Исследовательская работа "Национальное платье осетинского народа"
проект (2 класс)

"Национальное платье костюм осетинского народа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

XI конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников

 «Я познаю мир» (в рамках Российских программ «Я - исследователь», «Первые шаги в науку», «Юность. Наука. Культура»).

Направление:  КРАЕВЕДЕНИЕ

Название  проекта: «Национальное платье осетинского народа»

Автор  исследовательского проекта: Козаева Валерия

                                                               

Место выполнения: МБОУ- лицей, 2 «А» класс, Владикавказ.

Научный  руководитель: Кайтмазова Залина Таймуразовна

Владикавказ.  2017

Оглавление

         Введение………………………………………………………..……........3-4

         Глава I. Теоретическая часть………………………………….............5-9

  1. История осетинского национального платья…………….….5-6
  2. Осетинский орнамент …………………………………..….6-8 
  3. Осетинское национальное платье в наше время…….........8-9

         Глава II. Практическая часть исследования……………..….............

             2.1. Посещение салона свадебных платьев...................................

             2.2. Демонстрация различных орнаментов…...........

         Заключение………………………………………………………..............10

         Библиографический список………………….…………………............11

         Приложения к проекту - мультимедийная презентация  (на диске)

         

Введение

В нашей огромной стране России проживают свыше 180 народов. Каждый из которых имеет свои язык, традиции, культуру, самобытность и национальные черты. К одному из них принадлежу и я. Мой народ называется – осетины. Мы являемся прямыми потомками некогда воинственного племени алан. Сейчас по всему миру осетин осталось не более семиста тысяч человек. Это не так много как может показаться. Поэтому для нашего народа особенно важно сохранить родной язык, музыку, обычаи.

Во времена, когда народ еще не имел письменности и легенды, традиции передавались из уст в уста, наши предки зашифровывали свои знания в эпосе и национальном орнаменте. Культурное наследие Осетии едва ли может быть полностью освоено без изучения орнаментального искусства, созданного моим народом на протяжении его многовековой истории.

Национальное платье стало тем мостом, которое соединило воедино прошлое и будущее моего народа. Понять свое историческое место и найти путь развития в современном мире, не утратив уникальности и самобытности. Я попытаюсь узнать, какое место в этой важной задаче надлежит занять национальному платью - этом и заключается актуальность моего исследования.

Объектом данной исследовательской работы являются национальное осетинское платье, орнамент народа.

Предмет исследования – роль элементов одежды в сакральных верованиях и укладе жизни осетин.

Цель работы – привлечь внимание к проблеме утрачивания значений древних орнаментов, нагрузок, которые несли в себе элементы национального платья, а так же роли одежды в празднованиях и быту осетинского народа.

Для достижения своей цели я поставила следующие задачи:

  1. Просмотреть, какие элементы традиционной одежды используют современные осетины.
  2. Изучить, насколько точно значения элементов старинных орнаментов понимаются сегодня.
  3. Изучить историю осетинского национального платья.

Методы использовались следующие:

- наблюдение и опрос,

- изучение литературы в библиотеке и сети Интернет,

- исторический анализ.

Теоретическая значимость моей работы состоит в том, что возможно, я привлеку внимание детей и старших к этой проблеме, и они по-новому оценят значение осетинского свадебного наряда.

Практическая значимость моей работы состоит в том, что собранный материал может быть использован учениками и учителями в изучении истории родного края.  Осознание значений осетинских  традиций  поднимет национальный дух, чувство патриотизма у детей. А также в том, чтобы заинтересовать детей больше узнавать о тайнах, которые хранят в себе традиционные предметы быта, одежды.

1.1.История осетинского национального платья

Национальная одежда моего народа имеет тысячелетнюю историю, в ее элементах встречаются мотивы скифо-сарматской и аланской культур. Женский костюм богато украшался вышивкой, бисером, орнаментальным рисунком. На свадебном женском наряде изображались символы плодородия. Такой декор делает наряд тяжелым и одновременно роскошным. Наряд скрывает от посторонних взглядов молодую девушку, включая руки и шею. Головной убор невесты, украшенный золотыми и серебряными нитями, обрамлённый фатой, играет немаловажную роль. Этот аксессуар – объект выкупа во время осетинской свадьбы. В древности считалось плохой приметой, если шапочка попадет в руки чужого человека.

Особенно поразили длинные рукава, которые скрывают кисти невесты. Они бывают искусно расшиты рогообразными спиралевидными орнаментами. Нередко комбинации спиралевидных и рогообразных завитков получают сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями. И тогда растения становятся уже не дополнительным декоративным узором, а основным украшающим мотивом. Растительный мотив редко встречается один; в сочетании с геометрическими и животными элементами он служит украшением не только вышитых изделий, но и разных деревянных и каменных предметов. В доме своего дедушки в Ардоне я видела молитвенную деревянную чашу, украшенную головами туров. Ее достают только на праздники. И стоит она перед старшим, возглавляющим стол.

От мастериц я узнала, что чаще всего девушки предпочитают белые наряды. Но раньше, традиционный праздничный наряд осетинский девушки был красного цвета. Красный – символизировал красоту, богатство, радость. А вот традиция одевать невесту в белое платье пришла к нам из Европы, где белый цвет был символом чистоты и невинности.

Мне рассказали, что осетинский наряд создает образ Праматери. Это символ того, что именно мать дает жизнь всему в мире. А каждая женщина мечтает стать мамой. Орнаменты на костюме олицетворяют древо жизни. Сама ткань платья считалась барьером для злых духов, поскольку она проходила обряд ткацкой магии. Сейчас конечно все эти техники утеряны, но многие, кто хочет возродить осетинскую культуру, стараются восстановить их. Защитный орнамент наносился в тех местах, где заканчивалось охранное действие ткани и начиналось человеческое тело. Например, в углах полочки кафтанчика наносились орнаменты в виде равнобедренного треугольника, вершина которого обращена в угол полы. От основания треугольника расходились в стороны кривые. Такие фигуры играли роль оберега, символизирующего плодородие.

Но самая главная деталь осетинского женского платья, и не только свадебного, но и повседневного – это пояс. Пояс надевался поверх халата. Все такие изделия отличались по качеству, форме, материалу, зависели от достатка семьи. Серебряные пояса передавались из одного поколения в другое. Этот аксессуар защищал невесту от злых взглядов. Шапочки в форме усеченного пояса с золотой растительной вышивкой защищали от порчи, а также символизировали высокое положение невесты на осетинском свадебном торжестве.

1.2. Осетинский орнамент

Орнамент такого важного атрибута также нес в себе множество сложных символов. Заложенная в него древняя скифо-сарматская система знаков и символов до сих пор остается не до конца разгаданной.

Самым древним осетинским узорам и орнаментам более трех тысяч лет. Они украшали бронзовые предметы, найденные еще в XIX веке, и привлекли внимание всего мира мастерством исполнения. Эти предметы находятся сейчас в музеях. К сожалению в нашем городе они выставляются не так часто. Однако в историческом музее Северо-Осетинского государственного университета можно посмотреть на некоторые из них. Это студенты и преподаватели исторического факультета участвовали в археологических раскопках, и принесли их в дар своему институту.

Вообще осетинский орнамент был чрезвычайно популярным на одежде, головных уборах и обуви. Так как он носил важное символическое значение, то древние считали непременно важным, чтобы он сопровождал, а, следовательно, и защищал их постоянно. Орнамент наносился разными способами: на головные уборы и обувь он нашивался нитями или бисером, а на платьях – кожаными аппликациями.

Основные элементы осетинской орнаментики в 1-3 веках нашей эры были очень сложные по выполнению плетёные узоры, которые сочетали в себе животные мотивы – головы зверей и птиц среди завитков растительного орнамента. В этот период именно растительные мотивы имеют большую популярность, так как обработка земли и животноводство становятся первыми и главными занятиями, а, следовательно, всё народное искусство, верования и убеждения сводились именно к этим занятиям.

Для традиционного осетинского орнамента характерна так же геометричность начертания элементов, свободная композиция, простота, лаконичность. Все это отличает орнамент народов Северного Кавказа от искусства стран ислама и Европы. В нем довольно много встречается солярной символики - круги, кресты, свастики, изображение солнца в движении.

Аналогии, то есть похожие, осетинскому орнаменту обнаруживаются во многих культурах, с которыми было тесно связано североиранское общество. В первую очередь, народы Кавказа, сотни лет живших по соседству с алано-осетинами, а также среднеазиатский регион. А еще культура северных народов, например - угро-финская культура.

Основной орнаментальный символ, дошедший до нас из этого богатейшего культурного наследия - образ Богини-матери и Мирового древа, Древа жизни. Осетинский орнамент отражает в себе древние связи осетин с Византией, Россией, Ираном.

Когда я в процессе подготовки стала узнавать об осетинском платье и орнаментах, которые его украшают, я сделала вывод, что  национальные узоры – это такой мост, который соединяет прошлое и будущее. Современные осетины используют в своих торжествах старинную символику, часто не задумываясь о том, какой смысл вкладывали наши предки в орнамент.  И если не искать этот смысл, то со временем, мы можем потерять и нашу национальную особенность, носить платья просто с красивой вышивкой, не понимая для чего она создана.

