Морской бой царя салтана с пиратами. "Два флота" выражение намерений через украшение. 2 класс
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 2 класс) по теме

Съедина  Наталия Николаевна

урок расчитан на 2 часа во 2 классе. урок путешествие

 

2 часа, 2 класс

«Два флота». ВЫРАЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЙ ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ

Вид занятий:

украшение  формы цветом, символами с выражением намерений - добрых или  злых.

Цели и задачи:

дать понятие о символике изображений; зна­комство с произведениями изобразительного искусства в приклад­ных видах творчества.

О б о р у д о в а н и е  у р о к а:

гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки. (Заготовки для выполнения работы  в классах коррекции)

Зри т е л ь н ы й р я д:

слайды и репродукции произведений Н. Рерих «Заморские гости», иллюстрации детских книг: И. Билибин картины к «Сказке о царе Салтане», произведения народного искусства;

Л и т е р а т у р н ы й  р я д:

«Сказка о царе Салтане» А. С. Пуш­кина.

Пояснительная записка:

Детям даётся представление о том, что не только характер человека, но и намерения, цели можно выразить в постройке.  Урок эту тему решает на материале сказки через конструкцию и декор предмета. В результате индивидуальной работы учащихся получается прекрасная коллективная работа!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dva_flota_2_kl..doc52 КБ

Предварительный просмотр:

2 часа, 2 класс

Т е м а: «Два флота».

ВЫРАЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЙ ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ

Вид занятий:

украшение  формы цветом, символами с выражением намерений - добрых или  злых.

Цели и задачи:

дать понятие о символике изображений; зна комство с произведениями изобразительного искусства в приклад ных видах творчества.

О б о р у д о в а н и е  у р о к а:

гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки. (Заготовки для выполнения работы  в классах коррекции)

Зри т е л ь н ы й р я д:

слайды и репродукции произведений Н. Рерих «Заморские гости», иллюстрации детских книг: И. Билибин картины к «Сказке о царе Салтане», произведения народного искусства;

Л и т е р а т у р н ы й  р я д:

«Сказка о царе Салтане» А. С. Пуш кина.

Пояснительная записка:

Детям даётся представление о том, что не только характер человека, но и намерения, цели можно выразить в постройке.  Урок эту тему решает на материале сказки через конструкцию и декор предм6ета.

Ход урока

 1. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

2. Беседа по теме урока.

Тиха звучит музыка:  отрывок из оперы – былины  Н.Римского –Корсакова  «Океан -  море синее»

Звучит рассказ  о том, как флот царя Салтана, побывал в разных странах, отправился к князю Гвидону в гости.

Слайд  

Я предлагаю отправиться в путешествие по морю синему - океану глубокому, на праздник к князю Гвидону. А начнём  мы своё путешествие вместе с флотом царя Салтана

Слайд 2  картина «Заморские гости» Н.Рерих. 

Корабли быстро бежали по волнам. Вдруг кормчий (ведущий караван кораблей) сказал: - Посмотрите – ка, что это там впереди?  И все увидели, что из-за острова на чёрных парусах к ним приближаются какие-то черные, мрачные корабли. На кормах и парусах страшные изображения, змеевидные флаги, чудища со страшным оскалом.

Слайд 3  пираты

 - Что – то не нравятся мне эти паруса,- сказал кормчий.- Почему они мрачные? Только корабли пиратов бывают такие. Пираты подплывали всё ближе. Но злой волшебник решил всё перепутать. Он стер, и цвет и формы двух разных флотов и они стали абсолютно одинаковыми.

-Неизвестно где пираты, а где мирный радостный флот.  Купцы стали смотреть на силуэты кораблей. но они были все одинаковые.    Волшебник стёр характер формы...  Как же быть? Что же теперь делать?

 Слайд  4 с пустыми бесцветными кораблями.

Ответы детей

 Остаётся нам помочь мастеру постройки.  Заново построить  формы кораблей.

-Как вы думаете, можно отличить без красок флот пиратов от флота царя Салтана?

Даже если все корабли белого цвета форма может быть разной. Я попробую вырезать  пару кораблей и парусов из белой бумаги.

Напомните, какому мастеру  я сейчас буду помогать?

Слайд  5 Словарик – ладья, парус, мачта

  Показываю способ вырезания

Добрый кораблик и злой кораблик  креплю на доску  вырезанные мной кораблики

- Какая ладья ДОБРАЯ,  а какая ЗЛАЯ?  Обращаю внимание на оскал, форму ладьи и паруса.

Работа детей у доски

-А вы смогли бы сами вырезать  добрые и злые корабли.  (у доски вырезают 2 человека)

Так вот через конструирование формы предмета можно выразить намерения и цели человека, которому предмет принадлежит.

3. Самостоятельная работа

 Класс делится на 2 группы  по желанию

  1.  Цари Салтаны
  2. Пираты

Дети вырезают кораблики.  Каждый ученик, вырезав свой кораблик  и крепит его на панно.

Слайд 6

Требования к  выполнению работы на   1 уроке:

  1.  Соблюдать правила техники безопасности при работе ножницами  и бумагой
  2. Экономно работать с бумагой
  3. Аккуратно вырезать форму корабля и паруса.
  4. Убрать рабочее место

  Слайд 7

Посмотрите,  получились ли  у нас кораблики.

- Сумели ли мы помочь мастеру постройки различить намерения этих двух  флотов – пиратов и царя Салтана?

  Ответ детей

-А чем же мы помогли различить эти два флота?

