Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"
статья по теме

В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные технологии, информационно - коммуникационные технологии.  Описаны формы воплощения данных технологий в процессе обучения, приложены фотографии с уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx165.17 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ «Использование образовательных технологий в процессе обучения».

  1. Игровые педагогические технологии.

% использования от 40 – 50 в 1 классе до 20 в 4 классе

ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ:

Обучающие игры (используются как вспомогательный элемент, дополнение к теоретическому материалу, не выступая в качестве основного метода обучения):

дидактические(формирование знаний и развитие мышления учащихся);

игровые упражнения (формирование определённых навыков и умений);

ролевые (развитие коммуникативных навыков).

Этапы проведения:

1.Создание игровой атмосферы (содержание, задачи игры, психологическая подготовка участников).

2. Организация игрового процесса (инструктаж, распределение ролей).

3. Проведение игры (решение поставленной задачи).

4. Подведение итогов.

2. Личностно – ориентированные технологии и элементы развивающего обучения.

% использования  -  100.

ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ:

Ориентируясь на личность ребёнка, на развитие каждого из учеников, применяю деятельностный метод обучения, который предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

Первичное закрепление с  комментированиеммм

 «Открытие» детьми нового знания

Постановка учебной задачи

                

Обучающая самостоятельная работа с проверкой в классе

Решение тренировочных упражнений и заданий на повторение

Контроль

Основные формы  и приёмы работы:

1. Постановка на каждом уроке проблемных вопросов и задач, побуждение детей к активной поисковой деятельности.

2. Включение заданий развивающего характера, нестандартных заданий, которые будят любопытство, развивают логику, в частности задания с кодированными ответами (сразу проверив себя, дети видят результаты своего труда), которые обеспечивают обратную связь.

3. Одной из удачных форм проведения уроков закрепления и проверки  знаний является групповая  работа – один из приёмов вовлечения детей в коммуникативную деятельность. Уже в первом классе можно начинать простейшую работу детей в группах. Привожу фрагмент урока окружающего мира в 1 классе по теме «В гости к зиме» (упражнение «Раскрась пару варежек» - работа учащихся в парах):

                      

1.Раздаю детям шаблоны, даю задание                2.Совместная деятельность детей в па-

договориться о порядке выполнения                    рах, вовлечение в коммуникативную

работы, объясняю, что пара варежек                    деятельность

должна быть одинаково раскрашена

           
3. Оценивание результатов                                     4. Защита своих проектов

                                                         

4.Дифференцированное обучение, использование разноуровневых заданий позволяет каждому ребёнку продвигаться вперёд своим темпом(дети с невысоким уровнем подготовки имеют возможность не спеша отрабатывать навыки, более подготовленные получают постоянную «пищу для ума»,выполняя задания повышенной трудности.

5. Приём «опережающей многолинейности» - знакомство с понятиями, которые не входят на данном возрастном этапе в обязательные результаты обучения, а служат для развития детей, расширения кругозора.

3. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии

% использования  -  100.

ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ:

Комплекс (система средств ЗСТ):

1. Средства двигательной направленности:

          Начало рабочего дня – общеукрепляющая зарядка; обязательное     упражнение «Поделись улыбкой» - психологический позитивный настрой.

         В течение  уроков – комплекс динамических пауз (Приложение, диск):общеукрепляющие физминутки для формирования правильной осанки, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, комплекс дыхательных упражнений, предохраняющих от лёгочных и сердечных заболеваний и повышающих работоспособность.

          Подвижные игры во время перемен.    

2.Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительной работы: 

         Создание в классе комфортного микроклимата для каждого ребёнка, диагностика и использование данных с целью помощи учащимся.Например, диагностика по типу восприятия информации детьми и медицинские данные помогают правильно рассадить учащихся за парты; исследования сферы мотивации выявляет учащихся, которым в классе не очень комфортно и кто требует индивидуальной работы, данные социометрии помогают правильно выбрать актив класса и др.

3. Формирование здорового образа жизни:

Беседы по основам знаний о здоровье и гигиене труда, в т.ч. совместно со школьной медсестрой.

                       

Ранняя профилактика вредных привычек.

       Ведение паспортов и дневников здоровья(Приложение)

       Проведение спортивных праздников, дней Здоровья

               

4.  Информационно – коммуникационные    технологии.

         Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – 100% (кабинет оборудован интерактивной доской и мультимедийным комплексом).Применение указанных технологий в процессе обучения позволяет активизировать познавательную активность учащихся, их мыслительную деятельность, повышает мотивацию обучения, позволяет существенным образом разнообразить формы и методы объяснения нового материала, закрепления и проверки усвоенного материала, делает более ярким и насыщенным проведение внеклассных мероприятий и классных часов. Аудио – визуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивает возможность восприятие информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне. Учащимся же предоставляются широкие возможности для реализации творческих способностей и эффективного усвоения изучаемого материала.

    Название

    технологии

Содержание

1.Компьютерные

технологии

  1. Ведение уроков информатики в 3 – 4 классах: обучение основам работы с компьютером.
  2. Курсы «Основы компьютерной грамотности» в рамках дополнительного образования.

2.Познавательно- поисковые

технологии

3.Мультимедийные

технологии

  1. Обучение учащихся работе с электронными справочниками, энциклопедиями, словарями:

 - «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

 - «Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия»

 - Справочник «Шедевры мировой живописи»

 - Энциклопедия «История искусства»

 - Географический справочник «Страны мира»

 - «Интерактивный атлас земли»

 - Справочно – информационное электронное пособие «Природа России»

 - «Большой энциклопедический словарь Кирилла и Мефодия»

 - «Словарь русского языка С.И.Ожегова»

  1. Поиск нужной информации в Интернете и её использование в образовательных  целях.

  1. Использование образовательных электронных продуктов, разработанных для начальной школы:

 - «Весёлая азбука» - обучение грамоте, быстрое запоминание букв, составление слогов, слов и предложений, задания по развитию речи.

 - «Природа, человек, общество» - использование тематических анимаций, фото и видеожурналов, обучающих упражнений  и тестовых заданий по курсу природоведения.

 - «Математика и конструирование» - помогает отработать вычислительные навыки, развивает пространственное воображение при изучении геометрического материала, конструирование задач по предложенным рисункам и др.

 - «Мир информатики» - знакомство с основными понятиями, устройством компьютера, тренинги с мышью и клавиатурой, составление простейших программ.

  - Обучающие игры серии «Гарфилд» по разным предметам – использование для проведения внеклассных мероприятий и для повышения познавательной активности учащихся на уроках.

  1. Виртуальные экскурсии:

 - «Природа России» - экскурсии по различным природным сообществам, в разные времена года.

 - «Московские прогулки» - экскурсия по улицам Москвы, знакомство с архитектурой, историей, бытом москвичей.

 - Трилогия «Город Святого Егория» - знакомство с историей, памятниками родного города.

  1. Виртуальные творческие мастерские:

- «Мастерская Пластилинкина» - видеоуроки по лепке, моделирование, разложение моделей на составляющие детали.

 - «Школа маленьких художников» – обучение основам рисования, изучение терминов, обучающие видеоролики.

 - «Детское творчество. Мастерская художника Бу». – знакомство с цветами, секреты цветосмешения, использование различных материалов и разнообразных техник рисования.

  1. Использование образовательных электронных продуктов во внеклассной работе, для проведения  тематических классных часов:

 - «От Кремля до Рейхстага» - видео, фотосюжеты  о Великой Отечественной войне, знаменательные даты, репортажи, статьи.

 - «Весёлое Новогоднее приключение. Где и как встречают Новый год»

 - Обучающие игры серии «Пятачок» и «Алик» по разным предметам – использование для проведения внеклассных мероприятий, предметных недель в начальной школе.

  1. Создание и использование авторских презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям:

 - Слайд – шоу к урокам по темам: «Размножение животных», «Как размножаются растения», «В гости к зиме, осени, весне», «Правильные и неправильные дроби», «Перенос слов с двойными согласными» и др.

  - Презентации к внеклассным мероприятиям по темам «Хотим прославить мы тебя навеки, родная подмосковная земля». «Кем быть», «До свиданья, первый класс!», «Прощай, начальная школа», «Сказка – для светлого ума закваска» и др.

4.Аудиовизуальные

технологии

  1. Использование фонотеки на уроках литературного и внеклассного чтения, при проведении тематических классных часов:

 - Сборник аудиокассет «Мировая коллекция волшебных сказок».

 - Аудиодиски – сборники детских песен.

 - Сборник аудиодисков «Русские народные сказки», «Рассказы о животных», другая детская литература.

 - «Мифы Древней Греции».

  1. Использование видеотеки на уроках и при проведении тематических классных часов:

  - Сборник видеокассет «Живая и неживая природа», «Растения», «География для малышей» и др. по природоведению, «Таинство русской иконы» по истории.

 - Видеокассеты по основам безопасности жизнедеятельности «Улица полна неожиданностей», «Дорожная азбука» и др.

 - Сборник видеофильмов серии ВВС о природе «Загадочные кошки», «Ребятам о зверятах», «Муравьи атакуют» и др.

  - Видеотрилогия «Город Святого Егория».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе

Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Новая грамотность предпо...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Теоретические основы применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Приоритетное направление современной социальной политики государства на повышение качества образования без нанесения ущерба здоровью школьников. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (п. 51) ...

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...

"Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе"

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезн...