равные возможности получения образования независимо от места нахождения обучающихся.
  • Инновационный подход к обучению на расстоянии.
  • Методический опыт на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования.
  • Онлайн-платформы для изучения учебного материала
  • Возможность творчества - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Отрицательные стороны дистанционного обучения:

- Отсутствие очного общения между преподавателем и обучающимися.

- Необходимость высокой самодисциплины обучающихся.

- Необходимость технической оснащенности педагогов и обучающихся.

- Отсутствие постоянного контроля над обучающимися.

- Отсутствие качественного соединения связи (загруженность сетей Интернета).

В дистанционном обучении есть свои плюсы и минусы. Конечно, многим ученикам важно, когда присутствует личный контакт и есть возможность послушать объяснения педагога «вживую». Точно так же и для педагога важны такие моменты личного общения связанные с индивидуальным подходом в обучении и воспитании ученика. Поэтому когда рядом нет педагога, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для учебного процесса. «Наиболее существенным недостатком дистанционного обучения является «искусственное общение. Электронные ресурсы не могут заменить живого общения. Настоящее человеческое взаимодействие предполагает вербальные и невербальные формы речи, окрашенные эмоционально-психологическими особенностями восприятия. Обучение невозможно без живого общения, но оно может быть более эффективным, если разнообразить инструменты общения, оптимизировать средства доставки и обработки учебной информации».

В дистанционном обучении очень многое зависит от самого ученика, от его самосознания, самостоятельности, желания учиться в таких условиях. Многие педагоги отмечают, что зачастую обучающимся не хватало практических знаний и умений для работы «на удалёнке». Ведь в классе всегда есть ученики, которые на разном уровне усваивают учебный материал. В дистанционном образовании основа обучения в основном письменная. Для некоторых ребят отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может вызывать большие трудности. При работе на расстоянии необходим постоянный доступ к источникам информации, но не все обучающиеся имеют компьютер и выход в Интернет. Нужна хорошая техническая оснащенность. Отсутствие технической оснащённости может повлиять на общую успеваемость и качество знаний обучающихся. Качество образования, успех, эффективность и успеваемость обучающихся зависит от многих факторов. «Эффективность и успех дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также того, насколько учтены особенности представления информации, уровня подготовки педагогов, участвующих в этом процессе, и насколько они понимают особенности предоставления и восприятия информации в рамках современных виртуальных коммуникаций».

Всё это влияет на положительные и отрицательные стороны  дистанционного обучения.

1.5 Особенности обучения математике в условиях дистанционного обучения

В математике дистанционное обучение может заменить внеклассную работу учителя с отстающими или пропускающими какую-либо тему обучающимися. Также дистанционное обучение может являться тренажером, который непременно пригодится всем школьникам и на который отводится небольшое количество уроков, поскольку он является достаточно трудными для понимания.

Методическая система дистанционного обучения математике рассматривается как самостоятельная, открытая, развивающаяся система, которая во взаимодействии с информационно-образовательной средой дистанционного обучения обеспечивает обязательное достижение обучающимися как нормативных, так и индивидуализированных целей обучения математике.

Реализация дистанционного обучения математике отражает специфику деятельности обучающихся по усвоению математического содержания в условиях дистанционного обучения, что находит свое отражение в необходимости реализации дистанционного обучения математике в виде последовательностей технологических циклов: подготовительного, учебного, заключительного (рис. 11).

Подготовительный цикл обеспечивает включение субъектов в процесс дистанционного обучения математике на основе: определения индивидуализированных целей деятельности сетевых обучающихся; обеспечения комфортного вхождения сетевых обучающихся в сетевой учебный коллектив и реализации процедуры знакомства; конструирования индивидуальных траекторий освоения учебного математического содержания (рис.12).

Учебный цикл отражает структуру учебной математической деятельности; предполагает обязательное взаимодействие сетевого учителя и обучающихся  и обеспечивает усвоение обучающимися математического содержания в соответствии с общими и индивидуализированными целями и осуществление контроля и диагностики с целью коррекции дальнейшей траектории обучения (рис. 13).

Завершающий цикл ориентирован на проверку достигнутого уровня сформированности системы математических ЗУН.

Рис. 11. Технологическая цепочка процесса дистанционного обучения математике

Рис. 12. Структура подготовительного цикла

Рис. 13. Структура учебного цикла

Процесс построения структуры методической системы дистанционного обучения математике представляет собой: с одной стороны – трансформацию методической системы традиционного обучения математике с учетом специфики условий ДО, с другой стороны – трансформацию дидактической системы ДО с учетом специфики учебного предмета «математика».

