Диагностика сформированности УУД младших школьников в процессе проектно- исследовательской деятельности
статья на тему
Важными и возможно самым сложным в проектно- исследовательской деятельности является диагностика сформированности УУД младших школьников. Учитель, вовлекая ребенка в исследовательскую деятельность, должен быть нацелен на результат прописанный в ФГОС . А чтобы увидеть результаты, педагогу необходимо не только знать методы диагностики, но и уметь ими пользоваться, знать их плюсы и минусы, использовать различные методы в совокупности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_orenburg_2_variant.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я представляю опыт работы по теме «Диагностика сформированности УУД младших школьников в процессе проектно- исследовательской деятельности»
В условиях внедрения и реализации новых образовательных стандартов в системе образования произошли глобальные изменения: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения, а наиболее востребованной в современной начальной школе становится проектно – исследовательская деятельность.
Под проектно-исследовательской деятельностью подразумевается специально организованная совместная учебно-познавательная деятельность педагога и учащихся по проектированию индивидуального или коллективного исследования, которая предполагает:
- Постановку личностно значимых образовательных задач;
- Планирование хода и способов исследования в рамках каждого этапа;
- Определение ожидаемых результатов и продуктов;
- Развёртывание деятельности по решению образовательных задач (инициатив);
- Создание конкретного продукта;
- Рефлексию относительно результатов деятельности.
Каждый этап в организации проектно – исследовательской деятельности предполагает формирование определённых универсальных действий, которые помогают ребёнку организовывать процесс познания самостоятельно.
Важными и возможно самым сложным в проектно- исследовательской деятельности является диагностика сформированности УУД младших школьников. Учитель, вовлекая ребенка в исследовательскую деятельность, должен быть нацелен на результат прописанный в ФГОС . А чтобы увидеть результаты, педагогу необходимо не только знать методы диагностики, но и уметь ими пользоваться, знать их плюсы и минусы, использовать различные методы в совокупности.
- Самоопределение, мотивация к учебной деятельности.
- Мы начинаем работу нашего кружка «Юный краевед- исследователь».
- Предлагаю порассуждать на тему «Исследование».
- Какие мысли возникают?
(Исследование- это поиск истины, познание неизвестного.)
- Какими качествами обладает настоящий исследователь? (наблюдательность, умение рассуждать, задавать вопросы, выделять главное…)
- Какими из этих качеств обладаете вы?
- Какие качества в себе хотите сформировать.
- Что для этого нужно?
- Актуализация опорных знаний.
Упражнения для исследователя.
1.Задания для развития умения видеть проблемы.
Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
«На календаре 31 августа….»
- Продолжите рассказ, представив себя в роли
А) учителя
Б) первоклассника
Г) родителя
- Почему получились разные рассказы?
2. Развитие умений выдвигать гипотезы.
Задание «Давайте вместе подумаем».
- Что такое гипотеза?
-Выдвинете предположение: «Почему учебный год начинается 1 сентября?»
Опорные слова для гипотезы:
Может быть…. Предположим….
Допустим…. Возможно…. Что если …..
III. Постановка цели занятия.
На данном этапе урока задаю следующие вопросы:
- Чему посвящены занятия ?
- Прочитайте тему нашего занятия.
- Что предстоит исследовать?
- Определим проблему
- Объект исследования:
- Предмет исследования:
- Гипотеза:
Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи, поэтому достаточно сложно определить сформированность у младшего школьника познавательных и регулятивных УУД, так как трудно определить степень его самостоятельности в исследовании.
Исследователь А.И. Савенков, касаясь диагностики исследовательских умений, которая, по его мнению, «может успешно осуществляться в ходе наблюдений», считает, что наблюдая за поведением детей в ситуациях, требующих исследовательского поведения, необходимо ориентироваться на следующие критерии:
- умение видеть проблемы;
- умение ставить вопросы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение давать определение понятиям;
- умение классифицировать;
- умения наблюдать;
- умения и навыки проведения экспериментов;
- умение делать выводы и умозаключения;
- умение структурировать материал;
- умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Также можно использовать опросники, позволяющие выявить уровень сформированности исследовательских умений:
- степень самостоятельности;
-заинтересованность в исследовательской деятельности;
- проявление креативности.
Но здесь результат может явиться ошибочным, так как в тестах ребенок захочет «приукрасить» действительность. Лучше всего использовать все методы комбинированно.
