Рабочая программа для 1-4 классов по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ведрова Маргарита Вячеславовна

Рабочая программа для 1-4 классов по изобразительному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx48.26 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________    Т. М. Игнатова

«  »            2016  г.

Обсуждено на заседании методического объединения Протокол от                  

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Октябрьская СОШ»

___________      Т.В.Сибилева.

«16» июня 2016   г.

Рассмотрено на заседании методического совета

(Протокол от 16.06.2016 г. № 7)

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Октябрьская СОШ»

__________       А.В.Тоутова

 «20» июня 2016   г.

Приказ от 20.06.2016 г. 1-

Принято на заседании педагогического совета

(Протокол от 18.06.2016 г № 9)

Рабочая программа для 1-4 классов

по изобразительному искусству

                       Составители:           учитель начальных классов Тульченко И. А.,

                                                   учитель начальных классов Игнатова Т. М.,

                                                          учитель начальных классов Ведрова М.В.,

                                          учитель начальных классов Аревадзе О. П.

Рабочая  программа по  ИЗО  разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по ИЗО и авторской программы: «Изобразительное искусство 1-4 классы» Б.М. Неменского, Просвещение, 2011  УМК «Школа России»

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч. в неделю.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

I.Планируемые предметные результаты освоения изобразительного искусства.

Предметные результаты:

Восприятие    искусства  и виды   художественной    деятельности.

Выпускник    научится:

• различать   основные    виды  художественной    деятельности(рисунок,  живопись,  скульптура,  художественное  конструирование   и  дизайн,   декоративно - прикладное    искусство)   и  участвовать   в  художественно   творческой    деятельности,     используя различные   художественные материалы   и приёмы   работы  с ними  для  передачи   собственного    замысла;

• различать   основные   виды  и жанры  пластических    искусств, понимать   их  специфику;

• эмоционально-ценностно относиться    к  природе,   человеку,  обществу;   различать   и передавать   в художественно    творческой деятельности    характер,   эмоциональные     состояния    и  своё отношение    к  ним  средствами   художественно   образного   языка;

• узнавать,  воспринимать,  описывать  и оценивать шедевры  национального,  российского   и мирового искусства,  изображающие    природу,   человека,    различные  стороны   (разнообразие,    красоту,   трагизм   и  т. д.) окружающего   мира  и  жизненных    явлений;

• приводить    примеры    ведущих   художественных     музеев России   и  художественных   музеев  своего   региона,   показывать  на  примерах   их  роль  и  назначение.

Выпускник получит    возможность     научиться:

• воспринимать   произведения   изобразительного  искусства,  участвовать  в  обсуждении  их  содержания  и  выразительных  средств,  различать  сюжет  и  содержание  в  знакомых   произведениях;

• видеть    проявления     художественной      культуры    вокруг (музеи   искусства,  архитектура,   скульптура,   дизайн,   декоративные     искусства     в доме,   на  улице, в театре);

• высказывать   аргументированное   суждение   о   художественных    произведениях,     изображающих     природу   и человека в различных    эмоциональных     состояниях.

Азбука   искусства.    Как  говорит   искусство?

Выпускник    научится:

• создавать   простые    композиции     на   заданную    тему   на плоскости    и  в пространстве;

• использовать    выразительные     средства   изобразительного искусства:    композицию,     форму,   ритм,   линию,    цвет,   объём,фактуру;  различные  художественные  материалы  для  воплощения  собственного    художественно   творческого    замысла;

• различать    основные    и  составные,    тёплые   и  холодные цвета;   изменять   их  эмоциональную   напряжённость   с   помощью  смешивания     белой  и чёрной  краски;   использовать их   для   передачи    художественного     замысла    в  собственной учебно-творческой    деятельности;

• создавать   средствами    живописи,    графики,    скульптуры, декоративно прикладного  искусства  образ  человека:  передавать  на  плоскости  и  в  объёме  пропорции  лица,  фигуры;  передавать  характерные  черты  внешнего  облика,  одежды,  украшений   человека;

• наблюдать,    сравнивать,    сопоставлять    и  анализировать пространственную     форму предмета;   изображать   предметы различной    формы;    использовать    простые    формы   для   создания выразительных    образов   в  живописи,    скульптуре, графике;

• использовать    декоративные     элементы,    геометрические, растительные    узоры  для украшения    своих  изделий   и предметов  быта;   использовать    ритм   и  стилизацию    форм   для  создания   орнамента;    передавать    в  собственной художественно творческой   деятельности    специфику    стилистики    произведений  народных   художественных   промыслов  в России   (с  учётом местных   условий).

Выпускник получит    возможность     научиться:

• пользоваться      средствами      выразительности       языкаживописи,  графики,  скульптуры,  декоративно прикладного         искусства, художественногоконструирования            в собственной  художественно творческой  деятельности;

• передавать  разнообразные  эмоциональные  состояния,  используя  различные    оттенки   цвета, при   создании    живописных композиций     на  заданные    темы;

• моделировать  новые  формы,  различные  ситуации  путём   трансформации      известного,     создавать    новые   образыприроды,  человека,  фантастического  существа  и  построек  средствами  изобразительного  искусства  и  компьютерной графики;

• выполнять  простые  рисунки  и  орнаментальные  композиции,  используя  язык  компьютерной  графики  в  программе Paint.

Значимые темы  искусства.

О  чём говорит   искусство?

Выпускник    научится:

• осознавать    значимые    темы   искусства    и  отражать   их  в собственной   художественно   творческой    деятельности;

• выбирать  художественные  материалы,  средства  художественной  выразительности  для  создания  образов  природы,  человека,   явлений   и  передачи   своего  отношения    к  ним;  решать художественные     задачи   с  опорой   на   правила    перспективы, цветоведения,    усвоенные   способы   действия;

• передавать  характер  и  намерения  объекта  (природы,  человека,  сказочного  героя,  предмета,  явления  и  т.  д.)  в  живописи,  графике  и  скульптуре,  выражая  своё  отношение  к  качествам   данного   объекта.

Выпускник получит    возможность     научиться:

• видеть,  чувствовать  и  изображать  красоту  и  разнообразие    природы,   человека, зданий, предметов;

• понимать     и  передавать     в  художественной      работеразницу  представлений  о  красоте  человека  в  разных  культурах    мира,  проявлять     терпимость     к  другим    вкусам  и мнениям;

• изображать  пейзажи,  натюрморты,  портреты,  выражая   к ним   своё   отношение;

• изображать     многофигурные     композиции     на  значимые жизненные    темы   и участвовать     в коллективных работах на  эти   темы.

Личностные результаты:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно- творческих задач;

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

ІІ .  Содержание учебного предмета

«Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

Три вида художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу  1 класса.

На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения: "Три брата-мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки". Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в окружающей жизни работу того или иного брата-мастера – интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит осознание того, что "Мастера" работают определенными материалами, входит и первичное освоение этих материалов.

Но "Мастера" предстают перед детьми не все сразу. Сначала они под "шапкой-невидимкой". В первой четверти снимает с себя "шапку" и начинает открыто играть с детьми "Мастер Изображения". Во второй четверти он поможет снять "шапку-невидимку" с "Мастера Украшения", в третьей – с "Мастера Постройки". А в четвертой они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь в виду и особый смысл обобщающих уроков: в них через работу каждого "Мастера" связывается детская художественная работа со взрослым искусством, с окружающей действительностью.

«Ты и искусство»

Программа 2 класса вводит учащихся в тему начального этапа художественного обучения «Основы художественного восприятия», закладывает фундамент такого восприятия.

Основную идею программы — связь искусства с жизнью — выражают две линии: одна — познание образного строя искусства, другая — познание красоты жизни. Эти две линии будут развиваться в 3-4 классах и в среднем звене.Познание образного строя искусства — задача каждого урока. Познание красоты жизни осуществляется через задания уроков.

На уроках у учеников продолжает формироваться умение быть в роли художника, зрителя, критика-зрителя. Во втором классе ученикам дается представление о сотворчестве художника и зрителя.

Тема "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.

Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

«Искусство вокруг нас»

Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в 3 классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.

В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.

«Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) »

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры – также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядок в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как "целостную художественную личность".

Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присуще стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь "должна" господствовать правда художественного образа.

Приобщаясь путем сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости к богатствам человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

ІІІ.  Учебно-тематическое планирование

1класс (33 часа)

№п\п

Название раздела, темы        

Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы

1

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения 8

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 6

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

8

2

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

8

3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

11

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

6

                                                                                          2класс (34 часа)

№п\п

Название раздела, темы        

Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы

1

Чем и как работают художники

«Цветочная поляна». Три основные краски, строящие многоцветье мира.(1ч)«Радуга на грозовом небе» Пять красок-всё богатство цвета и тона. (1ч)«Осенний лес». Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. (1ч)«Осенний листопад» Выразительные возможности аппликации. (1ч)«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. (1ч)

«Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме. (1ч)«Птицы в лесу» Выразительные возможности бумаги. (1ч)

«Композиция из сухих трав и цветов» Для художника любой материал может стать выразительным. (1ч)

8

2

Реальность и фантазия

«Наши друзья-птицы» Изображение и реальность(1ч)«Сказочная птица» Изображение и фантазия(1ч)«Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность. (1ч)«Кокошник». Украшение и фантазия. (1ч)«Подводный мир» Постройка и реальность. (1ч)

«Фантастический замок» Постройка и фантазия. (1ч)Братья –мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе. (1ч)

7

3

О чем говорит искусство

«Четвероногий герой» Выражение характера изображаемых животных. (1ч)«Сказочный мужской образ» Выражение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа.(2ч)Женский образ русских сказок. Выражение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов.(2ч)Образ сказочного героя, выраженный в объёме. (1ч)Образ сказочного героя, выраженный в объёме. (1ч)«Море» Изображение природы в разных состояниях. (1ч)«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшение. (1ч)«Морской бой Салтана»коллективное панно двух противоположных по намерениям сказочных флотов. (1ч)«В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. (1ч)

11

4

Как  говорит искусство

«Замок Снежной королевы» Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного(1 ч)«Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. (1 ч)«Весенний ручеек». Линия как средство выражения: ритм линий. (1 ч)«Ветка» Линия как средство выражения: характер  линий. (1 ч)«Птички» (коллективное панно) Ритм пятен как средство выражения. (1 ч)«Смешные человечки». Пропорции выражают характер. (1 ч)«Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции-средства выразительности. (1 ч) Обобщающий урок на тему «Искусство и ты» (1 ч)

8

                                                                                  3 класс (34 часа)

№п\п

Название раздела, темы        

Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы

1

Введение. Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы.

1

2

Искусство в твоём доме

Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы у тебя дома. Мамин платок.  Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома. Обобщение

7

3

Искусство на улицах твоего города

Памятники архитектуры,.парки, скверы, бульвары.Ажурные ограды.Волшебные фонари.Витрины.Удивительный транспорт.

Труд художника на улицах твоего города. Обобщение.

7

4

Художник и зрелище.

Художник в цирке.Художник в театре.Театр на столе.Театр кукол.  Мы –художники кукольного театра.Конструирование сувенирной куклы.

Театральные маски.Конструированиемасок.Афиша и плакат. Праздник в городе.Школьный карнавал. Обобщение.

11

5

Художник и музей  

Музей в жизни города.Картина-особый мир.Картина-пейзаж.Картина- портрет.   Картина-натюрмортКартины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.Художественная выставка. Итоговый урок.

8

                                                                                                          4класс (34 часа)

№п\п

Название раздела, темы        

Количество часов, отводимых на освоение раздела, темы

1

Истоки родного искусства  

Осенний вернисаж. Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир. Красота человека. Образ русского человека (женский образ). Образ русского человека (мужской образ). Народные праздники. Обобщение  по теме «Истоки родного искусства»

8

2

Древние города нашей земли

 Древнерусский город крепость. Древние соборы. Города русской земли. Древнерусские воины – защитники. Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах. Урок – обобщение

7

3

    Каждый народ- художник

Образ японских построек. Отношение к красоте природы в японской культуре. Образ человека,   характер одежды в японской культуре. Искусство народов степей. Образ художественной культуры средней Азии. Образ красоты древнегреческого человека. Древнегреческая архитектура. Олимпийские игры в древней Греции. Средневековая архитектура Европы. Средневековые готические костюмы. Обобщение по теме «Каждый народ -художник»

11

4

Искусство  объединяет народы  

 Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание великая тема искусства. Герои борцы и защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира. Обобщающий урок «Искусство объединяет народы»

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с КТП по учебному предмету "Изобразительное искусство" 4 класс.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с учебным планом МКОУ «Одесская СОШ №2» на 2014-2015 учебный год, на основе Федерального государ­ственного образ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (ИЗО). Школа 2100. 3 класс. 34 ч. ФГОС (с УУД). 2015-2016 уч.год.

г.Волгоград. 16 страниц.Рабочая программа содержит следующие разделы (по ФГОС НОО):Пояснительная записка.Общая характеристика учебного предмета.Описание  места учебного предмета в учебном плане.О...

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Изобразительного искусства" 4 класс. ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...