Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно исследовательской деятельности
учебно-методический материал на тему

Перебаскина Александра

Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_shmo_3.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО 3 по теме:

«Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно исследовательской деятельности»

«Роль учителя в создании условий для саморазвития младшего школьника в процессе проектно- исследовательской деятельности» «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно» (А. Дистервег)

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

 Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования. Проект - это «пять П»: Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация. Шестое «П» проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Основные этапы проектно - исследовательской деятельности:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования, проекта.
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор метода проведения исследования, проекта.
  • Описание процесса исследования, сбор информации для проекта.
  • Обсуждение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Типология проектов

по доминирующей деятельности учащихся - практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;

по продолжительности - мини-проекты, краткосрочные, годичные;

по количеству участников - индивидуальные и групповые;

по охвату предметов – монопроект, межпредметный, надпредметный

по форме продукта - газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, мультимедийный продукт и т.д.

В настоящее время проектно-исследовательская деятельность классифицируется:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

В практике используются следующие виды проектов:исследовательско-творческие:

  • дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года. Вам необходимо организовать проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися, если Вы хотите: повысить мотивацию школьников к учению; расширить свой творческий потенциал; способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты; создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия; способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни; наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления; получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

Виды презентаций проектов: Деловая игра Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей Игра с залом Научная конференция, доклад Пресс-конференция Путешествие, экскурсия Реклама Ролевая игра Спектакль Соревнование Телепередача и т.д.

Роль учителя в проектно- исследовательской деятельности Не столько преподавать, сколько создать условия для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

Перечень ролей учителя:

 - Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.

- Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.

- Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.

- Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект. «Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

- Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

- Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

 Какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности? Умения и навыки работы в сотрудничестве: Навыки коллективного планирования Умение взаимодействовать с любым партнером Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач Навыки делового партнерского общения Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы Менеджерские умения и навыки: - Умение проектировать процесс (изделие). - Умение планировать деятельность, время, ресурсы. - Умение принимать решения и прогнозировать их последствия. - Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов) Коммуникативные умения: - Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д. - Умение вести дискуссию - Умение отстаивать свою точку зрения - Умение находить компромисс - Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д. Презентационные умения и навыки: - Навыки монологической речи - Умение уверенно держать себя во время выступления - Артистические умения - Умение использовать различные средства наглядности при выступлении - Умение отвечать на незапланированные вопросы Рефлексивные умения: - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний - Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Поисковые (исследовательские) умения: - Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей - Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле - Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста) - Умение находить несколько вариантов решения проблемы - Умение выдвигать гипотезы - Умение устанавливать причинно-следственные связи. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

ПРИМЕРЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ: Социальный проект «Спешите делать добро!» Проект «Ёлочки» Наши работы Проект «Покорми птиц зимой» Проект «Новогодняя игрушка» Экологический проект«Природа и человек» Памятники героям войны Майского района Проект-исследование «Молочные продукты» Проект-исследование «Сахар в жизни человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности (методическая система работы)

В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения.Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является метод проектов.Сп...

Памятки и рекомендации для родителей и для младших школьников по самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

Памятки и рекомендации для родителей и для младших школьников по самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика и д...

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности

Особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности...

Взаимосвязь интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности

В статье изложены особенности взаимосвязи интеллектуального развития и творческих способностей младших школьников в рамках проектно-исследовательской деятельности...

Диагностика сформированности УУД младших школьников в процессе проектно- исследовательской деятельности

Важными и возможно самым сложным в проектно- исследовательской деятельности является диагностика сформированности  УУД младших школьников. Учитель, вовлекая ребенка в исследовательскую деятельнос...

«Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС».

Методическая тема : «Развитие индивидуальных познавательных способностей младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС»....

«Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через урок и внеурочную деятельность"

Доклад .Тема: "Рольучителя вформировании нравственных ценностей у младших школьников  через внеурочную деятельность"...