Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посредством рисования .  Программы содержат пояснительную записку, цели и задачи, принципы, планируемые результаты и тематическое планирование.  

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                             Пояснительная записка

 « Волшебная палитра» является программой художественно – эстетической направленности. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области « искусство», наряду с общими идеями ФГОС.

Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.

 Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь  в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.

  Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности детей;

- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.;

- научить приемам исполнительского мастерства;

- научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;

- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека  в окружающей среде;

- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;

- воспитывать интерес к искусству;

- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

- развивать стремление к творческой самореализации;

- расширять общий и художественный кругозор;

- освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами.

Программа основана на следующих принципах:

  1. Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе  общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
  2. Гуманистический  принцип -  создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).
  3. Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
  4. Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
  5. Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
  6. Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Формы деятельности : занятия, диспуты, выставки, экскурсии, студии, беседы, ролевые игры, ярмарки.

Планируемые результаты:

- всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);

- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;

- раскрытие творческих способностей;

- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);

- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;

- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.

 Основными видами деятельности являются:

художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности:  выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура), а так же языка декоративно - прикладного искусства и  бумажной пластики.  Кроме этого, предполагается творческая работа с природным материалом.

   Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

  1. Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

 - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

  -  понимание чувств других людей, сопереживание им.

 2.Регулятивные универсальные учебные действия:

   - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

  - принимать и сохранять учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  - различать способ и результат действия;

  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

3.Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Программа поможет решить следующий ряд задач:

1.Учебные задачи:

- освоение детьми основных правил изображения;

- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

- развитие стремления к общению с искусством.

 2. Воспитательные задачи:

          - формирование эстетического отношения к красоте окружающего    мира;

- развитие умения контактировать  со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

3. Творческие задачи:

         - умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задач;

         - развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(34 часа в год)

Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:

     - учитывает личностные достижения художественного развития ученика и опирается на них;

    - обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;

    - ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.

Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.

   Активизации деятельности младших школьников  способствует разнообразие форм работы:  экскурсии на  природу, викторины,  праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела.

Программа рассчитана на 4 года начальной школы.

Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки.

Работа с родителями:

 Организации внеурочной деятельности должна быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с родителями учащихся.

Основная цель такого взаимодействия - создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме — ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям. Для осуществления этих целей, рекомендуется проводить собрания и встречи с родителями.   Формы проведения работы с родителями:

- круглые столы, диспуты, творческие гостиные с участием детей.

                                                   Заключение

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством,  любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый.  Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ  познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

                           Используемая литература:

  1. « Творческие и развивающие занятия с детьми 7 лет» под ред. Парамоновой.
  2. «Разноцветные поделки из природных материалов» Автор С. Гирндт
  3. Поурочные разработки по изобразительному искусству. Под ред. Л. Ю. Бушкова( по программе Б. М. Неменского)
  4. « Пластилинография» Цветочные мотивы. Г. Н. Давыдова
  5. « Пластилинография» Анималистическая живопись Г. Н. Давыдова.
  6. «Бумагопластика»  Г. Н. Давыдова.

Тематический план.

                                                          1 год         2 год             3 год           4 год         всего

1.

        Живопись

   10 ч.

    11ч.

   11 ч.

   12 ч.

 44 ч.

2.

         Графика

     9 ч.

   10 ч.

   10 ч.

   11 ч.

40 ч.

3.

     Пластилинография

( рисунки пластилином)

     4 ч.

     3 ч.

    4 ч.

    4 ч.

15 ч.

4.

       Аппликация

      4ч.

     4 ч.

    4 ч.

    4 ч.

 16 ч

5.

       Бумажная пластика

    3 ч.

      3 ч.

     2 ч.

     1 ч.

  9 ч.

6.

   Работа с природными материалами.

      3 ч.

      2 ч.

    2 ч.

   

    1 ч.

 8 ч.

7.

Организация и обсуждение выставки детских работ

      1 ч.

     1 ч.

     1 ч.

     1 ч.

 4 ч.

Итого:

    34 ч.

     34 ч.

     34 ч.

    34 ч.

 136

         



Предварительный просмотр:

                                                                                   Тематический план  ( 1 год обучения)

                                              Раздел « Живопись»

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

1.

2.

3.

4.

  5.

       « Все  дети любят рисовать».

« Что мы умеем и любим рисовать?»

 « Познакомимся с волшебными красками»

 « Какого цвета осень?»

« Нарисуем солнышко» ( знакомство с тёплыми оттенками цветового круга)

Беседа о живописи.  Первичный инструктаж.

Знакомство с материалами и приспособлениями для рисования. Начальное представление об основах живописи.

Свободная тема, художественные материалы на выбор детей.

Беседа о палитре, знакомство с цветовым кругом.  Игровое упражнение « Получи новый цвет»

Беседа о цветовом круге. Порялок расположения цветовых оттенков, коллективная работа.

Беседа  о тёплых цветах, растяжка цвета от тёмного к светлому.

   

 

    1

       1

     1

      1

      1

Репродукции с живописью русских художников, рисунки детей.

Детские рисунки, живописные материалы( пастель, масляные мелки, акварель, гуашь, карандаши, фломастеры)кисти № 3,4,5.

 

Цветовой круг, мультфильм « Петух и краски», художественные принадлежности

Репродукции « Золотая осень» Левитана, « Осень» Шишкина, « Опавшие листья» Бродского

Детские рисунки, цветовой круг.

 

                                                                                Раздел « Живопись».

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

6.

7.

8.

 9.

10.

« Рисуем морские волны».  Знакомство с холодными оттенками цветового круга. Живописные упражнения.

«  Солнечный и Изумрудный город» ( по сказке « Путешествие в Изумрудный город») тематическое рисование.

« Волшебные белый и чёрный»

« Морозные узоры на окне» декоративное рисование.

Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

« Деревья отражаются в воде»

( техника « монотипия»)

 Беседа о холодных оттенках в цветовом круге. Выполнение живописных упражнений ( короткие и длинные мазки, волны)

Выполнение живописной работы в тёплых и холодных тонах. Кроссворд « Какие ты знаешь цвета и оттенки ?»

Чтение сказки о белом и чёрном художнике. Выполнение графических работ ( затемнение и высветление цвета)

Работа акварелью и парафином в холодной цветовой гамме.

Рассказ ,знакомство с народными промыслами, роспись матрёшки. Элементы росписи.

Знакомство с техникой

 « монотипия», выполнение художественных работ

 

    1

 

   

    1

   

       1

     1

     1

   

    1

Репродукции картин художников, рисунки детей старших классов.

Альбомы, гуашь, акварель, литературное произведение,

Детские рисунки

Цветовые сочетания в живописи. Репродукции картин, сказка о белом и чёрном художниках.

Слайды с изображением матрёшки, элементы росписи.

Детские рисунки , репродукции картин о весне

Детские рисунки – « монотипии»

                                                                             

                                                           

 Раздел « Графика»

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

«  Что такое графика?»

« Деревья в осеннем лесу»  ( графические упражнения точка, пятно, штрих)

«Нарисуем  кошку» ( штрих короткий и длинный)  Набросок фигуры животного.

« Нарисуем собачку» ( штрих, пятно, точка) Наброски собак.

« Еловая  и сосновая ветки» ( разница штриха )

 Беседа, знакомство с выразительными средствами графики.  Рассказ  о точке, линии, штрихе.

Показ и выполнение графических упражнений.

Рассмотрим фигурку кошки.

Показ методов изображения фигуры

отдельных частей тела. Выполнение штриховки.

Рассмотрим фигурку собачки. Показ методов изображения тела собаки. Выполнение штриховки.

Метод сравнения:

Рассмотрим еловую  и сосновую ветки, найдите отличие.  Выбор методов штриховки ели и сосны.

    1

    1

   1

    1

     

      1

Репродукции графических работ и детские рисунки.  

Репродукции графических работ, примеры упражнений, гелевые ручки, перо и тушь, простой карандаш.

Простые карандаши, гелевая ручка или тушь, рисунок кошки, бумага

Изображение собаки. Графические принадлежности, бумага.

Еловая и сосновая ветка (натуральные), графические принадлежности, бумага.

                                                                                    Раздел «Графика».

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

  6.

  7.

  8.

 9.

«  Ёжики в лесу» тематическое рисование.

« Избушка на курьих ножках» тематическое рисование по русским народным сказкам.

« Травы лесные». Рисунки о весне.

Конкурс рисунков на тему: «Птицы  – наши друзья».

Викторина   « Какие графические упражнения ты знаешь?»

Самостоятельное выполнение графического рисунка.

Чтение отрывка из сказки , просмотр отрывка из мультфильма.

Повторение графических упражнений. Самостоятельное выполнение графической работы  по теме.

Чтение стихов о весне.

Рассматривание репродукций о весне.

Выполнение работы цветными карандашами или масляными мелками.

Рассмотрим иллюстрации с изображением  птиц. Викторина « Какие это птицы?» Графические изображения птицы.

      1

      1

      1

     1

 Вопросы для викторины. Детские графические рисунки. Графические принадлежности.

Подобрать сказку, мультфильм по теме. Графические работы, графические материалы.

Подборка стихов о весне. Репродукции картин о весне.

Масляные мелки, цветные карандаши.

Подборка иллюстраций. Подготовить викторину. Графические материалы.

                                                                                  Раздел «Пластилинография»( рисунки пластилином).

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

1.

2.

3.

 4.

« Три поросёнка»  тематическая работа по сказке.(  с. 30)

« Лебеди» ( с. 21)

 « Мишка косолапый» ( с. 58)

Подводный мир « Осьминог» ( с. 68) тематическая работа.

Беседа о рисунках пластилином.

Загадывание загадок о домашних животных. Показ методов и приёмов рисования пластилином.

Слушание русской  песни « Лебёдушка», показ слайдов,

Чтение стихотворения « Лебёдушка» Есенина, показ приёмов выполнения работы.

Рассказ о бурых медведях.

Методы и приёмы придания формы и пушистости мишке. Показ слайдов.

Рассказ о представителях морского дна. Демонстрация слайдов, показ приёмов лепки.

     1

     1

   

   

  1

     1

Картон, пластилин мягкий ярких цветов. салфетка, стека, иллюстрации поросят.

Картон голубого цвета, набор пластилина, салфетка, стека, доска, слайды.

Картина Шишкина « Мишки», слайды, пластилин, картон зелёного цвета.

Слайды подводного мира, плотный картон голубого цвета, набор пластилина, стека.

                                                                                   

                                                               Раздел « Аппликация»

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

1.

  2.

  3.

 4.

« Ковёр из осенних листьев» симметричное вырезание

( с. 153)

 «Ёлочка – красавица» панорамная открытка.

( с. 332)

« Разноцветные букашки» коллективная работа( с. 106)

« Бабочки летают по лугу» коллективная работа

( с. 111) аппликация с элементами рисования.

Прогулка в лесопарк.  Беседа о красоте природы осенью, осенних красках.

Аппликация в технике симметричного вырезания, дорисовывание жилок и цветовых пятен.

Чтение литературы о зиме о ёлочке. Демонстрация способов создания панорамной открытки.

Рассказ о весне, о разных насекомых.

Показ слайдов, повторение техники выполнения симметричной аппликации

Беседа о лете. Показ слайдов разных видов бабочек. Повтор техники симметричного вырезания, тонирование бумаги.

       1

       1

       1

     

      1

Цветная бумага осенних цветов, Фактурная ( иллюстрации и обложки из журналов) клей, неожницы, фломастеры.

Тонированные листы бумаги, готовые открытки, картон, цветная бумага, клей, ножницы.

Слайды с изображением насекомых, тонированная бумага фактурная бумага, картон, клей, ножницы.

Слайды с изображением  бабочек, краски, кисти, клей, ножницы.

                                                                                 

                                           Раздел « Бумажная пластика».

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

1.

2.

3.

 

«По морям , по волнам»бумажная пластика с элементами рисования. ( с. 433)

«Нарциссы» ( с. 6- 8)

«Одуванчики» ( с. 13 – 15)

Беседа о водном транспорте с опорой на наглядности. Построение работы на тонированном листе. Показ методов и приёмов работы.

Беседа о весенних цветах. Показ слайдов весенних цветов. Показ методов и приёмов выполнения работы.

Чтение стихотворения об одуванчиках. Показ слайдов. Поэтапное объяснение методов работы.

      1

       1

       1

Цветная бумага, фантики, бумажные салфетки, фломастеры, ножницы, клей.

Картон тёмного цвета, двусторонняя бумага белого, жёлтого, оранжевого и зелёного цвета, клей, ножницы.

Картон синего цвета, двусторонняя бумага жёлтого и зелёного цветов, клей, ножницы.

                                                                                   

Раздел « Работа с природными материалами»

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

  1.

 

2.

3.

Прогулка в осенний лес. Сбор  и сушка гербария.

Коллаж  из сухих листьев

 « Декоративный венок»( с. 133)

«Панно из зёрен» ( с. 121)

Организация и обсуждение выставки детских работ.

Путешествие в осеннюю сказку.

Беседа о красоте осенней природы. Сбор красивых листочков, трав, цветов, мха и  шишек. Показ методов сушки гербария.

Беседа о том, что такое коллаж. Правила построения композиции. Подбор листьев по размеру и окраске. Показ последовательности выполнения коллажа.

Загадки « Угадай что за зёрнышко?»

Показ методов перевода образца при помощи копировальной бумаги.

Тематическая игра:

«Путешествие в волшебную

Страну».

    1

    1

       1

       1

 Стихи об осени. Пакеты для сбора гербария.

Плотный картон, высушенные листья и травы, зёрна, акварель, кисти, клей, фломастеры.

Загадки по теме, разноцветные семена, соломинки, зёрна, нитки, кусочки кружева, картон, клей ПВА, копировальная бумага.

Подготовить и разместить работы детей на выставку.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

программа внеурочной деятельности "Радужный мир" по изобразительному искусству

Программа написана в рамках реализации ФГОС в 1-3 классах. Программа модифицированная, разработана по материалам интернет....

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"

Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....

Рабочая программа для 1-4 классов по изобразительному искусству

Рабочая программа для 1-4 классов по изобразительному искусству...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КУРС «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1- 4 КЛАССОВ 3 КЛАСС

Программа  разработана на основе  авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.Програ...