«Формирование духовного здоровья личности средством развития её творческих способностей»
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Гладких Ирина Михайловна

Доклад на тему: «Формирование духовного здоровья личности средством развития её творческих способностей»

(районная научно – практическая конференция, 25 марта 2009 года, учитель Гладких И.М.)

 

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех,

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

                                  Б. Пастернак.

 

Четыре года назад, выступая на такой же научно – практической конференции, я читала теоретический доклад на тему «Развитие творческого потенциала личности» и закончила выступление постановкой целей и путей реализации поставленных задач. Было определено, что, цель начальной школысоздать условия для развития личности на основании формирования знаниево - компетентностной  парадигмы. 

 

                             ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕЛИ:

  1. Работа по развивающим программам обучения.
  2. Внедрение новых педагогических технологий, таких как проблемное и проектное обучение.
  3. Создание образовательной среды, где каждому участнику комфортно.
  4. Понимание, что каждый ребёнок – личность, имеющая  своё мнение.
  5. Создание ситуации успеха на уроке.

 

     Выяснилось, что поставленные цели  гармонично вплетаются в проблему,  над которой наша школа работает на протяжении многих лет: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательный процесс»,  поэтому тему по самообразованию я сформулировала следующим образом: «Формирование духовного здоровья личности средством развития её творческих способностей».

         Как же я решала поставленные задачи? Проведя опрос родителей и детей, я выяснила, что только 6% первоклассников до поступления в школу  посещали учреждения дополнительного образования. Как видно из диаграммы к концу третьего класса положение кардинально изменилось.  На первое же родительское собрание в первом классе я пригласила педагогов дополнительного образования из ЦДТ, школы искусств, ДЮСШ, СЮТ. Теперь все учащиеся моего класса посещают кружки и секции этих внешкольных учреждений, а наш класс стал эстетическим от школы искусств.

         Но тут возникла другая проблема: что же делать с этим творческим потенциалом, который накапливался день ото дня? И я решила внедрять всё это в учебно-воспитательный процесс. Ученики моего класса по своему желанию могут на любом уроке, внеклассном мероприятии, классном часе, празднике проявить свою компетентность в той или иной сфере деятельности. Конечно, поначалу их надо было привлекать к этой работе, но потом ребята начали сами проявлять инициативу. В первом классе поставили «Теремок» в театральной студии, а на уроке «Мир вокруг нас» эта постановка превратилась в экологическую сказку. Когда во втором классе поставили сказку «Снегурочка», возникла идея сыграть её в историко-краеведческом музее и таким образом познакомить детей с бытом наших предков. На итоговом уроке чтения по теме «Устное народное творчество» звучит народная мелодия «Во саду ли, в огороде» в исполнении Шишкина Николая, дети поют народную песню «Как на тоненький ледок» в сопровождении Трефиловой Т.Л. Разыгрываются народные шутки, потешки, небылицы. На уроке внеклассного чтения нам уже не хочется читать чёрные слова на белом фоне, ведь описания так и пестрят яркими красками, и мы взяли в руки  цветные карандаши и фломастеры! Нет, мы не портим книги, а просто набираем понравившийся отрывок, на отдельных листах распечатываем и превращаем чёрно-белое поле в цветное.  На празднике «Широкая масленица» показываем сказку о масленичном блинчике. На читательской конференции по книге Э. Успенского «25 профессий Маши Филипенко» мы создали ряд рекламных плакатов, пропагандирующих это произведение.

 Мы устраиваем чествование ребят, которые добились личных успехов в какой-либо деятельности. На классном часе «Спорт – это здоровье» поздравляли победителя городских соревнований по плаванию Данилова Дениса и призёра в состязаниях по самбо Лебедева Александра. Ребята показывали свои медали и  дипломы, делились впечатлениями о соревнованиях.

         Недавно я провела опрос учащихся своего класса. Детям было предложено ответить на 6 вопросов, и вот каковы результаты:

  1.  На вопрос  любишь ли ты выполнять творческие задания?

       положительно ответили 100% детей.

2.   Помогает ли тебе дополнительное образование в учёбе? - 75%

3.   Появились ли у тебя новые друзья? – 92%

4.   Стал ли ты увереннее в себе? – 62%

5.    Собираешься ли ты перейти в другой кружок? – 29%

6.    Хочешь ли ты заниматься ещё и другим видом деятельности? – 37%

 

Глядя на эту диаграмму, можно сделать вывод, что эти дети любят творить, у них высокая мотивация к учению, и, несмотря на то, что некоторые ещё в поиске, у большинства из них всё-таки нет возможности бесцельно тратить время, а есть стремление и дальше творчески развиваться. Разве это не духовный рост личности? Ведь не секрет, что многие дети видят больше тепла и ласки вне дома, а учителю или тренеру доверяют больше, чем родителям.

Являясь учителем изобразительного искусства в средней школе, не могу не остановиться на вопросах преемственности. Работаю по программе Б.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», но подхожу к ней тоже творчески, учитываю интересы детей и особенности каждого класса. Например, в 5 классе есть тема «Народный костюм. Изготовление куклы-берегини». В  разработке предлагается одеть плоскостную бумажную куклу в платье в народном стиле. Девочки, конечно, любят такую работу, но мальчишкам она не по душе, мальчики любят мастерить. Тогда я решила сделать эту куклу объёмной, используя навыки конструирования из бумаги, полученные в начальной школе.  И помимо того, что каждый сделал для себя маленькую куклу, каждый класс выполнил и коллективную работу. Как итог к масленице организовали экспозицию «В русской избе».

На эту тему можно говорить бесконечно долго, но нельзя не сказать о личности учителя. Стать творческой личностью – значит быть не таким, как все. Психологи говорят, что учителя можно легко узнать в толпе. Да – это к нам бросаются незнакомые люди за помощью на улице, это нас просят присмотреть за вещами или детьми на вокзале, это нам открывают душу случайные попутчики. Значит мы не такие, как все!

Кто из нас в детстве не мечтал стать артистом? Мы и пели, и танцевали, и разыгрывали спектакли. Пусть не стали мы артистами, но позавидовать нам может самый именитый актёр. Ведь не у каждого из них есть свой зрительный зал, который каждый день полон. А у нас есть! И пусть не гремят аплодисменты, пусть не летят на сцену букеты, но сияющие глаза детей, их нежелание расставаться с учителем ни на перемене, ни после уроков дорогого стоят. А это значит, что цель достигнута!

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация уроков коллективного творчества как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

НМР состоит из 2 основных глав:ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХГЛАВА 2  ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П...

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития индивидуальных творческих способностей обучающихся

Проектно-исследовательская деятельность открывает новые возможности для создания интереса обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному....

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Родительское собрание в 1-4 классах "Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников".

Работа направлена на создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у обучающихся через обновление теоретической и практической базы знаний  родителей....