"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.
Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с детьми в любом образовательном учреждении. По данной программе могут заниматься дети с любой подготовкой. Задания даются с постепенным усложнением и по спирали , что позволяет добирать детей в группу в течении года. Программа расчитана на 3 года обучения. В нее входит пояснительная записка, тематическое планирование, содержание курса, список литературы.
После прохождения полного курса программы ребенок спокойно переходит к занятиям в художественной школе и занятиям по программе "Юный художник для детей 10-14 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание изучаемого курса
- Методическое обеспечение
- Список литературы
- Приложение
1.Пояснительная записка
Образовательная область программы
Данная программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста через приобщение их к изобразительной деятельности. Предлагаемый курс разработан и апробирован в учреждениях дополнительного образования детей.
Актуальность программы
Современные дети много времени проводят за компьютером или перед телевизором - для них это одно из основных средств познания мира. Информация, которую ребенок получает из этих источников, обычно предлагается в готовом, легком для восприятия виде. Поэтому у сегодняшнего ребенка заметно сокращаются возможности для эмоционального восприятия окружающего мира, снижаются способности к анализу получаемой информации, развивается привычка к пассивному ее усвоению. При этом виртуальная реальность, окружающая ребенка, не только существенно отличается от настоящей действительности, но и нередко носит агрессивный и опасный для детской психики характер.
В результате, «компьютерно грамотный» ребенок очень часто оказывается неразвитой в культурном отношении, «эмоционально глухой» и творчески пассивной личностью.
В свете сказанного, данная программа представляется нам весьма актуальной и необходимой. Ее создание как раз обусловлено потребностью компенсировать недостаток эмоциональной, творчески активной и продуктивной деятельности у наших детей.
Данная программа будет востребована также и потому, что она занимает промежуточное положение между программами обучения изобразительной деятельности в общеобразовательных школах и учебными программами специализированных художественных школ. Как и общеобразовательные программы, данный курс доступен для каждого желающего ребенка и не требует наличия у него хорошо развитых художественных способностей (как в специализированной школе). Вместе с тем, курс предлагает достаточно широкий круг видов изобразительной деятельности, что во многом отличает его от общеобразовательных программ и сближает с программами художественных школ.
Цель программы
Цель программы состоит в формировании интереса к изобразительной деятельности и развитии творческих и художественных способностей у ребенка через приобщение его к изобразительной деятельности.
Задачи программы:
- научить детей основам работы с цветом, формой и композицией,
- сформировать у ребенка навыки рисования по памяти, по представлению, с натуры,
- познакомить детей с различными художественными приемами и материалами,
- создать условия для творческого самовыражения ребенка и формирования
у него позитивной самооценки, - приобщить детей к национальному и мировому художественному
наследию.
Возраст занимающихся.
Программа предназначена для детей 6-9 лет.
Срок реализации
Программа рассчитана на 3 года обучения:
Первый год обучения - дети 6-7 лет
Второй год обучения - дети 7-8 лет
Третий год обучения - дети 8-9 лет
Особенности программы
Данная программа имеет ряд особенностей.
Bо-первых автор предлагаемого курса делает основной упор на восприятии и передаче
детьми цвета. Внимание к цвету детей дошкольного младшего школьного возраста доминирует над композицией, формой объектов и другими аспектами изображения. На этой особенности детского цветовосприятия и основывается программа. Дети способны не только к восприятию цвета, но и к осознанному использованию его при создании эмоционально значимых для них образов. Благодаря цвету даже самые несовершенные детские
работы преображаются, и ребенок испытывает радость и чувство удовлетворения от своего труда, что повышает его самооценку.
Во-вторых, особенность программы состоит в том, что она направлена на поддержание постоянного интереса ребенка к художественной деятельности. Все задания даются в игровой форме - доступной и интересной детям. Кроме того, каждое занятие построено так, чтобы по его окончании ребенок обязательно получал законченный результат - продукт художественного труда, выполненный собственными силами. Этот подход также позволяет повышать самооценку ребенка и мотивировать к дальнейшему обучению изобразительной деятельности.
В-третьих, особенность программы заключается в том, что она построена «по спирали»: темы занятий повторяются из года в год, а техники усложняются, добавляются все новые и новые элементы. Материал дается по кругу, но с каждым годом этот круг объема знаний становится больше, охват технических приемов шире.
