Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики в 3 классе на тему:"Архитектура Древней Греции. Пафенон"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Интегрированный урок изобразительного искусства и музейной педагогики на тему: "Архитектура Древней Греции. Пафенон"(3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhitektura_dr_grecii__parfenon_izo.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

изобразительного искусства и музейной педагогики на тему:

"Архитектура Древней Греции. Пафенон"(3 класс)

Практическая работа: рисование  фасада храма Парфенон.

Цель: рисование  фасада храма Парфенон.

Задачи:

  1. обучение учащихся разным видам деятельности (изобразительной, декоративной, конструкторской.)
  2. развитие творческих способностей учащихся.
  3. воспитание уважения к древнегреческой культуре, как части мирового культурного наследия, необходимости сохранения и изучения её.

План урока:

1. Вступительная беседа.
2. Заочное путешествие в Древнюю Грецию.
3. Знакомство с архитектурными особенностями храма Парфенон.

4. Рисование фасада греческого храма (практическая работа учащихся).
5. Анализ и оценка работ. Организация выставки.
6. Итог урока.

7. Уборка.

Материалы и оборудование для учителя:

1.  Компьютер.

2. Мультимедийная презентация.

Материала и инструменты для учащихся:

1. Альбом

2. Простой карандаш

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

1. Вступительная беседа.

– Прочитайте тему урока.

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке? Сегодняшний урок посвящён архитектуре – искусству проектирования и строительства зданий .

( слайд 1)
(«Архитектура Древней Греции».)

(Ответы детей).

Мы познакомимся с вами с изобразительным искусством Древней Греции – Эллады, как называют её историки.

(слайд 2)

Сегодня мы совершим путешествие в древний город Афины – столицу Греции.

(слайд 3)

2. Заочное путешествие в Древнюю Грецию (сообщения учащихся)

1 ученик: Во второй половине 5 века в Афины были самым крупным городом, центром Эллады. Из любой точки Афин можно видеть вытянутый с востока на запад холм с плоской вершиной – Акрополь. В переводе с греческого – «верхний город». Он возвышается над городом, над его площадями, сеткой улиц, низкими домами. Склоны Акрополя поросли мелким кустарником, из которого выступают мощные укрепления. Со всех сторон он обнесён крепостными стенами высокими в тех местах, где скала Акрополя неприступна. Размеры площадки Акрополя не велики 300 метров в длину и 130 метров в ширину. На этом пространстве и воздвигали свои прекрасные здания древнегреческие зодчие.

2 ученик: Акрополь не только украшал город, здесь проходила общественная жизнь горожан – собрания, форумы, праздники. Он защищал горожан от врагов. Он был святым местом. Греки гордились своим городом. У них существовала такая поговорка: «Да ты чурбан, когда Афин не видел, осёл, коль видя их, не восторгался,  когда ж охотно кинул их – верблюд» Афинский Акрополь состоит из ансамбля зданий. Даже с полуразрушенном виде они производят неизгладимое впечатление. Акрополь был для греков так же ценен, как и Кремль для русских людей. Это памятник провозглашающий веру в торжество красоты.

(слайд 4)

Учитель:

На этом слайде вы видите древнегреческих мифологических богов.

В давние времена, по верованиям древних греков на Олимпе проживали 12 богов олимпийцев, 6 мужчин и 6 женщин. С них и начались родословные всех олимпийских богов, полубогов и героев греческих мифов.  

Гера (в Древнем Риме - Juno) была богиней брака. Она была женой Зевса, являвшимся верховноым богом Олимпа.

Древнегреческий бог Гермес – посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, путешественников.  Ловкий и остроумный, Гермес почитался как бог торговли.

 Каждый из характерных атрибутов Гермеса ассоциировался с одним из аспектов торговых занятий. Знаменитые крылатые сандалии позволяли Гермесу мгновенно достигать самых отдаленных уголков мира. Другой его атрибут – кадуцей, трость с двумя обвившимися вокруг нее змеями, имел волшебное свойство предотвращать любые споры и разногласия и быстро устанавливать партнерские отношения. Гермес помогал античным купцам, он учил их торговать.

 Гера́кл в древнегреческой мифологии — герой, сын бога Зевса. При рождении был назван Алкидом.  Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея.

        Тезе́й — центральная фигура в древнегреческой мифологии  и один из самых известных персонажей всей греческой мифологии.

В Древнегреческой мифологии Аполлон бог света, охранитель стад, покровитель наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз. Также к сфере его обязанностей относились предсказания будущего, очищение людей, совершавших убийство, покровительство над дорогами, путниками и мореходами. Символы и Атрибуты Аполлона: Солнце – само по себе, лира, лук с золотыми стрелами  и колесница, на которой он путешествует по небу.

- Кто такая Афина Паллада?

3 ученик: Афина (в Древнем Риме - Минерва) была богиня мудрости, справедливой войны и ремесел . Афина защитница городов, покровительница искусства наук, творчества, ремесел и земледелия. Она является оплотом благополучия. Афина покровительница греческого города Афины, названного в ее честь. Афина является покровительницей многих героев. Очень часто ее изображали в доспехах, так как она была известна и как превосходный стратег.

Будучи богиней войны, Афина, не получала от битв радости, она предпочитала утверждать закон и решать споры мирным путем. Она славилась своей добротой. Единственное исключение случилось в Троянской войне, когда взбешенная тем, что яблоко раздора по праву не досталось ей, Афина вместе с Герой вылила всю свою ярость в бою. Атрибутами Афины являются сова, змея и эгида. Одного прикосновения Афины к человеку достаточно, чтобы дать ему мудрость и знание и сделать его прекрасным и успешным героем.

(слайд 5)

(ответы детей)

Статуя Афины выполнена из золота и слоновой кости. На её изготовление пошло около 1200кг  золота. Под жарким блеском её доспехов озарялась слоновая кость на лице и шее богини. На ладони она держит крылатую Нику – богиню победы, высотой в человеческий рост. Чистый образ Афины выражал не угрозу, а торжество победы.

(слайд 6)

Центральное место в ансамбле занимает Парфенон – храм богини Афины. «Парфенон прост по конструкции, сделанный из белого мрамора, он выражал ликующее чувство победы, красив, строг, торжественен. Храм пробуждает чувство высокого достоинства».

3.  Архитектурные особенности храма.

- Кто такой архитектор?

(слайд 7)

Архитектор – специалист по проектированию и постройке зданий.

4 ученик: Парфенон был построен в 447-432 г. до н. э. архитектором Фидием.

Парфенон уже в древности был признан самым замечательным памятником архитектуры.

Основание фундамента – прямоугольник. Его колонны, восемь по фасадам и семнадцать по бокам, более лёгкие и тонкие чем у зданий построенных ранее. Колонны чуть наклонены внутрь здания. Эти незначительные отступления от привычных строений, едва заметные для глаза, имеют решающее значение. Парфенон приобретает изящество вместе с могуществом. Он не раз был разрушен войнами. Вот таким он престаёт перед нами сегодня.

Древнегреческий храм - четырёхугольное здание на высоком постаменте, окружённое колоннами.

Особенно ценными на сегодняшний день являются сохранившиеся до наших дней фронтоны и фризы.

Фронтон – треугольная часть фасада ограниченная двускатной крышей. Их  два фронтона восточный и западный. На них изображены несколько скульптурных композиций: боги и древние греки.

Фризы – часть здания, идущая под карнизом со всех четырёх сторон, со скульптурными изображениями.


Фриз Парфенона длиной в 159 м, а шириной 1м. На нём было изображено более 350 человеческих фигур и около 250 животных.  

Куски фриза хранятся и в Британском музее Лондона, и в Лувре г. Парижа, и в Московском музее изобразительного искусства имени А.С.Пушкина.

Парфенон построен из мрамора. Недалеко от Афин были найдены залежи хорошего белого мрамора. Белоснежный холодный камень становился тёплым, насыщаясь солнцем. Эта способность обработанного мрамора реагировать на свет, на окружающий воздух усиливала связь здания с природой.

–  Как вы думаете, мог ли человек, находясь рядом с таким зданием, чувствовать себя подавленным, ощущать смятение, страх?

– А какое чувство он испытывал, как вы думаете?

– Для чего нужно знать основы Древнегреческой архитектуры?


Колонны имеют ствол, капитель – венчающую часть и базу.

Первый одер самый простой – ДОРИЧЕСКИЙ. Колонна простая, строгая, стройная. Кроны капители почти нет. В таком стиле и построен Парфенон.

Второй одер немного наряднее, затейливее первого, появляются красивые завитки. Называется он ИОНИЧЕСКИЙ. Он возник позже.

Третий одер – красота, глаз не отвести! Он называется КОРИНФСКИЙ. Капитель словно ожила, покрылась листьями, зазеленела, расширилась.

– Давайте повторим, из каких элементов состоит фасад Парфенона.

(слайд 8)

(слайд 9)

(слайд 10)

(слайд 11)

(слайд 12)

(слайд 13)

(слайд 14)

(показать образец)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(слайд 15)

(слайд 16)

(слайд 17)

4. Самостоятельная работа

(слайды 18-26)

5. Анализ и оценка работ. Организация выставки

6. Итог урока.

Каждые 4 года в Афинах проходили олимпийские игры. После спортивных состязаний начиналось торжественное шествие на Акрополь. Об олимпийских играх мы поговорим на следующих уроках.

(слайд 27)

7. Уборка рабочих мест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

Презентация на тему: "Архитектура Древней Греции. Пафенон"(3 класс)

"Архитектура Древней Греции. Пафенон"(3 класс) часть 2, схема изображения Парфенона (графика)...

Конспект урока изобразительного искусства с презентацией во 2 классе по теме "Декоративная работа. Городец»

Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе по теме "Декоративная работа. Городец» по программе "Школа России"...

Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме: "мифы Древней Греции"

Урок внеклассного чтения в 4 классе по программе " Школа России"...

Разработка урока по изобразительному искусству Тема: «Архитектура Древней Греции»

Цель: способствовать формированию знаний о древнегреческой культуре и архитектуре на примере изучения памятников архитектуры Древней Греции.Задачи:Знакомство обучающихся с памятниками архитектуры Древ...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Архитектура Древней Греции. Ордер"

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Архитектура Древней Греции. Ордер"...