Организация уроков изобразительного искусства и дидактическая работа на разных этапах в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Олейникова Софья Владимировна
В статье показано, как наиболее эффективно подготовиться учителю к уроку изобразительного искусства: какие материалы использовать, как правильно организовать рабочее место ученика, как воспользоваться тем или иным предметом на уроке, чтобы ребенок осознал его необходимость. Приведены примеры дидактических коррекционных игр на разных этапах урока, чтобы учитель мог легко и увлекательно провести урок даже со скучной темой, а ребенок с удовольствием рисовал, даже если у него нет особенных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizciya_urokov_izo.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Организация уроков изобразительного искусства и дидактическая работа на разных этапах  в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

        При изучении особенностей развития детей, обучающихся в школе VIII вида, становится явным частичное недоразвитие их познавательной и практической деятельности, эмоционально волевой сферы и других качеств личности. В изобразительной деятельности участвуют  в большей или меньшей степени все психические процессы. Рисование  имеет большое положительное влияние на развитие восприятия формы, цвета, и пространственных отношений, формирует эмоциональную оценку произведений искусства и собственных работ. А правильно организованные уроки по рисованию в еще большей степени помогают ребенку раскрыться, передать суть, точнее и насыщенней изобразить   предложенную тему.

        На уроке ИЗО учитель ставит  общеобразовательные и воспитательные задачи. Неудобства, связанные с плохой подготовкой рабочего места, могут внести серьезные неполадки в учебный процесс. Поломка простого карандаша, побег за водой, отсутствие ластика, все это части кошмарного сна хорошего учителя рисования. Ведь для наилучшего результата при выполнении любой работы, все должно быть под рукой. И под рукой не учителя, а самого мастера, то есть ученика.

НЕОБХОДИМЫЕ УЧЕНИКУ МАТЕРИАЛЫ  И  ПОДГОТОВКА УЧЕНИКА К УРОКУ.

         С первого урока учитель приучает детей с любовью готовиться к предстоящему занятию. Это должно стать настоящим ритуалом. Дети заходят  в студию или класс на перемене. Они должны знать, что бегать возле рабочего места категорически запрещено. Дети готовят бумагу или альбом (это как заведено у каждого учителя), рабочую тетрадь, наливают воду, если она понадобится, ставят органайзер с карандашами и кистями, краски.

 Почти на каждом уроке изобразительного искусства ученикам необходима бумага. Она может быть белой или цветной, размер и форма листа зависит от темы урока и изобретательности самого учителя, а вот качество бумаги надо хорошо отслеживать. Тонкая, гладкая бумага не подходит для рисования. Хорошо использовать бумагу с крупной зернистой поверхностью. Важно, что при рисовании красками, бумага не должна промокать и мгновенно впитывать воду. Это значительно усложнит работу детей и пострадает качество рисунка.

        Хорошо использовать простые карандаши разной твердости. На перемене  проверяем, не пострадали ли карандаши на прошлом уроке и сразу исправляем поломку. У каждого ученика должна быть мягкая резинка. Следует постоянно контролировать использование детьми резинок. Важно обращать внимание на то, что при большом количестве исправлений портится не только бумага, но и сам рисунок. При использовании резинок нарушается поверхность бумаги, и наносить краски становится все сложнее, рисунок кажется небрежным и неопрятным.

        Программа по изобразительному искусству предусматривает работу акварельными красками. Акварель прозрачна, легко набирается на кисть, наиболее удобна при смешении красок. Акварель бывает твердая, мягкая и полумягкая. Наиболее удобно использовать на уроках полумягкие разновидности красок. Они хорошо смешиваются, размываются на бумаге, ими легче добиться  перехода одного оттенка цвета в другой. Детям следует объяснить, что при работе с красками надо быть аккуратными, не пачкать их, не смешивать прямо в чашечках. А для смешения красок используется палитра. Можно использовать в качестве палитры листок плотной бумаги или блюдце.

        В практике работы школы могут использоваться  и гуашевые краски. Если гуашь начала засыхать, перед уроком ее необходимо замочить. Лучше, если это будет сделано за несколько дней до ее применения. Но в рамках подготовки ученика к уроку, учитель обязательно просит проверить качество всех необходимых на уроке предметов и красок в том числе.

        Важную роль при рисовании играют кисти. Их у ребенка должно быть не меньше трех. Это крупные кисти для нанесения основного тона предметов, закрашивания крупных элементов, заливки фона. Средние кисти для уточнения деталей, для передачи светотени и для рисования более густыми красками. Тонкие кисти необходимы для уточнения и прорисовки мелких деталей, рисования линий и орнаментов. За кистями надо тщательно ухаживать. Убирать кисти можно только после того, как ученик промыл их и высушил о салфетку. Кисти лучше хранить стоя, вверх рабочим концом. Неплохо иметь и кисти для клея. Они необходимы не только при выполнении аппликации, но и при рисовании орнаментов.

 Рабочее место ученика не должно быть сильно загромождено, поэтому лучше использовать органайзер. В одно отделение ставятся все кисти, в другое все карандаши, в том числе и цветные. В мелкие отделения можно положить резинки, точилки, поставить клей, блюдце, тряпочку, губку или салфетку. При подготовке органайзера следует учитывать количество учеников, сидящих за партой. У меня на уроке дети сидят парами, поэтому мы используем один органайзер на двоих. В нем два комплекта рабочего материала. За счет этого мы экономим место на парте. Краски и баночки под воду ставятся каждому индивидуально. Использование такого приспособления, как органайзер, усложняет и вносит интерес в работу ученика. При рисовании карандашом он самостоятельно анализирует предстоящую работу и берет необходимой твердости карандаш, при рисовании красками он может самостоятельно выбирать и использовать нужные кисти, тряпочку и другие принадлежности, не отвлекая учителя и других учеников. При анализе и оценке работы учитель сразу видит результат своего труда: правильно ли ребенок выбрал средства рисования, правильно ли он их использует. В младших классах необходимо постоянное напоминание о том, как и когда использовать тот или иной предмет на уроке, можно ставить проблемные вопросы закрепляя знания детей или развивая их мыслительную деятельность и память. В средних и старших классах использование всех предметов, находящихся в органайзере, должно проходить самостоятельно.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

Изобразительная деятельность школьников несет в себе огромный коррекционный заряд. Начало осуществляется уже при организации рабочего места ученика. Но актуальным остается вопрос о том, как организовать на уроках практическую и умственную деятельность. Урок не должен сводиться к скучному рисованию, копированию или раскрашиванию. Ученик должен понимать, что он делает, но вместе с тем, получать положительную энергию, даже если он не может или не умеет рисовать. Для этого необходимо каждый урок превращать в игру. Вот всего лишь несколько легко доступных каждому учителю способов.

Коррекционная игра как организационный момент.

Цель этого этапа – узнать тему урока нетрадиционным способом. Но это только верхушка айсберга. Самое главное-это развитие и коррекция. Мы вспоминаем, думаем, представляем. При решении такого рода задач включается сразу несколько высших психических функций - мышление, воображение, память и другие. Здесь же может быть и связь с другими предметами.

Прочитать тему урока я предлагаю своим ученикам следующим способом.

  1. «Что лишнее». Предложите детям рассмотреть ряд предметов, найти среди них лишнее. То, что лишнее, то и будем рисовать. Затем рассмотрите этот предмет в разных ситуациях или с разных ракурсов. Подберите тот, который детям больше нравится или тот, который проще и рисуйте его.
  2. «Разложи цвета». Можно предложить детям разные наборы цветов, в зависимости от темы урока. Это могут быть холодные - теплые, бледные - яркие, по временам года, радуга и другие варианты. Главное, чтобы после того как дети правильно разложат карточки, с обратной стороны можно было прочитать слово-тему урока. Это слово тоже можно собирать. В первом классе мы раскладываем цвета от светлого к темному (белый, голубой, синий), когда карточки переворачиваются, складывается образец рисунка – зимнее дерево. Оно рисуется белыми и голубыми красками на синем листе. Нет предела вашей фантазии.
  3. «Пирамида». Можно предложить детям складывать пирамиду из фигур разного размера. Это могут быть кружки, квадраты, любые другие формы. Можно предложить сложить некую башню из разных геометрических фигур на доске. Главное, чтобы при перевороте этой конструкции на изнаночную сторону читалось слово или предложение-тема урока.

Рассматривание образца как коррекционная игра.

  1. «Найди отличия». Учитель предлагает рассмотреть детям два условно одинаковых рисунка и найти на них отличия или элементы, которых недостает на одном из рисунков. В работу можно пускать оба образца. Один для тех, кто хорошо, быстро справляется с работой, а другой образец для тех, кто успеет нарисовать только самое главное.
  2. «Найди пару». Например, украшение варежки предлагается детям сделать самостоятельно, но на таком уроке необходимо наличие нескольких образцов. Можно предложить несколько различно украшенных варежек и найти для каждой пару. Тогда дети смогут хорошо рассмотреть орнамент, выбрать понравившийся и сложить две варежки вместе. Ведь эту одежду носят только парами! Тут связь с другими предметами.

Еще вариант этого задания: найти пару целому рисунку из вариантов, выполненных схематично или в форме набросков. В младших классах мы рисуем ель и березу, и я предлагаю детям найти пару этим деревьям на рисунках, выполненных в форме геометрических фигур. Ель-треугольник и небольшой прямоугольник в качестве ствола, а береза - длинный прямоугольник и овал. В старших классах можно таким образом рассматривать целые пейзажи из геометрических фигур и натюрморты. Главное, чтобы было несколько вариантов, из которых дети будут выбирать.

  1. «Подбери цвета». Учитель предлагает не раскрашенный вариант рисунка и ряд цветных карточек. Дети подбирают нужные цвета в соответствии с заданной целью (цвета могут реальные или декоративные). После выполнения и обсуждения выполненной работы, учитель предлагает рассмотреть раскрашенный вариант образца.

Развивающие игры на этапе планирования работы.

  1. «Собери картину». Эту игру можно использовать при рисовании натюрморта, пейзажа, орнамента и даже портрета. Учитель предлагает образец рисунка, а затем предлагает собрать рядом такой же, но из разрезанных частей или вырезанных деталей. Дети должны называть предметы в том порядке, в котором они будут их рисовать. Это может быть черно-белый вариант или цветной. Ведь сложные рисунки мы рисуем два урока. Учитель выставляет сам названные предметы на основу или предлагает это сделать детям. Такое задание можно усложнить, предложив детали рисунков разных размеров. Тогда дети должны будут проанализировать расположение предметов в пространстве и выбрать нужный размер.
  2. «Самое простое». На доске рисунок-образец. Учитель предлагает ряд незаконченных рисунков данного образца. Дети должны расположить их по принципу «от простого к сложному». Таким образом, они прослеживают последовательность выполнения рисунка. Разложенные в нужном порядке рисунки с доски можно не убирать. Они будут  рисованной инструкцией, схемой.
  3. «Собери мозаику». Такое упражнение можно выполнять коллективно на доске, а можно использовать как раздаточный материал, тогда у каждого ребенка будет своя работа. Дети получают основу для орнамента (круг, квадрат, полоса) и части орнамента. Основа может быть разделена условными линиями для лучшей ориентации в пространстве. Учитель предлагает сложить из элементов предложенный образец. Можно добавить лишние элементы, элементы разного размера. Для слабых детей можно предложить основу с прорисованными элементами или с другими подсказками. Такое упражнение помогает не только понять принцип построения орнамента, но и запомнить его особенности.

Проблемные вопросы на других этапах урока

        После того как вся работа спланирована, учитель должен показать на доске, как надо выполнять работу. На данном этапе можно использовать проблемные вопросы. Например: какой карандаш нам необходим, твердый или мягкий; кисть какого размера нам будет нужна и почему; как смешать краски, чтобы получился нужный цвет и другие вопросы. Дети «помогают» рисовать своими ответами, и в процессе того, как учитель с ними советуется, у учеников возникает чувство уверенности в своих способностях и возможностях, они с интересом берутся за работу и менее болезненно переносят свои неудачи  при рисовании.

        На этапе самостоятельного рисования детьми необходима индивидуальная помощь. Некоторые, менее способные дети, нуждаются в индивидуальной работе. Здесь идет дополнительная работа по упрощению рисунка уже непосредственно на рабочем месте. Можно предложить упрощенный образец, уже прорисованные детали рисунка, можно предложить закончить почти готовый рисунок, некоторые дети с удовольствием обводят сложные элементы по пунктирной линии,  соединяют точки. Здесь главное, чтобы ученик принял участие в рисовании и смог объяснить, что он делает.

        При подведении итога урока необходимо организовать выставку рисунков. Детям всегда интересно, что нарисовали их соседи. Здесь обязательно нахождение ошибок и наиболее удачных элементов. Важно сравнить рисунки детей с образцом по цвету, по размеру деталей, по аккуратности. Предложите детям самостоятельно оценить свою работу и работу соседей.

        От разнообразия игр и организации самого урока зависит не только интерес детей к уроку изобразительного искусства, но и качество рисования. В процессе творчества ребенок развивается, учится смотреть на мир, наблюдать, оценивать себя. Это очень важно. Любой учитель понимает, что скучный рутинный урок не привьет к его предмету интереса и любви. Качество и результативность труда обязательно будут расти, если дети будут стараться и развиваться.

        Удачи всем учителям изобразительного искусства!

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по изобразительному искусству и трудовому обучению для учащихся 2 класса коррекционной школы VIII вида

Тематические планы по ИЗО и трудовому обучению на весь учебный год для детей с нарушением интеллекта....

Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида. Изобразительное искусство.

Календарно-тематическое планирование специальной коррекционной школы VIII вида для 1 класса. Изобразительное искусство....

Дидактические игры на уроках письма и развития речи в 1-2 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Дифференциация звуков Ч-Щ»

Дидактические игры на уроках русского языка повышают речевую мотивацию учащихся, развивают устную речь детей. Дидактические игры на тему «Дифференциация звуков Ч-Щ» на уроках письма и развития р...

Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование новогодней игрушки". 2 класс коррекционной школы VIII вида

Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование новогодней игрушки". 2 класс коррекционной школы VIII вида. Форма проведения урока - заочное путешествие....

Урок изобразительного искусства во 2 м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: "Рисование елочных украшений"

Урок разработан и проведен во втором классе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В ходе урока обучающиеся получили представления об истории появления ёлочных украшений, их многообразии, со...

Конспект урока по логопедии «Новогодние развлечения» для 3-го класса специальной (коррекционной) школы (VIII вида).

ид: комбинированный урок.Тип: урок коррекции.Тема: «Новогодние развлечения».Цель: уточнение, обогащение и активизация  словаря учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида.Задачи:О...