Главные вкладки

    Сценарий урока по изобразительному искусству в 4 классе "Художник в лесу" (Рисуем деревья угольком).
    план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 3,4 класс) по теме

    Урок построен в виде виртуальной экскурсии в лес. 

    Цели:

    1.Дать представление о деревьях, как обьектах изображения.

    2.Научить видеть различия, характерные для тех или иных пород деревьев, и отображать их в своих работах с помощью изобразительных материалов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_risovaniyas_foto-1.docx705.87 КБ

    Предварительный просмотр:

                     

                Сценарий урока

                по изобразительному искусству

                в 4 классе.

               «Художник в лесу»                     

                 (рисуем деревья угольком)

                                   Автор:

    Истомина Наталья      Анатольевна,

    учитель начальных классов

    МБОУ СОШ №8 г. Карабаново.

                                       2011

                                                             

                                           

    Цели: 1.Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы, умение замечать ее удивительные краски.

                2. Дать представление о деревьях как объектах изображения.

                3. Научить видеть различия, характерные для тех или иных пород деревьев, и отображать их в своих работах с помощью изобразительных материалов.

                4. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать образное мышление.

    Оборудование: рисунки деревьев, птиц, грибов, грамзапись                                                  «Голоса птиц», выставка предметов, сделанных из древесины, репродукции картин И.Э. Грабаря « Березовая роща», «Февральская лазурь».

                            Ход урока.

    1. Организационный момент.

    На уроках окружающего мира мы изучали зону лесов.

    - Ребята, как вы считаете, все ли вы узнали о деревьях?

    - Готовы узнать о деревьях что-то новое?

    1. Вхождение в тему урока.

    Знаете ли вы, ребята, чем художник отличается от всех остальных людей? (умеет хорошо рисовать).

    Не только. Он еще всегда внимательно наблюдает за натурой.

    -А что такое натура? В переводе с французского оно означает « природа». Если вы хотите стать художником, то тоже должны научиться наблюдать за природой.

           На прошлом уроке я просила вас в течение недели внимательно наблюдать за деревьями.      

    -Как называются деревья, растущие на улицах и в парках нашего города?                                                                           Давайте поговорим о том, что же вы интересного заметили. (ответы детей)

         

    3.Актуализация знаний.                                                                   Сейчас я хочу пригласить вас на экскурсию. А куда -  узнаете, отгадав загадку.

                               Весной веселит, летом холодит,

                               Осенью питает, зимой согревает. ( ЛЕС)

      Верно. Мы отправимся в волшебный лес. Но для начала давайте вспомним правила поведения в лесу. (ответы детей)

    Ребята, мы идем не просто гулять, а продолжать знакомство с деревьями.

    (строимся парами и идем по классу).

         Долго-ли, коротко-ли, а дошли мы до места, где растет дерево-богатырь.

    В его широкой кроне щебечут птицы. Давайте минуточку постоим и  послушаем. (включается запись «Голоса птиц»)

       -Кто узнал голосок этой птахи?

        -Ребята, посмотрите, а кто это выглядывает из дупла? (белка) И маленький полосатый кабанчик прибежал сюда.

       -Что же он здесь ищет? (желуди)

    ДУБ:  Здравствуйте, незнакомые люди.

              Зачем пожаловали в мой лес? Уж не хотите ли вы причинить какой-нибудь вред? Я стою здесь 200 лет, кормлю и согреваю множество зверей и птиц, если вы меня срубите, все они погибнут.

    УЧИТЕЛЬ: Не волнуйся, дуб. Посмотри, у нас нет даже топора и пилы.  

    ДУБ: Ну хорошо. А если вы выполните задание, то я пропущу вас дальше.

        -Скажите, какую пользу приносят растения леса?

    (здесь же мы рассматриваем выставку вещей, сделанных из древесины). Молодцы, вот вам подарок (рисунок дуба).

         Идем дальше по классу.

    УЧИТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, какая светлая полянка. А на ней  стоят стройные, кудрявые девицы-красавицы. Они только что умылись утренней росой и собираются поводить  хоровод под свою любимую песенку.      

      -Что же это за деревья? (березы)

       -А знаете ли вы эту песню? Давайте споем.

    4. Физминутка.

        Водим хоровод и поем «Во поле березка стояла».

        (1 куплет)

    5. Продолжение экскурсии.

     Учитель.    Дальше в этой песне говорится, что человек сделал из березки балалайку.

     БЕРЕЗКИ: Так вы что - пришли выбирать дерево для                балалайки?

    УЧИТЕЛЬ: Успокойтесь, красавицы. Мы вас не тронем.

     БЕРЕЗКИ: Спасибо, ребята. Мы хотели бы проверить, знаете ли вы съедобные грибы? (ответы детей)

          -А какой гриб любит расти в березовой роще? (подберезовик)

         -Кто сможет найти его на картинке среди других грибов?

    Молодцы, вот вам за это подарок (рисунок березы), ступайте дальше.

            Идем и подходим к окну.

      Учитель.    -Какие деревья вы видите? Что о них можете рассказать?

        -Вдалеке около памятника есть аллея. Какие деревья там растут? (ели)

        -Познакомьтесь, это моя подружка елочка.

    ЕЛОЧКА: Я слышала от своих старших подруг, что люди зимой часто приходят в лес, чтобы найти и срубить вот такую маленькую хорошенькую елочку как я.

    -Для чего они это делают? (Новый год) .

    _Ребята, а  что вы можете предложить, чтобы не губить нас? (ответы детей)

    - Спасибо, вот вам за это подарок. До свидания. (рисунок ели)

    6. « Открытие» учащимися нового знания.

    УЧИТЕЛЬ: Вот мы и вернулись в класс.

                      -Вам понравилось?

                       -Андрей, помоги мне, пожалуйста, развесить наши подарки на доске.

                     -Что же нам подарили жители леса? (ответы детей)

                     -Почему лес был волшебным?

                     -На какое живое существо похожи деревья? (на человека: корни – ноги, ствол – туловище, ветки – руки).

    У каждого дерева, как и у человека, свой облик и даже свой характер.

    - Как вы думаете, ребята, бывают ли деревья мужскими или женскими? (да)

    - Какие деревья можно считать мужскими? (тополь, дуб, клен…)

    - На какого человека похож дуб? (на сильного, старого, на богатыря) В это время учитель на белом листе делает набросок  дуба угольком , комментируя какой у него ствол, какие ветви, корни.

    Авторский этюд - встаем и изображаем жестами и мимикой дуб.

    - А теперь поговорим о женских деревьях.

    Какие вы знаете женские деревья? (липа, осина, береза…)

    Кто сможет рассказать о березе: какой ствол, какие веточки, глядя на рисунок? Учитель опять быстрыми движениями рисует березку.

    - На кого похожа береза? (на стройную девушку – высокая, стройная, кудрявая, в белом платье)

    - Как вы думаете, береза – это веселое или грустное дерево?

          Символом России считается береза. Ее изображение мы встречаем у многих русских художников.

       Вот, например, две картины И. Э. Грабаря «Березовая роща» и «Февральская лазурь».

    - Что на них изобразил художник? Что общего? В чем различие? Какие краски использовались?...

    Березке  посвящены стихи и музыкальные произведения, сложено много народных песен.

    - А какое дерево можно назвать грустным? (плакучая ива)

                  Тоненькие веточки ивы грустно спускаются до самой земли. Ива, обычно, растет на берегу водоемов, и концы веточек всегда мокрые.

        Авторский этюд - дети встают и изображают иву.

    Вот теперь мы с вами знаем, что деревья очень похожи на людей.

    7.Постановка учебной задачи.

        - Кто догадался , какова же тема нашего урока?

        - Да, сегодня мы будем рисовать деревья. Но давайте уточним тему урока. (дети предлагают различные варианты)   Мы рисовали деревья цветными карандашами, красками, даже листком мятой бумаги, а сегодня рисуем угольком. Я вам даю полную свободу выбора.

    Каждый из вас выберет свое дерево. Кто-то нарисует стройную молодую березку, а у кого-то она получится старой и израненной. Может некоторые ребята нарисуют дуб - богатырь, а другие - плакучую иву. Самое главное – постараться правильно передать образ, характер, настроение выбранного дерева. Сейчас за окном поздняя осень, поэтому рисуем деревья без кроны. И еще каждый из вас даст название своей работе.

    8 Самостоятельная работа.

       Дети изображают дерево на заранее затонированном цветными мелками фоне.

    Учитель проводит индивидуальную работу с учениками.

    9.Подведение итогов.

       Экспресс – выставка лучших работ: каждый ребенок выходит со своей работой, говорит название и если хочет, то кратко может рассказать о своей задумке. Дети могут задавать вопросы. ( названия картин могут быть такие «Грустная березка», «Мудрый дуб»…)

    10. Рефлексия деятельности.

      - Над какой темой мы сегодня работали?

      - Где можно использовать эти знания?

      - Как мы оценим работу всего класса?

        Отметьте на шкале достижений. Покажите друг другу результаты ваших оценок и поздравьте своих друзей.

      -Оцените свою работу в классе.

      - Я поздравляю каждого из вас , вы поднялись еще на одну ступеньку знаний вверх. Молодцы! Вам удалось достичь поставленной цели. Рисунки получились просто замечательные.  

     Учитель. Говорят, что каждый человек должен вырастить дерево. А в такое время года деревья не сажают на улице. Зато в наших альбомах сегодня выросло не одно дерево, а чудесный лес.

            Лесная тень, лесная тишь,

            Полным – полно чудес,

            Ты перед сказкою стоишь,

            А сказка эта – лес.

            Ты сказку эту сохрани,

            Люби, жалей и береги.

                                     Е. Карганова

    Исполняем песню «С нами друг» (сл. Н. Соловьева, муз. Г. Струве).

       

    Список литературы:

    1.Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. 2 часть. Ростов – на – Дону: Издательство «Учитель», 2004.

    2. Неретина  Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 1 класс.- М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2004.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок изобразительного искусства во 2 классе "Рисование осеннего дерева"

    Урок разрабатывался к УМК "Школа России". Подходит для работы и по другим УМК. В работе есть ссылки на электронные образовательные ресурсы....

    Урок изобразительного искусства во 2 классе "Рисование осеннего дерева"

    Тема : Рисование по представлению осеннего дерева.Цели :    1.  Формирование графических умений и навыков в рисовании от общего к детали.2. Развитие зрительных представлений о хара...

    Конспект урока по Изобразительному искусству на тему "«Зимнее дерево». Графика." 1 класс

    Конспект урока по Изобразительному искусству на тему "«Зимнее дерево». Графика." 1 класс...

    Конспект урока по Изобразительному искусству по теме: Резьба по дереву.Изба( 3 кл.)

    Конспект урока по изобразительному искусству включает изучения внутреннего мира русской избы....

    Конспект урока изобразительного искусства «Золотая осень. Мы учимся изображать деревья» (1 класс)

    Цели деятельности учителя:– формирование представления о различных цветах осенних деревьев;  – воспитание творческого чувства.Планируемые результаты:Личностные: – понимание ново...

    Разработка открытого урока по Изобразительному искусству на тему: «Мы рисуем зимние деревья»

    азработка открытого урока по Изобразительному искусству на тему: «Мы рисуем зимние деревья»...

    Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "Мастер Изображения учит видеть. Изображаем любимых животных. Хомячок."

    Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "Мастер Изображения учит видеть. Изображаем любимых животных. Хомячок."...