ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ "МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА(чукчи, нивхи,ульчи, саяты(сойоты)) ДЛЯ 3-4 КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Работа дает обзор малочисленным северным народам, может использоваться в качестве конспекта к уроку по географии, доклада или творческого/исследовательского проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokladv_obshchem_vide.doc584 КБ

Предварительный просмотр:

«МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА РОССИИ»

НИВХИ

(самоназвание – “человек”) гиляки (устаревшее) — народ в России, численностью около 5000 человек. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин. Говорят на изолированном нивхском языке. Распространен также русский язык.

Ведут оседлый образ жизни. Селения располагаются обычно по берегам рек и морскому побережью.

Основные традиционные занятия — рыболовство (кета, горбуша) и морской промысел (тюлень, белуха), охота, собирательство, собаководство, домашний промысел.

Традиционная одежда состояла из штанов и халата, сшитых из рыбьей кожи или бумажной материи. Зимой носили шубу из собачьего меха, мужчины поверх шубы надевали юбочку из нерпичьей шкуры. Головной убор — наушники, меховая шапка, летом коническая берестяная или матерчатая шляпа. Обувь из тюленьей и рыбьей кожи. Традиционная пища — сырая и вареная рыба, мясо морских зверей и лесных животных, ягоды, моллюски, водоросли и съедобные травы.

Официально считались православными, но сохраняли традиционные верования (культ природы, медведя, шаманство). Вплоть до 1950-х гг. у нивхов Сахалина сохранялся классический медвежий праздник с убоем выращенного в клетке медведя. Сложилась норма бережно относиться к окружающей природе и разумно пользоваться её богатством.

В настоящее время издаются буквари на амурском и восточно-сахалинском диалектах нивхского языка, книги для чтения, словари, газета “Нивх диф” (“Нивхское слово”).

СОЙОТЫ(ИЛИ САЯТЫ)

 коренной народ республики Бурятия (населяет Окинский район Бурятии) численностью около 2800 человек.

      Первые письменные источники о сойотских племенах относятся к XVII веку. Изначально сойотов при переписи населения записывали как бурят, т.к. есть предположение, что они являются дальними потомками этого народа, хотя сойоты сохранили собственную культуру и этническое самосознание. Лишь перепись 2002 г. учла сойтов отдельной народностью.

     Говорят на бурятском и сойотском языках. Для сойотского языка в 2001 году разработана письменность, изданы букварь и учебные пособия, внедряется преподавание языка в школах.

     Основные традиционные занятия – оленеводство, охота, скотоводство.

     В основе традиционной социальной организации — объединение нескольких родов, во главе которых стоит совет из старейшин родов. Недавно возрождён национальный сойотский праздник Жогтаар («Встреча»), который в 2004 году был переименован в Улуг-Даг («Великая гора» — в честь горы-покровителя Бурин-хан). 

     Сойоты живут абсолютно без привычных для нас вещей: телевизоров, супермаркетов, светофоров и даже асфальтированных дорог. Первый вестник Большой Цивилизации – сотовая связь, нагрянула к сойотам лишь летом 2007 года.

УЛЬЧИ

нани (самоназвание, “местные люди”), мангуны (устаревшее название), народ в России (около 3,2 тыс. человек). Живут в Ульчском районе Хабаровского края. Говорят на ульчском языке. Письменность создана в 1970–80-е гг. на основе русской графики.

Ульчи ведут оседлый образ жизни; возраст некоторых селений насчитывал многие десятки и даже сотни лет.

Традиционные занятия — круглогодичное рыболовство, охота на морского и лесного зверя.

Традиционная мужская и женская одежда: халаты из ткани, арми — из рыбьей кожи. Мужчины носят юбки из нерпичьих шкур, охотничьи куртки из лосиных шкур, меховые шапочки. Женская одежда украшалась меховой мозаикой и разноцветным орнаментом и пр.

В пище преобладает рыба. Ее употребляют в сыром, вареном, жареном, печеном, сушеном, вяленом видах.

Верят в различных духов и богов, однако, часть уличей – православные христиане.

Старинный обряд - охота на медведя, поедание его мяса проходили с соблюдением множества табу. Существовал обычай выращивания медведя в течение нескольких лет в неволе. Содержание медведя, приглашение гостей на Медвежий праздник, сопровождавшийся пиром, множеством игр, собачьими гонками и т. п. — все это должно было умилостивить духа-хозяина тайги.

Уникальным центром сохранения и развития культуры в наше время является село Булава Ульчского района Хабаровского края. Здесь созданы детская художественная школа, музейный исторический комплекс. Газета “Амурский маяк” периодически издает страницу на ульчском языке, а местное радиовещание готовит передачи о жизни, быте, культуре народа.

ЧУКЧИ

 (самоназвание — “настоящие люди”) — народ в Российской Федерации (15,1 тыс. человек), коренное население Чукотского АО, живут также на севере Корякского АО и в Нижне-Колымском районе Якутии. Говорят на чукотском языке. Распространён также русский язык.

Чукчи подразделялись на оленных — тундровых кочевых оленеводов и приморских — оседлых охотников на морского зверя, живущих совместно с эскимосами.    

Основное занятие тундровых чукчей — кочевое оленеводство. Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя. На тюленей охотятся в одиночку, подползая к ним, маскируются и подражают движениям животного.

Традиционные ремёсла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин

Традиционная одежда — глухая, из шкур оленей и нерп. Мужчины носили двойную рубаху длиной до колен, подпоясанную ремнём. У приморских чукчей была распространена одежда из кишок моржа.

Основная пища оленных чукчей — оленина, береговых — мясо морского зверя.

Чукчи сохранили дохристианские верования.

Традиционные праздники были связаны с хозяйственными циклами. Например, праздники приморских чукчей: весной —праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью — жертвоприношение морю, поздней осенью — праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, по окончании праздника сжигаемой.

Письменность с 1931 на основе латинской, с 1936 — на основе русской графики. Чукотский язык преподаётся в школах, на нём ведутся радио- и телепередачи, в Магадане издаётся литература. С 1990-х гг. проблемами возрождения традиционной культуры чукчей занимается Ассоциация народов Чукотки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по окружающему миру в 4 классе начальной школы - 2016

Материал включает задания по окружающему миру за полный курс начальной школы. Готовые бланки заполняются самими учащимися в самом начале олимпиады....

Анализ работы методического объединения учителей коррекционных классов начальной школы

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязан...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...

Проектно-исследовательская работа на тему "Куклы разных народов"

Сегодня, как и много лет назад кукла является одной из любимых игрушек. Наши бабушки и мамы играли в куклы. И у нас любимая игрушка – это кукла....

Что мы знаем о народах России? Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе. УМК «Школа России»

Технологическая карта урока с использованием заданий образовательной платформы Учи.ру...

Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.

Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной  деятельности по русскому языку в начальной школе....