Праздничная игровая программа "Как на масляной неделе"
методическая разработка (4 класс) на тему

Старченко Мария Сергеевна

Формирование уважения к традициям и культуре народов России как общечеловеческой ценности. Знакомство обучающихся с традициями и обычаями русского народа. Развитие интереса к истории русского народа, традициям своих предков, расширение кругозора обучающихся. Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, смелости, упорства, уважения к окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка проведения праздничной  

игровой программы

«Как на масляной неделе»

Пояснительная записка к праздничной игровой программе

 «Как на масляной неделе»

Цель: Формирование уважения к традициям и культуре народов России как общечеловеческой ценности.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с традициями и обычаями русского народа;
  2. Развивать интерес к истории русского народа, традициям своих предков, расширять кругозор обучающихся;
  3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, смелости, упорства, уважения к окружающим.

Мероприятие проводится в форме праздника в котором присутствуют элементы игровой конкурсной программы, ярмарки, театрализованной постановки. Разработка рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста (3-5 класс).

Для успешного проведения мероприятия необходимо:

-большое хорошо освещенное помещение (актовый или игровой зал);

-звуковая аппаратура, компьютерная техника, призы для проведения игр;

- декорации и сценические костюмы;

        Подготовительный период:

-Предварительно обучающиеся читают дополнительную литературу о праздновании Масленицы, обрядах и традициях этого праздника, разучивают колядки, хороводные и обрядовые песни.

-Заранее составляется сценарий игровой программы, распределяются роли среди обучающихся. Проводится работа над каждым эпизодом, проводятся репетиции, готовятся танцевальные номера, разучиваются песни и хороводы.

-Заготавливают атрибуты праздника, оформление зала  и оборудование: звуковая аппаратура, плакаты с пословицами и поговорками о Масленице, о проводах Зимы, чучело Зимы, балалайки, бубны, реквизит для игр (канаты, мешки, подушки, снежки, корзины для снежков), лотки коробейников, призы для игр.

Ход праздничной игровой программы:

Звучит веселая народная музыка, на сцену выбегают скоморохи.

 1-йскоморох: Добрый день, гости дорогие,
                       Жданные, званые и желанные.
 

2-йскоморох:  Здравствуйте, молодки!
                        Здравствуйте, лебедки!
                        Ребята-молодцы, веселые удальцы!

1-йскоморох:  Почтенные и молодые.

2-йскоморох:  Полные и худые.
 

1-йскоморох: Мы рады гостям, как добрым вестям!

2-йскоморох: Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

1-йскоморох: Мы скоморохи!

                        С нами лучше веселиться,

                        а без нас праздник никуда не годится.

2-йскоморох:  Эй, господа, пожалуйте сюда!
                         Приглашаем всех гостей,
                         К нам на праздник поскорей!

1-йскоморох: Милости просим к нам на праздничные гулянья.

2-йскоморох: У нас сегодня представленье -
                        Всем на удивленье.

1-йскоморох: Приходите все без стесненья:
                        Билетов не надо -
                        Предъявите хорошее настроение!

2-йскоморох:  Приходите, разомните кости!
                        Сегодня Масленица приглашает в гости!

1-йскоморох: Удобно ли вам, гости дорогие?

                         Всем ли видно?

                         Всем ли слышно?

                         Всем ли места хватило?


2-йскоморох: Мы сегодня Масленицу встречаем,

                         зиму провожаем, весну закликаем!

Ведущий: Как  вы догадались, ребята наша игровая программа посвящена проводам зимы и называется «Как на  масляной неделе».

Маслена-честная, веселая, широкая - так называли неделю перед Великим постом на Руси. Празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя урожая, гуляньями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далекие времена и принять участие в этом веселом празднике.


Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных,
Чтоб слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие,
И блины, и калачи,
К нам в окошко их мечи!

Звучит музыка «Калинка», под музыку въезжает «Тройка» с Масленицей и ряжеными (верховой, Масленица с балалайкой, скоморох с чучелом Зимы,  медведь с поводырем и цыгане с бубнами).
Все хором: Масленица приехала! Масленица приехала!

«Тройка» с ряжеными описывает круг, объезжая гостей, возвращается к сцене, устанавливают шест с  чучелом на сцену. Тем временем Масленица и два скомороха проходят вперед, кланяются поочередно каждой стороне гостей и отходят под музыку назад к сцене, взявшись за руки.

1-й Скоморох: Масленица честная!

                          Весело тебя встречать, привечать, расскажи нам, с чем    

                          пожаловала.