Условно программу можно разделить по такому принципу: первый год обучения- приобретение художественных навыков, второй год- отработка и их закрепление и третий год – творчество.
Такая система « повторяя – усложняем» позволяет объединить в одной группе детей одного возраста независимо от их подготовленности и года обучения. В этом случае неподготовленные дети, могут легко приобретать художественные навыки, а те дети, которым эти навыки уже знакомы, получают возможность применить их на более высоком уровне. Но не следует забывать , что такое совмещение возможно с детьми первого и второго года обучения и второго и третьего, также на такое перемещение могут повлияеть личные успехи отдельного ребенка.
Форма и режим занятий
Дети набираются в студию без учета художественных способностей, но воспитанники тестируются психологом для выявления уровня самооценки и уровня развития творческой активность ребенка. После чего обучающиеся делятся на группы по возрасту. При формировании групп также учитывается год обучения и личные успехи ребенка. При этом ребенок даже первого года обучения, но прекрасно проявивший свои художественные способности, может быть переведен в более старшую группу( и наоборот).
Поэтому оптимальная наполняемость группы для занятий от 8до 10 человек, так как педагогу необходимо более индивидуально работать с каждым воспитанником. Допустимы незначительные изменения количественного состава группы в сторону уве личения, но не более трех человек.
При реализации программы допуска ется некоторое изменение пропорций учебного времени, отводи мого на те или иные темы, в зависимости от успеваемости членов коллектива.
В программе используется групповая форма работы с детьми. Каждое занятие для первого и второго года обучения длится 1 часа и проводится 2 раза в неделю, для третьего года обучения 2 раза в неделю по 1,5 часа.
На каждом занятии используется здоровье сберегающие технологии (обсуждение организационных моментов в начале и конце занятия, короткий перерыв в середине занятия с проветриванием помещения, использование игровой деятельности с целью переключения ребенка с одного вида работы на другой).
Условия реализации программы:
Для реализации программы необходимы:
светлый и просторный класс,
стулья и столы (или мольберты), соответствующие росту детей,
доска,
кнопки (магниты),
стул и стол для педагога,
методические пособия,
репродукции картин известных художников, - художественные материалы: гуашь (12 цветов), акварель, кисти (№№ 3, 5, 10).
бумага A3 и А4, кнопки, палитра, пастель, восковые мелки, цветная бумага, клей,
ножницы, карандаш, ластик.
ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Тропинки творчества»
педагога дополнительного образования
Рассказовой Евгении Аатольевны
Образовательная программа «Тропинки творчества» направлена на изучение основ ху дожественной культуры и дает возможность детям дошкольного и младшего школьного возраста, независимо от степени их одаренности, достичь достаточного уровня художественной подготовки и сформировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Программа ориентирована на детей, посещающих изостудию «Радуга» Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» г. Москвы.
Курс обучения рассчитан на три года обучения детей дошкольного и младшего года обучения:
Iгод 6 — 7лет,
IIгод 8— 9 лет,
IIIгод 9 — 10 лет.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Несомненно что изобразительное творчество оказывает благотворное влияние на развитие различных типов мышления и памяти ребенка, его наблюдательности, воображения,I зрительно-моторной координации, глазомера, ручной умелости, эстетического восприятия и художественного вкуса, волевых и многих других качеств, создает богатые возможности для формирования у детей комплекса способностей, необходимых для успешной работы и творчества в разных областях человеческой деятельности.
Особенность программы заключается в том, что она построена «по спирали»: темы занятий повторяются из года в год, а техники усложняются, добавляются все новые и новые элементы. Материал дается по кругу, но с каждым годом этот круг объема знаний становится больше, охват технических приемов шире.
Условно программу можно разделить по такому принципу: первый год обучения- приобретение художественных навыков, второй год- отработка и их закрепление и третий год – творчество.
Такая система « повторяя – усложняем» позволяет объединить в одной группе детей одного возраста независимо от их подготовленности и года обучения. В этом случае неподготовленные дети, могут легко приобретать художественные навыки, а те дети, которым эти навыки уже знакомы, получают возможность применить их на более высоком уровне. Но не следует забывать , что такое совмещение возможно с детьми первого и второго года обучения и второго и третьего, также на такое перемещение могут повлиять личные успехи отдельного ребенка.
Следующей особенностью является использование на занятиях широкого спектра художественных материалов и видов изобразительной деятельности, что позволяет добиться наибольшего ре зультата наименьшими средствами, что для юных художников, делающих первые шаги на пути к вершинам профессионального мастерства, имеет первостепенное значение.
Также в программе учитывается особенности цвето- восприятия детей дошкольного и младшего возраста и на основании этого базовым разделом в программе является именно рисование – живопись, где цвет играет главную роль. Остальные разделы являются дополнением и играют разгрузочную роль для смены деятельности детей, что является также необходимым в этом возрасте.
Организационно-методическое обеспечение программы
Дети набираются в студию без учета художественных способностей, но воспитанники тестируются психологом для выявления уровня самооценки и уровня развития творческой активность ребенка. После чего обучающиеся делятся на группы по возрасту. При формировании групп также учитывается год обучения и личные успехи ребенка. При этом ребенок даже первого года обучения, но прекрасно проявивший свои художественные способности, может быть переведен в более старшую группу( и наоборот).
Поэтому оптимальная наполняемость группы для занятий от 8до 10 человек, так как педагогу необходимо более индивидуально работать с каждым воспитанником. Допустимы незначительные изменения количественного состава группы в сторону уве личения, но не более трех человек.
При реализации программы допуска ется некоторое изменение пропорций учебного времени, отводи мого на те или иные темы, в зависимости от успеваемости членов коллектива.
В педагогике изобразительного искусства существуют различные подходы. Авторская позиция определяется тем, что для развития творческих способностей детям необходимо приобрести специальные знания, овладеть определенными навыками и умениями, освоить рациональные способы изобразительной деятельности, вырабо танные предшествующими поколениями, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут, то есть необходимо целе направленное художественное обучение детей по специально раз работанной программе, позволяющей развить творческий потен циал каждого ребенка до оптимальных параметров.
На занятиях педагог дает детям необходимые технические навыки и умения, которые ребенок должен переработать и переосмыслить, чтобы затем продемонстрировать продукт собственного творчества (здесь сбалансированы компоненты творчества и обучения).
Программа содержит следующие задачи:
- научить детей основам работы с цветом, формой и композицией,
- сформировать у ребенка навыки рисования по памяти, по представлению, с натуры,
- познакомить детей с различными художественными приемами и материалами,
- создать условия для творческого самовыражения ребенка и формирования
у него позитивной самооценки, - приобщить детей к национальному и мировому художественному
наследию.
Достигнутые результаты по программе и их оценка
Для определения уровня усвоения программы применяются два вида контроля:
- внутренний ( в виде аттестации)
- внешний (участие в выставках, конкурсах и фестивалях).
1. Внутренняя аттестация учащихся.
В начале первого года обучения проводится первичный срез в форме контрольного занятия, где детям предлагается нарисовать рисунок на свободную тему. В конце первого года проводится первичная аттестация учащихся, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы на первом году обучения.
Для детей второго и третьего года обучения только в конце учебного года проводится аттестация учащихся в форме итогового занятия, где педагог предлагает детям исполнить рисунок в известной ему технике с образца . Ребенок также проходит психологическое тестирование по выявлению уровня самооценки и развития его творческой активности.
Работы учащихся оцениваются аттестационной комиссией по следующим критериям, выявляющим уровень усвоения программы:
- правильность композиции и формы
- богатство цветового решения и изобразительных приемов
- верность реалистического рисунка
- оригинальность исполнения
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют уровень.
Не следует забывать , что каждая работа в целом представляет собой ценность в развитии ребенка, зачастую не совпадающую с художественной ценностью, объективной и абсолютной. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих работ..
Уровни усвоения программы
Высокий (12-9)
- Работа должна быть выполнена полностью самостоятельно,
- Работа должна быть аккуратной,
- В итоговой работе должны быть внесены ребенком творческие детали
(смешивание цвета, выбор оригинального материал для исполнения,
демонстрирование новых оттенков).
Средний(8-6)
- Допускается помощь педагога,
- Работа должна быть аккуратной,
- В итоговой работе могут быть внесены ребенком творческие детали
(смешивание цвета, выбор оригинального материал для исполнения,
демонстрирование новых оттенков). - При выполнении работы на палитре пытался смешивать цвета и находить
новые оттенки
Достаточный(5-4)
- Работа была выполнена с помощью педагога,
- Работа полностью соответствует предложенному оригиналу,
- Смешивание красок мало,
- Работа не совсем аккуратная работа.
