Конспект занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

Гордина Жанна Константиновна

Подробный конспект в двух вариантах в виде описания и диалога педагога преднозначен для творческих встреч , мастер-классов родителей с детьми. Знакомит еще с одной технологией имитации витража:витражной роспись по стеклу и новой техникой матирования стекла. Название необходимых материалов присутствуют в схемах -алгоритмах для запоминания последовательности действий. Если провести занятие "Имитация витража живописью пластилином на стекле" (конспект занятия уже выложен на данном сайте) и "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла", то у детей и родителей (можно обе встречи провести для детей с родителями) будут более углубленные знания в о искусстве " Витража", способах его имитации в домашних условиях и других способах декорироания стекла, таких , как матирование. Более того они смогут сами, в семейном кругу создавать подобные панно и мини-панно для собственного интерьера и  для подарков друзьям и родственникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no2.docx38.86 КБ
Файл algoritm-_shema.docx57.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 520

Колпинского района

Конспект занятия  (мастер-класса)

Арт-студии «Юные художники»

«Весеннее зеркало «И расцвел подснежник», выполненное в технике матирование стекла и витражной росписи по стеклу»

Для детей с родителями 7-10 лет.

Автор: педагог дополнительного образования (ИЗО и ДПИ)

Гордина Жанна Константиновна

Санкт-Петербург

2012г.

Образовательная программа: «Юный художник».

Предмет: Изобразительное и Декоративно-прикладное искусство.

Тема занятия:  «Весеннее зеркало «И расцвел подснежник», выполненное в технике матирование стекла и витражной росписи по стеклу»

Тип занятия: Изучение новой технологии и создание  работы по собственному эскизу в соавторстве с родителем.

Цель занятия: Изучить новую технологию и создать в ней небольшое панно по собственному эскизу, познакомится с техникой матирование стекла и техникой имитации витража «Витражная роспись по стеклу», создать или поддержать устойчивый интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству, научится работать в паре, быть соавтором произведения.

Планируемые результаты:

Личностные (развивающие)

Метапредметные

Предметные (обучающие)

. Умение создавать работу в новой технологии, осваивая последовательность действий.

. Умение создавать  собственный эскиз, следуя определенным условиям.

. Развитие фантазии и воображения.

. Развитие мелкой моторики и координации движений.

. Развитие творческого мышления.

. Развитие памяти и внимания.

. Создание и поддержание устойчивого интереса к изобразительному и декоративно-прикладного искусства.

. Умение осваивать новую технологию и действовать согласно указанной последовательности действий.

. Умения осваивать на практике новые знания.

. Умения создания творческой работы с определенными технологическими ограничениями.

. Умение планировать работу.

. Умение работать в соавторстве в паре, разделять работу в соответствии с умениями, навыками и временным интервалом.

. Знание о   матировании стекла (зеркального стекла), как одной из технологий декоративно-прикладного искусства  и последовательность его создания.

. Знания о способах имитации витража

В современном  декоративно-прикладном искусстве.

. Умение создавать имитацию витража в технике «Витражная роспись по стеклу»».

. Умение использовать макетный нож для создания трафарета из оракла (самоклеющееся пленки)

. Умение наносить рельефные контуры по стеклу.

. Умение  работать витражными красками в пределах заданного контура.

. Умение смешивать цвета в витражной росписи по стеклу.

Этап занятия

Деятельность педагога

( мастера)

Деятельность детей и родителей( участников МК)

Планируемый результат

1

Организованное начало занятия.

Приветствие педагога. Рассказ об особенностях новой формы занятия мастер-классе. Просьба представить своих родителей или братьев и сестер, чтобы поближе познакомиться с ними.

Знакомство с родителями детей.

. Дети представляют педагогу своих родителей, братьев или сестер, рассказывают о них в нескольких предложениях, пишут имя отчество на специально предложенных вкладышах, вкладывают в бейджик и нацепляют на одежду родителям.

Приобретать навыки сотрудничества с педагогом и с родителями.

Умение кратко и четко представить другого человека.