Контуры форм кораблей и парусов разными сделали

 -Что предстоит нам делать дальше?

Украсить корабли

Давайте посмотрим, какими  были  корабли в древней Руси.  

Слайд 8 древние корабли Руси

Ну, что понравились вам корабли?

- А были  среде них корабли похожие на флот пиратов и флот царя Салтана?

- Почему вы так решили?

Дети описывают как может выглядеть флот  царя и пиратов.  

2 урок  Слайд 9

Ход урока

Задание  2 урока: Украшение парусов и кораблей двух контрастных флотов.

1 Орг. Момент. Звучит музыка Римского-  Корсакова.

2. Краткая беседа

Каждый ученик  получает корабль и готов участвовать в игре.

-Какому мастеру мы помогали на прошлом уроке?

- Как мастер постройки может сказать о добре и зле?

Хорошо, а теперь, посмотрите на эти живописные работы художников.

Слайд  10 Айвазовский, Блог, Куинджи…

-Чем ещё художник может выразить своё отношение к добру и злу?

Следовательно, какому художнику мы будем сегодня  помогать?

На доске висят разные по цвету листы  цветной бумаги

-Какие цвета подходят пиратам, приносящим зло?

-А какие изображения ближе добру?

Слайд11  На слайде картинки с изображением солнца, птиц кинжалов, звёзд  и т.д.

-Что может выразить украшение?

-Послушайте,  как могут говорить украшения?

             Ну-ка, представь себе, как в старину,

         Шли корабли на разбой, на войну.

  Пушки по борту с обеих сторон,

На парусах - то орел, то дракон.

Нос угрожает оскаленной пастью

Тигра ли льва, иль кого позубастей.

Флаг развевается с черным крестом,

С молнией флаг, со змеиным хвостом,

Сабли, быть может, крест-накрест на флаге.

Грозный корабль нарисуй на бумаге!


                     Теперь представь корабль иной

Сверкает парус над  волной ...

Пусть чайка на флажке парит,

Ведь флаг о мире говорит. .

На флаге бабочка, пчела

Зовут на добрые дела ...

 Подумай, чем украсить нос:

Русалкой с гривою волос,

Дельфином с носом, как игла,  

Дельфины не приносят зла;

Одень корабль, как на парад,

Ты в самый праздничный наряд.

В.Калинина.

Слайд 13 задача урока

Еще раз рассмотрите, какими  они были корабли.

И так украшение может выражать намерение людей, двух флотов.

И в жизни украшения помогают человеку  выразить свои намерения. Здесь пираты всех устрашают, а флот, идущий на праздник – всем об этом сообщает  (Радуется)

Нам нужно сделать так, чтобы страшный флот выдал свою тайну, объявил до конца о намерениях – и тогда легче с ним воевать. Долго думать тоже плохо. Пираты ждать не будут.

3. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся. Класс разделить на две группы. (индивидуальная, групповая)

3 а д а н и е:

украсить два сказочных флота - добрый и злой.

Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения  добрые и злые.

Задача двух групп ребят: цветом, элементарными символами различить (оснастить) флоты.

Детям раздаются заготовки, вырезанные  элементы (лодка, парус).

К концу урока корабли, паруса закрепляются по своим местам на листе (синего цвета).

Слайд 14 творческих успехов.

Итог - два совершенно разных флота. Один - веселый, радостный, другой - страшный, мрачный. Можно дать названия кораблям (мелко написать печатными буквами).

Слайд 15

В конце урока дети отвечают на вопрос

1. Кто же  побеждает в нашей сказки?

2. А в нашей жизни?

Слайд 16.  Рерих. 

Правильно кричат купцы и добрый волшебник, вы избавили нас от страшных пиратов. Если бы не вы, лежать бы нам на дне морском. А теперь мы их узнаем и  сумеем объединиться,  и победить  злых пиратов.

4. Итоги урока.

Анализ выполненной работы. Оценка работ.

Выберите самые яркие работы

Самые аккуратные

Домашнее задание.

Литература

  1. КоротееваЕ.И. Горяева Н.А. Поурочные планы. 2 класс..

Дроздова С.Б..Авт.-сост. Волгоград. 2008.

2.Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 класс. М,:  издательский центр «Владос». 2003.

3.Стихи В.Калинкин.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока искусства (изо) ". "Коллективное панно. "Бой флота царя Салтана с пиратами"

Создание коллективного панно из кораблей  царя Салтана и пиратов, используя для изображения намерений направление движения, форму и цвет предметов, украшения....

Конспект урока ИЗО «МОРСКОЙ БОЙ САЛТАНА И ПИРАТОВ». ВЫРАЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЙ ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ 2 класс Школа России

Предмет: Изобразительное искусствоКласс: 2Тема урока: «морской бой салтана и пиратов». выражение намерений через украшениеЦели урока:-  дать понятие о символике изображений.- знакомство с произве...

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс "Морской бой царя Салтана и пиратов"

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс "Морской бой царя Салтана и пиратов"...

«Морской бой Салтана и пиратов». выражение намерений через украшение

конспект по изобразительному искусству «Морской бой Салтана и пиратов». выражение намерений через украшение 2 класс...

Конспект урока изо "Флот царя Салтана и пиратов" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тема:  Флот Царя Салтана и пиратов  (форма корабля из цветной бумаги, гуашь-эмблема)Цели деятельности учителя: закрепление понимания зависимости формы , цвета и эмблемы в украшении изделия ,...