Изобразительное искусство "Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Романенко Марина Васильевна

 

Цель урока:   Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.

Образовательный процесс на уроке строился путем рационального сочетания традиционных и инновационных форм и способов обучения, направленных на реализацию технологии личностно-ориентированного обучения.

Старалась развивать коммуникативные навыки (умение слушать, слышать, понимать партнера, выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками)

 Методами обучение были взяты:

- объяснительно-иллюстративный (изложение материала);

- практический (отработка навыков);

- исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций);

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometricheskiy_ornament.doc736 КБ
Office presentation icon geometricheskiy_ornament.ppt2.59 МБ

Предварительный просмотр:

ИЗО

Тема:  Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты.

Цель:   Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте.

Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  1. О чем говорили на прошлом уроке? (Орнамент)
  2. Что такое орнамент? (Это слово в переводе на русский язык означает «украшение»)
  3. Какие бывают орнаменты (геометрические, растительные, животные)

Справка: По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотоспапируспальметтаакант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм — т. н. тератология, геометрических и растительных — арабески).

  1. Какой прием используют при составлении некоторых орнаментов? (прием стилизации – упрощение при рисовании)
  2. При составлении каких орнаментов используется прием стилизации? (растительного и животного характера)
  3. А при составлении какого орнамента не используется этот прием? (геометрического)
  4. Из чего могут состоять геометрические орнаменты? (Геометрических фигур: из полос, волнистых линий, треугольников, квадратов и т.п.)
  1. Работа в тетради

Откройте тетрадь по закладке (стр. 22-23). Рассмотрите узоры.

  1. Из чего они состоят? (Из линий)

Задание: а) Нарисуйте на листочках, вложенных в тетрадь, любым цветом похожие узоры. Прежде чем приступить к выполнению задания вспомните правила работы с кистью и красками.

ПРАВИЛА:

  1. Как работать кистью? (Аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос. Нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей “ прическу”, а также долго держать в воде (искривится волос)).
  2. Что значит  "Бурю" в банке не поднимать? (Не брызгать водой из банки, сильно не разбалтывать воду кисточкой).
  3. Что любят краски? (Смочить краски водой слегка. Нельзя пачкать краски грязной кистью. Кисть промыть и вытереть).
  4. Вспомните правила работы акварелью (В воду, в краску, на бумагу).

б) Образец вклейте в тетрадь.

  1. Изучение новой темы
  1. Как думаете, где можно использовать похожие узоры? Для чего они нужны? (украшение одежды, полотенец, скатертей и т.д.)
  2. В старые времена каждый узор имел свой смысл:

        КАРТОЧКА: Давайте проверим, как вы запомнили древние символы. Каждой паре предлагается по две карточки, в каждой из которой есть лишний символ. Надо найти ошибку и зачеркнуть лишнее. (1 карточка: Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Изображение солнца на карточке под номерами 1,2,4; под номером 3 – вода.; 2 карточка: Изображение воды на карточке под номером 1,3,4. На карточке под номером 2 изображены побеги, засеянные в землю).

                 КАРТОЧКА 1

КАРТОЧКА 2

     Проверка.

  1. Молодцы! Мы познакомились с древними символами. В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла.

Загадки.

А теперь в награду вам  загадки.

С переливами поет, утром будит весь народ.

Золотистый гребешок гордо носит … (Петушок)

Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется, ну реветь,
Как зовут его…(
Медведь)

Берегись, мышиный род -
На охоту вышел … (Кот)

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его… (
Индюк)

Он стройный и красивый

У него густая грива.

Очень быстрый, как огонь.

Кто же это, дети? (Конь)


Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется ….  (Олень)

  1. Что объединяет все эти изображения животных? (Это игрушки)
  2. Что еще у них общего? (одинаково расписаны)
  3. А одинаково они расписаны все потому, что все они пришли к нам из одного села – Филимоново (рассказ на слайдах)
  4. Кроме того это все игрушки свистульки

Птица-свиристелка,

Звонкая поделка!

Ну-ка, ну-ка, говори,

Что там у тебя внутри?

-Верь, не верь ли, мой хороший,

А внутри-то - ничего,

Кроме двух сухих горошин

И дыханья твоего

  1. Что общего в их росписи (Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный орнамент, используя те элементу узоров, которые мы сегодня изучили)

Справка: Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Конь – считался слугой Солнца. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений.

  1. Я предлагаю вам расписать филимоновского петушка (поэтапность на слайде)
  2. Сравните росписи 2 петушков. Что изменилось? (добавился синий цвет; форма крыла и узор на хвосте).
  3. Сменился не только рисунок крыла и хвоста, но сменился и смысл, который несла в себе игрушка. (1 петух- пашня, плодородие. 2 петух – солнце, зрелые колосья)
  4. Кроме того каждый цвет так же имел свой смысл. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с правдой и добром. Красный -  цвет символ огня, красоты, силы, славы, здоровья. Желтый - символ солнца, душевного тепла. Синий – цвет неба, мечты, надежды.
  1. Самостоятельная работа детей на готовых шаблонах (помощь слабоуспевающим). А сейчас вы будете  расписывать своих петушков. Вы слышали, что готовые игрушки увозили на ярмарку. Давайте и мы распишем игрушки, погрузим готовых петушков на телегу и увезем на ярмарку.
  2. Выставка  и  анализ готовых работ.
  3. Рефлексия.

Чтобы олень быстро вёз петушков на ярмарку, нужна хорошая дорога. Вымостите дорогу для оленя разноцветными полосками. Возьмите полоску, соответствующую вашему настроению и прикрепите её на доску. Какая получится дорога, так олень и побежит.

  1. Итог урока: Сегодня на занятии мы попытались по-новому взглянуть на народное декоративно-прикладное искусство, понять смысл филимоновских узоров и орнаментов. Научились правильно расписывать филимоновскую игрушку и самостоятельно оценивать свою и чужую работы, анализировать ошибки и достижения.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия и презентация по изобразительному искусству по теме: "Такие разные бабочки"

Тема занятия: «Такие разные бабочки» Цель: способствовать созданию условий для приобщения обучающихся к искусству росписи через знакомство с приемами росписи пальцами и создания творческой ...

Технологическая карта урока по технологии (урок открытия нового) в 1 классе " Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?"

Технологическая карта составлена по учебнику и рабочей тетради Е.А.Лутцевой, Т.Н.Зуевой (УМК "Школа России) в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка занятия " Орнамент. Орнамент в круге"для дистанционного обучения.

Данная методическая разработка предназначается для обучающихся кружка " Юный художник" и их родителей с целью дистанционного обучения в условиях самоизоляции.материал представлен теоретическ...

Конспект урока по Изобразительному искусству. Тема:"Дома бывают разные" (3 класс)

Цель урока: знакомство с различными домами нашего мира. Планируемые результаты:воспитывать самостоятельность, взаимоуважение.уметь принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужно...

ОРнамент разных народов

Орнамент народный. 3 класс по Шпикаловой Т.Я. Презентация знакомит с орнаментами разных народов. Прилагается творческое задание....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству Тема: Дома бывают разными.

Тема урока: Дома бывают разными.Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Цель урока: создать условия для развития творческого мышления учащихся. Задачи:обучающие:-дать представление о...

Технологическая карта урока Технологии "Что такое орнамент?Орнамент листьев из цветной бумаги" ( 1 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: формирование умения у обучающихся понимания, что такое орнамент и создание его из листьевДидактические:1. Освоить технику многослойного складывания;2. Узнать, что такое орнамент.Развивающи...