Масленица:  Я пришла к вам с блинами горячими, с пирогами румяными, с

                       пряниками медовыми, с орехами калеными.

                       Вас вкусно  накормить, вас сладко напоить да Зиму проводить!

2-й Скоморох: Проводить!


Все хором: Проводить! Проводить!

Дети поют: "Ой, зимушка - зима! Ты холодная была!.."

Плавно выходит хоровод. Поют все вместе.

Поводырь: А ну-ка, Михаил Иванович,

                   идем в хоровод, теперь наша очередь плясать!

                   

                     Тянет медведя в круг - дети разбегаются.

Поводырь: Потешь гостей, спляши!

Медведь рычит и  отрицательно качает головой.

Поводырь: Ну а за конфетку спляшешь?

Медведь утвердительно кивает головой. Оба начинают пляску, которую подхватывают цыгане.

1-йскоморох: Масленица-кривошейка,

                        Встречаем тебя хорошенько!

                        С блинами, каравайцами,

                        С вареничками. 

2-йскоморох: Ну а какая же Масленица без хоровода!

                        Выходи, не ленись, Поиграй, повеселись! 

Проводится хороводная игра «Лакомка». Все участники стоят по кругу, в центре — 4 девочки, взявшись за руки и подняв их вверх. Это «ворота», через которые проходят все участники за ведущим. Если деввочки поднимают руки — «ворота» открыты, если опускают вниз — закрыты. Все участники игры идут по кругу, при этом произносят нараспев такие слова: «А мы Масленицу встречали. Мы сыр с маслицем починали. Мы блинами гору устилали. Сверху маслицем поливали. Как от сыра гора крута, А от масла гора ясна».

 На последних словах девочки закрывают «ворота» и считают количество участников, которые остались в центре. Если девочки закрыли «ворота» и не пропустили 5 человек, то участники говорят: «Пять блинов, ели, ели, не наелись». Пять человек встают вместе с девочками, таким образом, «ворота» становятся шире. Игра продолжается дальше до тех пор, пока в центре не будет больше участников, чем во внешнем кругу. В завершение игры участники говорят, например: «Тридцать блинов ели, ели — наелись. Все!»

 1-й скоморох: Как на Масленой неделе

                           Из трубы блины летели,

                           Уж блины, блины мои,

                            Вы блиночки мои. 

2-йскоморох: У меня есть младшая сестрица,

                         Печь блины-то мастерица.

                         Напекла их кучек шесть.

                         Семерым их не поесть.

                         А сели четверо за стол,

                         Дали душеньке простор,

                         Друг на друга поглядели

                         И блины-то все поели. 

Исполняется  шуточная  песня «Ой, вставала я ранешенько». 

Ой, вставала я ранешенько,

Умывалась я белешенько,

Аи, люли, аи, люли, аи, люли.

Умывалась я белешенько.

Пришла к нам Масленица,

Принесла блины да маслице,

Простояла я у жаркой у печи,

Выпекая крендели да калачи.

Угощенье другу Ванюшке

Да любимому Пахомушке,

Для Еремы и для Фомушки

 Поварешкой по головушке. 

1-й Скоморох: Смотрю я на вас - вы все пляшете да пляшете,

                           а блинов-то хотите?

Все хором: Хотим! Хотим! Хотим!


Масленица, скоморохи и хор (поют).
Мы давно блинов не ели, 
Мы блиночков захотели, 
Ой, блины, блины, блины, 
Ой, блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины да мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои!
Гости грянули на дворы,
И мои блины готовы.
Ой, блины, блины, блины, 
Ой, блиночки мои!

1-й Скоморох:  Ребята! А не потешиться ли нам?

                            Не помериться ли силой да ловкостью?

Все хором: Потешиться! Помериться!

Масленица:  Сейчас начнутся игрища.

                       И девицы у нас ловки, и молодцы горазды.

                       Пусть выйдут от каждой стороны по пять смельчаков.

Проводятся игры: «Перетягивание каната», «Снежки»

Самые ловкие, сильные, смелые получают призы.

1-й скоморох: Ну, а какой же праздник без ярмарки. 

2-йскоморох: Повсюду ярмарка-распродажа!

                        Здесь все, что нужно, — и лишнее даже. 

                       

Звучит народная музыка. Выходят коробейники с лотками.

1-йкоробейник:  Получайте безделушки,

                             Самодельные игрушки,

                             За улыбку и за шутку,

                             За любую прибаутку.

                             Подходи и налетай —

                             Все, что хочешь, выбирай! 

2-йкоробейник:   Кто задачку отгадает — Весь товар мой забирает. 

