календарно - тематическое планирование по ИЗО для 3 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Календарно - тематическое планирование с рабочей программой по ИЗО для 3 класса по программе Куревиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo__3_klass_2012.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству

 3 Б класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе:

  1. федерального  государственного стандарта начального общего образования;
  2. учебного плана МБОУ «СОШ №101» на 2012-2013 учебный год;
  3. в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100»
  4. авторской программы курса «Изобразительное искусство» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская

Общая характеристика учебного предмета:

        Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.

        Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школа 2100» и решают задачи, связанные с:

  1. формированием общего представления о культурно-материальной среде;
  2. формированием эстетического компонента личности;
  3. начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира – трудовой художественно-творческой деятельностью.

     Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Цели, задачи и содержание курса технологии  в начальной школе

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность, обще эстетическое развитие учащихся средствами изобразительной художественно-творческой деятельности.

Цель определяет следующие задачи:

  1. расширение художественно-эстетического кругозора;
  2. приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
  3. освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
  4. создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
  5. освоение простейших технологий дизайна и оформления;
  6. воспитание зрительской культуры.
  7. Особенности организации  художественной деятельности по направлениям  по предмету изобразительное искусство
  8. Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
  9. Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
  10. Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн)  осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
  11. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
  12. Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
  13. Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
  14. Дизайн, в отличие от других  видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как  это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
  15.  Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
  16. Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся         любимыми. В этом процессе учащиеся познают  радость созидания         и         приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и         творческие         таланты.
  17. Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.  
  18. В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности  и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
  19. В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.
  20. Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.
  21. В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы  изобразительной грамоты.
  22. В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу третьего класса учащиеся 3 Б  класса должны уметь:

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

• понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;

• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;

• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

рисования цветными карандашами;

рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

• выполнения декоративного панно в технике аппликации;

• выполнения декоративного панно из природных материалов;

• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;

• овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);

• работой гуашевыми красками;

• постановки и оформления кукольного спектакля.

4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

графика (иллюстрация);

народные промыслы (хохломская роспись).

5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного

искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).

6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.

Содержание тем учебного курса

Количество часов на изучение программы           34

Количество часов в неделю                                       1

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

Знакомство с цветовой гаммой (5 часов)

Передача объема (2 часа)

Пейзаж (3 часа)

Основы композиции (3 часа)

«Такие разные лица» (3 часа)

Декоративно – прикладное искусство (7 часов)

Графический рисунок (1 час)

Работа с разными материалами (7 часов)

Шрифт (1 час)        

Повторение пройденного (2 часа)

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Этапы оценивания детского рисунка:

Ø  как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

Ø  характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

Ø  качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

Ø  владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

Ø  общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

 

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Рабочая тетрадь «Разноцветный мир» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская для 3 класса.

М.: Баласс, 2010

2. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Прекрасное рядом с тобой». – М.: Баласс, 2006.

  1. Ж. «Начальная школа плюс до и после…»
  2. Ж. «Начальная школа»

Список литературы:

1. Рабочая тетрадь «Разноцветный мир» О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская для 3 класса. М.: Баласс, 2011

№ п\п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата

план

факт

1

Вспоминаем жанры.

Выполнение в альбоме композиции на тему: «Осень»

1

Повторение и закрепление ЗУН

Фронтальный опрос

Знать различие видов изображения, способы изображения, виды мозаики.

Уметь рисовать орнамент, называть материалы и инструменты, самостоятельно организовывать рабочее место.

Закончить рисунок

1.09

2

Цветик – семицветик.

Изготовление цветового круга.

Знакомство с цветовым спектром

Раскрашивание панно

1

Совершенствование ЗУН

Текущий контроль. Рисунок

Раскрасить панно

8.09

3

Изготовление панно «В джунгях». Закрепление понятия о дополнительных цветах.

1

Введение новых знаний

Текущий контроль

Уметь узнавать произведения выдающихся художников, называть авторов

Закончить панно

15.09

4

Изготовление панно «Веселые попугайчики». Закрепление понятия о дополнительных цветах.

1

Введение новых знаний

Текущий контроль

Знать особенности народных промыслов (палехской миниатюры, кружева. Известные центры художественных ремесел России.

Закончить панно

22.09

5

День учителя. Изготовление открытки с использованием природного материала. Знакомство с композицией.  

1

Комбинированный урок

Текущий контроль

Уметь выполнять эскизы элементов народного промысла

Закончить оформление открытки

29.09

6

Уроки волшебного карандаша (штриховка)

1

Повторение и закрепление ЗУН

Текущий контроль

Уметь подбирать художественные средства выразительности сюжета

С.8-9 задание2

6.10

7

Уроки волшебного карандаша (штриховка)

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

Знать понятия храм, собор, дворец, замок, особенности их архитектуры.

Уметь составлять композицию, оформлять свою работу в заданной технике исполнения.

Закончить штриховку

13.10

8

Уроки волшебного карандаша (светотень)

1

Введение новых знаний

Текущий контроль

Знать способы выполнения копирования.

Уметь передавать характер персонажа и настроение автора.

С.11 задание 4

20.10

9

Уроки волшебного карандаша(натюрморт)

1

Введение новых знаний

Текущий контроль

Уметь в одном изделии сочетать различные техники исполнения.

Закончить рисунок

27.10

10

Наш театр. Павел Бажов «Серебряное копытце». Сцена 1.

1

Введение новых знаний

Текущий контроль

Знать какими способами можно создать  изображение.

Изготовить фигурки персонажей.

10.11

11

Наш театр. Павел Бажов «Серебряное копытце». Сцена 2.

1

Введение новых знаний

Текущий контроль

Знать основные эстетические категории: прекрасное, безобразное, трагическое и др.

Уметь видеть красоту окружающего мира, природы.

Закончить оформление

17.11

12

Наш театр. Павел Бажов «Серебряное копытце». Сцена 3.

1

Введение новых знаний

Текущий контроль

Закончить работу

24.11

13

Зимушка-зима (пейзаж)

1

Совершенствование ЗУН

Текущий контроль

С.21 задание 4

1.12

14

Наши друзья.

1

Совершенствование ЗУН

Текущий контроль

Выполнить работу в цвете

8.12

15

Такие разные лица. Знакомство с пропорцией при рисовании человеческого лица (пропорции)

1

Введение новых знаний

Текущий контроль

Уметь создавать художественные изделия, используя технику смешивания цветов.

Нарисовать автопортрет

15.12

16

Такие разные лица. Знакомство с пропорцией при рисовании человеческого лица (возраст и мимика)

1

Совершенствование ЗУН

Фронтальный опрос

Уметь подбирать слова, характеризующие те или иные краски, и, наоборот, находить нужные краски для воплощения в картине поэтических строк.

С.27 задание4

22.12

17

Семейный портрет

1

Совершенствование ЗУН

Текущий контроль

С.29 задание5

12.01

18

Золотая хохлома. Хохломские сувениры.

Рисование орнаментов.

1

Введение новых знаний

Текущий контроль

Знать особенности строения и пропорции лица человека.

Уметь изображать лицо знакомого человека.

Раскрасить орнамент

19.01

19

Золотая хохлома. Хохломские сувениры.

Рисование орнаментов.

1

Совершенствование ЗУН

Текущий контроль

Закончить работу

26.01

20

Кельтские узоры.

Знакомство с орнаментом

1

Совершенствование ЗУН

Текущий контроль

Дорисовать орнамент

2.02

21

Кельтские узоры.

Знакомство с орнаментом

1

Комбинированный урок

Текущий контроль

Уметь замечать необычное в обычном, использовать в работе технику набрызга.

С.35 задание 4

9.02

22

Чудеса акварели.

1

Комбинированный урок

Текущий контроль

Знать способы перевода рисунка на ткань.

Уметь составлять композицию.

Закончить рисунок

16.02

23

Военный парад. Изготовление открыток – сувениров.

1

Совершенствование ЗУН

Фронтальный опрос

Украсить открытку

2.03

24

Поздравляем мам. Изготовление поздравительных открыток (в технике «по мокрому»)

1

Комбинированный урок

Текущий контроль

Уметь видеть художественные приемы в работах художниках

Закончить оформление открытки

9.03

25

Фантастическое дерево. Графика.

1

Совершенствование ЗУН

Текущий контроль

Выполни свою композицию

16.03

26

Древнерусский витязь и девица-красавица. Изготовление панно.

1

Совершенствование ЗУН

Текущий контроль

Закончить работу

23.03

27

Кириллица. Коллективная работа.

1

Введение новых знаний

Текущий контроль

Знать историю создания памятника искусства.

С.47 задание3

6.04

28

Единство человека и природы. «Утро» Акварель.

1

Введение новых знаний

Текущий контроль

Уметь составлять единую композицию

Закончить рисунок

13.04

29

Учимся предавать мысли и чувства. Рисунок «Моё настроение»

1

Совершенствование ЗУН

Текущий контроль

Закончить рисунок в цвете

20.04

30

Многообразие проявлений гармонии. Симметрия, гармония.

1

Совершенствование ЗУН

Текущий контроль

Нарисовать симметричный узор

27.04

31

Цвет в природе и творчестве. Создаем образы разных птиц (Акварель)

1

Совершенствование ЗУН

Текущий контроль

Закончить работу

4.05

32

Образ художника в его творчестве. Автопортрет в разных художественных техниках.

1

Введение новых знаний

Текущий контроль

Уметь различать виды движения, изображенные в скульптуре, особенности строения человека.

Уметь называть части тела человека

Нарисовать автопортрет в другой технике

11.05

33

Чудеса акварели. Выполнение рисунка на свободную тему.

1

Совершенствование ЗУН

Текущий контроль

Закончить карандашный рисунок

18.05

34

Чудеса акварели. Выполнение рисунка на свободную тему.

1

Совершенствование ЗУН

Фронтальный опрос

 Уметь в одном изделии сочетать различные техники исполнения.

Закончить работу в цвете

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Окружающий мир. 1 класс". Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс....

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.

Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....

Календарно-тематическое планироване"Трудовое обучение. 1 класс". Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Трудовое обучение» 1 класс.

Календарно-тематическое планироване"Трудовое обучение. 1 класс". Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Трудовое обучение» 1 класс...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.

Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа"  учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова «Математика» учебник для 1 класса (УМК «Перспектива») ( 4 часа в неделю).

    Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в воспитании младших школьников. С помощью математики ребенок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проб...