Экскурсионная деятельность младших школьников как результат проектно-исследовательской работы
статья (2 класс) по теме

Продуктивное использование экскурсионной работы классного руководителя в рамках проектной деятельности в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rabota_s_odarennymi_detmi.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Дунаева Светлана Алексеевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №185 СОУО ДО г. Москвы

Экскурсионная деятельность младших школьников как результат проектно-исследовательской работы

В современном российском обществе постоянно возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.     В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. 

Творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Способные дети нуждаются в нагрузке, которая соответствовала бы их умственным силам, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может. 
Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в средней общеобразовательной школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.

Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок демонстрирует  необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. Замечательным примером для вышесказанного может послужить проектно-исследовательская деятельность, участвовать в которой  сможет далеко не каждый ребенок среднего уровня обученности. Отличаясь широтой восприятия, одаренный ребенок  остро чувствует все происходящее в окружающем его мире и чрезвычайно любопытен в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Он способен следить за несколькими процессами одновременно и склонен активно исследовать все окружающее. Он обладает способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; ему нравится участвовать в различных конкурсах, мероприятиях, исследованиях.

Основной формой организации учебно-познавательной деятельности в системе работы с одаренными детьми выступает исследовательская деятельность.

Когда мы говорим об исследовательских работах, мы подразумеваем под этим названием поиск интересной информации, участие в дискуссиях и опытах. Но не только этим может ограничиваться работа над исследовательским проектом. Помимо поиска нужной, интересующей нас информации мы очень часто используем экскурсионную деятельность как способ поиска новой информации. Именно этот вид деятельности помогает нам более подробно, а главное наглядно и демонстративно изучить предполагаемый объект исследования. Принимая участие в экскурсионной деятельности, ребенок может сам участвовать в интересном мероприятии, которое в дальнейшем может представить на защите своего проекта.

В своей работе я  систематически использую экскурсионную деятельность, так как это помогает в реализации деятельностного подхода в образовательном процессе и подготовке  проектно-исследовательских  работ. Тематика экскурсионной деятельности  определяется программой исследовательского поиска.  Экскурсионная деятельность дает возможность развитию исследовательского поиска и самостоятельной работы обучающихся.

В заключении хотелось бы сказать, что работа с одаренными детьми  предъявляет к учителю высокие требования. Поэтому необходимо помнить, что совершенствование и систематический рост творческого потенциала педагога – залог гармоничного развития личности подрастающего поколения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)

В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...

Памятки и рекомендации для родителей и для младших школьников по самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

Памятки и рекомендации для родителей и для младших школьников по самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика и д...

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПЕРВЫЕ ШАГИ (из опыта работы)

Окружающий мир с каждым днём становится всё более динамичным, требующим от человека поисковой активности. Это заставляет психологов пересматривать роль исследовательского поведения в жизни современног...

Взаимосвязь интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности

В статье изложены особенности взаимосвязи интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности...

Диагностика сформированности УУД младших школьников в процессе проектно- исследовательской деятельности

Важными и возможно самым сложным в проектно- исследовательской деятельности является диагностика сформированности  УУД младших школьников. Учитель, вовлекая ребенка в исследовательскую деятельнос...

Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно исследовательской деятельности

Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно исследовательской деятельности...