1.3 Осетинские национальные платья в наше время

 Современные осетинские дизайнеры стараются украсить свои модели традиционным орнаментом. Совсем недавно, на праздновании так любимого нашим народом Дня Хетага очень многие мужчины и женщины пришли в одежде с национальной вышивкой. Я думаю, что осетинский орнамент скоро станет очень популярным.

Мастерские по изготовлению национального платья уже давно, с начала 90-х годов прошлого века. Это и салон свадебного платья Изольды Гогичаевой, и дизайнерская студия Лизы Габарати. И еще многие другие, менее известные ателье.

Осетинский орнамент стал узнаваемым брэндом на Северном Кавказе и далеко за его пределами. Объяснение этого успеха каждый видит по-своему. Кто-то отмечает, что традиционные элементы стильно смотрятся в современных костюмах и отвечают веяниям этно-стиля, так популярного в самых узнаваемых модных домах. Другие говорят, что фарн (благополучие) и силы оберега национального орнамента действуют и в современном мире.

Именно по этой причине большой популярностью пользуются сценические и концертные костюмы, изготовленные в традиционном стиле. Они украшают выступления государственных академических и самодеятельных коллективов РСО-Алания, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Чеченской Республики, Республики Ингушетия. Костюмы с национальной символикой востребованы в диаспорах народов Кавказа в разных уголках мира: Иордании, Турции, Сирии.

Заключение

Какие же выводы сделала я, узнав как создаются лучшие свадебные платья, поняв, что каждый элемент традиционной одежды несет в себе и смысловую нагрузку?

Прошлое и нынешнее время тесно связаны друг с другом. Мы – современные осетины несем в себе гены скифо-сармато-алан. И вместе с психологическим особенностями, традициями, обычаями и языком мы несем в себе частичку сакральной тайны, которая лежит в самых потаенных уголках души каждого народа. Сегодня многие знания утеряны, и к сожалению безвозвратно. Умирает и мой родной язык. Но все еще есть люди, которые говорят и мыслят на осетинском, есть люди, которые чтят заветы своих праотцов и верят в то, во что верили их предки.

Я сделала выводы, что многие утерянные знания, понятия и элементы культуры были зашифрованы в национальных орнаментах, в элементах и деталях традиционного платья. И если взяться за их расшифровку, то возможно еще восстановить те послания, которые они несли в себе.

Возрождение национального колорита в современной моде на традиционные элементы одежды, возрождение верований, восстановление национальных инструментов не должно быть сиюминутным порывом, который сдует как ветром, как только мы выжмем все соки из возрождения старинных элементов материальной культуры. Если исследовать национальную одежду осетин и дальше, то можно не только красиво и стильно выглядеть, но и узнать о своем народе много нового. Понять саму суть, душу осетин. А это в свою очередь станет подспорьем в сохранении самобытности, языка, традиций, обычай, а значит и сам осетинский народ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК

  1. Абальмазова Е.В. «Осетинский национальный костюм», Владикавказ, 1990г.
  2. Андиев Б.Ф., Андиева Р.Ф. «Осетинский орнамент», Северо-Осетинское кн.    изд-во, 2005г.

   

Интернет-ресурсы

  1. http://ossetians.com
  2. http://osetins.com/

   

                                                                                               



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

Исследовательская работа"История семьи - история народа"

Работа по изучению своих предков.Составление генеологического древа семьи....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ "МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА(чукчи, нивхи,ульчи, саяты(сойоты)) ДЛЯ 3-4 КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа дает обзор малочисленным северным народам, может использоваться в качестве конспекта к уроку по географии, доклада или творческого/исследовательского проекта....

Проектно-исследовательская работа учащихся 1 "А" класса ГБОУ школы 883 - "Особенности культуры русского народа"

В этой работе учащиеся 1 класса под руководством классного руководителя попробывали свои силы в исследовательской деятельности. В течении года, работав над проектом и получив определённые теоретически...

Открытый урок по осетинскому языку в 1 б классе по учебнику «ГОВОРИМ И ЧИТАЕМ ПО ОСЕТИНСКИ»

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001485 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001469 P { margin-bottom: 0.21cm; } ЦЕЛИ: - учить называть овощи и характеризовать их;- учить читать сл...

Проектно-исследовательская работа на тему "Куклы разных народов"

Сегодня, как и много лет назад кукла является одной из любимых игрушек. Наши бабушки и мамы играли в куклы. И у нас любимая игрушка – это кукла....

Исследовательский проект на тему : "Культура и традиции народов Поволжья"

Исследование культуры и традиций народов Поволжья. Посещение Саратовского Этнографического музея....