Введение в Археологию. Часть 1. Археология - "наука лопаты".
презентация к уроку по истории (2 класс) на тему

Бузилова Ольга Николаевна

Курс археологии для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_arheologiyu_1_urok_pptx.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение в археологию Археология – «наука лопаты» Элективный курс для начальной школы Часть 1 Автор презентации: Бузилова Ольга Николаевна Воспитатель ГПД ГБОУ Гимназия №157 СПб 2017 г.

Слайд 2

Археология – это наука. Её ещё называют «наукой лопаты». Как вы думаете, почему её так назвали? Посмотрите на фотографию. На ней археологи ведут раскопки. Сколько лопат вы видите?

Слайд 3

Кто такие археологи? Шведский писатель, Август Стриндберг сказал, «Археологи – это люди, которые сортируют пуговицы: пуговицы с одной дыркой, пуговицы с двумя дырками и пуговицы с тремя дырками. И, кроме того, пуговицы без одной дырки, пуговицы без двух дырок и пуговицы без трёх дырок». Как вы думаете почему он так сказал?

Слайд 4

Археолог – это ученый, который изучает человеческую историю по вещественным источникам. К таковым относятся орудия труда, посуда, украшения, предметы искусства, остатки строений и другие предметы, некогда созданные человеком. Археолог – это искатель, он является первооткрывателем затерянных миров, он проникает в тайны прошлого.

Слайд 5

Путь археолога - интереснейший путь к нам самим. Много времени прошло с эпохи динозавров до наших дней. Но мы до сих пор не владеем полной информацией о событиях древности. Археологи изучают своими методами археологические источники, анализируют их и пополняют фактами и предположениями общеисторический научный багаж. Как вы думаете, почему мы не владеем полной информацией о событиях древности?

Слайд 6

Является ли археолог кладоискателем? Клад — зарытые в земле или спрятанные иным способом деньги или ценные предметы, владелец которых неизвестен и не может быть найден, или же потерял на них право. Так является ли археолог кладоискателем? Конечно же нет. То, что для простого человека является кладом, то есть зарытым сокровищем, на археолога может вообще не произвести впечатления. «Но как же», - скажете вы, - «ведь там может быть золото и драгоценности». Открою вам секрет, археологу гораздо важнее найти другие предметы и источники, которые смогут пролить свет на его изыскания. Расскажу вам одну историю которая приклю - чилась с археологом Леонардом Вулли . Вулли проводил раскопки на площади храма бога Луны и установил, что мостовая внутреннего двора сделана позднее, чем сам храм. Значит под этой мостовой, должна находится более древняя мостовая. Чтобы подтвердить этот факт, он приказал вынуть из мостовой 12 кирпичей и копать под ними вглубь. Работы проводили нанятые для этого арабы. Они не поверили, что Вулли ищет более древнюю мостовую, они подумали, что он ищет золото спрятанное под мостовой. И случилось удивительное, под мостовой действительно был зарыт клад, и в нём было золото. И арабы обрадовались, что работают на такого умного учёного, что он смог найти тайник с золотом. А на самом деле, В улли не было ни какого дела до этого золота, он сказал своим друзьям учёным, - «Слава богу, что кроме золота мы нашли вторую мостовую, настоящую и более древнюю». Эта история характеризует археологов, не как охотников за сокровищами, а как истинных учёных, для которых дело важнее награды.

Слайд 7

Письменные источники. По значимости, для археологов, на первом месте стоят письменные источники. Обнаружить такую находку для учёных всегда большая радость. И не важно, что надписи могут быть на незнакомом языке. Ведь письменный источник - это всегда новая и интересная информация о прошлом которую не нужно собирать по осколкам. Найденный текст нужно только расшифровать. Вот тут и встаёт главный вопрос. Кто сможет прочитать надпись или текст? Очень многие языки на которых говорили и писали в прошлом, сейчас являются «мёртвыми» языками. Тоесть , эти языки никто уже не знает. И учёным предстоит пройти долгий путь, чтобы расшифровать и понять данный язык.

Слайд 8

Тайна клинописных табличек. Гуго Винклер – филолог, автор целого ряда научных работ по ассиро-вавилонским клинописным табличкам. Однажды в его руки попали две клинописные таблички написанные вавилонской клинописью, но на совершенно непонятном ему языке Арцавы . Как такое может быть спрсите вы? Почему человек знает алфавит, но не может прочитать написанное? Да действительно мало знать буквы, нужно знать ещё язык, которым текст написан. Приведу вам простой пример. Допустим, что к вам в руки попал текст написанный буквами русского алфавита. Пгрсывожаоэйцу ывапкгпрупр по вар ывоарцукпр . Сможете вы понять что написано в тексте? Нет. Хотя все буквы русского алфавита вы знаете. Вот и В инклер оказался в такой ситуации.

Слайд 9

Винклер изучал эти таблички уже 15 лет. Он ложился спать и вставал с клинописными текстами в руках. Но, двух табличек было мало, чтобы дешифровать текст. И он ждал. И дождался. Его знакомый прислал ему табличку, и она была написаны на языке Арцавы . Винклер бросился на поиски. В Богазкёе , где нашли табличку, ему показали осколки других табличек. И они все были на языке Арцавы ! От Берлинского археологического общества он добился проведения раскопок в Богазкёе в 1906 году. Эта экспедиция нашла 10 тысяч клинописных табличек и часть из них была на языке А рцавы . Винклер не мог их прочитать, но очень надеялся. Но увы, его мечтам не суждено было сбыться, после продолжительной болезни он скончался.

Слайд 10

После смерти Винклера , дешифровкой табличек стал заниматься венский профессор Бедржих Грозный. Раскопки в Богазекёе установили, что на этом месте раньше существовало Хеттское царство, и язык Арцавы стали называть Хеттским. Берджих Грозный положил начало дешифровке хеттского языка, после него, с этим языком работало много учёных из многих стран мира, в том числе и из России. На сегодняшний день учёные спокойно читают на хеттском и раскрывают тайны прошлого. Но ещё одно удивительное открытие принес хеттский язык. Он оказался индоевропейским языком. Слова его близки не только латинскому и греческому, но и английскому, немецкому и русскому. Учёные сделали вывод, что он самый древний из индоевропейской группы языков. Но хетты снова подкинули загадку археологам и лингвистам. В Богазкёе было найдено иероглифическое письмо. Долго лингвисты искали ответ на этот вопрос, и, оказалось, что хетты использовали для написания и иероглифы тоже. Но иероглифами писать сложнее и клинопись постепенно их вытеснила из обихода.

Слайд 11

Посмотрите на фотографии. Вам кажется, что это два совершенно разных языка. Но, на самом деле, он один и тот же – это хеттский язык. Только написан он разными знаками. Одно письмо иероглифическое, а другое клинописное. Покажу вам на примере русского языка. Возьмём слово «ЧЕЛОВЕК» – здесь оно написано кириллицей. « CHELOVEK » – а, в этом случае, оно написано латиницей. Но, так как мы знаем русский язык и латинский алфавит, то прочитать это слово можем и на латинице. А вот англичанин, не знающий русского языка, не сможет понять, что оно обозначает. То же самое и с иероглифическим письмом и клинописью. Написано одно и то же, но разными способами. Но для того, чтобы понять смысл прочитанного, нужно освоить язык. А сделать это очень трудно, особенно если язык - «мёртвый». Поэтому дешифрование многих текстов происходит годами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории. Археология. 3 класс

Что такое археология? ...

Утренник "Я пошёл в археологи. чтобы стать поэтом."

Цель утренника: 1. Познакомить детей с творчеством В.Берестова                                 2. развивать творчес...

Профессия - археолог

Рассказ о профессии археолога. Для 2 класса УМК "Гармония"...

"Археология - наука лопаты" (презентация)

Презентация по истории для 3 класса....

Презентация "Памятники археологии Байкальского региона"

Презентация рассказывает о археологических памятниках Байкальского региона....

Введение в Археологию. Часть 2. Троя Генриха Шлимана.

Продолжение курса археологии для начальной школы....

Технологическая карта урока по окружающему миру "Путешествуем с археологами. Профессия археолог" (4 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: "открытия" нового знанияЦель урока: формирование умения обучающихся об археологии как наука и профессииЗадачи урока Дидактические1. Познакомить обучающихся с понятием врхеоло...