Интерпритация результатов наблюдений по сформированности исследовательских умений и навыков основывается на исследованиях А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова. Ими выделено 3 уровня сформированности исследовательских умений и соответственно сформированности познавательных и регулятивных УУД у младших школьников:
1 уровень: ученик не может самостоятельно увидеть проблему, найти пути решения, но по указаниям учителя могут прийти к решению проблемы.
2 уровень: ученик уже самостоятельно может найти методы решения поставленной проблемы и прийти к самому решению, но без помощи учителя не может увидеть проблему
3 (высший) уровень: ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Именно последний уровень определяет умение учиться, в основе которого лежат практически все виды универсальных учебных действий. И задача учителя довести ребенка именно до этого уровня.
Но можно ошибочно приписать высокий уровень исследовательских умений ребенку с невысоким уровнем, так как ему могут помогать родители, учитель. Поэтому следует очень тщательно проводить наблюдение за ребенком. Ведь из-за предписания не соответствующего уровня ребенку, он может оказаться в ситуации не успешности, когда учитель даст ему задание, не соответствующее его уровню развития исследовательских умений.
Уровень развития исследовательских умений у младших школьников так же определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. У ученика, у которого исследовательские умения сформированы достаточно хорошо, не возникает следующих трудностей:
- неумение выбирать объект исследования, адекватное решение;
- недостаточное умение работать с гипотезами;
- несформированность общеучебных умений и навыков (чтение, письмо и др.);
- желание работать в группе и при этом неумение «слышать» другого, распределять деятельность между собой;
- недостаточность деятельностного подхода и принятие учебной задачи как внешней.
Понятия «начальный уровень развития» и «высокий уровень развития» достаточно условны, но нужны для обозначения моментов внимания к этапу обучения. Для обеспечения и диагностики отдельных инструментальных исследовательских умений можно обозначить диапазон их развития, который представлен в буклете.
(Буклет) Диапазон развития исследовательских умений.
Исследовательские умения | Начальный уровень развития | Высокий уровень развития |
Умение видеть проблему | Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зрения | Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему |
Умение классифицировать | Умение распределять предметы на группы по определенным признакам | Умение составлять классификационные и структурные таблицы, схемы |
Умение задавать вопросы | Умение задавать описательные, каузальные, субъективные вопросы | Умение ставить корректные воображаемые, оценочные и ориентированные на будущее вопросы |
Умение определить понятие | Умение дать описание предмета, разъяснить посредством примера | Умение сознательно применять логические приемы мышления: аналогию, сравнение, анализ, синтез |
Умение представить понятие на языке символов | Умение придумать понятный значок для обозначения предмета | Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта |
Целеполагание | Умение сформулировать цель исследования | Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности |
Рефлексия | Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности | Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-комплексном образовательном процессе |
Для того, чтобы определить уровень сформированности исследовательских умений, учащимся предлагается критериально-ориентированный тест, направленный на проверку степени достижения ими исследовательских умений. Тест состоит из 3-х частей и представляет собой ряд заданий, имитирующих учебное исследование, поэтому выполнять их необходимо в строго определенной последовательности.
Критериально-ориентированный тест.
Ребятам был предложен тест, состоящий из 3-х частей:
1часть – позволяет выявить умение выводить следствия;
2 часть – умение находить проблему;
3часть – умение представлять последствия событий.
Тест № 1: Дай полные и оригинальные ответы:
1.Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?
2.Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?
3.Что произойдёт, если все . горы вдруг превратятся в сахарные?
4. Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?
5. Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?
Тест № 2:Поставь необычную проблему, связывающую два указанных
понятия. Например, пара жук – кресло. Проблема: «Жук купил кресло. Как он его доставит к себе домой?»
Компас – клей. Синица – сестра. Мухомор – диван. Учитель – ветер. Шляпа –пчела.
Тест № 3: Продолжи предложения:
В горах нельзя громко кричать потому, что…
Птицы начали вить гнёзда потому, что…
Ласточки начали летать низко над землёй потому, что…
Зимой у деревьев образуется более плотная древесина, чем летом, потому, что…
Птицы полетели на юг потому, что…
Оценка: каждый удачный ответ оценивается в 1 балл, подсчитывается сумма
баллов, переводится в проценты.
Критериями результатов теста послужили:
- умение выводить следствия,
- умение находить проблему.
- умение представлять последствия событий.
В соответствии с критериями выделены уровни развития исследовательских навыков у младших школьников:
80-100 % - высокий уровень развития исследовательских навыков характеризуется умением выводить следствия, находить проблему, умением представлять последствия событий.
60-80 % - средний уровень развития исследовательских навыков характеризуется тем, что ребёнок не всегда видит проблему, в некоторых случаях не может вывести следствие и представить последствие событий.
Менее 60 % - низкий уровень развития исследовательских навыков характеризуется тем, что ребёнок не умеет видеть проблему, не умеет вывести следствие и представить последствие событий.
На основе полученных результатов составляется сводная таблица, по которой выясняется уровень сформированности проверяемых умений каждого ученика класса.
Результаты стартовой диагностики развития исследовательских навыков
№ | ФИ учащегося | Следствия | Проблемы | События | % , уровень |
1. | ***** | 5 | 1 | 4 | 67% - средний |
Следующий этап занятия:
IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач.
- Каждой группе экологов пришли телеграммы.
- Экологической группе учёных “Земля” – “Кругом мусор! Помогите!” Вспомните, почему появляется мусор. Как с ним бороться ?.
- Экологической группе учёных “Вода”– “Погибает рыба! Помогите!” Вспомните, почему может погибнуть рыба. Как её спасти?
- Экологической группе учёных “Воздух”– “Трудно дышать в городе! Помогите!” Вспомните, почему в городе бывает трудно дышать. Как сохранить чистый воздух?
- Экологической группе учёных “Животный мир ”– “На лугу исчезли бабочки! Помогите ” Вспомните, почему могут исчезнуть бабочки и на лугах. Как их защитить?
- Экологической группе учёных “Растительный мир”– “На лугу исчезли цветы! Помогите ” Вспомните, почему могут исчезнуть цветы на лугах. Как их защитить?
- Решите экологическую проблему и выпустите экологический знак по вашей проблеме.
При выполнении данного задания диагностирую способность ребёнка к творчеству и изобретательству. С этой целью можно провести тест креативности П. Торранса «Фигурная форма».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей обучающихся.
Для интерпретации результатов могут быть использованы разные подходы:
- экспертная оценка (экспертами выступают обучающиеся или педагоги);
- методика Н.В. Шайдуровой «Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей младшего школьного возраста» , в которой обозначены показатели развития , по уровням (высокий, средний, низкий)
(Буклет)
Показатели | Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития | ||
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл | |
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых) | Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства | Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения. |
Разработанность содержания изображения | Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов) | Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого | Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла |
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | Яркая эмоциональная выразительность. | Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности | Изображение лишено эмоциональной выразительности |
Самостоятельность и оригинальность замысла | Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно | Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями | Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности. |
Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом | Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём | Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём | Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём |
Уровень развития воображения | Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа. | Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа | Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо») |
Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.
Средний уровень (14 - 10 баллов): ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью учителя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью учителя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
На этапе «Рефлексия» предлагаю ответить на следующие вопросы:
Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим исследователем»?
Назови качества хорошего исследователя.
А можно ли тебя назвать хорошим исследователем?
Чем ты отличаешься от хорошего исследователя?
Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший исследователь»?
(Буклет)
Данная диагностика рефлексивной самооценки учебной деятельности основана на методике «Хороший ученик»
Цель: выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности.
Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.
Показатели и уровни рефлексивной самооценки:
- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)
Уровни:
1 – называет только 1 сферу школьной жизни,
2 – называет 2 сферы,
3 – называет более 2 сфер.
- адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»
Уровни:
1 - называет только успеваемость,
2 - называет успеваемость + поведение,
3 – дает характеристику по нескольким сферам
- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:
1 – нет ответа, 2 – называет достижения; 3 – указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.
Интерпретацию результатов исследования провожу после каждого занятия.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что проектно- исследовательская деятельность способствует формированию УУД младших школьников. В процессе работы дети учатся самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, что является одним из критериев достижения высокого уровня творческого саморазвития и самореализации личности.
Но на сегодняшний день не достаточно разработаны критерии и уровни сформированности исследовательских умений детей младшего школьного возраста, что, соответственно, затрудняет процедуру диагностики исследовательских умений младших школьников. Эта проблема остается актуальной и мало проработанной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)
В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...
Памятки и рекомендации для родителей и для младших школьников по самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
Памятки и рекомендации для родителей и для младших школьников по самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика и д...
Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности
Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности...
Взаимосвязь интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности
В статье изложены особенности взаимосвязи интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности...
Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно исследовательской деятельности
Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно исследовательской деятельности...
«Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС».
Методическая тема : «Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС»....
- Мне нравится (1)