Быстро, аккуратно и грамотно выполнять предложенные задания.

2

«Мастер-класс (МК)» - одна из современных форм проведения занятий.

«Матирование стекла (зеркального стекла) – технология декорирования стекла в декоративно-прикладном искусстве.

Педагог кратко рассказывает о мастер-классе, и чем эта форма занятий отличается от классических занятий и уроков, вводит понятие «мастер».

Через стихотворный фрагмент (сказка «12 месяцев» в обработке С.Я. Маршака), иллюстративный ряд и беседу педагог подводит детей и родителей к изображению весны, посредством таящего снега и льда и расцветающих подснежников.

Рассказывает о матировании стекла, иллюстрируя свой показ слайдами компьютерной презентации и побуждает участников  матировать свое зеркальное стекло в виде кусочков снега и льда

. Дети с родителями беседуют о весне, рассказывают о ее приметах.

. разбирают по составу слово подснежник и приходят к мысли изобразить остатки снега и льда приемом способом матирования стекла.

. рассматривая компьютерную презентацию, изучают и запоминают технологию матирования стекла.

. при помощи родителей наносят оракл на стекло.

. дети  рисуют снег и лед перманентным маркером на оракле.

. при помощи родителей вырезают макетным ножом трафарет и наносят матирующую пасту.

Изучение  технологии «Матирования стекла»  и создания в ней части зеркального панно-зеркала в соавторстве с родителями.

Освоение новой, неизвестной ранее технологии, работа в парах ( разделение работы в  соответствии с умениями, навыками и временным интервалом).

3

«Витражная роспись по стеклу»- одна из имитаций витража»

 Краткая история витража и его имитаций с  компьютерной презентацией

Рассказ о технологии имитации витража «Витражная роспись по стеклу», последовательности действий с краткой компьютерной презентацией  до этапа нанесения контуров.

Педагог спрашивает о названиях и видов цветов, именуемых «подснежниками» предлагает их изображения в компьютерной презентации и на столах в виде фотографий и изображений.

Педагог предлагает выбрать тот подснежник, который больше всех понравился паре и попробовать изобразить его на небольшом листочке, который станет эскизом будущей росписи.

 Дети и родители делятся собственными знаниями о витражах, рассказывают какие витражи и где видели, из чего и как создается витраж, создавали ли  имитации витража самостоятельно или в других студиях, кружках и на мастер-классах. Рассматривают и комментируют компьютерную презентацию.

Слушают и запоминают последовательность действий.

Выбирают, совместно с родителями , понравившееся подснежник и создают эскиз будущей витражной росписи.

Краткое знакомство с витражом и его имитацией «Витражной росписью по стеклу» Знакомство с новым изобразительным материалом рельефным контуром для стекла.

Выбор цветка и создание собственного эскиза будущей росписи, совместно с родителями.

4

Завершение «Матирования стекла», нанесение рельефного контура и изучение способов нанесения  красок и смешивания цветов в технике «Витражная роспись по стеклу»

Педагог предлагает вернуться к результатам матирования, рассказывает, как  правильно  удалить и смыть матирующую пасту, вытереть работу выбрать и нанести рельефный контур. При возникновении сложностей с нанесением контуры предлагает воспользоваться карандашом по стеклу «стеклографом».

. Дети и родители удаляют и смывают матирующую пасту. Любуются полученным эффектом и наносят контуры.

Завершить и запомнить весь цикл «матирование стекла», чтобы использовать самостоятельно в последующих работах.

Формирование умений работать в технике «Витражная роспись по стеклу», начальная стадия нанесение рельефных контуров по стеклу.

5

«Витражная роспись по стеклу» способы нанесения витражных красок и  смешивания цветов.

Педагог рассказывает о различных витражных красках, особенно о красках фирмы «Гамма» на водной основе, которой мы пользуемся на данном МК и иллюстрирует свой рассказ слайдами, напоминает, что краска не должна вытекать за пределы контура.

 Дети и родители наносят витражные краски, при желании смешивая цвета.

Овладение новой технологии «Витражная роспись по стеклу» и использование ее в своем авторском панно, работая в паре.