Результативность программного обучения воспитанников изостудии «Радуга» по программе «Тропинки творчества за последние три года.
Уровень усвоения программы | 2009-2010 уч. год (в %) | 2010-2011 уч. год (в %) | 2011-2012 уч. год(в %) |
высокий | 38 | 57, 5 | 74,2 |
средний | 55,5 | 37,5 | 25,8 |
достаточный | 7,5 | 5 | - |
Из представленной таблицы можно сделать следующие выводы, что за последние три года наблюдается положительная динамика в усвоении программы разработанной автором.
По окончании первого года обучения ребенок должен:
- знать названия основных цветов,
- применять элементарные правила смешения цветов в палитре,
- различать теплую и холодную гамму цветов,
- уметь правильно держать карандаш и кисть,
- передавать простейшую форму, общее пространственное положение,
основной цвет предметов,
По окончании второго года обучения ребенок должен уметь:
- точно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму,
основные пропорции, общее строение и цвет предметов, - правильно держать лист бумаги, карандаш и кисть, свободно, без
напряжения рисовать кистью и карандашом, - правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски,
покрывая ими нужную поверхность в пределах намеченного
контура, менять направления мазка, следуя форме, - определять величину изображения и уметь расположить его в
зависимости от размера листа бумаги,
По окончании третьего года обучения ребенок должен уметь:
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов,
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции,
конструктивное строение, цвет, - соблюдать последовательность выполнения рисунка,
- применять простейшие приемы народной росписи,
- использовать колорит и гармонию цветовых оттенков,
- самостоятельно и творчески использовать художественные средства
выражения.
После успешного окончания трех лет обучения по данной программе ребенку предполагается продолжить обучение в творческой мастерской у данного педагога или перейти в студию изобразительного творчества «Юный художник» для детей среднего и старшего школьного возраста.
2. Внешний срез усвоения программы.
Несомненным подтверждением высокого уровня усвоения программы участие и победы воспитанников в выставках и фестивалях различного уровня.
- 2005-2006гг. Дипломанты фестиваля «Юные таланты Московии».
- 2006-2007г. Дипломанты VIII-IX Городского фестиваля эколого-эстетических работ «Красота спасет мир».
- 2009г.Лауреаты XI окружной выставки детского прикладного творчества юго-западного округа.
- 2008г. Лауреаты окружного конкурса детского рисунка «Я рисую Победу».
- 2009 г. Лауреаты 5-го открытого конкурса «Великая отечественная война глазами детей 21 века»
- 2009г.Лауреаты XI окружной выставки детского прикладного творчества юго-западного округа.
- 2009г. Дипломанты Окружного конкурса изобразительного творчества южного округа.
- 2007-2009 Лауреаты и дипломанты Окружного конкурса детского творчества «Мир в радуге профессий».
3. Содержание изучаемого курса
Программа включает следующие разделы:
- Рисование
- Аппликация
- Лепка
- Искусство в нашей жизни
Вводное занятие.
Ознакомление с содержанием программы; цели и задачи на учебный год. Режим занятий. Необходимое оборудование. Правила техники безопасности.
Раздел «Рисование»
В разделе рисование дети знакомятся с такими понятиями как основные и составные цвета, холодный и теплый цветовой строй. Они учатся работать с палитрой, создавать цветовые контрасты и оттенки цвета, искать и определять названия цветов и оттенков (серо-голубой, желто-зеленый, оттенки для передачи пасмурного неба , темной листвы у деревьев или стеблей у цветов и т.д.), добиваться постепенных переходов от темного к светлому тону. Дети узнают, как передавать цветом время суток, времена года, явления природы, овладевают также некоторыми техническими навыками, как свободно рисовать концом кисти тонкие линии в разных направлениях и с разными поворотами. Учатся покрывать цветом большие плоскости, использовать легкий нажим на карандаш, осваивают технику рисования акварелью, цветными восковыми мелками и гуашью. Педагог учит детей отмечать изменяемость цвета предметов и явлений и передавать это в рисунках. Дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет)
В данном раздел предполагаются следующие темы:
- Рисование с натуры
- Рисование по представлению
- Декоративное рисование
- Творческие задания
Рисование с натуры
В процессе рисования с натуры педагог учит детей правильно изображать особенности формы предмета, его пропорции, строение передавать цвет предмета близко к образцу. Рисование с натуры помогает детям овладеть умением анализировать, обоб щать, классифицировать предметы и явления окружающей дей ствительности, правильно обследовать предмет. Основные задания по данной теме являются постановочные натюрморты и рисование на пленере.