Результатом этого процесса является модель методической системы дистанционного обучения математике, которая включает в себя три подсистемы: обучающая, контрольно-диагностическая, подсистема методического сопровождения сетевого учителя математики.

Обучающая подсистема. Элементами обучающей подсистемы являются индивидуализированные цели обучения, содержание, методы, средства, формы организации взаимодействия, которые учитывают характеристические для осуществления процесса обучения математике особенности субъектов дистанционного обучения математике (сетевого учителя и сетевогоученика).

Контрольно-диагностическая подсистема. Ее элементами являются цели контроля результатов и диагностики процесса усвоения математического содержания, содержание, средства, методы и формы контроля и диагностики, которые учитывают специфику процесса усвоения математического содержания учащимися в дистанционном обучении.

Подсистема методического сопровождения сетевого учителя математики. Ее элементами являются цели, содержание, средства, методы и формы организации методического сопровождения сетевого учителя математики, которые разрабатываются не основе сформулированных принципов проектирования и функционирования системы методического сопровождения.

Система контроля в процессе обучения математике в системе ДО может осуществляться посредством:

  • письменных опросов (проведение их в режиме синхронного взаимодействия);
  • тестов, предназначенных для контроля усвоения каждого учебного элемента (выполнение и проверка в режимеon-line);
  • самостоятельных работ, дополняющих систему тестов и предназначенных для контроля сформированности умений применять изученные математические факты для решениязадач;
  • домашних заданий, индивидуализированных в зависимости от индивидуальных целей обученияматематике;
  • контрольные работы, обеспечивающие комплексный контроль уровня усвоения системы знаний по изученнойтеме.

Таким образом, учитывая требования, предъявленные в нормативных документах РФ об образовании, внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий способствует формированию информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого обучающегося и реализующей принципы современной педагогики. Постоянное использование учениками дистанционных технологий обеспечит формирование у них  соответствующих компетенций и универсальных учебных действий.

Переход к более гибкому, динамичному и персонализированному обучению, основанному на использовании дистанционных образовательных технологий, содействует решению основных дидактических задач: приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний, посредством информационно-коммуникационных технологий, развитию у них познавательных способностей, формированию самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

II. Организация дистанционного обучения с применением образовательных платформ

2.1 Анализ образовательных платформ для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при обучении математике в начальной школе

Согласно перечню образовательных платформ, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством образования Саратовской области, для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и опросу учителей начальной школы, родителей и учеников  (приложение 1), я провел анализ и вывел наиболее популярные платформы при обучении математике в начальной школе. По результату анализа и социологического опроса составил таблицу.

Наименование

URL

Аннотация

Процентное соотношение

Системы дистанционного обучения и среды, позволяющие реализовать дистанционный процесс обучения

1

 Дневник.ру

dnevnik.ru

Дневник.ру – закрытая информационная система со строгим порядком регистрации образовательных учреждений и пользователей. В системе учтены все требования безопасности и федерального закона №152 «О персональных данных», а для работы в ней потребуется только компьютер с доступом в интернет. Дневник.ру решает задачи бумажного дневника и даже больше: расписание, домашние задания, все выставленные оценки, материалы, используемые в ходе уроков, средний балл, темы пройденных и будущих уроков, комментарии преподавателя.

По применению образовательной платформы в дистанционном обучении:

  • 82% - за применение
  • 10% - против
  • 8% - выбрали бы другую платформу

По отзывам:

  • 76% - положительные отзывы
  • 23% - отрицательные отзывы
  • 1% - нейтральные отзывы

Электронные образовательные платформы, предоставляющие контент для реализации электронного обучения

1

Российская электронная школа

http://resh.edu.ru/

«Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков от лучших учителей России; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий.

По применению образовательной платформы в дистанционном обучении:

  •  89% - за применение
  •  9% - против
  •  2% - выбрали бы другую платформу

По отзывам:

  •  84% - положительные отзывы
  •  14% - отрицательные отзывы
  •  2 % - нейтральные отзывы

2

Учи.ру

https://uchi.ru/

Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Интерактивные курсы на Учи.ру полностью соответствуют ФГОС. Содержит более 30 000 заданий в игровой форме, разработанных профессиональными методистами и специалистами по детскому интерфейсу. Платформа Учи.ру учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности

По применению образовательной платформы в дистанционном обучении:

  •  93% - за применение
  •  7 % - против
  •  0 % - выбрали бы другую платформу

По отзывам:

  •  88% - положительные отзывы
  •  9% - отрицательные отзывы
  • 3% - нейтральные отзывы

3

ЯКласс

http://www.yaklass.ru/

Ресурс ориентирован на педагогов, учащихся и родителей. ЯКласс интегрирован с электронными журналами, сотрудничает с популярными издательствами. Содержит 1,6 трлн заданий школьной программы и 1500 видеоуроков. Все материалы соответствуют ФГОС.