6

Декорирование готовой работы стеклянной галькой.

Педагог предлагает декорировать готовую работу стеклянной галькой, имитирующей капельки воды при таянии снега и повторить технологии «Матирования стекла» и  «Витражной росписи по стеклу» при помощи схем-алгоритмов, которые и останутся у участников МК.

Дети и родители декорируют работы стеклянной галькой и  повторяют обе, изученные технологии, заполняя схемы-алгоритмы.

Развитие памяти и внимания, умения анализировать и систематизировать полученные новые знания.

7

Организованное завершение занятия.

Выставка  и обсуждение готовых работ.

Педагог предлагает рассмотреть и обсудить готовые работы.

Прощается с детьми, благодарит за совместную работу на занятии, выражает  радость и восхищение, созданными работами выражает надежду на последующие встречи.

Участники МК обсуждают работы, благодарят друг- друга за интересный МК проведенный вместе и прощаются.

Умение ясно и точно излагать свои мысли в устной форме. Находить интересное, и необычное не только в своих работах, но и в работах своих коллег.

Уметь критиковать конструктивно, не обижая товарищей. Уметь находить ошибки и способы их исправления в последующих работах.

Приборы и материалы: зеркальное стекло (зеркало) (20 х20 см),  карандаш простой, ластик, маркер перманентный черный, белые листы для черчения размером 10 х 15 см,  самоклеящейся пленка (оракл)(21х21 см), макетные ножи,  рельефные контуры для стекла различных цветов, карандаш-стеклограф, витражные краски «Гамма на водной основе» различных цветов, матирующая паста «Glassmoz», поролоновые губки, вода в ведрах, бумажные салфетки, стеклянная галька,  клей «Эпоксидный»(прозрачный)  «Контакт»,спички, зубочистки, незаполненные схемы-алгоритмы, шариковые ручки.

Методическое обеспечение: компьютерная презентация «Матирование стекла, Витражная роспись по стеклу, Весенние сюжеты, виды первых весенних цветов», бумажные (репродукции)  с фотографиями и изображениями первых весенних цветов (подснежников), схемы алгоритмы, бейджики.

Оборудование: компьютер (мультимедийная установка), экран, столы и стулья.

2 вариант.

Методическое обоснование занятия.

В  настоящее время  в современном обществе постепенно повышается интерес именно к декоративно-прикладному искусству. Это связано с желанием людей самостоятельно  или с помощью профессионалов создать личный индивидуальный интерьер. Большое количество современных изобразительных материалов и проводимые, а также видео-интернет-напечатанные мастер-классы позволяют людям, даже без специального образования самим декорировать собственный интерьер. В тех отраслях декоративно – прикладного искусства, где технический процесс создания произведения достаточно сложен в домашних условиях, как в пескоструйной обработке стекла и классическом витраже, возникает возможность имитации процесса,  т. е. подражание,  с помощью более простых и (или) дешевых материалов.  На сегодняшнем мастер-классе (МК) будут изучены  технологии «Матирования стекла» и «Витражная роспись по стеклу». Мне кажется, что участие детей в процессе создания и украшения семейного интерьера решает сразу несколько задач разного порядка:

Психологические (воспитательные):

1 Желание самостоятельно  украшать интерьер самостоятельно или с помощью взрослых (как на данном МК), созданными предметами интерьера (панно).

2 Укрепление семейных ценностей.

Эстетические (развивающие)

1  Создание небольших предметов (панно) для украшения интерьера.

2 Развитие эстетического отношения к прекрасному, умение его ценить и создавать.

3 Развитие фантазии и воображения в создании предметов интерьера.

Обучающие

1  Развитие мелкой моторики,  координации движений и образного мышления.

2 Знакомство и освоение технологий «Матирования стекла» и «Витражная роспись по стеклу».

3 Развитие умения   самостоятельно или с помощью родителей создавать трафарет из оракла (самоклеющееся пленкой) и наносить на него матирующую пасту.

4  Формирование навыка  нанесения рельефного акрилового контура по стеклу.

