КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Тема: День реабилитации кубанского казачества
классный час по истории (3 класс)

Евсеева Анастасия Владимировна

Цель: познакомить учащихся с историей кубанского казачества, показать  их героическую роль защищавших родную землю.  Раскрыть понятия о реабилитации и репрессированного кубанского казачества.

Задачи:

Образовательные: формировать знания об истории кубанского казачества, о реабилитации  и репрессии кубанского казачества;

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма за свою Малую Родину и героев;

Развивающие: развивать мышление, память, воображение; развивать умения устанавливать соответствия между историческими событиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3a.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Тема: День реабилитации кубанского казачества

Класс: 3 «А»                                                 

Ф.И.О.: Евсеева Анастасия Владимировна

Цель: познакомить учащихся с историей кубанского казачества, показать  их героическую роль защищавших родную землю.  Раскрыть понятия о реабилитации и репрессированного кубанского казачества.

Задачи:

Образовательные: формировать знания об истории кубанского казачества, о реабилитации  и репрессии кубанского казачества;

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма за свою Малую Родину и героев;

Развивающие: развивать мышление, память, воображение; развивать умения устанавливать соответствия между историческими событиями.

Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный, убеждения.

Формы обучения и воспитания: классный час

Средства обучения и воспитания: наглядные (карточки); м/м презентация.

Используемые технологии: развивающего обучения

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход внеурочного мероприятия.

  1. Организация класса.

1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Нас зовут Анастасия Владимировна.

- Я рада видеть вас. Сегодня классный час проведу у вас я.

2. Эмоциональный настрой.

-Посмотрите друг на друга, подарите улыбки своему другу слева и справа.

II. Подведение к теме занятия. Целеполагание.

- Сейчас я прочитаю вам загадку, а вы отгадаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить на классном часе:

Погоны желтые, шашки

Острые, пики длинные,

кони борзые. Полем

едут с песнями,

Искать царю честь, себе славу.  (Казаки)

- По каким признакам вы определили,  что это казаки?

-Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О казаках)

- Правильно, ребята, тема нашего классного часа «День реабилитации кубанского казачества».

- Что нового мы сегодня узнаем на классном часе?

- Вспомним, кто такие казаки.

- Узнаем значение слов «реабилитация», «расказачивание»

 - Узнаем дату реабилитации кубанского казачества.

III. Основная часть.

  1. Рассказ учителя по теме классного часа

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о  непростой казачьей доле, связанной с гонениями на казаков, репрессиями  времен Гражданской войны и 1920 гг. XX века.  Целью нашей встречи явилось рассказать о жизни казаков и конечно же о реабилитации и «расказачивании» кубанского казачества.

2. Работа по расширению и уточнению словарного запаса учащихся.

- Ребята, а кто такие казаки? (Слово «казак» тюркского происхождения и в переносном смысле означает «вольный человек». Казаки – народ исконно русских корней и православной веры, создавший за многие столетия своего существования самобытную культуру).

  - На протяжении занятия вам будут встречаться такие слова, как РЕПРЕССИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ. (карточки со словами вывешены на доску) 

- А как вы понимаете слово реабилитация? (реабилитация – это восстановление в правах, восстановление доброго имени) 

- Репрессия? (в переводе означает  подавление, наказание, применяемое  государственными властями)

- А кто знает, что означает слово «расказачивание»? (Слово «расказачивание» означало прекращение существование казаков насильственным путем).

3. Вступительное слово учителя.

- Они ковали нашу историю, о них слагали легенды, их кровью полита кубанская земля, но они так и не поняли, почему в их судьбе появилось «черное пятно». Наши предки-казаки били турок, защищали крепость Баязет, бесстрашно сражались на фронтах Первой мировой войны, Великой Отечественной, а в мирное время растили хлеб, воспитывали детей. Но то, что в их судьбе настанет час расплаты за доблесть и отвагу, честь и слепую преданность своей Родине, казакам не могло присниться даже в самом страшном сне. Но этот страшный час всё-таки пришёл. И это был не сон… Это была страшная реальность, которая затянулась на десятилетия, как лист исписанной бумаги, одним движением скомкали всё, чем жили и за что боролись казаки.

а) Рассказ о  «Расказачивании».

- Великая Октябрьская революция  1917 года вторгся в жизнь людей и навсегда изменил их судьбы. Казаки старались держаться от политики в стороне. Им было что терять, но события развивались с такой скоростью, что просто наблюдать становилось всё сложнее.

У казаков отбирали земли, которыми они владели, забирали домашний скот и сельскохозяйственные продукты. А кто не подчинялся – того ждал расстрел. Расстреливали целые семьи, сжигали целые станицы.  Те, кто исполнял приговор, хотели одного: уничтожить казачество раз и навсегда, чтобы не нашлось больше сил подняться! Их убивали, запугивали, старались напрочь выбить непримиримый казачий дух. Семьдесят лет казаки искали правду.

    Но только 25 лет назад все предъявленные  обвинения  с казаков были сняты! Ощутить свободу им помог Закон от 26 апреля 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов". Этот день считается Днём реабилитации кубанского казачества.

-25 лет назад состоялось первое шествие 80 казаков в Краснодаре. Они шли по улице Красной и пели песню «Распрягайте, хлопцы, коней…».

А сейчас асфальт центральной улицы кубанской столицы горит под несколькими тысячами пар казачьих сапог…

4.Просмотр видеоролика «Парад казаков в Краснодаре».

