Урок по изобразительному искусству в 3 классе "Красота городецкой росписи"
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 3 класс) по теме

Урок изобразительного  искусства проводится с целью расширения развития познавательной активности детей, стремления своими руками создавать красоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_krasota_gorodeckoy_rospisi.docx28.78 КБ
Файл gorodeckaya_rospis.pptx1 МБ

Предварительный просмотр:

Красота городецкой росписи (урок изобразительного искусства в 3-4 классах)  Учитель Иванова Е.В.

Задачи урока:

  1. Познакомить с народными ремеслами России, и с историей развития Городецкой росписи. Закрепить основные  этапами росписи. Развивать познавательную  активности детей, творческую фантазию, художественный  вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
  2. Формировать практические умения и навыки рисования. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
  3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Зрительный ряд:

Полотенца с вышивками, деревянный ковш; ложки, разделочные доски, матрёшки; компьютерная презентация, включающая следующие изображения:

  1. Карта с расположением города Городец;
  2. Изображение дощечек, мебели, посуды, игрушек;
  3. Типы орнамента ;

Музыкальный ряд: народная музыка.

План урока:

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Совместное открытие новых знаний (презентация)
  5. Динамическая пауза.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
  7. Включение в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия.

       

                                                                                      Ход   урока

Этапы   урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Цель:проверка готовности детей к уроку

Проверка  готовности  обучающихся к уроку

-Посмотрите, всё ли у вас на столах  (гуашь, альбом, карандаш, ластик)

Проверка готовности к уроку

2.Актуализация знаний

Цель: готовность мышления и осознание потребности к знаниям

Беседа по уточнению и конкретизации знаний

- Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию, что на ней изображено? (прялка)

- А какие эти вещи яркие и нарядные! Донце прялки украшено растительным орнаментом. Именно с прялки все началось.

-Посмотрите на иллюстрации на доске  и скажите, какая тема урока  будет? Кто догадается?

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись.

Высказывание своих предположений.

- На иллюстрации изображена прялка?

- Тема урока русское народное искусство.

3. Постановка учебной задачи

Цель: постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

- Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора Городецкой росписи, распишем дощечки.

-Сегодня на уроке мы будем расписывать русские народные узоры.

4. Совместное открытие новых знаний

Рассказ учителя о городецкой росписи. (слайд №2,3,5)

Декоративно-прикладное искусство - это особый мир. Каждый человек всю свою жизнь окружен произведениями этого искусства. На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец

Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Слайды№6, 7, 8, 9

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

цветочная роспись;
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
сюжетная роспись.

Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения.
Цветочная роспись

Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.


Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями.
«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.


«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.


«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Проверка  индивидуальных заданий

Слайд №11

Сюжетная роспись
Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок, как то : роспись в два или три яруса(в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.


Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами(символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы.


Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.
Экстерьер: дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.
Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных - собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом.


Проверка  индивидуальных заданий

Рассказы обучающихся (доклады)

Слайд №10

Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.


Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды.

Слайд № 12

Название цветка «Розан» происходит от розы шиповника. А вот цветок купавка связан с очень интересной легендой. Дело в том, что много лет тому назад на Руси праздновали так называемый день Ивана Купалы. В эту ночь появляется удивительной красоты цветок папоротника – цветок счастья. Кто найдет такой цветок, тот будет счастливым человеком. Вот отсюда и пошло название-купавка. С тех пор люди стали изображать его в своих росписях.

Комментируют выполнение узора

Существует 4 этапа выполнения Городецкой росписи.

1 этап: на этом этапе, мы делаем замалевок или цветовое пятно.

2 этап: после того как сделали замолевок, мы более темным цветом прорисовываем серединку и лепестки.

3 этап: делаем дужки. Обратим внимание на то, что дужки изящные, и выполняются кончиком кисти и нажимом всей кисти.

4 этап: делаем «оживку». Она наносится белой краской в виде точек разной величины, прямых и волнистых линий.

4. Динамическая пауза.

Контролирование выполнения динамической паузы.

Проводит дежурный по классу

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

5.Самостоятель-ная работа с самопроверкой.

Цель:  применение нового, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Постановка художественной задачи  Слайд №13

-А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера.

Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это – разделочные доски. Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья).

Создание эмоционального настроя

Мое пожелание каждому из вас:

Ничего не бойся –

Ты делаешь для всех.

Мы на тебя надеемся

И верим в твой успех.

Получится, как надо,

И даже сверх того.

Доска лежит здесь рядом,

Давай начнем с нее!

Создание эмоционального настроя

(Во время работы звучит русская народная музыка.)

6.Включение в систему знаний.

Цель: включение знаний урока в систему знаний.

Организация выставки рисунков

-Какие народные росписи вы уже знаете?

-А сегодня,  с каким замечательным народным промыслом вы познакомились?

Организация выставки рисунков

 -Мы знаем Гжель, Хохлома.

- Мы познакомились с городецкой росписью.

7. Рефлексия.

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание границ применения нового знания.

Контролирование выполнения

- Где можно применить городецкую роспись?

Заполнение таблицы самооценки

Высказывание предположений детей.

- Можно сделать игрушки и подарить в детский сад, можно поздравить маму, бабушку и тд.

Приложение №1

               Таблица     самооценки  ________________________________________Ф.И.

Вопросы

Да

Нет

1

Интересно ли тебе было работать на уроке?

2

Нравится ли тебе твоя работа?

3

Есть ли работы которые тебе понравились?

Литература:

1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/gorodetskaya-rospis 

2. http://velichenkona.ucoz.ru/publ/krasota_gorodeckikh_uzorov_konspekt_kombinirovannogo_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva_1_klass/1-1-0-35 

3.  http://mnenie.zhulebertsyi.ru/post/22/ 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Городецкая роспись Иванова Елена Владимировна учитель начальных классов Филиала МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» в д. Македоновка

Слайд 2

Расположение города Городец — город на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славился резьбой по дереву, городецкой росписью, резными пряничными досками.

Слайд 3

До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.

Слайд 4

C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. Открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе.

Слайд 5

Постепенно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый городецкий конь-качалка, посуда, игрушки.

Слайд 6

Типы орнамента: «Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах. «Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями.

Слайд 7

«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.

Слайд 8

«Цветочная полоса может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции .

Слайд 9

Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета . «Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки.

Слайд 10

композиция с включением мотива «конь» и «птица».

Слайд 11

Сюжетная роспись Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Роспись в два или три яруса(в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы).

Слайд 12

Рисование цветов и листьев

Слайд 13

Роспись разделочных досок

Слайд 14

Литература http://mnenie.zhulebertsyi.ru/post/22/ Карта города http://mapsshop.ru/pictures/15171_1.jpg Разделочные дощечки http://img-fotki.yandex.ru/get/5314/126030467.5/0_5a278_e126441f_XL Кони http://demiart.ru/forum/uploads8/post-91127-1319185789.jpg Птицы в круге http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/i1003/DSCN5291.JPG Полочка с посудой http://www.handi-craft.ru/images/product_images/popup_images/G_54316.jpg Образцы росписи http://www.xrest.ru/images/collection/00089/520/preview.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по изобразительному искусству в 1 классе "Синяя птица"(по мотивам гжельской росписи)

Это заключительный урок по теме "Гжельская роспись". До этого дети знакомились с этим видом декоративного искусства, рисовали элементы росписи, составляли узоры. На данном уроке знания детей обобщаютс...

План-конспект интегративного урока технологии и изобразительного искусства на тему: «Городецкая роспись»

В соответствии с требованиями ФГОС сегодня урок должен включать в себя интегративные формы. Интеграция дает возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать ...

Урок по изобразительному искусству во втором классе по теме "Городецкая роспись"

Материал представлен в виде конспекта урока и презентации к нему....

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Городецкая роспись. Эскиз. Кухонная доска»

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Городецкая роспись. Эскиз. Кухонная доска»...

Урок по изобразительному искусству на тему "Городецкая роспись" (2 класс)

Урок по изобразительному искусству с презентацией по теме "Городецкая роспись"...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему "Городецкая роспись" - 2 класс

Тема урока: «Городецкая роспись» (Волшебная ветвь) Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование представления у учащихся об особенностях городецкой росписи ...