Экскурсионная программа "Морская слобода"
рабочая программа по истории (1 класс)

В данной работе представлен цикл пеших прогулок по микрорайону Морская слобода. Первоклассники знакомятся с ближайшим окружением и историей города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация общеобразовательная                                                      Международная школа Герценовского университета

АНО ОМШГУ

Рассмотрено

 

Утверждаю

на заседании методическогообъединения учителей эстетического воспитания и физического развития

Протокол  №1

от «_29___»  августа  2019 года

Председатель методического объединения: Терешкина Ю.В.

 

Директор НО НЧОУ СПОО «Международная школа Герценовского университета»

Центрального района СПб:

Лаптева Л.Б.

Приказ №7

от «29»  августа 2019 года

Экскурсионная  программа

по истории Санкт-Петербурга

« Морская слобода»

Для ____1____класса

Автор-составитель    Кабисова Вера Ивановна

Срок реализации программы 2019-2020  учебный год

Количество часов ___15__(в год)

Планирование составлено на основе

Общеобразовательной программы по школьному курсу «История и культура Санкт-Петербурга» Е.В.Дмитриевой и авторской программы Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. «Чудесный город» Петербургская тетрадь.-М.: Норинт,1996 допущенной Министерством образования и науки РФ.

Подпись                                                                             Кабисова В.И.

                     

Санкт-Петербург

                                                             2019 год


Пояснительная записка

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Морская слобода» для учащихся 1  классов на 2019 -2020 учебный год составлена на основе общеобразовательной программы по школьному курсу «История и культура Санкт-Петербурга» Е. В. Дмитриевой и авторской программы Ермолаева Л.К. Лебедева И.М. «Чудесный город» Петербургская тетерадь.-М.:Норинт,1996 допущенной Министерством образования и науки РФ:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 г. No273ФЗ ;

-Закона Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 г. No 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;

Приказа Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. No 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования»;

Приказа Министерства образования РФ No 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Концепция программы

Рабочая программа имеет художественно – эстетическую направленность с элементами краеведческой и культурологической, по уровню освоения общекультурная.

Направленность программы определяет её многогранность, так как требует формирования интегрированных краеведческих знаний, где соединились сведения по истории, географии, литературе, искусству, этике, этнографии города . При этом учитываются возрастные познавательные возможности обучающихся. Богатый материал по истории нашего города и его культуре даёт возможность развивать в ребёнке интеллект, воспитывать духовность, формировать восприятие проблем экологии и культуры на примере Петербурга как города, являющегося достоянием мировой культуры.

Формирование первоначальных представлений о Великом городе, его красивейших ансамблях, музеях, о правилах поведения петербуржцев, о некоторых традициях Петербурга, о важных исторических страницах города – является актуальной задачей данной программы.

Цель и задачи программы

Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально-чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

.Знакомить с историей района

• Дать детям первоначальные сведения о городе как удивительном явлении человеческой культуры, живом, постоянно меняющемся мире, частью которого являются и они сами.

• Формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно.

• Выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.

• Показать многогранность петербургского наследия.

Развивающие:

Создать условия для формирования умений, необходимых для самостоятельного изучения края.

• Развивать коммуникативные способности.

• Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.

Воспитательные:

• Воспитывать у учащихся бережное отношение к культурному и историческому наследию Санкт-Петербурга.

• Воспитывать культуру общения.

• Воспитывать любовь к своей Родине.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания школьниками суждений духовно – нравственного содержания;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться ценить культурные ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования духовно-нравственным и культурным принципам и нормам деятельности.

Обоснованность

Важным компонентом просвещения и образования является изучение своего родного края, так как в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Экскурсии способствуют формированию нравственно-ценностного отношения к своей родной земле.

 Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: поведением и отношением петербуржцев к своему родному городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемом настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка.

При проведении экскурсий по данной программе педагог организует деятельность детей так, чтобы воздействовать на все психологические процессы, тем самым, формируя познавательный интерес ребёнка.

В свете новых стандартов образования, именно активность учащихся признаётся основой достижения. Знания не передаются в готовом виде, а строятся самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Исходя из этого, в системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Отличительной особенностью программы является определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

Условия реализации программы

Срок реализации программы 1 года.

Программа рассчитана на детей 7 лет.

Формы и режим занятий

  • Экскурсии  для детей 1 года обучения проводятся 2 раза в месяц по 1 часу

Основной формой организации учебно – воспитательного процесса по программе «Морская слобода является экскурсия.

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

• наглядные (плакаты, карты, иллюстрации)

• печатные (книги, справочники)

• демонстрационные ( макеты, модели в разрезе)

• аудиовизуальные ( слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях)

• электронные образовательные ресурсы

• информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Морская слобода» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребёнка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

• активизация познавательной деятельности;

• представить материал экскурсии  более доступным для восприятия ребенка;

• поддержка устойчивого интереса к экскурсиям;

• формирование информационной грамотности у обучающихся;

• создание ситуации успеха

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, младшие школьники получат возможность формирования

Личностных результатов:

• Основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

• Эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

Обучающиеся научатся и приобретут:

• Основы становления личности в форме осознания «Я», как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

• Эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

синтезировать необходимую информацию;

Предметные результаты

В ходе реализации программы у учащихся сформируется:

• Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;

• Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам, желания  «делать открытия» в привычной городской среде;

• Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга;

• Уважение к согражданам ( блокадникам), знаменитым петербуржцам;

Учащиеся научатся:

• Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Санкт-Петербурга;

• Извлекать информацию из городской среды, памятников наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;

• Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;

• Объяснять понятия: «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия;

Тема экскурсии

Элементы содержания

1.

Адмиралтейские верфи – колыбель русского флота

Петр 1, морская держава, верфь, верфи галерная и партикулярная, корабли – фрегаты, галеры. Нева – водная магистраль города Части Невы: исток, устье, русло, рукав, памятник  Петр-плотник.

2.

Адмиралтейство- символ города

Азбука архитектуры- части здания : фундамент, фронтон, фасад, окна, шпиль. Архитектор Андреян Захаров. Флюгер. Архитектурный стиль здания.

3.

Улица Большая Морская.

История улицы. «Образцовые» проекты домов. Дома-памятники, хранящие память о людях, событиях, эпохе. П.И.Багратион. Первые в городе газовые фонари, затем электрические

4.

Улица Малая Морская

 Рассмотреть дома, посчитать этажи, чем украшен, какого цвета. Петр Ильич Чайковский

5.

Станция метро Адмиралтейская + Петровская акватория

Самая глубокая станция метро. За пассажирами наблюдают знаменитые русские адмиралы. Над эскалаторами мозаика «Адмиралтейство»

6.

Александровский сад

Объединяет 3 площади : Дворцовую, Исаакиевскую и Декабристов .Любимое место прогулки горожан. Городские праздники. Знакомим с бюстами знаменитых людей: Жуковский, Гоголь, Лермонтов, Горчаков. Памятник Пржевальскому.

7.

Медный всадник.

Скульптор Этьен Фальконе. Гром-камень. Екатерина 2.

8.

Сенат и Синод.

Карл Иванович Росси.Сенат- высший законодательный орган России, Синод – высшее церковное учреждение. Украшены 8-колонными лоджиями, соединены  триумфальной аркой. Лепной фриз. 2 скульптуры – «Правосудие» и «Благочестие»

9.

Манеж

Архитектор Д.Кваренги.Строился для верховых занятий Конногвардейского полка. Затем – гараж, затем выставочный павильон. Братья-Диоскуры. Считаем коней на барельефе.

10.

Исаакиевский собор

Купол, Архитектор Огюст Монферран, смотровая площадка, гранит, мрамор, малахит.мозаики. 12 статуй святых апостолов. Строили 40 лет.

11.

Синий мост. Мариинский дворец.