-Всё слилось в этом строю: прошлое, настоящее и будущее. Рука об руку шагают на параде вчера, сегодня и завтра. Споры о том, надо было или нет возрождать казачество, многие ведут до сих пор. Но для настоящих казаков такой вопрос не возникал никогда, ни в годы гонений, ни сейчас. За этими словами стоит подлинная героическая история кубанского казачества.

б) Выступление о «Шипкинской обороне».

   В Турецкую войну 1877-1878 г. самым трагическим эпизодом была «Шипкинская оборона». Турецкая армия стремилась сбросить русских с горного перевала Шипка. Оборона длилась 5 месяцев  с июля по декабрь 1877 г. В ней  участвовало 4 казачьих сотни (135 человек). Русские солдаты и казаки в буран и стужу,  замерзая в окопах из снега и льда, отражали врага ружейными залпами, а если не хватало снарядов – градом камней. Герои Шипки преградили путь туркам в Северную Болгарию, предотвратили истребление болгарского народа. Казакам, погибшим при освобождении Болгарии во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, торжественно открыт памятник у подножия Шипкинского горного перевала. Этот памятник – символ крестного пути русских воинов и казаков, продемонстрировавших в боях за освобождение Болгарии величие русского духа.

в) Выступление о  «Крепости Баязет».

-Не менее героической была оборона крепости Баязет на Кавказском фронте, в которой принимали участие наши предки – казаки-хопёрцы. Первый удар русская армия нанесла по крепости Ардаган. Затем была взята крепость Баязет, это был замок на горе с трудными подступами к нему.  Здесь разместился гарнизон: 3 роты пехоты, 2 сотни Уманского и 1 сотня Хопёрского казачьих полков. Турки предприняли попытку отбить Баязет. Солдаты  укрепились в крепости, заложив все выходы и окна камнями. Турки начали штурм укрепления, но русские воины встретили врага убийственным огнем и заставили отступить. В крепости не было воды, и многие смельчаки поплатились жизнью при доставке ее из источника. Турки по нему били без промаха. Начальник крепости, пав духом, решил поднять белый флаг. Офицеры застрелили его. Начальником крепости был назначен другой офицер, который потом в своих записках писал: «2-3 суточных сухарика и одна столовая ложка воды при 40-50 градусах палящей жары в течение многих дней осады сделали свое дело: они не убили гарнизон, но обратили его в толпу скелетов и живых мертвецов, на которых без душевного содрогания и ужаса нельзя было взглянуть». Тем не менее, защитники Баязета стойко отражали атаки врага и сами делали вылазки. На предложение турок, сложить оружие, было гордо заявлено: «Русские не сдают крепостей, а сами берут их».

Когда доведенный до последней степени изнеможения гарнизон готовился взорвать себя вместе с крепостью, показалось подкрепление  русских  войск. Защитники Баязета поддержали наступающих огнем из крепости, а часть казаков и солдат вышли им навстречу. 23-хдневная оборона Баязета  - одна из славных страниц истории войны 1877-1878гг.

г) Выступление о «Кущёвской атаке».

Геройски проявили себя казаки и во время Великой Отечественной войны. В августе 1942 года в Районе ст. Кущёвской произошло крупное сражение. На защиту донских и кубанских степей встали казаки - кубанские и донские. Они объединились для того, чтобы противостоять немецким захватчикам. Во время битвы казак Константин Недорубов уничтожил 70 фашистов. Казак стал героем Советского Союза.

Во время Кущевской атаки погибла не одна тысяча донских и кубанских казаков. В память о погибших в Кущевской атаке  открыли музейно-туристический комплекс "Поле казачьей славы".

     Немецкие солдаты прозвали казаков «колдунами», так как их трудно было одолеть в бою. В письмах немцы жаловались: «Проклятые казаки! То лежат под брюхом коней, и не увидишь их там, то сидят птицами на деревьях. Втащат на него колесо или дверь, прикрепят там и усядутся по 2 или 4 человека. Бьют оттуда на выбор, а их и не увидишь. Ни начальников этим чертям не надо, ни счету они никакого не знают, их всего 10-15 человек, а перебьют 30,а 20 в плен возьмут, остальных в бегство обратят. Придет помощь, а их следа нет».

-Сила духа, смелость, вера, любовь к Родине - всё это дало им право называться казаками. Так что, «Возрождение казачества – это вовсе не ребячество!»

IV.        Итог занятия.

- Сегодня на Кубани живёт много семей, для которых слово «РЕПРЕССИЯ» не просто слово. До нас эхом доносятся стоны загубленных и обездоленных людей, которые так и не смогли понять, за что с ними так жестоко поступили.  День 26 апреля — памятная дата, свидетельствующая о том, что казачество, перенесшее трудные годы забвенья, выжило и снова встало на службу обществу. Кубанское казачье войско сегодня — это не только дух, характер, но и реальная сила, способная эффективно работать на благо Кубани.

Вы, будущее нашей страны, нашего края, вы  должны хранить и развивать славные традиции кубанских казаков, плодотворно учиться и работать на благо Кубани и России.

Рефлексия.

- Казаки чтили кубанские традиции.  

- Назовите с каким из кубанских традиций вы знакомы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ       Тип программы:              образовател...

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Тема: Виртуальная экскурсия по местам боевой славы.

Цель: обогатить знания детей об исторических памятниках станицы,  местах боевой славы  родной станицы.Задачи:Образовательные: формировать общее представления об исторических памятниках; позн...