Конспект занятия внеурочной деятельности "Евгений Рачев - художник иллюстратор"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Ольга Анатольевна Лимонова

Конспект занятия внеурочной деятельности "Путешествие в мир искусства" в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e._rachev_-_hudozhnik-illyustrator.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия внеурочной деятельности «Путешествие в мир искусства» в 1 классе по теме: «Художник-иллюстратор Е. Рачев»

Цель: Познакомить детей с творчеством Е. Рачева.

Задачи: -показать детям выразительные средства, индивидуальную манеру передачи образа художника –иллюстратора  детских книг  Е.М.Рачева;

 - формировать  у детей устойчивый  интерес к творчеству художников –  иллюстраторов;

-формировать эстетическое отношение к окружающему миру, эмоциональную  отзывчивость на художественные произведения;

-развивать творческую активность в  создании  собственных сюжетных композиций;

 - воспитывать внимательное  и бережное отношение к книге, желание постоянно общаться с ней;


Ожидаемые результаты: 
Предметные УУД: Знать: отличительные особенности работ Е. Рачева .
Уметь: находить в книгах иллюстрации, выполненные Е. Рачевым. 
Метапредметные УУД:

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся. 
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану. 
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. 
Основные понятия: Художник-иллюстратор, «рачевские животные»
Раздаточный материал: мозаичные пазлы для составления картин («Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» В. М. Васнецова, «Царевна Лебедь» М. Врубеля, обложки книги «Телефон» В. Конашевича); выставка книг с иллюстрациями В. Конашевича («Телефон», «Федорино горе», «Про все на свете», «Лиса-лапотница») и Е. Рачева («Колобок», «Маша и медведь», «Заяц-хваста», «Лиса и петушок»); картинки-раскраски.

Ход занятия:

1.Орг. момент .

Исполнение песни «Дети любят рисовать»

2. Актуализация

Рисовать любят не только дети, но и взрослые. И для некоторых эта любовь стала смыслом всей жизни. Это, конечно, художники.

Давайте вспомним, с какими художниками и их работами мы уже знакомы. Для этого выполните задание: соберите пазлы и расскажите, что у вас получилось. (Дети в группах собирают изображения «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» В. М. Васнецова, «Царевна Лебедь» М. Врубеля, обложки книги «Телефон» В. Конашевича).

На какие группы можно разделить эти изображения? (По авторам)

А что их объединяет? (сказочные сюжеты). Значит, художников, их создавших, можно назвать…(художники- сказочники). А чем отличается творчество В. Васнецова, М. Врубеля от работ В.Конашевича? (В. Васнецов и М. Врубель писали картины, а В Конашевич делал рисунки для книг).

 Как называют художников, создающих рисунки к книгам? (художники-иллюстраторы)

На прошлом занятии мы познакомились с художником детской книги В. Конашевичем. Перед вами иллюстрации обложек разных книг. Попробуйте распределить их в две группы. («Телефон», «Федорино горе», «Про все на свете», «Лиса-лапотница» с рисунками Конашевича и «Колобок», «Маша и медведь», «Заяц-хваста», «Лиса и петушок»)

А как проверить, правильно ли мы определили художника этих книг? (На обложке книги или форзаце написана фамилия художника-иллюстратора)

3. Изучение нового

Прежде, чем мы начнем новое знакомство, давайте внимательно рассмотрим обложки книг второй группы. Что в них необычного? (Звери изображены в одежде, как люди)

Да, и таких животных часто называют «рачевские звери», по фамилии художника, их придумавшего. Это Евгений Рачев.

(презентация)

Имя художника Евгения Михайловича Рачева неразрывно связано со сказками, особенно, сказками с героями-животными.

– Мне хотелось, - говорил художник, – рисовать сказочное существо, вроде бы и зверушка и в то же время несет в себе черты человеческого характера. Меня это больше всего влекло.

Он создал целый мир неподражаемых сказочных "рачевских зверей". Сохраняя природный облик животных, он наделял их человеческой мимикой, жестами, одеждой. Раскрывая сказку полностью - не только сюжет, но и тот смысл, который кроется в прекрасной сказочной выдумке

Сейчас в это трудно поверить, но когда он принес свои первые рисунки с героями-животными так похожими на людей, то издательство было сильно озадачено. Это было совершенно по-новому. Никто так не рисовал. Почти год не решались печатать (это было в конце 40-х годов прошлого века).

А когда напечатали – книги пошли нарасхват. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, умение войти в народную культуру, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – все это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей.

Родился Евгений Михайлович в Сибири, в городе Томске. Отца потерял очень рано. Мать была зубным врачом. Детство мальчик провел в деревне у бабушки.

Сибирь вспоминалась им как какая-то сказочная страна. Тетерева вечерами важно усаживались на ветках елей. Озера полные рыбы и уток. А грибов... А ягод...

Но, когда ему было 14 лет, умерла его бабушка. И он отправился к матери, которая жила в это время в Новороссийске. Три месяца пробирался он через всю растревоженную революцией Россию.

По приезде в Новороссийск он стал работать в порту. Но хотелось рисовать. И собрав нехитрые свои пожитки, он отправился в Краснодар, в художественный техникум.

Затем поступил в Киевский художественный институт на графическое отделение.

Вскоре ему начали заказывать рисунки различные издательства. А в 1935 году получил приглашение работать для московского издательства Детгиз и переехал в Москву, где и прожил до самых последних дней, кроме четырех лет - с 1941 по 1945 год, когда, как и многие был на фронте, воевал и был художником во фронтовой газете.

Можно сказать, что его творческая судьба складывалась благополучно. Книги с его рисунками много издавали и в нашей стране, и в других странах, выставлялись на самых разных выставках.

Некоторые его рисунки находятся в музеях. Сам художник был удостоен высоких званий Народного художника РФ, Заслуженного деятеля искусства РФ, получил Государственную премию России.

4. Закрепление изученного

Чем же необычны рисунки Е. Рачева? (он изображает животных, как людей)

Я предлагаю поиграть в «Живые картинки». Каждая группа получит сейчас книгу с иллюстрациями Рачева, выберет любой рисунок и попробует его «оживить» - договоритесь, кто из группы кого или что будет показывать. А мы попробуем угадать вашу картинку.

А теперь я предлагаю вам поработать художниками. Задание на выбор: раскрасить по-своему рисунок к сказке «Колобок» или самим нарисовать иллюстрацию к любой сказке, чтобы звери были похожи на людей.

5. Итог занятия. Рефлексия.

Продолжите фразу:

 -Я узнал…

-Мне понравилось…

-Я научился…

-Мне захотелось…

Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража живописью пластилином на стекле" для детей 6-12 лет.

Конспект был написан для проведения открытого занятия районного этапа  всероссийского  конкурса  педагогических достижений педагогов дополнительного образования "Сердце о...

План - конспект занятия внеурочной деятельности 2 класс оригами "Праздничная открытка"

План - конспект оригами внеурочной деятельности с презентацией 2 класс....

Конспект занятия внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника" по теме "Цветы"

Конспект занятия  внеурочной деятельности "Смотрю на мир глазами художника"  по теме "Цветы". Рисование техникой раздувания краски....

Внеурочная деятельность "Мир профессий". Конспект занятия по теме:"Профессия - художник".

Профессия «Художник»Цель: расширить и систематизировать знания и представления детей о  профессиях; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность труда.Предметные...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Мир вокруг нас". Тема занятия: "Зимний дворец"

Конспект содержит подробное описание проведения занятия по теме "Зимний дворец" в 3в классе в школе для детей с нарушением слуха....

Конспект занятия внеурочного занятия с интеграцией изобразительного искусства. Урок толерантности в 1 классе. Дружат дети всей Земли. Тема: «Какие мы все разные»

Цель: формировать понимание значения дружбы, доброты, отзывчивости, терпимости (толерантности) для каждого ребенка; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; воспитывать уважение к лю...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Музыкально-ритмические занятия"

Музыкально-ритмические занятия  - это коррекционно-развивающие занятия для детей с нарушениями слуха....