5 Развитие навыка создать собственный эскиз  на заданную тему.

6 Повторение строения и частей цветка.

7 Формирование навыка работы в новых технологиях.

8 Формирование навыка работы в паре в соавторстве, разделяя этапы работы  в  соответствии с умениями, навыками и временным интервалом.

Поэтому я решила познакомить детей и родителей  с таким разделами  декоративно-прикладного искусства, как «Матирование стекла»   и имитации витража  «Витражная роспись по стеклу» и предложить выполнить  небольшое зеркальное панно. Освоив данную технологию, Вы сможете вместе с  ребенком, самостоятельно, а в будущем и ребенок сможет сам, без посторонней помощи создавать  в домашних условиях  доступными изобразительными материалами аналогичные  панно для украшения собственного интерьера и в подарок друзьям и близким.

Цель занятия: Сформировать или поддержать устойчивый интерес к изобразительному и декоративно-прикладному  искусству, научится работать в паре родитель-ребенок и в соавторстве  создавать панно в новых технологиях декоративно-прикладного искусства.

Основные термины и понятия: декоративно – прикладное искусство, матирование, витражная роспись, витраж, оракл имитация, панно, эскиз, ластик,  рельефный контур по стеклу.

Ход занятия:

Педагог: Добрый день уважаемые ребята и родители. Я рада, что мы встретились сегодня, чтобы освоить новые технологии декоративно-прикладного искусства и создать зеркальное панно «Весна». Для начала давайте представимся друг другу, меня зовут Жанна Константиновна! Как зовут наших деток я знаю, так как встречаюсь с ними на занятиях нашей ИЗО-студии. А  о именах родителях, мы узнаем после того, как каждый из детей представит того, кто сегодня будет работать с ним в паре, расскажет о нем несколько предложений и впишет имя и отчество в бейджик, который и приколет к одежде родителей,  на втором бейджике он напишет свое имя, чтобы родители других деток, тоже всех знали и могли общаться друг с другом, давайте начнем с левой стороны по кругу. Перед началом хочу спросить: «С какой буквы следует писать имена и отчества и от чьего имени образуется отчество человека?» Последняя просьба писать разборчиво и печатными буквами.

(дети представляют своих родителей, кратко рассказывают о них, заполняют свои и родительские бейджики)

Педагог: Сегодня у нас будет не обычное занятие, а мастер-класс (МК).  Мастер-класс, это такое занятие в котором один человек, именуемый «мастером» и обладающий знаниями и умениями работать в новых технологиях  помогает  другим людям, именуемых «участниками мастер-класса»  совместно освоить эти технологии и создать панно. Сегодня мастером буду я, а участниками МК все Вы и мы вместе создадим зеркальное панно «Весна».

Педагог: Давайте начнем, включает компьютерную презентацию. На экране стихотворный отрывок из сказки «Двенадцать месяцев в обработке» С. Я. Маршака

Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь,
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.

Давайте рассмотрим картины художников и поговорим о приметах весны.

(дети и родители рассматривают изображения и перечисляют приметы весны, в том числе  появление подснежников)

Педагог: Кто из детей разберет по составу слово «подснежник», чтобы узнать от какого слова оно произошло?

(дети разбирают по составу слово и находят корень «снеж» и слово снег)

Педагог: Давайте мы на своих зеркальных панно изобразим остатки снега и льда с помощью новой технологии «Матирования стекла», а сами подснежники с помощью имитации витража «Витражная роспись по стеклу»

Обратите внимание на экран. « Матирование стекла»- это способ декорирования стекла при помощи травления специальной пастой, при травлении разрушается верхний слой стекла или зеркального стекла и он становится белым и матовым, если мы посмотрим на него в микроскоп, то увидим кристаллы неровной поверхности. Но чтобы протравился только задуманный нами рисунок, а не все зеркало или стекло стало белым и матовым надо нанести на него оракл (самоклеющуюся пленку) и вырезать на нем трафарет, вынимая только те места, которые станут белыми и матовыми, то есть проматируются. Давайте аккуратно с уголочка или с полосочки постепенно заглаживая нанесем оракл на зеркала

(педагог показывает, иллюстрируя свои действия слайдами).

