Сущность и особенности русской празднично-обрядовой культуры
статья по истории

Виноградова Ольга Вячеславовна

Фольклорно-этнографическое наследие во всех его направлениях следует рассматривать в контексте современных културных процессов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виноградова Ольга Вячеславовна,

педагог дополнительного образования, педагог-организатор

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества «Родник» (г. Химки Московская обл.)

Сущность и особенности русской празднично-обрядовой культуры

Исследователи доказывают, что празднично-обрядовая форма была всеобщим явлением для всех народов, населяющих земной шар. Образ жизни древнего человека, необходимость знакового (не вербального) общения друг с другом, обожествление природы и всего окружающего мира способствовали рождению праздников и обрядов как определенных условно-символических коллективных действ по передаче определенных сведений и трудовых навыков молодому поколению, предшествовавших реальной деятельности

Празднично-обрядовая культура своими истоками она восходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось как большой праздник. Он бурно отмечался всем племенем. Песни и пляски (на наш современный взгляд выглядевшие как дикие вопли и прыжки) позволяли людям выплеснуть эмоции, выражающие радость по поводу свершившегося события. Этому мощному выплеску эмоциональной энергии позже стали придавать магический смысл.

Переход племен от занятий охотой к земледелию внесли изменение в систему праздников. Теперь добыча пищи, стала связана со сменой времен года, с погодными условиями, со сроками посевных и уборочных работ, составившими земледельческий календарь, передающийся устным путём из поколения в поколение. Название месяцев в земледельческом календаре происходили от изменений и явлений в  природе в это время.В нём воплотились народные знания (агрономические, астрологические, метеорологические и т.д.), представления об окружающем мире, практический опыт крестьянина.

Праздниками отмечалось начало весны, сенокоса, сбора урожая и пр. Наибольшее количество праздников приходилось на период трудовой передышки - поздняя осень, зима.

Годовой цикл праздников и обрядов символизировал круговорот сил в  природе, круговорот жизни. Таким образом, круг был наделён магическими свойствами и входил во многие праздники и обряды как условно-символический знак, олицетворяющий природу в целом, солнцеворот, жизненный круг.

Народный календарь базировался на четырёх основных астрономических датах, связанных с движением Земли вокруг Солнца, как источника света, тепла и условием произрастания всего в природе: дни весеннего и осеннего равноденствия (22 марта и 22 сентября), дни зимнего и летнего солнцестояния. (22 декабря и 22 июня), поэтому основные календарные праздники были связаны с солнцеворотом (т.е. поворотом солнца от зимы к лету и от лета к осени) и солнцестоянием (самый длинный и самый короткий день в году), когда день равен ночи.

Изначально праздники и обряды для крестьянина имели культовое значение. Праздники посвящались языческим божествам, им отдавались почести, к ним воссылались просьбы о покровительстве и защите от стихий, природных катаклизмов. Наиболее яркие языческие празднования дошли и до наших времен: Святки (начало января), Масленица (март - переход солнца на летнее стояние), Иван Купала (конец июня - переход солнца на зимнее стояние).

По мере развития, праздники стали обогащаться и другим культурным содержанием: пением, плясками, музыкой, сказаниями, играми. Появились зародыши театрализованных действий, которые исполнялись ряжеными.

Фольклор(от англ. Folklore- народная мудрость) – народное поэтическое творчество, устная словесность, народная поэзия; совокупность различных видов и форм массового словесного художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. Фольклор представляет собой художественно-образную форму сознания народа. Не умея правильно объяснить явления природы, первобытный человек верил в то, что окружающий его мир населен добрыми и злыми духами, он старался умилостивить их, воздействуя на них заклинаниями и обрядовыми песнями. Различают фольклор словесный, музыкальный, танцевальный.

Все праздники и обряды славян делятся на два цикла:

  • календарныйцикл, связанный со сменой времен года, с круговоротом природы;
  • семейно-бытовой цикл, посвященный наиболее важным вехам круговорота человеческой жизни, традиционного быта и семейных традиций (родины, крестины, именины, новоселье, свадьба и др.)

Крещение Руси в 988 году оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борьба с язычеством в первую очередь затронула народные праздники. С христианской точки зрения языческие праздники были оголтелым буйством, а обряды - бесовством. Языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Дошедший до нашего времени народный календарь, называемый святцами или месяцесловом, является слиянием языческого и христианского начал -  «народным православием»("Коляда пришла, Рождество принесла").

Праздники народного календаря проходили в соответствии с традициями и обычаями, в них существовало множество обрядов и ритуалов.

Обычай это то, что принято («обычно») делать в той или иной ситуации, у того или иного народа.

Обряд – совокупность утвердившихся в народе условно – символических действий, выражающих определенный магический смысл, связанных с отмечаемыми событиями жизни; это своеобразный коллективный акт, который строго определяет традиции, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека.

Ритуал – порядок совершения обряда, последовательность условно – символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека.

Социальная сущность праздника проявляется в том, что он представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы.

Народные праздники способствовали формированию общественного настроения, облекали в соответствующую художественную форму и преподносили выработанные обществом идеи для лучшего их восприятия в обстановке сходного настроения людей присутствующих на торжестве, проникнутых, единым эмоциональным порывом, испытывающих чувство удовлетворения от совместных эстетических переживаний. Настроение социальной группы, влияющей в свою очередь на создание настроения отдельно взятого участника, является одним из наиболее значительных факторов, побуждающих человека к деятельности и накладывающих отпечаток на его поведение.

Празднично-обрядовая культура диктовала нормы поведения людей, закрепляя их в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения,формировала качества нравственного облика личности.

