ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ "МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА(чукчи, нивхи,ульчи, саяты(сойоты)) ДЛЯ 3-4 КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме
Работа дает обзор малочисленным северным народам, может использоваться в качестве конспекта к уроку по географии, доклада или творческого/исследовательского проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokladv_obshchem_vide.doc | 584 КБ |
Предварительный просмотр:
«МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА РОССИИ»
НИВХИ
(самоназвание – “человек”) гиляки (устаревшее) — народ в России, численностью около 5000 человек. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин. Говорят на изолированном нивхском языке. Распространен также русский язык.
Ведут оседлый образ жизни. Селения располагаются обычно по берегам рек и морскому побережью.
Основные традиционные занятия — рыболовство (кета, горбуша) и морской промысел (тюлень, белуха), охота, собирательство, собаководство, домашний промысел.
Традиционная одежда состояла из штанов и халата, сшитых из рыбьей кожи или бумажной материи. Зимой носили шубу из собачьего меха, мужчины поверх шубы надевали юбочку из нерпичьей шкуры. Головной убор — наушники, меховая шапка, летом коническая берестяная или матерчатая шляпа. Обувь из тюленьей и рыбьей кожи. Традиционная пища — сырая и вареная рыба, мясо морских зверей и лесных животных, ягоды, моллюски, водоросли и съедобные травы.
Официально считались православными, но сохраняли традиционные верования (культ природы, медведя, шаманство). Вплоть до 1950-х гг. у нивхов Сахалина сохранялся классический медвежий праздник с убоем выращенного в клетке медведя. Сложилась норма бережно относиться к окружающей природе и разумно пользоваться её богатством.
В настоящее время издаются буквари на амурском и восточно-сахалинском диалектах нивхского языка, книги для чтения, словари, газета “Нивх диф” (“Нивхское слово”).
СОЙОТЫ(ИЛИ САЯТЫ)
коренной народ республики Бурятия (населяет Окинский район Бурятии) численностью около 2800 человек.
Первые письменные источники о сойотских племенах относятся к XVII веку. Изначально сойотов при переписи населения записывали как бурят, т.к. есть предположение, что они являются дальними потомками этого народа, хотя сойоты сохранили собственную культуру и этническое самосознание. Лишь перепись 2002 г. учла сойтов отдельной народностью.
Говорят на бурятском и сойотском языках. Для сойотского языка в 2001 году разработана письменность, изданы букварь и учебные пособия, внедряется преподавание языка в школах.
Основные традиционные занятия – оленеводство, охота, скотоводство.
В основе традиционной социальной организации — объединение нескольких родов, во главе которых стоит совет из старейшин родов. Недавно возрождён национальный сойотский праздник Жогтаар («Встреча»), который в 2004 году был переименован в Улуг-Даг («Великая гора» — в честь горы-покровителя Бурин-хан).
Сойоты живут абсолютно без привычных для нас вещей: телевизоров, супермаркетов, светофоров и даже асфальтированных дорог. Первый вестник Большой Цивилизации – сотовая связь, нагрянула к сойотам лишь летом 2007 года.
УЛЬЧИ
нани (самоназвание, “местные люди”), мангуны (устаревшее название), народ в России (около 3,2 тыс. человек). Живут в Ульчском районе Хабаровского края. Говорят на ульчском языке. Письменность создана в 1970–80-е гг. на основе русской графики.
Ульчи ведут оседлый образ жизни; возраст некоторых селений насчитывал многие десятки и даже сотни лет.
Традиционные занятия — круглогодичное рыболовство, охота на морского и лесного зверя.
Традиционная мужская и женская одежда: халаты из ткани, арми — из рыбьей кожи. Мужчины носят юбки из нерпичьих шкур, охотничьи куртки из лосиных шкур, меховые шапочки. Женская одежда украшалась меховой мозаикой и разноцветным орнаментом и пр.
В пище преобладает рыба. Ее употребляют в сыром, вареном, жареном, печеном, сушеном, вяленом видах.
Верят в различных духов и богов, однако, часть уличей – православные христиане.
Старинный обряд - охота на медведя, поедание его мяса проходили с соблюдением множества табу. Существовал обычай выращивания медведя в течение нескольких лет в неволе. Содержание медведя, приглашение гостей на Медвежий праздник, сопровождавшийся пиром, множеством игр, собачьими гонками и т. п. — все это должно было умилостивить духа-хозяина тайги.
Уникальным центром сохранения и развития культуры в наше время является село Булава Ульчского района Хабаровского края. Здесь созданы детская художественная школа, музейный исторический комплекс. Газета “Амурский маяк” периодически издает страницу на ульчском языке, а местное радиовещание готовит передачи о жизни, быте, культуре народа.
ЧУКЧИ
(самоназвание — “настоящие люди”) — народ в Российской Федерации (15,1 тыс. человек), коренное население Чукотского АО, живут также на севере Корякского АО и в Нижне-Колымском районе Якутии. Говорят на чукотском языке. Распространён также русский язык.
Чукчи подразделялись на оленных — тундровых кочевых оленеводов и приморских — оседлых охотников на морского зверя, живущих совместно с эскимосами.
Основное занятие тундровых чукчей — кочевое оленеводство. Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя. На тюленей охотятся в одиночку, подползая к ним, маскируются и подражают движениям животного.
Традиционные ремёсла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин
Традиционная одежда — глухая, из шкур оленей и нерп. Мужчины носили двойную рубаху длиной до колен, подпоясанную ремнём. У приморских чукчей была распространена одежда из кишок моржа.
Основная пища оленных чукчей — оленина, береговых — мясо морского зверя.
Чукчи сохранили дохристианские верования.
Традиционные праздники были связаны с хозяйственными циклами. Например, праздники приморских чукчей: весной —праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью — жертвоприношение морю, поздней осенью — праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, по окончании праздника сжигаемой.
Письменность с 1931 на основе латинской, с 1936 — на основе русской графики. Чукотский язык преподаётся в школах, на нём ведутся радио- и телепередачи, в Магадане издаётся литература. С 1990-х гг. проблемами возрождения традиционной культуры чукчей занимается Ассоциация народов Чукотки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по окружающему миру в 4 классе начальной школы - 2016
Материал включает задания по окружающему миру за полный курс начальной школы. Готовые бланки заполняются самими учащимися в самом начале олимпиады....
Анализ работы методического объединения учителей коррекционных классов начальной школы
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязан...
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...
Проектно-исследовательская работа на тему "Куклы разных народов"
Сегодня, как и много лет назад кукла является одной из любимых игрушек. Наши бабушки и мамы играли в куклы. И у нас любимая игрушка – это кукла....
Что мы знаем о народах России? Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе. УМК «Школа России»
Технологическая карта урока с использованием заданий образовательной платформы Учи.ру...
Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.
Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе....