Конспект и презентация урока по УГДД "Героизм тружеников тыла"
план-конспект урока по истории (4 класс)

Машковская Светлана Ивановна

Расширять представление учащихся о работе тружеников тыла для фронта. Способствовать формированию информационной компетенции, способствовать формированию чувств восхищения, сострадания, гордости и уважения к труженикам тыла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geroizm_truzhenikov_tyla.doc45.5 КБ
Файл geroizm_truzhenikov_tyla.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Героизм тружеников тыла»

Цели: расширить представление учащихся  о работе тружеников тыла для фронта;

способствовать формированию информационной  компетенции; способствовать воспитанию чувства, восхищения, сострадания, гордости, уважения к труженикам тыла.

Ход урока

  1. Ввод в тему.

- Ребята, посмотрите на слайды презентации, скажите, какое историческое событие на них отражено?  Слайд 1,2.  (Великая Отечественная война).

- Назовите годы Великой  Отечественной  войны.

2. Переход к новой теме.

-Ребята, скажите, без чего солдаты не могли воевать на фронте?

(без боеприпасов, техники, еды, одежды).

Всё это производилось в тылу советскими людьми.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: «Героизм тружеников тыла».  Слайд 3, 4.

- Какие цели мы поставим на уроке?  (Расширить знания учащихся по теме,  научиться пересказывать, отвечать на вопросы).

  1. Работа над новой темой.

 - Прошу вас слушать внимательно, принимать участие в уроке.

 Рассказ учителя, работа над вопросами. Слайдами.    

А) Советские люди в тылу не жалели сил ради победы над врагом. Все, кто жил и работал в тылу, оказывали помощь фронту. Благодаря труду советских людей на многих заводах в 1944 году СССР стал опережать Германию по количеству военной техники. На  заводах трудились не только мужчины, но и женщины, и дети. Рабочие писали на самолетах и танках послания бойцам: «Бей фашистов!», «За Родину!», «За Отечество!» И солдаты, читая эти надписи, понимали, что в тылу люди трудятся вместе с ними ради победы над врагом. Слайд 5,6.

Б) Большинство мужчин воевали на фронте, поэтому в колхозах трудились женщины и молодежь. Те, кто работали в тылу, получали  небольшую зарплату.  И все же они часть этих денег добровольно тратили на посылки для советских бойцов. Женщины вязали теплые варежки и носки. Из своих рабочих пайков они клали в посылки печенье, конфеты, табак. Посылки отправлялись на фронт. На фронте солдаты получали письма от дорогих им людей.  В письмах родные поддерживали бойцов, верили в их стойкость и мужество. Слайд 7. 

В) Также был организован сбор средств на предприятиях и от населения на военные нужды. На собранные средства строили танки, самолёты, артиллерийские орудия и  передавали их бойцам.

- Прочтите надписи на самолёте, танке.   Слайд 8.

Г)   - Скажите, ребята, что такое совинформбюро?    Советское информационное бюро, которое передавало информацию с фронта.

На улицах городов, в помещениях предприятий были размещены радиоприёмники, чтобы все могли слушать новости с фронта. Все важнейшие новости о боевых действиях по радио читал диктор Юрий Борисович Левитан.

- Послушайте голос Левитана, как вы думаете, почему ему поручали чтение самых важных новостей?    Слайд 9.

Д) Многие горожане шли на фронт, а их комнаты пустовали. Чтобы не было грабежей, в городах был установлен комендантский час. Люди могли свободно передвигаться по городу только до 8 часов вечера. За соблюдением комендантского часа наблюдали патрули из милиционеров рабочих. Они ходили ночью по улицам и проверяли у горожан документы. Патруль имел право задерживать всех подозрительных людей. Если патруль заставал человека на месте преступления, то имел право его расстрелять. Так в городах поддерживался порядок.  Слайд 10.

 Е) Свой вклад в борьбу с врагом внесла и Русская православная церковь. Многие священники воевали на фронте. Также в церквях был организован  сбор средств для фронта. За годы войны было собрано более 200 миллионов рублей. На эти средства была сооружена танковая колонна имени полководца Дмитрия Донского, две авиа-эскадрильи – Александр Невский и «За Родину».  Оказывалась помощь инвалидам войны, раненым,  детям – сиротам. Во всех церквях молились о даровании победы над фашистами.     Слайд 11.

Ж) Сотни женщин трудились в госпиталях. Они ухаживали за ранеными бойцами. Огромный вклад внесли врачи и ученые медики. Было изобретено лекарство с антимикробным действием -  пенициллин. С помощью этого лекарства вылечили тысячи раненых бойцов. Они снова смогли вернуться на фронт.  В тылу работали десятки научных лабораторий, где проводились исследования по физике, медицине и биологии. Слайд 12.

З) Под открытым небом, в землянках, в госпиталях  выступали бригады артистов. Знаменитая певица Клавдия Шульженко исполняла фронтовые песни, которые брали за душу, были близки бойцам. Одна из таких песен «Синий платочек».  

- Прослушайте эту песню.  Слайд 13.

    На этой фотографии концерт знаменитой певицы Лидии Руслановой.  Певица на свои собственные средства от довоенных гастролей приобрела для фронта две батареи «Катюш».

  В начале войны в её репертуаре появилась песня «Валенки», которую на фронте очень полюбили. 2 мая 1945 года русские артисты выступали в Берлине у стен рейхстага. Больше всего солдаты просили исполнить Русланову знаменитые «Валенки» и певица объявила: «А сейчас  Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали».

-Я предлагаю вам послушать куплет  песни «Валенки». Слайд 13.

Физминутка  Слайд 14.

- Ребята, я предлагаю сейчас прослушать песню военного времени «Катюша».

- Вам понравилась песня?- Чем она вам понравилась?

И) Свой вклад вносили и деятели культуры. В 1941 году поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач и композитор Александр Васильевич Александров написали песню «Священная война». Эта песня стала гимном Советского Союза во время войны.

-Прослушайте эту песню.  Слайд 15.

- Ребята, какие чувства вы испытали, слушая эту песню?

- К чему призывает песня советских людей ?

- Кому призывает песня дать отпор?

- Почему война названа народной?

- Как вы думаете, эта песня поддерживала боевой дух людей?

- Как вы думаете, почему  эта песня стала гимном Советского Союза во время войны?  

К) Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов шли в бой вместе с бойцами, чтобы донести до людей правду о войне.  Благодаря  им,  страна узнавала о своих героях. А героем был каждый воевавший в этой страшной войне.  Слайд 16.

Л) Война была страшным этапом для всех советских людей, но даже в это трудное время на киностудиях снимались художественные фильмы. Самыми знаменитыми артистами военного времени были Николай Афанасьевич Крючков и Павел Петрович Кадочников. Их знали и любили все зрители. Слайд 17.

 М) За трудовые подвиги более 16 миллионов тружеников тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».  Слайд 18.

  1. Обобщение. Итог урока.

 - Ответьте, пожалуйста,  на вопросы.

- Что писали на самолетах и танках работники бойцам?

- Какую помощь оказывали советские люди фронту?

- Как трудились женщины в тылу? А дети?

- Для чего собирали деньги на предприятиях?

- Зачем в городах устанавливали комендантский час?

- Из кого состоял патруль?

- Как люди узнавали о положении на фронте?

- Какой вклад внесли медики в годы войны?

- Какой вклад внесли деятели культуры?

- Можно ли назвать вклад тружеников тыла героизмом? А почему?

- Как вы думаете, почему работники тыла, так же как и бойцы, названы героями?

- Чем были награждены труженики тыла?

- Скажите, а почему тема нашего урока называется «Героизм тружеников тыла»?

  -Мы чтим память погибших. А всем, кто работал и выжил в эти трудные годы, мы желаем здоровья и долгих лет жизни.  Слайд 19.

- Ребята, дополните предложения.     Слайд 20.

6. Домашнее задание.

-Из  заголовков  слайдов  я  составила  план.  Запишите его в тетрадь.  Нужно приготовить пересказ по этому плану.  Слайд 21.

7. Рефлексия. Слайд 22.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Героизм тружеников тыла

Слайд 4

Лозунги « В тылу как на фронте», « Все для фронта! Все для победы!» стали основными лозунгами тружеников тыла

Слайд 5

За три года войны выпущено самолетов 35 тысяч

Слайд 6

Рабочие писали на боеприпасах, самолетах и танках послания бойцам Красной Армии

Слайд 7

Часть заработанных денег люди добровольно тратили на посылки для советских бойцов. В посылках были теплые варежки и носки, печенье, конфеты, табак и консервы. Пионеры подписывают свою посылку, предназначенную для отправки в действующую армию Варежки и носки фронту

Слайд 8

На предприятиях был организован сбор средств от населения на воен­ные нужды. На собранные средства строили танки, самолеты, артиллерийские орудия. Люди готовы были пожертвовать всем ради победы.