Праздник выступал источником всестороннего развития личности. Педагогические идеи и способы народного воспитания, нравственные идеалы, которым необходимо следовать, были заложены в элементах празднично-обрядовой культуры, дающих значительный материал по воспитанию подрастающего поколения, формированию у него эстетических и этических знаний, умений и навыков.

Ребенок, участвуя в празднично-обрядовых действах и подражая внешним приемам поведения взрослых, через элементы художественной деятельности овладевал формами человеческих действий (трудовыми навыками, манерой и стилем поведения,), через общение и обмен информацией овладевал речью и мышлением, усваивал понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте, становился активным, обогащался духовно, приобретал необходимый социальный опыт, позволяющий ему постепенно достигать определенной социальной зрелости и в дальнейшем регулировать собственное поведение, находить свое место в окружающем мире.

С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности человека.

Со временем, народная празднично-обрядовая культура, возникшая как аграрно-магическое действие, постепенно утрачивала свою первоначальную функцию и уже в 19 веке многое воспринималось как развлечение.

В настоящее время этнокультурная доминанта является одной из главных опор общественного сознания и приоритетом современной российской культурной и образовательной политики, выдвигающих ряд задач,среди которых:

  • всестороннее и комплексное изучение народной культуры для установления истинного значения и самоценности каждого, связанного с ней явления;
  • возрождение, сохранение и популяризация элементов народной культуры;
  • разработка методических рекомендаций по использованию элементов народной культуры в различных сферах современной жизни (хозяйственно-экономической, социальной, воспитательной, художественной, образовательной и др.);
  • равноправное включение элементов народной культуры в современный процесс на основе создания им приоритетности, посредством развернутой системы просветительских программ, квалифицированной пропаганды, направленной на выявление их историко-культурной художественной, этической, этнопедагогической ценности.

Новое значение элементов народной культуры, получивших статус культурного наследия, на современном этапе является одним из обстоятельств, в которых сегодня развивается интерес к фольклорно-этнографическому наследию, активно включаемому в систему разнообразной научно-исследовательской, культурно-просветительской, культурно-досуговой,  воспитательной и образовательной  деятельности.

Праздник как социокультурный феномен обладает следующим педагогическим потенциалом:

  • воспитательный потенциал можно трактовать как возможность формирования положительного отношения к родному краю и Отечеству через активное участие в праздниках расширяет знания не только о них, но и о традициях, обычаях своего народа, приобщает к ним;
  • гармонизирующий потенциал заключается в том, что участник праздничных действий имеет возможность проявить свои, часто не востребованные, способности, гармонизируя тем самым свою личность: способность к организации мероприятия, к оформлению декораций и костюмов, проявить актёрские способности и т.д.;
  • координирующий потенциал обеспечивает координацию качеств личности, участвующей в действии, её эмоционально-волевых, интеллектуальных, физических и социальных качеств;
  • внушающий потенциал через содержание праздника обеспечивает сообщение личности сведений об особенностях праздника и служит основой для формирования эстетического идеала. Народные праздники воплотили в себе лучшие представления о характере народа, его самые положительные черты. Сюжеты праздников отражают труд, отдых, заботу о других людях и животных и могут повлиять на становление таких черт, как любовь и гордость за Отчизну;
  • коммуникативный потенциал проявляется через активное праздничное общение. Предполагается, что праздник способен побудить личность к общению с другими людьми. Необходимо лишь продумать условия для проявления этого общения.

В процессе организации и проведения программ на основе народной празднично-обрядовой культуры, решаются следующие задачи:

  • научить участников программы видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать их с точки зрения истории и культуры;
  • формировать понимание исторических эпох и своей сопричастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • формировать воссоздание образа эпохи на основе общения с культурным наследием;
  • формировать устойчивую потребность  и навыки общения  с культурно-историческим объектом;
  • формировать уважение  к другим культурам, готовность понимать  и принимать систему иных ценностей;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных народов и эпох.  

Фольклорно-этнографическое наследие во всех его проявлениях следует рассматривать в контексте современных культурных процессов. Включение в контекст позволяет увидеть, как элементы фольклорно-этнографического наследия разных исторических эпох и народов вписываются в современное культурное пространство российского общества.

Необходимым условием организации народных праздников на современном этапе, является интерпретация его элементов в различных синтетических сочетаниях красок нового и прошлого - это делает праздники педагогическим явлением, средством воспитания людей нового духовного облика, через освоение традиций предыдущих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности курса "Основы религиозных культур и светской этики".

В помощь родителям по воспитанию младшего подростка в семье....

Сущность и особенности социализации младших школьников

Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения.  Цель школы – разбудить, вызват...

Методическое пособие «Место народного фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии.«Веселье на масляную неделю».

Народный праздник всегда был открыт для новизны ,изобретательности, впитывая церковную, православную религиозную обрядность. К сожалению ,скрытые возможности русских песенных праздников н...

Сущность и особенности воспитательной работы в начальных классах

Именно классный руководитель несёт на себе тяжелейший груз многочисленных обязанностей и дел. Именно классному руководителю чаще всего приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человек...

Гуманизация образования: сущность и особенности

Гуманизация образования: сущность и особенности...

«Детские пасхальные игры» - конспект занятия по подпрограмме «Традиционная русская празднично- обрядовая культура» комплексной образовательной программы «Живая вода»

Конспект занятия по подпрограмме «Традиционная русская празднично- обрядовая культура»  комплексной образовательной программы «Живая вода»...

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Что такое проблемное обучение? Сейчас перед современной школой стоит задача развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самос...