По применению образовательной платформы в дистанционном обучении:

  • 97 % - за применение
  • 2 % - против
  • 1 % - выбрали бы другую платформу

По отзывам:

  •  93% - положительные отзывы
  •  6% - отрицательные отзывы
  •  1% - нейтральные отзывы

4

ЯУчебник

https://education.yandex.ru

Яндекс.Учебник — один из основных инструментов современного учителя. Это интерактивные курсы и сборники упражнений по школьным предметам с мониторингом прогресса учеников. В  библиотеке можно найти более 350 тысяч заданий для 1-7 классов по русскому языку, математике, окружающему миру, музыке, информатике. Все они разработаны с учётом ФГОС.

По применению образовательной платформы в дистанционном обучении:

  • 82 % - за применение
  • 8 % - против
  • 10% - выбрали бы другую платформу

По отзывам:

  • 90% - положительные отзывы
  • 10 % - отрицательные отзывы
  • 0% - нейтральные отзывы

Средства для организации учебных коммуникаций

1

Коммуникацион ные сервисы социальной сети «ВКонтакте»

Эффективный инструмент проведения дистанционных уроков Это групповые чаты, видео- и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов – от презентаций и текстов до аудио и видео

По применению образовательной платформы в дистанционном обучении:

  • 98 % - за применение
  • 1 % - против
  • 1 % - выбрали бы другую платформу

По отзывам:

  • 90% - положительные отзывы
  • 4 % - отрицательные отзывы
  • 6% - нейтральные отзывы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассмотрена проблема использования дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математике.

Цель исследования заключалась в проведение анализа дистанционных образовательных платформ, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации и министерством образования Саратовской области и выделение наиболее популярных.

Для достижения поставленных задач и цели была проанализирована методическая, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. В результате анализа, с учетом положений, заявленных в Федеральном законе «Об Образовании в РФ», в качестве основного определения было отобрано определение, сформулированное Б. Е. Стариченко. Также были рассмотрены классификации дистанционного обучения по различным основаниям, проанализированы преимущества и недостатки дистанционного обучения, указаны методы и средства дистанционного обучения. Были выявлены требования к организации дистанционного обучения, отмечены особенности организации образовательного процесса при использовании дистанционных образовательных технологий.

Для решения 5 задачи с помощью перечня образовательных платформ, рекомендованных Минпросвещением Российской Федерации и Министерством образования Саратовской области был проведен анализ и по мнению родителей, учеников и учителей выделены наиболее популярные образовательные платформы для использования при обучении математике в начальной школе.

На основании результатов можно заключить, что задачи, поставленные в работе, выполнены, цель достигнута. А также получена теоретическая основа для дальнейшей работы над проблемой.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вымятин, В. М. Дистанционное обучение истории: проблемы и перспективы / В. М. Вымятин, В. П. Демкин, Г. В. Можаева // Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ: Сб. ст. / Под ред. В. Н. Сидорцова, Е. Н. Балыкиной. – Мн.: БГУ, 1999. – С.71–81.
  2. Лопатина К. Е., Беленкова И. В. Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 179-182
  3. Грек В. В. Система организации самостоятельной работы учащихся по информатике посредством дистанционных образовательных технологий / В. В. Грек // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 8. — С. 234-241.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 201о г. № 1897 // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: https://fgos.ru  
  5. Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М. Б., Агапонов С. В., Горюнова М. А., Костиков А. Н., Костикова Н. А., Никитина Л. Н., Соколова И. И., Степаненко Е. Б., Фрадкин В. Е., Шилова О. Н. / Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336с.
  6. Львовский М.Б. О дистанционном обучении [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://onmcso.narod.ru/inf/do.htm.
  7. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение [Текст] / А.А. Андреев. - М.: МЭСИ, 1997. – 254с.
  8. https://infourok.ru/metodicheskie-materialy-na-temu-polozhitelnye-i-otricatelnye-storony-distancionnogo-obucheniya-4542443.html
  9. http://школа83.екатеринбург.рф/?section_id=174
  10. http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/SiteAssets/SitePages/2019_09_Допобразование_Дистанционная%20программа/Дистанционные%20технологии%20в%20образовании.pdf
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение

Приложение А. Социологический опрос среди школьников, учителей и родителей

Согласно перечню образовательных платформ, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации, для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, мы с моим научным руководителем Старостиной Ольгой Владимировной провели небольшой социологический опрос в режиме онлайн среди школьников, учителей начальной школы и родителей обучающихся МАОУ «Лицей «Солярис» с целью изучения наиболее популярных образовательных платформ, которые используют педагоги    по предмету «Математика». Исследование мы разделили на 3 этапа:

1 этап – подготовительный (сбор необходимого материала о дистанционных образовательных технологиях в начальной школе по предмету «Математика»)

2 этап – ознакомительный (знакомство с учителями и родителями о возможности использования дистанционных образовательных технологий при обучении математики в начальной школе)

3 этап – исследовательский (подсчет собранной информации, подведение итогов)

Первый этап заключался в сборе информации о дистанционных образовательных технологиях, знакомство с становлением дистанционного обучения, требованиями дистанционного обучения, проанализировали «плюсы» и «минусы» внедрения дистанционного обучения, составили вопросы для социального исследования.

Реализация второго этапа была проведена через сервис видеотелефонной связи Google Meet, на котором мы познакомили родителей обучающихся и учителей  начальных классов с понятием «дистанционное образование» и поделились советами по работе обучающихся с образовательными платформами, которые можно использовать на предмете «Математика».

Суть третьего этапа заключалась в проведении социологического опроса с учителями начальных классов, родителями и обучающимися начальной школы МАОУ «Лицей «Солярис» через сервис Google Формы. Всего прошли социологический опрос 100 респондентов, из них: 50% - учителя, 25% - родители обучающихся начальной школы в МАОУ «Лицей «Солярис», 25%  - ученики 3-4 классов.

Результаты социологического исследования

Вопрос 1. Знаете ли вы, что такое дистанционное обучение?

100% опрашиваемых ответили, что они знают, что такое дистанционное обучение

0% ответили, что не знают, что такое дистанционное обучение

Вопрос 2. Нравится ли Вам дистанционное обучение?

74% респондентов ответили, что им нравится обучение с использованием дистанционных образовательных технологий

20% ответили, что им не нравится дистанционное обучение, и они предпочитают формат очного обучения в учебных заведениях.

6% опрашиваемых затрудняются ответить на данных вопрос

Вопрос 3. Какие образовательные платформы вы (ваши дети) чаще всего используете(ют)/слышите(ут) в повседневной жизни (не менее 3)

74% от всего количества опрашиваемых ответили, что чаще всего они используют образовательную платформу «Дневник.ру»

70% сказали, что их дети и они сами слышали о платформе «Российская Электронная Школа»

 64% участников поделились, что они пользуются в работе по предмету «Математика» платформу «Учи.ру»

62% респондентов сказали, что во время образовательного процесса во время дистанционного обучения они ипользуют для работы на предмете «Математика» такую платформу, как  «ЯКласс».

50 % опрошенных, а это ровно половина от всех участников опроса рассказали, что также они на уроке математики работают с платформой «ЯУчебник».

И только 3% сказали, что они пользуются иными платформами для работы по предмету «Математика» в начальной школе

Вопрос 4. Как Вы считаете, применима ли платформа «Дневник.ру» в дистанционном обучении?

82% респондентов сказали, что платформа «Дневник.ру» применима в дистанционном обучении

10% опрашиваемых сказали, что платформа «Дневник.ру» применима в дистанционном обучении

8% участников исследования поделились, что лучше использовать другую образовательную платформу

Диаграмма 5. Анализ отзывов о платформе Дневник.ру

76% опрошенных высказались о платформе Дневник.ру положительно

23% опрошенных высказались о платформе Дневник.ру отрицательно

1% опрошенных отнеслись к работе платформы нейтрально

Вопрос 6. Как Вы считаете, применима ли платформа «Российская Электронная Школа» в дистанционном обучении?

89% участников исследования посчитали платформу «Российская Электронная Школа» применимой в дистанционном обучении

9% участников исследования посчитали платформу «Российская Электронная Школа» не применимой в дистанционном обучении

2% участников сказали, что лучше использовать другую образовательную платформу

Диаграмма 7. Анализ отзывов о платформе «Российская Электронная Школа»

84% опрошенных высказались о платформе Дневник.ру положительно

14% опрошенных высказались о платформе Дневник.ру отрицательно

2% опрошенных отнеслись к работе платформы нейтрально

Вопрос 8. Как Вы считаете, применима ли платформа «Учи.ру» в дистанционном обучении?

93% участников исследования посчитали платформу «Российская Электронная Школа» применимой в дистанционном обучении

7% участников исследования посчитали платформу «Российская Электронная Школа» не применимой в дистанционном обучении

0% участников сказали, что лучше использовать другую образовательную платформу

Диаграмма 9. Анализ отзывов о платформе Учи.ру

88% опрошенных высказались о платформе Учи.ру положительно

9% опрошенных высказались о платформе Учи.ру отрицательно

3% опрошенных отнеслись к работе платформы нейтрально

Вопрос 10. Как Вы считаете, применима ли платформа «ЯКласс» в дистанционном обучении?

93% участников исследования посчитали платформу «Российская Электронная Школа» применимой в дистанционном обучении

7% участников исследования посчитали платформу «Российская Электронная Школа» не применимой в дистанционном обучении

0% участников сказали, что лучше использовать другую образовательную платформу

Диаграмма 11. Анализ отзывов о платформе ЯКласс

88% опрошенных высказались о платформе ЯКласс положительно

9% опрошенных высказались о платформе ЯКласс отрицательно

3% опрошенных отнеслись к работе платформы нейтрально

Вопрос 12. Как Вы считаете, применима ли платформа «ЯУчебник» в дистанционном обучении?

88% участников исследования посчитали платформу «Российская Электронная Школа» применимой в дистанционном обучении

9% участников исследования посчитали платформу «Российская Электронная Школа» не применимой в дистанционном обучении

3% участников сказали, что лучше использовать другую образовательную платформу

Диаграмма 13. Анализ отзывов о платформе ЯУчебник

90% опрошенных высказались о платформе Дневник.ру положительно

10% опрошенных высказались о платформе Дневник.ру отрицательно

0% опрошенных отнеслись к работе платформы нейтрально

Вопрос 14. Как Вы считаете, применимы ли коммуникативные сервисы социальной сети  в дистанционном обучении?

99% опрошенных ответили, что коммуникативные сервисы должны быть применены в дистанционном обучении

1%  опрошенных ответили, что коммуникативные сервисы не должны быть применены в дистанционном обучении

Диаграмма 15. В какой социальной сети/мессенджерах необходимы применения коммуникативных сервисов в рамках ДО?

89% от всего количества участников исследования ответили, что лучше всего применимы коммуникативные сервисы в социальной сети «ВКонтакте»

3% участников поделились, что лучше всего применимы коммуникативные сервисы в социальной сети «Одноклассники»

7% респондентов сказали, что лучше всего применимы коммуникативные сервисы в мессенджерах Viber  и WhatsApp.

И только 1% опрошенных сказали, что лучше всего применимы иные коммуникативные сервисы.

Выводы социологического исследования

По результатам социологического опроса и исследовательской работы можно сделать вывод: учителя начальных классов, родители и ученики МАОУ «Лицей «Солярис» знают, что такое дистанционное обучение и имеют опыт работы в использовании дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математике в начальной школе.

Особой популярностью у участников эксперимента являются  следующие образовательные платформы:

  • Дневник.ру (74%)
  • Российская Электронная Школа (70%)
  • Учи.ру (64%)
  • ЯКласс (62%)
  • ЯУчебник  (50%)

При обучении с использованием дистанционных образовательных технологий и электронных сервисов респонденты стараются не забывать поддерживать коммуникацию  между собой, пусть и в формате онлайн.  Удобной социальной сетью для применения  коммуникативных сервисов опрашиваемые посчитали сеть «ВКонтакте» (89%).  

Я, как будущий педагог, приятно удивлен  показателям социального опроса и очень хочу, чтобы в будущем,  дистанционное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"

В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные тех...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

Я работаю по программе Образовательной системы «Школа 2100». «Школа 2100» сегодня - это личностно ориентированное, разви­вающее, вариативное, непрерывное образование. В рамках этой про­граммы выпущено...

Выступление на заседании МО "Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования"

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования....

Результаты учебных достижений обучающихся средствами дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

Профессиональная компетентность Оксаны Павловны позволяет обеспечить высокий уровень участия обучающихся в различных дистанционных конкурсах по преподаваемым предметам....

Доклад РМО_Повышение профессиональной компетентности учителей физической культуры путем самообразования через использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Доклад РМО_Повышение профессиональной компетентности учителей физической культуры путем самообразования через использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения...

Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Статья по теме Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью....