Экскурсия в Дом Моды или матрёшкины одёжки
методическая разработка (изобразительное искусство, 2 класс) по теме

Кривошеина Ирина Николаевна

Урок изобразительного искусства по росписям русской матрёшки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matreshki.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

учитель Кривошеина И.Н.

МОУ «ООШ №3»

2010 год

Тема «Экскурсия в Дом моды или «Матрёшкины одёжки»

Цель: совершенствование и расширение знаний и умений техники выполнения аппликаций из бумаги.

Задачи:

-познакомить детей с произведениями народного искусства - творчеством мастеров по росписи деревянной игрушки-матрёшки из Загорска, Семёнова, Полховского Майдана и Крутца;

-наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера народного художественного промысла;

-продолжить формировать общеучебные и графические умения и навыки

-способствовать развитию наблюдательности, художественного вкуса;

 -дать представление о символическом значении матрёшки.

Оборудование.

Образцы изделий мастеров народного творчества, иллюстрации матрёшек, образцы изделий (бумажные цветы), инструкционные карты.

Ход:

 I. Организационный момент.

Игра «Буквы рассыпались»

- Неизвестно, как случилось,

   Только буквы заблудились.

           ККАУЛ

- Составьте слово. (Кукла)

- Разные на свете бывают куклы. Из дерева и материи, из глины и соломы, из резины и пластика.

Слайд№1.

- Разные имена вы даёте своим куклам. А есть куклы, у которых имя одно и тоже.

Загадка.   Ростом разные подружки

         Не похожи друг на дружку,

         Все они друг в дружке,

         А всего одна игрушка.

Слайд №2.

                   Восемь кукол деревянных,

          Круглолицых и румяных.

          В разноцветных сарафанах

          На столе у нас живут,

                  Всех матрёшками зовут.

II. Познавательно-информационная беседа с опорой на иллюстративный ряд объектов.

- Так почему же матрёшки? Почему такое имя получили эти куклы?

-  Первая наша матрёшка появилась более ста лет тому назад. Прообраз её – деревянную, пустотелую куклу художник С.Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была японцем – сердитым на вид, узкоглазым стариком.

Слайд №3.

- С.Малютин переодел её в русский костюм. Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову яркий платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Нет! Маняша? Нет! Милая, деревенская Матрёна. Матрёша. И стали новые игрушки матрёшками

- В чём же секрет такого успеха и долголетия матрёшки? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.

Слайд №4.

- Начали точить и расписывать матрёшек по русским сёлам – там, где издавна работали умельцы с деревом, как в подмосковном Загорске.

Слайд №5.

- На загорской матрёшке чётко обозначены силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Этот узор называется «пестрешкой».Загорские матрёшки – устойчивые, толстобокие.

(На доске появляются карточки-слова «Загорская матрёшка», «пестрешка» и элементы росписи загорской матрёшки).

Слайд №6.

- У матрёшки родом из Семёнова – большой букет цветов занимает почти весь фартук.

(На доске – карточка-слово «Семёновская матрёшка» и элементы росписи).

Слайд №7.

- А в селе Полховском Майдане мастера выработали свой стиль росписи. У матрёшки нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. На двухцветном фоне условный овал. Узоры имеют названия «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград» и так далее.

(На доске появляются слово-карточка «Полхов-Майданская матрёшка» и элементы росписи).

- Но где бы ни родились матрёшки – все они весёлые, пригожие. Потому что их делают талантливые и добрые мастера.

- А работать мы будем в мастерской крутцовской игрушки.

Слайд №8.

- Село Крутец соседствует с Полховским Майданом. А вот роспись… В крутцовских деревянных красавицах мы ценим, что и в людях: непохожесть на других. Каждая матрёшка выглядит по-своему. Одна вытянулась как столбик, а рядом стоит приземистая, неуклюжая толстушка. Эта улыбается, а эта хмурит брови. Первая приветлива, ко второй не подходи.

(Демонстрируются иллюстрации матрёшек). А уж начнут матрёшки хвастаться нарядами, – ни с каким Домом моды не сравнишь!

- Я предлагаю вам поработать в стиле крутцовских мастериц. Поэтому вашу матрёшку могут украшать цветы и листья любой формы и цвета. Здесь нет никаких ограничений. Но мы будем не рисовать цветы, а сделаем аппликацию из бумажных цветов. Предлагаю работать в группах, так как работа объёмная.

III. Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,  

Больше спать не захотел.              

Шевельнулся, потянулся,              

Взвился вверх и полетел.            

Солнце утром лишь проснётся,    

 Бабочка кружит и вьётся.        

IV. Анализ информации и образцов изделий.

Детям предлагаются образцы бумажных цветов: роза, ромашка, фиалка, василёк, листья различной формы.

- Какие цветы можем использовать? (Все, так как крутцовские мастерицы использовали любые цветы).

- Какие цветы и листья можете сделать самостоятельно, так как ранее уже учились их делать?

- Как можно получить каждый из этих цветов? (Дети называют известные им приёмы вырезания: по шаблону, по половинке шаблона, путем складывания квадрата в 8 раз).

V. «Открытие» нового знания.

- Есть ли элементы цветов, которые вызывают у вас затруднения при выполнении работы? (Учитель показывает эти элементы)

VI. Планирование предстоящей самостоятельной практической работы.

с последующим самоконтролем по инструкционной карте.

Каждая группа получает образцы изделий и  инструкционную карту с чётким распределением обязанностей каждого члена группы.

I группа:

Сафронова П. --- 1 ромашка

Губин Д.         --- 1 ромашка

Нестеренко К. --- 1 ромашка

Матвеев Д.      --- 6 листьев резных

Ноздряков К.   --- 6 листьев простых

II группа:                                        

Пантеева О.     --- 1 роза

Кравченко А.   --- 1 роза

Худобин Д.      --- 1 роза

Горбунова Д.   --- 6 простых листьев

Елсуков Н.       --- 6 простых листьев

III группа:

Яковлева И.     --- 1 большой василёк

Ахмедов Р.       --- 1 средний василёк

Демидова Л.     --- 1 бутон василька

Сочан Иван      --- 12 простых листьев

VII. Практическая работа.

  1. Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов).
  2. Техника безопасности во время работы.
  3. Правила работы в группе.
  4. Самостоятельная работа учащихся.
  5. Уборка рабочего места.

VIII. Оценка деятельности учащихся на уроке.

Выставка детских работ.

- Каждая ваша работа – это не подражание народному образцу, а своё смелое решение.

- Так в чём же секрет успеха и долголетия куклы-матрёшки? Почему она стала сувениром за рубежом?

- Образ женщины издавна был почитаем в русском народном искусстве. Образ матрёшки удачно воплотил в себе спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма. Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава? француза и американца.

Конспект урока по курсу

«Изобразительное искусство и художественный труд»

1 класс

Экскурсия в Дом моды

или «Матрёшкины одёжки»

Учитель МОУ «ООШ № 3»

                                                                  города Энгельса

                                                               Кривошеина И.Н.

2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку"Матрёшкины одёжки"

Помещены слайды, которыми можно проиллюстрировать урок(возникновение куклы, виды кукол)...

"Матрёшкины потешки" (мастер-класс)

Матрёшка-русская деревянная игрушка в виде расписной куклы.Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству. Содержится пошагово роспись русской матрёшки, теоретическая часть (история возникновения м...

По одёжке встречают

Какая одежда была у наших предков? Что символизировала вышивка? На эти и другие вопросы даёт ответы данная презентация....

Консультация "По одёжке встречают"

Консультация для родителей будущих первоклассников по теме "По одёжке встречают"...

Открытый урок английского языка по теме "По одёжке встречают"

Данная разработка предназначена для учащихся 3 класса, учебник И.Н Верещагиной, Т.А. Притыкиной...

Урок ИЗО 7 класс "Мода сквозь время". Раздел "Мода, культура и ты"

Презентация к уроку изобразительного искусства в разделе "Мода, культура и ты". 7 класс....

Фольклорный праздник в начальных классах "Матрёшкины потешки"

Данное мероприятие провожу с целью приобщения детей к народной культуре и знакомства с историей создания русской матрешки, которая стала одним из символов России.В ходе подготовки и проведения меропри...