Рабочая программа школьной изостудии "Акварель"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Архипова Светлана Владимировна

      Программа кружка «Акварель» разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной. Программа разработана в рамках школьного  проекта «Одарённые дети».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvarel_-moya_programma_po_izo.docx55.03 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

директор Ачинской санаторной

школы-интерната

____________И.Л. Шадрина

«___»______________20__г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка «АКВАРЕЛЬ»

 

 

Разработчик

 Архипова Светлана Владимировна

учитель начальных классов, 2КК.

 

Обсуждено и рекомендовано

методическим советом Ачинской санаторной школы-интерната

к введению в действие

протокол № ... от «..» ........... 20... года

Секретарь методического совета

................. ....................................

(подпись) (расшифровка подписи)

 

 

Программа разработана, обсуждена и рекомендована к .................................. .

на заседании школьного методического объединения учителей-предметников .........

Протокол от «..»...........20....года № .............

Председатель ШМО

........................................................

(подпись) (расшифровка подписи)

 

г. Ачинск 2011г.

Пояснительная записка


     Программа кружка «Акварель» разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной. Программа разработана в рамках школьного  проекта «Одарённые дети».

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Необходимо помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью, а творческая личность – это достояние всего общества.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

Основная цель программы: создание условий для развития и самореализации творчески одарённых детей.

 Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Принципы  построения программы: 

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
   Сроки реализации образовательной программы - 2 года обучения. Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.
Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).

Формы занятий.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

Методы:
    Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
  • система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
  • в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
  • создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
  • создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
  • объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества;

Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

В конце первого года обучения:

Ученик будет знать:

  • отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
  • ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
  • об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции;

Ученик будет уметь:

  • передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
  • понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
  • понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
  • передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
  • выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

Ученик способен проявлять следующие отношения:

  • проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
  • творчески откликаться на события окружающей жизни;

По завершении второго года обучения:

Ученик будет знать:

  • отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
  •  особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
  • различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;
  • знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

Ученик будет уметь:

  • применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;
  • правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;
  • передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
  • в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
  •  передавать - наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;
  • в сюжетных работах передавать движение;
  • искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
  • приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
  • выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
  • работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;
  • делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;
  • понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

Ученик способен проявлять следующие отношения:

  • проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;
  • эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;
  • слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
  • предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
  • понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

Способы проверки результатов освоения программы:

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: конкурса; выставки детских работ; в конце года готовится итоговая выставка работ.


 Содержание базовых тем первого года обучения с учетом  модулей образовательной программы:

Разделы программы

Познавательный, обучающий (познавательная деятельность)

Деятельно-практический (исполнительская деятельность)

Развивающий (творческая деятельность)

Ситуативный, воспитывающий (коммуникатив. деятельность)

1

Введение

Общий обзор тем, видов деятельности. Инструменты, необходимые для работы.

Рисование на свободную тему

Знакомство, правила поведения

2

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.

Все о графике: правила, законы, приемы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.

Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.

Пользование рисовальными материалами;

Умение правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;

Передача объема средствами светотени с учетом тональных отношений;

Выполнение зарисовок и набросков.

Развитие наблюдательности точности, внимательности в изображении, зрительной  памяти, образного мышления, воображения через систему развивающих упражнений и творческих заданий.

Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.

3

Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.

Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и  гуашевыми красками.

Получают знания об основных  и дополнительных цветах, теплых и холодных  цветовых гаммах, различение цветов, их светлоты и насыщенности.

Правильное обращение  с художественными материалами;

Освоение различных  приемов  работы акварелью, гуашью;

Получение различных цветов и их оттенков.

Постоянная работа красками поможет развить цветоощущение учащихся;

- развитие видения цвета;

- развитие у детей восприятия цветовой гармонии;

- умение  находить образы в бесформенных цветовых пятнах.

Обогащение своего восприятия  окружающего мира.

4

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.

Определение и передача формы, характерной для изображаемого предмета;

Передача их наиболее типичных черт, пропорциональности форм.

Развитие наблюдательности за растительным и животным миром;  умений вести наблюдения окружающей действительности, умений анализировать, сравнивать, обобщать передавать их наиболее типичные черты.

Воспитание чувства сострадания ко всему живому

5

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.

Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.

Упражнения на заполнение свободного пространства на листе;

Совершенствование навыков грамотного   отображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.

Развитие умения видеть целое раньше частей.

6

Орнамент. Стилизация.

Виды орнаментов: замкнутый, бесконечный, ленточный и др.; законы построения орнаментов: симметрия , чередование элементов (ритм); цветовое решение.

 Понятие – «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур, на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира; применение  в декоративной работе линии симметрии, силуэта, ритма.

Формируется понятие о красоте орнамента, умение использовать цветовую гармонию.

Воспитание интереса  к творчеству разных народов.

Эстетика быта.

7

Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства;

знакомятся с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан.

Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.

Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэта, ритма; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.

Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.

Расширение  представлений о культуре прошлого и настоящего;

Об обычаях и традициях своего народа.

8

Жанры изобразительного искусства:

 пейзаж

портрет

натюрморт

 Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства;

С видами и жанрами  искусства, с крупнейшими  художественными музеями и замечательными  художниками.

Выполнение простейшего натюрморта графическими и живописными способами; выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций; выполнение портретов с натуры и по памяти;

Изображение фигур людей  в движении;

Развитие эстетического восприятия  мира, художественного вкуса.

Ребята учатся смотреть и ценить произведения искусства.

9

Тематическое рисование.

Рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, воплощение сказочных сюжетов, которое ведется по памяти, на основе наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей

10

Оформительские творческие и выставочные работы.

Ознакомление с основами художественно-оформительской и декоративно-прикладной работы.

В оформительские работы входят выполнение несложных оформительских работ, выставки, праздничное оформление зала; итоговые работы.

Развитие самостоятельнос-

ти, творческих навыков.

Развитие коммуникотив-ных навыков.

Учебно-тематический план первого года обучения:

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение.

1

1

2

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.

6

1

5

3

Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.

5

1

4

4

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

6

1

5

5

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.

5

1

4

6

Основы декоративно-прикладного искусства.

5

1

4

7

Жанры изобразительного искусства:  пейзаж, портрет, натюрморт

8

1

7

8

Тематическое рисование.

7

1

6

9

Оформительские, творческие и выставочные работы.

4

4

47

Календарно-тематический план первого года обучения:

Дата

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Введение.

1

1

2

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.

6

1

5

3

Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.

5

1

4

4

Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

6

1

5

5

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.

5

1

4

6

Основы декоративно-прикладного искусства.

5

1

4

7

Жанры изобразительного искусства:  пейзаж, портрет, натюрморт

8

1

7

8

Тематическое рисование.

7

1

6

9

Оформительские, творческие и выставочные работы.

4

4

47

Условия реализации программы:

Материально-техническая база:

-    наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели;

- обеспеченность учащихся необходимыми материалами и инструментами: краски акварельные, гуашевые; карандаши, пастельные мелки; кисти беличьи разных размеров и щетинные; бумага разных форматов; основы под росписи; рамки для оформления работ;

-  наличие приспособлений для постановки натюрмортов: мольберты, ткань для драпировки, муляжи и т.д.

Методическое и дидактическое обеспечение:

-  наглядно-теоретическая база в виде пособий, репродукций и живописных работ, иллюстраций;

- альбомы по разным видам росписей; по временам года;

-  дидактический и раздаточный материал.

Психолого-педагогические условия:

-  наличие стабильного детского коллектива;

-  творческая атмосфера на занятиях;

-   мастерство педагога.

Список используемой литературы:

Абрамова. М.А.  Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.- 128с.

Степанчук З.А. и др. Изобразительное искусство 1-8 кл.: Опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009.- 271с.

Неретина.Л.В.  Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 224с.

Соломенникова.О.А . Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. 2-е изд. Испр. И дополн. – М.: Мозиака-Синтез, 2005. – 168с.

Компанцева.Л.В.  Поэтический образ природы в детском рисунке. –М.: Просвещение, 1985.- 96с.

Краткое содержание базовых тем второго года обучения с учетом  модулей образовательной программы

Разделы программы

Познавательный, обучающий (познавательная деятельность)

Деятельно-практический (исполнительская деятельность)

Развивающий (творческая деятельность)

Ситуативный, воспитывающий (коммуникатив. деятельность)

Введение

Общий обзор тем, видов деятельности на последующих занятиях

Рисование на свободную тему

Входная диагностика

Знакомство, правила поведения

Художественно-выразительные средства рисунка

Форма, конструкция, пропорции предметов в произведениях художников. Понятие перспективы (воздушная и линейная), светотень. Изучение закономерностей перспективы, конструкции, светотени.  Линия, штрих, тон – выразительные средства рисунка.

Зарисовки геометрических форм с передачей пропорций и конструктивных особенностей; передача перспективы в пейзаже, экстерьере и интерьере; передача объема с помощью света и тени. Навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе.

Развитие умений вести наблюдения окружающей действительности;

Художественно-выразительные средства живописи

Тон, цвет, мазок, пятно, силуэт – выразительные средства живописи. О природе цвета, понятие спектра, хроматических и ахроматических цветов, оптическое, пространственное и механическое смешение цветов. Цветовой тон, насыщенность, светлота, цветовой контраст, локальный цвет.

Упражнения на смешивание цветов, переход от теплого цвета к холодному. Техники работы акварелью и гуашью. Зимний и летний пейзаж. Передача объема в цвете при помощи светотени.

Занятия живописью помогают детям становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус.

Почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие,

Композиция в изобразительном искусстве.

Базовые принципы композиции. Правила передачи движения, покоя. Выделение сюжетно-композиционного центра. Передача симметрии и асимметрии.

Упорядочивание набора из линий, точек и геометрических фигур в образную композицию. Реалистическая и абстрактная композиция с передачей движения.

Композиция в декоративно-прикладном искусстве.

Отличительные особенности композиции в декоративно-прикладном искусстве. Продолжение знакомства с центрами народного творчества: Гжель, Жостово, Урало-Сибирская роспись.

Освоение элементов Гжельской, Жостовской, Урало-Сибирской росписей. Доведение навыков свободного кистевого письма до автоматизма.

Жанры в изобразительном искусстве:

- цвет и настроение в пейзаже

- настроение в натюрморте

-информативность портрета

- анимализм

- бытовой и исторический жанр

Информативность различных жанров в искусстве.

Изучение законов линейной, воздушной перспективы. Особенности освещения пейзажа.

Законы перспективы в натюрморте, значение формата.

Информативность портрета, передача информации при помощи портрета.

Жанр анимализма, особенности изображения живых объектов.

Информативность живописного произведения.

Серия живописных работ в различных жанрах.

Достоверное изображение объектов в пейзаже, передача  собственного и видимого цвета в пейзаже.

Достоверное изображение натюрморта, навыки передачи формы и настроения цветом.

Навыки достоверного изображения людей. Пропорции головы человека, пропорции фигуры человека.

Исправление детских стереотипов изображения животных, навыки достоверного изображения животных.

Работа по мотивам репродукций, копирование работ художников.

Развитие умения передавать чувство и настроение в своих работах.

Развитие умения передавать настроение пейзажа.

Развитие умения передавать настроение в натюрморте.

Развитие умения передавать эмоции в портрете.

Развитие умения передавать характер животных.

Копирование как форма выражения собственных достижений.

Эмоциональность и отзывчивость в жизни и искусстве.

Мое отношение к изображаемому человеку.

Мое отношение к животным.

Оформительские, творческие и выставочные работы.

искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;

Самостоятельные творческие работы;

выделять главное цветом и тоном в работах с натуры и в сюжетных заданиях;

развиваются основы логики изображения.

Учебно-тематический план второго года обучения:

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводная часть

1

1

2

Художественно-выразительные средства рисунка

11

1

10

3

Художественно-выразительные средства живописи

11

1

10

4

Композиция в изобразительном искусстве.

11

1

10

5

Композиция в декоративно-прикладном искусстве.

11

1

10

6

Жанры в изобразительном искусстве:

- цвет и настроение в пейзаже

- настроение в натюрморте

- информативность портрета

- анимализм

- бытовой и исторический жанр

20

5

15

7

Оформительские, творческие и выставочные работы.

5

1

4

Итого:

70ч.

Календарно-тематический план второго года обучения:

Тема

Дата

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводная часть

1

1

2

Художественно-выразительные средства рисунка

11

1

10

3

Художественно-выразительные средства живописи

11

1

10

4

Композиция в изобразительном искусстве.

11

1

10

5

Композиция в декоративно-прикладном искусстве.

11

1

10

6

Жанры в изобразительном искусстве:

- цвет и настроение в пейзаже

- настроение в натюрморте

- информативность портрета

- анимализм

- бытовой и исторический жанр

20

5

15

7

Оформительские, творческие и выставочные работы.

5

1

4

Итого:

70ч.

Содержание курса
Раздел 1
. Введение.
Тема 1.1 Вводный инструктаж . Введение в образовательную программу.
Теория. Ознакомление с работой кружка «Акварель», содержание и порядок работы.

Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.

Тема 1.2 Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве.
Теория. Проведение первичного инструктажа ПДД. Инструменты, необходимые для работы кружка. Формы занятий. Беседа, наблюдение, рисование на свободную тему.
Методическое обеспечение. Инструкции по О.Т. , альбом, ластик, карандаш.

Раздел 2. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.
Тема 2.1 Первичный инструктаж по ПДД. Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства.
Обучающий компонент : всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть: пользование рисовальными материалами;  правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму; передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;  выполнять зарисовки и наброски.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.
Методическое обеспечение. Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.

Тема 2.2 Инструктаж по электробезопасности. «Изображать можно пятном»
Обучающий компонент.
Присмотреться к разным пятнам - мху на камне, осыпи и узорам на мраморе в метро - и постараться увидеть какие-либо изображения.
Воспитывающий компонент. Формирование бережного отношения к окружающему миру, одному из самых удивительных и совершенных творений природы; умение видеть
красоту в жизни.
Практическая часть. Превратить пятно в изображение зверюшки.
Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение.
Карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер.

Тема 2.3 Инструктаж по пожарной безопасности. Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева.
Обучающий компонент.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть. Изображение дерева с натуры.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.
Методическое обеспечение. Дидактическая игра «Поможем художнику», альбом, ластик, карандаш, краски, кисть.

Тема 2.4 «Изображать можно в объёме»
Обучающий компонент.
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть. Превратим комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что-нибудь похожи, например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Пластилин, стеки, дощечка, слайды природных объемов выразительных форм или настоящие камешки, форма которых что-нибудь напоминает.

Раздел 3. Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
Тема 3.1 Первичные цвета. Цветовая гамма.
Обучающий компонент Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.
Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность; получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах.
Воспитывающий компонент. Обогащение восприятия окружающего мира.
Практическая часть. Правильное обращение с художественными материалами; освоение различных приемов работы акварелью, гуашью; получение различных цветов и их оттенков;
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Тема 3.2 Красоту нужно уметь замечать.
Обучающий компонент
Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений.
Воспитывающий компонент. Умение ценить то, что создано руками человека и природой.
Практическая часть. Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Материалы: для учителя – валик для накатки, разведенная водой гуашь или типографская краска; для детей – дощечка из пластмассы, линолеума или кафельная плитка, листки бумаги, карандаш.

Тема 3.3. Рисуем дерево тампованием
Обучающий компонент
Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование художественных материалов (тампон, кисть)
Воспитывающий компонент. Проведение обзорных экскурсий «Здравствуй, мир!»
Практическая часть. Изображение дерева с использованием тампона.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, тампоны, карточки, иллюстрации, дополнительная литература.

Тема 3.4. «Узоры на крыльях»  
Обучающий компонент
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски.
Воспитывающий компонент. Для того чтобы не оскудела, не меркла и крепла земная краса, необходимы насекомые. Без них не мог бы человек называться человеком, не умел бы чувствовать и любить, радоваться и страдать. И конечно же он не увидел подлинную красоту природы.
Практическая часть. Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

Раздел 4. Изображение растительного мира. Изображение животного мира.
Тема 4.1. Выполнение линейных рисунков трав.  
Обучающий компонент Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.
Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности за растительным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).
Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

Тема 4.2. В гостях у осени.
Обучающий компонент Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников: И. И. Левитан «Золотая осень»
Воспитывающий компонент. Уметь видеть красоту природы осенью.. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать.
Практическая часть. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Выступления обучающихся с сообщениями.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

Тема 4.3. Изображение осеннего букета
Обучающий компонент Изображение на заданную тему. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой. Виды и жанры изобразительных искусств.
Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. Изображение букета цветов с росой и веточками деревьев.
Практическая часть. Создание композиции рисунка осеннего букета акварелью или гуашью.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

Тема 4.4. Красивые рыбы.
Обучающий компонент Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности за подводным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть. Выполнение набросков рыб в цвете.
Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

Тема 4.5. Украшение птиц. (2 часа)
Обучающий компонент
Лепка птиц по памяти и представлению. Особенности работы с пластилином, правила лепки.
Воспитывающий компонент.
Уметь видеть красоту природы, Осознание бережного отношения к редким видам птиц. Эстетическая оценка «малой» Родины.
Практическая часть.
Лепка птиц по памяти и представлению.
Формы занятия.
Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение.
Глина или пластилин, дополнительная литература.

Тема 4.6. Объёмное изображение животных в различных материалах.
Обучающий компонент Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы. Воспитывающий компонент.
Умение ценить то, что создано руками человека и природой.
Практическая часть. Лепка животных по памяти или по представлению, с натуры.
Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Солёное тесто, фольга, дополнительная литература.

Тема 4.7. «Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства»
Обучающий компонент Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказах. Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков.
Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности за животным и растительным миром. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть. Рисование с натуры и по представлению жизни природы.
Формы занятия. Вести наблюдения в окружающем мире.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

Тема 4.8. Красота формы листьев.  
Обучающий компонент Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков. Отражение в произведении отношения к природе.
Воспитывающий компонент. Уметь видеть красоту природы, Довести до ребят, что каждый из нас перед лицом мира несет ответственность за растительный мир Земли. Воспитание уважения, любви к природе.
Практическая часть. Выполнение работы: лепка листьев деревьев (глина или пластилин).
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Глина или пластилин, дополнительная литература.

Раздел 5. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.
Тема 5.1. Узор из кругов и треугольников.  
Обучающий компонент Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.
Воспитывающий компонент. Воспитание любви к изобразительному искусству.
Практическая часть. Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;
Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета предметов.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, трафарет.

Тема 5.2. «Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек»  
Обучающий компонент Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.
Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть. Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).
Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

Раздел 6 Орнамент. Стилизация.
Тема 6.1. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения »
Обучающий компонент Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и др;
Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов;
Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности за растительным и животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Практическая часть. Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур,
на основе декоративной переработке форм растительного и животного мира. применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм.
Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага, иллюстрации, дополнительная литература.

Тема 6.2 Орнамент из геометрических фигур.  
Обучающий компонент Использование различных художественных техник и материалов в аппликации Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации.
Воспитывающий компонент. Воспитывать и развивать интерес к предмету изобразительного искусства.
Практическая часть Выполнение орнамента из различных геометрических фигур.
Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Ножницы, цветная бумага, клей, альбомный лист.

Тема 6.3 Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве.
Обучающий компонент Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности.
Воспитывающий компонент. Прививать любовь к произведениям искусства.
Практическая часть. Выполнение узора на предметах декоративно-прикладного искусства.
Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.
Методическое обеспечение. Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Раздел 7 Основы декоративно-прикладного искусства.
Тема 7.1 Сказка в декоративном искусстве.  
Обучающий компонент . Знакомятся с особенностями декора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по введению в школьную жизнь для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

В данном файле представлены материалы по введению в школьную жизнь...

Рабочая программа школьного творческого объединения "Звонкий голосок" 1-4 классов

Данная рабочая программа написана на 4 года. Можно использовать во внеурочной деятельности в начальных классах....

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Обучение грамоте» для детей 6-7 лет срок реализации программы 7 месяцев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Адаптация детей к школьным условиям»по курсу «Обучение грамоте»для детей 6-7 лет...

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»

Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд»  В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...

Рабочая программа школьного шахматного клуба " Ход конем!"

Рабочая программа школьного шахматного клуба...