Слайд 9

О положении на фронтах люди в тылу узнавали в основном из сообще­ний по радио. В самом начале войны было создано Советское информационное бюро — Совинформбюро . Все важнейшие новости Совинформбюро о боевых действиях по радио читал диктор Юрий Борисович Левитан. Его голос знала вся страна.

Слайд 10

Военное время коснулось и положения в городах. Многие горожане ушли на фронт, а их комнаты пустовали. Чтобы не было грабежей и пре­ступлений, в городах был установлен комендантский час. Люди имели право свободно передвигаться по городу только до 8 часов вечера. Чтобы ходить по улицам после 8 часов, нужно было иметь специальный пропуск . За соблюдением комендантского часа следили патрули из отрядов милиции и рабочих. Они ходили ночью по улицам и проверяли у граждан документы.

Слайд 11

Свой вклад в борьбу с врагом внесла и Русская православная церковь Она организовала сбор средств для фронта. На церковные средства были построены десятки танков и самолетов . Русская Церковь с помощью верующих с 1941 по 1943гг внесла в Фонд обороны 200 миллионов рублей. К концу войны общая сумма средств, переданных на нужды обороны, увеличилась до 300 миллионов рублей

Слайд 12

Огромный вклад в победу внесли врачи и ученые-медики В широкую медицинскую практику был введен пенициллин . С помощью этого лекарства вылечили тысячи раненых бойцов. Они снова смогли вернуться на фронт.

Слайд 13

Лидия Русланова Вклад в победу вносили и деятели культуры. На фронтах и в госпита­лях перед ранеными выступали бригады советских артистов. Клавдия Шульженко

Слайд 15

В 1941 году поэт В.И. Лебедев-Кумач и композитор А.В. Александров опубликовали и исполнили свою песню «Священная война». Эта песня стала гимном Советского Союза во время войны. В.И. Лебедев-Кумач А.В. Александров

Слайд 16

Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов воевали вместе с бой­цами Красной армии, чтобы донести до людей правду о войне. Они вместе с бойцами Красной армии находились в окопах и шли в бой. Во время боя они фотографировали подвиги советских солдат и офицеров. Благодаря им страна узнавала о своих героях.

Слайд 17

На киностудиях снимались во время войны и художественные фильмы. Самыми знаменитыми артистами военного времени были Николай Афанасьевич Крючков и Павел Петрович Кадочников Н.А. Крючков П. П. Кадочников

Слайд 18

За трудовые подвиги более 16 миллионов тружеников тыла были на­граждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Слайд 19

Помним. День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас. Мы обязаны помнить об этом всегда. Помнить погибших и не доживших до сегодняшнего дня. Почтим павших минутой молчания.

Слайд 20

20 Дополните предложение: Без самоотверженной работы советских людей в тылу… К труженикам тыла я испытываю чувства…

Слайд 21

21 1. Выпуск военной продукции. 2. Отправка посылок на фронт. 3. Сбор средств на военные нужды. 4. Совинформбюро . 5. Положение в городах. 6. Вклад Русской православной церкви. 7. Вклад медиков. 8. Вклад деятелей культуры 9. Вклад корреспондентов План

Слайд 22

22 На уроке я узнал (узнала)… Оцениваю свою работу на уроке…, так как… Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Н.Носов На горке"

Это урок знакомства с новым произведением Носова. Для повторения пройденного используется викторина по произведениям  писателя для детей.   К уроку прилагается презентация. Размеры през...

конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

Конспект и презентация урока по обучению грамоте "Буква З"

Конспект урока обучения грамоте по программе "Пнрспектива" и презентация к уроку....

Конспект и презентация урока ( Программа "Школа России" ). Тема урока "Строчная буква м"

Данная презентация предназначена для 1 класса начальной школы. Поможет учителю познакомить детей с буквой и звуком "М"....

Конспект и презентация урока ( Программа "Школа России" ). Тема урока "Строчная буква ч"

Данный конспект с презентацией поможет учителю в обучении детей письму строчной буквы "ч"...

Презентация ко Дню Победы (труженики тыла)

Презентация о тружениках тыла, об их заслуге в победе в ВОВ...

урок города "Героизм тружеников тыла"

Презентация и конспект урока города "Героизм тружеников тыла"...