(дети с родителями наклеивают оракл на зеркало)

Теперь нарисуем  перманентным маркером в правом нижнем остатки снега и кусочки льда.

( дети рисуют)

Теперь вырежем нарисованные кусочки макетным ножом, и освободившееся от оракла куски зеркала,  покроем слоем матирующей пасты «Glassmoz», покрывать будем пластиковой карточкой не очень толстым слоем, но равномерно, без царапин.

(педагог показывает, иллюстрируя свои действия слайдами).

( родители вырезают макетным ножом, вместе с детьми вынимают нужные кусочки оракла и наносят пасту)

Педагог: Чтобы протравить зеркальное стекло матирующей пасте потребуется время, это время составляет 15 минут.

Мы же пока вернемся к теме подснежников. Подснежниками принято называть первые весенние цветы, которые расцветают после или даже во время таяния снега, но это обобщающее слово, на самом деле это могут быть разные растения,  например: лютичная ветреница, сон-трава. На наших дачах первыми из под снега выглядывают крокусы они бывают белые, ярко-желтые, розово-малиновые и фиолетовые. Также рано в лесах распускаются дикие фиалочки и сон-трава, которые тоже называют подснежниками. В городе первым появляется ?

(дети или родители называют цветки мать-и-мачехи)

Сейчас я разложу на столе изображения первых весенних цветов, Вы своей парой выберете наиболее понравившийся и нарисуете эскиз цветка, который мы после снятия пасты нарисуем на зеркале витражными красками. Избегайте, пожалуйста, очень мелких лепестков и листьев, так как будет трудно потом нанести витражную краску.

( дети с родителями создают эскиз цветка)

Педагог: Вспомним, что такое «витраж»,  из чего и каким образом он создается?

(участники МК высказывают свои версии).

А что такое имитация?

(участники МК высказывают свои версии).

«Витражная роспись «, является одной из самых распространённых  имитаций витража, роль металлической решетки в ней играет рельефный контур по стеклу (демонстрирует контуры), а роль цветных стекол,  специальные витражные полупрозрачные краски (демонстрирует краски)

«Витражная роспись по стеклу» выполняется следующим образом: сначала наноситься контур, он может быть черным, как в классическом витраже, а может быть любого цвета. Контур наносится аккуратно, чтобы получалась ровная красивая линия. Если трудно рисовать сразу контуром, можно сначала использовать специальный карандаш, рисующий по стеклу – стеклограф, но нужно точно попасть линия в линию, поэтому я всегда рисую сразу контуром, не используя стеклограф. Если какая-то линия получилась не правильно ее легко можно удалить косметическим диском, пока контур не высох и 565 растворителем или ацетоном, когда контур уже высох, но они  могут оставить мутноватые разводы на стекле, поэтому ими лучше не злоупотреблять.

(педагог показывает, иллюстрируя свои действия слайдами).

Педагог:  Но прежде чем мы начнем наносить контур, нам следует удалить  пасту и снять оракл с зеркала. Это делается следующим образом, той же пластиковой карточкой паста осторожно собирается в банку, в дальнейшем ее можно будет использовать повторно. Потом работа опускается в теплую воду, не снимая оракла, и остатки пасты осторожно смываются губкой. Далее оракл снимается и зеркало или стекло еще раз тщательно промывается вымытой губкой и сушится или протирается салфеткой.

(участники МК снимают пасту)

Давайте рассмотрим, что у нас получилось, не правда ли это похоже на чудо!!!

Теперь нам следует нанести контур, пожалуйста, не наносите тычинки цветов и прожилки листьев, иначе трудно будет наносить краску, мы это сделаем позже, сверху красочного слоя.

Выбирая цвета контуров, пожалуйста, используйте палитру.

(участники МК наносят контуры)

Педагог: Последний самый интересный этап состоит в нанесении витражных красок. Витражные краски достаточно жидкие, поэтому капля краски наносится в серединку, пространства, которое нам нужно покрыть краской, а затем носиком распространяется по остальному пространству, если вам кажется, что носик слишком толстый можно использовать зубочистку.

(педагог показывает, как  это сделать)

Так же с помощью зубочистки можно смешать два цвета. При таком способе в серединке возникает новый третий цвет и переход выглядит более нежным.

(педагог показывает, как  это сделать)

Так как белый цвет в данном виде витражных красок не прозрачный , то очень красиво и эффектно смотрятся яркие цвета, добавленные в белый, соединяясь с ним они образуют разноцветные мраморные разводы, при более длительном перемешивании можно получить новый непрозрачный цвет.

(педагог показывает, как  это сделать)

Обрати внимание, что в «витражной росписи»  краска не должна выходить за пределы контура.

( участники МК наносят витражные краски)

Педагог:  Чтобы работа выглядела законченной и эффектной, можно украсить ее стеклянной галькой, имитирующей капельки воды или кусочки снега и льда, приклеить их можно с помощью специального клея.

(педагог показывает, как  это сделать)

( участники МК декорируют работу стеклянной галькой).

Пока наши работы подсыхают, давайте заполним схемы - алгоритмы с последовательностью действий, чтобы Вы не забыли как работать в новых технологиях, на одной стороне странички речь идет о «Матировании стекла», а на другой  о «Витражной росписи по стеклу» давайте начнем с матирования, а потом сверим результаты, кто первым напишет огласит ответы для всех.

(участники МК заполняют схемы -  алгоритмы, педагог напоминает название матрующей  пасты, красок и клея и дает  адреса магазинов, где их можно приобрести).

Педагог:  Давайте пройдем по кругу и вместе  рассмотрим все работы. Мне было весело и интересно работать с Вами, надеюсь, мы еще встретимся и поработаем вместе, я желаю вам всего наилучшего и творческих успехов.

(участники МК прощаются с педагогом).



Предварительный просмотр:

Алгоритм-схема

Последовательности действий декоративно-прикладной технологии

«Матирование стекла (зеркального стекла)»

« Матирование стекла»- это способ декорирования стекла при помощи травления специальной пастой, при травлении разрушается верхний слой стекла или зеркального стекла и он становится белым и матовым.

последовательность выполнения действий

(пожалуйста, впишите недостающие действия)

Алгоритм-схема

Последовательности действий декоративно-прикладной технологии

« Имитация витража «Витражная роспись по стеклу»

« Витражная роспись по стеклу»- имитация витража, в которой роль металлической решетки играет рельефный  акриловый контур для стекла, а роль цветного стекла – полупрозрачные витражные краски.

последовательность выполнения действий

(пожалуйста, впишите недостающие действия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража живописью пластилином на стекле" для детей 6-12 лет.

Конспект был написан для проведения открытого занятия районного этапа  всероссийского  конкурса  педагогических достижений педагогов дополнительного образования "Сердце о...

Конспект занятия: Мастер класс « Модульное оригами. Подснежники в вазе»

Цель занятия: Развитие у детей способностей к конструктивному и художественному творчеству, используя элементы техники «Оригами». Задачи:1.     Совершенствовать  ме...

Конспект занятия: Мастер-класс "Цветок пуансеттия"

Цель. Научить  изготавливать  цветок  «Пуансеттия»  из  атласной  ленты, с  соблюдением  технологической  последовательности  и  техники...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Евгений Рачев - художник иллюстратор"

Конспект занятия внеурочной деятельности "Путешествие в мир искусства" в 1 классе....

"Свинка - символ года" конспект занятия (мастер-класс) - рисуем, лепим свинку.

1) - лепим свинку-сувенир - символ 2019 года. Используем пластмассовую капсулу из киндера и пластилин. 2) - Поэтапно рисуем свинку двумя способами: в фас и профиль. Рисуем, лепим свинку. У м...

План- конспект занятия (мастер-класса) на тему: Краски- танцующие на воде (техника «Эбру»)

Изучение и апробирование нового нетрадиционного способа рисования в технике «Эбру»....