Методическое пособие «Место народного фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии.«Веселье на масляную неделю».
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему

   Народный праздник всегда был открыт для новизны ,изобретательности, впитывая церковную, православную религиозную обрядность. К сожалению ,скрытые возможности русских песенных праздников ныне далеко не исчерпаны .Более чем ныне, наши предки ощущали единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению злаков и прилёту птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_moego_naroda_urok.docx27.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 ГОРОД  КРОПОТКИН  

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

                         Методическое пособие

«Место народного фольклора

в театрализованном празднично-обрядовом действии.  

«Веселье на масляную неделю».

                

Разработано:

Белоруцкой И.Н,  педагогом                            

  дополнительного образования

                                                                                    г.Кропоткин,2014 год.

  Место народного фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии.  «Веселье на масляную неделю».            

   Народный праздник всегда был открыт для новизны ,изобретательности, впитывая церковную, православную религиозную обрядность. К сожалению ,скрытые возможности русских песенных праздников ныне далеко не исчерпаны .Более чем ныне, наши предки ощущали единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению злаков и прилёту птиц.

  «Место народного фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии». «Проводы Масленицы».

   Цели: знакомство с народными обрядовыми праздниками, песнями, с праздником « Масленица»;

Оборудование:  магнитофон, фортепиано, компьютер для показа  картины  Б.М. Кустодиева  «Купчиха», »Проводы Масленицы», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»;  музыкальные инструменты: бубен, ложки, трещотки, колокольчики.

Методы обучения: ситуация успеха.

Ход занятия.

1 Организация занятия.

Музыкальный фон «Вот уж зимушка  проходит».

3 Музыкальное приветствие.

Ритмическая минутка (длинные и короткие хлопки)

2 Углубление в тему.

Слово руководителя. Русская церковь на протяжении веков боролась с корнями язычества, обрушиваясь прежде всего на обряды и праздники и игрища как наиболее красноречивые и массовые проявления языческого начала. Язычество необходимо было земледельцу. Оно соответствовало его практическому  и духовным потребностям-образовав бытовое крестьянское православие. ,где ужились христианские и языческие святые

  Полная зависимость от природы заставила земледельца изучать окружающий мир. Это вылилось в целый свод правил, приме тонких и верных наблюдений.

  На этом занятии мы познакомимся с очень большим и весёлым праздником «Масленица», начиналась за семь недель до Пасхи.

Масленица (сырная неделя).

Приходит она на период с конца февраля до начала марта.

Конец зимы солнце разворачивалось к весне.

Каждый день имеет своё название., и у каждого была своя обрядность.

Понедельник-«встреча».

Приезжай ко мне в гости на широк дворок  на горках покататься , в блинах поваляться,        сердцем потешиться.

Без блинов не Масленица, без пирогов на именины. Накануне когда появлялись звёзды старшая в семье из женщин  выходила на реку, или колодцу и призывала месяц заглянуть в окошко и подуть на опару:

Месяц ты месяц,

Золотые твои рожки.

Выглянь в окошко,

Подуй на опару!

Если хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, то она его держала в секрете от соседей. На масленице первый блин-за упокой, клали его на окошко, для   « душ родительских» со словами:

«Честные родители наши, вот для вашей душки блинок».

На этой недели мясо исключалось из пищи, а молочные продукты можно было употреблять. Погулять вволюшку перед строгими неделями поста-таков дух этого праздника, впитавшего в себя древнии традиции празднеств ,стоящих на грани зимы и весны.

Как на масленой недели

Из трубы блины летели!

Уж вы блины мои,

Уж блиночки мои!

Пришла маслена неделя,

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица,

Печь блины –то мастерица.

Напекла их кучек шесть,

 Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели,

И….блины –то все поели!

Вторник- «заигрыш».

На «заигрыши» приглашались парни и девицы покататься на горках, поесть блинов.

 Среда- «лакомка».

На «лакомке» тёща приглашала зятя к себе на «блины» и собирала других гостей. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песенок, отражающих взаимоотношения зятя и тёщи.

Зять на дворе - пирог на столе.

Был у тёщи - да рад утёкши.

У тёщи зять-первый гость, а принят в дом-первый разбойник.

Придёт зять - где сметанки взять.

Четверг- «разгуляй четверток», «широкий».

С четверга масленичный разгул  развёртывался во всю ширь, всем миром, в качестве участников или активных заинтересованных зрителей выходили на кулачные бои, спускали всю злость и ярость, накопившуюся за год .В другое время драки были строго наказуемы.

Масленица- пышка на улицу вышла.

На гору кататься!

Ребята – дуряки , нажимали кулаки,

Нажимали кулаки все на  Масленицы боки!

-Дети катались с гор во все дни Масленицы. Взрослые присоединялись к ним с  четверга  

Катанию с гор придавался особый смысл: человек вступал в союз с землёй, пробуждал её застылую силу и энергию, залог своего достатка и благополучия.

Пятница – «тёщины вечёрки».

На тёщины вечёрки зятья угощали своих тёщ блинами , оказывая им при этом большие почести.  Если молодые живут один год, зять звал тёщу учить молодую дочь печь блины. Званная тёща присылала с вечера всё необходимое для приготовления блинов .Молодая жена сдавала «экзамен» ,показывая, как она умеет печь блины. Дочькино  умение-матери прославление.

Суббота-«заловкины посиделки».

  В этот день приглашала гостей молодая невестка. Необрачная невестка одаривала  своих золовок подарками.

Центральной фигурой всех праздничных дней была сама Масленица-кукла из соломы, которую наряжали в старые сарафаны, шапки, ноги обували в драные  лапти, её везли по деревни, катали на санках с гор, славили и величали.

Воскресенье –«прощальный день» ,проводы Масленицы.

С утра ребятишки собирали кору для кострища, жечь Масленицу.

Ельник, берёзник

На чистый понедельник!

Уж толь не дрова-

Осиновы  дрова,

Берёзовы дрова!

Подайте их сюда

На Масленицу,

На горельницу! -Взрослые на прощальное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.

 Около полудня пугуха -хороводница проходила по деревне с песней собирая всех в один хоровод:

А мы Масленицу дожидаем.

Красавицу-весну увидаем.

Ой,ладо,ладо увидаем!

Ой,ладо,ладо увидаем!

А наша Масленица дорогая!

Она гостюшка годовая!

Ой, ладо, ладо годовая!

Она пешею –то не ходит.

Всё на троечке разъезжает.

Ой, ладо, ладо разъезжает!

 Ой, ладо, ладо разъезжает!

У ней кони-то вороные.

У ней слуги молодые!

Ой, ладо, ладо молодые!

Ой, ладо, ладо молодые!

Они зимушку провожают.

И весну блинами состречают.

Ой, ладо, ладо состречают!

Ой, ладо, ладо состречают!

-Собираясь в круг,  люди постепенно включались в игру, выкрикивая дразнилки, пели по кругу частушки, на ком останавливались-тому блин!

Дразнилки:

Масленица загорела,

Всему миру надоела,

Обманула ,провела.

Годика не дожила,

До поста довела,

ДАЛА РЕДЬКИ ХВОСТ,

На великий пост.

Редьки поели,

Брюха заболели!

Шла сторонкой к нам

По закоулочкам , заулочкам.

Несла блинов чугуны,

Надорвала животы.

Масленица обируха!

Масленица обмануха!

Обманула провела,

До поста довела!

Масленица –ерзовка,

Обманула нас плутовка!

Оставила нас

На кислый квас,

На постные щи,

На голодные харчи.И др.

После общего хоровода начинались игры, катания с гор.

Важный и значительный момент праздника - взятие снежного городка, последнего оплота зимы.

Посмотрите картину В Сурикова «Взятие снежного городка». Вот как это выглядело на Руси. Осаждающие городок были конными и пешими. Осаждённые мётлами ,хворостинами, нагайками хлестали лошадей, пугали их. Всё заканчивалось разрушением снежного городка. И сбором в общий хоровод около костра.

Как вставала я ранёшенько,

Умывалась я белёшенько.

Пришла Масленица к нам,

Принесла блины на маслице!

Как стояла у жаркой печи,

Выпекала крендели и калачи!

Пришла Масленица к нам,

Принесла блины на маслице!

С калачами ,блины понюшки

Для милого друга Ванюшки!

Пришла Масленица к нам,

Принесла блины на маслице!

Ой, подружки собирайтеся,

В сарафаны наряжайтеся.

Пришла Масленица к нам,

Принесла блины на маслице!

Будем вместе хороводы водить.

Надо нам ещё зиму проводить!

 Пришла Масленица к нам,

Принесла блины на маслице!

Обманула, провела, до поста довела!

-  И жаркое пламя сжигало надоедливую зиму .Стремясь очистится от всех грехов перед великим постом, люди у масленичного огня просили прощение друг у друга: «Простите, люди добрые, за грехи вольные и невольные .Начинался пост.

3Разучивание песни.

-На сегодняшнем занятии мы разучим песню «Блины».

Распевание.

1)у-уа-у

2)ми-ма-мо

3)ри-хо-ха

4) «Веники».

5)чистоговорки « К врачу»

Звук «Ч»

Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я сейчас приду к врачу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо,

Разболелося плечо.

Прослушивание песни в исполнении руководителя.

-О чём эта песня?(Опразднике,о блинах)

-Композиторская она или народная? Какая по характеру?

(Народная ,весёлая, праздничная, обрядовая.)

-Повторяется припев, (Ой блины, блины, вы блиночки мои.)

-Разучим этлот припев.Разделим его на две части.(Припев поторяют 1-й раз-1 часть ,и 2-раз-2-часть)

-Споём первую часть и рукой покажем движение мелодии.(Дети поют сначало без движения руки,потом- с помощью движения руки.)

-Теперь споём вторую часть.

-Теперь поют девочки

-А теперь-только мальчики.

-Поём все вместе.

Разберём первый куплет.(Слушаем в исполнении руководителя ,а потом поем вместе.

Первую фразу медленно

Мы давно блинов не ели.

Дети повторяют

-Мы блиночков захотели (дети повторяют).

_Теперь куплет и припев все вместе.

Слушаем второй куплет и повторяем.

Исполнение песни украсит сопровождение народными инструментами.

4 Обобщение

-О чём шла речь  на сегодняшнем занятии? (О Масленице ,русском ,народном обряде).

-Что мы учили на занятии (народную песню «Блины»).

5 Итог занятия

Звучит негромкая ,мягкая, нежная музыка.

Упражнение «Цветок чувств»-Сегодня мы соприкоснулись с традициями и обрядами нашего народа.Поду

-Оцените, пожалуйста, по 10 бальной системе наше занятие с позиции «интерес» на синих нотках и с позиции «польза» на зелёных нотках, которые мы расположим на нотном стане и получим мелодию.

Общий итог: интерес –средний бал

Польза-высокий бал

 

Используемая литература:

Афанасьев А.Н.Поэтическиевоззрения славян наприроду.-М.,1865-1869,-Т.1-3

Гришев В.Д.Календарь российских земледельцев.-М.,1991.

Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры.-М.,1986.

Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси.-М.,1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как на масляной неделе" сценарий фольклорного праздника для детей младшего школьного возраста.

Вданном театрализованном празднике участвуют   дети от 7 до 11 лет. У каждого ребёнка есть своя роль. Сценарий состоит из пяти действий. В музыке представлены песни, танц...

«Детские пасхальные игры» - конспект занятия по подпрограмме «Традиционная русская празднично- обрядовая культура» комплексной образовательной программы «Живая вода»

Конспект занятия по подпрограмме «Традиционная русская празднично- обрядовая культура»  комплексной образовательной программы «Живая вода»...

Праздничная игровая программа "Как на масляной неделе"

Формирование уважения к традициям и культуре народов России как общечеловеческой ценности. Знакомство обучающихся с традициями и обычаями русского народа. Развитие интереса к истории русского народа, ...

Методическое пособие "Предлоги места. 4 класс"

Методическая разработка располагается на сайте "657 класс"  https://www.sites.google.com/a/sch657.com/657-klass/home и предназначена для организации дистанционного ...

Сущность и особенности русской празднично-обрядовой культуры

Фольклорно-этнографическое наследие во всех его направлениях следует рассматривать в контексте современных културных процессов...

методическое пособие " Бурятский народный орнамент в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями"

Методическое пособие " Бурятский народный орнамент" включает авторскую программу, справочный и иллюстративный материал о символике и семантике бурятского орнамента. В авторской прогам...

Сценарий игровой программы " Как на масляной недели..."

Цель: ознакомить младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщить детейк духовным ценностям наших предков.Задачи:Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, ...