Самый широкий мост в Петербурге.Шкала «Нептуна» с отметкой наводнений.Мариинский дворец для любимой дочери Николая 1, Марии. Самый политический дворец города: здесь заседали разные правительства.Сейчас – Законодательное собрание Петербурга. Львиные фонари.

12.

Арка Главного штаба.

Арка соединяет две части здания: Главный штаб и министерства иностранных дел и финансов. Строгий классический стиль .Колесница крылатой богини Победы, шестерка коней. Крылатые гении Славы.

13.

Главная площадь города – Дворцовая.

Александровская колонна, победа над Наполеоном, в честь императора Александра 1.Архитектор Огюст Монферран. Гранит,  из Выборга, на двух пароходах. Фигура ангела

14.

Зимний дворец.

Местонахождение, внешний вид, история создания, основатель музея. Архитектурный стиль

15.

Атланты. Зимняя канавка.

Новый Эрмитаж. Эрмитаж – место уединения. Считаем атлантов.  150 каменотесов 2 года создавали. Мифология.

Основная и дополнительная литература:

1.Арро В.К. Сокровище моего города. Л.,-1974г.

2. Глинка Н.И. Строгий, стройный вид. М.,- 1992г.

3. Гоппе Г.Б. Твоё открытие Санкт-Петербурга. СПб.,-1995г.

4. Гранин Д.А. Ленинградский каталог. Л. 1986

5. Добринская Л.Б. Там у Невы наш первый сад. СПб. 1993г.

6. Дмитриева Е.В. учебник «История и культура Санкт-Петербурга».- М.:Корона принт,2012.

7. Дмитриева Е.В. Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы. Выпуск 1, 2, 3 ,4. Санкт-Петербург, изд. «Корона принт».2012.

8.Ермолаева Л.К. Лебедева И.М. «Чудесный город». Петебургская тетерадь. -М.:Норинт,1996

6. Нестеров В.В. Знаешь ли ты свой город? СПб. «Норинт», 1997г.

7. Суслов В.Н. Рассказы о Ленинграде. Л. 1984г.

8.Шиф Л.И. Путешествие по Санкт-Петербургу с Аликом и Гусариком. Ч.1-2. СПб. 1994-1995г.

Электронные ресурсы

  1. http://opeterburge.ru/history
  2. http://iknigi.net/avtor-nataliya-perevezenceva/86816-progulki-po-peterburgu-s-viktorom-buzinovym-36-uvlekatelnyh-puteshestviy-po-severnoy-stolice-nataliya-perevezenceva/read/; line-height: 150%">http://www.rulit.me/author/ignatova-elena-alekseevna/zapiski-o-peterburge-zhizneopisanie-goroda-so-vremeni-ego-osnovaniya-do-40-h-godov-xx-veka-download-free-376852.html
  3. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=30566
  4. http://cherenova.ru/html/mhk/mhk_19.htm
  5. http://ppt4web.ru/mkhk/arkhitektura-sankt-peterburga-treti-i-veka.html
  6. http://bookz.ru/authors/aleksandr-hannikov/sankt-pe_670/1-sankt-pe_670.html
  7. http://www.litmir.co/br/?b=207858
  8. http://bookz.ru/authors/dmitrii-6erih/istoria-_763/1-istoria-_763.html

10.http://www.ilovepetersburg.ru/history



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсионная деятельность младших школьников как результат проектно-исследовательской работы

Продуктивное использование экскурсионной работы классного руководителя в рамках проектной деятельности в начальной школе...

Программа экскурсионной деятельности в начальной школе.

Обобщение опыта работы по теме "Экскурсионная деятельность как средство активного взаимодействия семьи и школы". Программа экскурсионной деятельности в начальной школе....

Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения через экскурсионную деятельность.

    В современный период времени уделяется большое внимание патриотическому воспитанию школьников. Для этого нужно не только дать определенный уровень знаний подрастающему покол...

Экскурсионная деятельность в начальной школе.

   Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения поступающего материала. Пластичность природного механизма усвоения, имитационные способности, пр...

Экскурсия в музей. Александровская Слобода.

Экскурсия в музей. Александровская Слобода....