Проводится конкурс загадок.

За правильный ответ коробейники выдают приз.

Загадки. Всех оденет,

                А себя никогда. (Иголка с ниткой). 

               В одном месте метров двести. (Клубок). 

               Четыре четырки,

               Две растопырки,

               Один вертун

               И два — как яхонты. (Кошка). 

               На весь мир хватает

               И во все щели пролезает. (Свет).

               Берега крыты,

               рыба без костей,

               вода дорога. (Сковорода, блины, масло)

Коробейники: Торговали, торговали, даже устали. 

Под музыку коробейники уходят.

1-й скоморох: Ой, было, давно это было. Да и по сей день осталось.

                         Добры молодцы собирались на площади силой своей  померяться да затеять кулачные бои, а то и посмотреть на бои петушиные. 

2-йскоморох: Приглашаем самых сильных посостязаться. 

Игра «Петушиный бой»На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга. Победитель получает приз.

1-йскоморох:   А вот еще одна забава — Победителя ждет слава!

                          Кто в беге в мешках победит,

                          Того скоморох наградит.

Проводится игра «Бег в мешках». Победитель получает приз.

2-йскоморох:   Ай да Масленица-веселуха!

                           Всех рассмешила да позабавила! 

1-йскоморох:  Вы на ярмарке бывали?

                          А частушки там слыхали?

                          Не слыхали?

                          Что за беда...

                          Девчата, выходи сюда. 

Проводится конкурс частушек.

2-йскоморох:   Затей у нас большой запас.

                          А для кого они? Для вас.

                          Ну, а с чего нам начинать: Иль песни петь, или играть? 

Все: Играть!

Проводится Игра «Жмурки с кушаком». Скоморохи определяют площадку, по которой будут двигаться 2 игрока. Одному из них дают в руки колокольчик, другому — кушак. Двигаясь по кругу, первый участник должен, звеня в колокольчик, убежать от другого, который с закрытыми глазами будет его ловить. Как только «жмурка» сможет дотронуться до первого игрока кушаком, игра останавливается. 

2-й Скоморох: Честная наша Масленица!

                           Пора нам прощаться!

                           Сладко ты нас накормила, сладко напоила, славно потешила.                  

                           Весело тебя было встречать, да трудно со двора провожать.  

                           Воротись к нам хоть на денечек, хоть на часочек!

Масленица:  Пройдет весна зеленая, пройдет и лето красное, и осень  

                       златотканая, потом зима изломится, медведь переворотится,  

                       пройдет пора морозная, морозная - колядная –

                       тогда и ждать    меня.

1-й Скоморох: Прощай, Масленица!

Все хором:   Прощай! Прощай! Прощай!

Ведущий: По старинному русскому обычаю зиму провожали — Зиму-Масленицу сжигали. Давайте встанем в дружный хоровод и с почетом простимся с Зимой. 

Все встают в хоровод вокруг чучела Масленицы и водят заключительный хоровод. Под этот хоровод  скоморохи в конце хоровода уносят чучело Зимы.

Ведущий: Ребята, вам понравилась наша программа? Вы бы хотели еще участвовать в такой программе? Покажите мне свое настроение аплодисментами. Наша программа подошла к концу. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новогодняя сказка» Празднично-игровая программа для учащихся первых классов.

Празднично-игровая программа для учащихся первых классов.Проведение праздника «Новогодней Ёлки»....

Празднично-игровая программа "Хорошо учиться в школе!"

Празнично-игровая программа "Хорошо учиться в школе!" проводится  в конце 1 четверти  1 класса....

"Как на масляной неделе" сценарий фольклорного праздника для детей младшего школьного возраста.

Вданном театрализованном празднике участвуют   дети от 7 до 11 лет. У каждого ребёнка есть своя роль. Сценарий состоит из пяти действий. В музыке представлены песни, танц...

Празднично-игровая программа "Прощание со 2 классом"

Цель данного мероприятия: развивать познавательные и творческие способности учащихся 2 класса....

Методическое пособие «Место народного фольклора в театрализованном празднично-обрядовом действии.«Веселье на масляную неделю».

Народный праздник всегда был открыт для новизны ,изобретательности, впитывая церковную, православную религиозную обрядность. К сожалению ,скрытые возможности русских песенных праздников н...

Празднично-игровая программа «Весенняя капель»

Сценарий  празднично-игровой программы «Весенняя капель»...

Сценарий игровой программы " Как на масляной недели..."

Цель: ознакомить младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщить детейк духовным ценностям наших предков.Задачи:Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, ...