Задания для первого года обучения по теме:
1.Рисование отдельных предметов быта простой формы ( чашка, ваза, )
2. Рисование различных по форме и цвету фруктов ( яблоко, груша, слива, вишня, апельсин)
3. Рисование различных по форме и цвету овощей ( морковь, огурец, помидор, тыква)
4. Изображение цветов ( мимоза, нарцисс, подсолнухи)
5. Рисование дерева из окна ( осень, зима, весна)
Задания для второго года обучения по теме:
1.Натюрморт из нескольких предметов, контрастных по форме , величине и цвету
2. Рисование вазы с цветами (сирень, маки, астры)
3. Рисование вида из окна ( осень, зима, весна)
4. Пейзажная зарисовка с ярко выраженной перспективой пространстве.
Задания для третьего года обучения по теме:
1.Длительная работа над натюрмортом из предметов разной формы и фактуры.
2. Длительная работа над натюрмортом из 2-3 предметов
3. Рисование различных пейзажных мотивов в разное время года.
4. Рисование натюрморта с цветами и фруктами.
Рисование по представлению
Данная тема включает в себя рисование по представлению, по памяти; иллюстрирование литературных произведений, рисование на темы окружающей жизни. Этот вид работы детей предоставляет особенно широкие возможности для развития воображения, твор ческого отношения к предмету.
Задания первого года обучения :
а) растения, деревья и кустарники,
б) насекомые,
в) животные,
г) птицы
д) человек
Одна и та же тема или сюжет меняется в зависимости от времени года:
- лето-осень,
- зима,
3)весна —лето.
Темы повторяются в различных техниках..
Задания второго года обучения :
а) Лес ,изменения по временам года,
б) животные ( севера и юга)
в) птицы.
Г) Человек
На втором году эти темы изучаются более широко: дети узнают виды птиц и насекомых, редкие виды животных,
На третьем году животных и человека изображают в движении (идет, сидит, бежит)
Абстрактное изображение различных состояний одного и того же явления: утро, вечер, ночь, порывистый ветер, буря.
Предлагаемые литературные произведений для иллюстрирования: «Петушок золотой — гребешок», «Аленький цве точек», «Цветик-семицветик», «Золотая рыбка», «Золотой ключик», «Сказка о царе Салтане», «Серебряное копытце» и др.
Для трех лет обучения это может быть одно и тоже произведение , но композиция различная усложняющаяся с каждым годом.
Также это могут быть архитектурные памятники такие как :Храм Покрова на Нерли, Московский Кремль и т.д.
Декоративное рисование
На занятиях по рисованию, на декора тивно-прикладную тематику дети знакомятся с произве дениями народного декоративно-прикладного искусства.
Основная задача декоративного рисования первого года - научить маленьких детей рисовать различные линии кистью. Это укрепляет мелкую мускулатуру кисти рук, делает ее подвижной и гибкой. На занятиях декоративно-прикладным творчеством дошкольники учится аккуратности и точности исполнения изображения. Педагог знакомит детей с понятиями контраста и сочетаемости цветов, а также с правилами симметричного расположения элементов в узоре.
Задания для первого года обучения:
- Узоры на тарелке, закладки, скатерти
- Ковер- самолет
- Роспись матрешки
Второй год обучения по декоративной деятельности воспитывает в детях чувство цвета, художественный вкус, приобщает их к народному искусству. Знакомясь с различными стилями народной росписи, дети осваивают способы рисования новых линий - дуга, волнистая линия, учатся применять в качестве элементов узора детали растений - листья, венчики и лепестки цветов, ягоды.
Задания второго года обучения:
- Роспись свободными узорами вазы.
- Роспись дымковской барышни
- Городецкая роспись на подносе
- Городецкая роспись на деревянной лопатки
На третьем году обучения дети составляют более сложные узоры на предметах разной формы на основе образцов декоративного искусства - как народного, так и современного (роспись по дереву, керамика, ткань, вышивка, кружево и пр.). Освоение приемов украшения предметов быта знакомит детей с различными вариантами узоров, которые характерны для того или иного изделия. Дети учатся рассматривать произведения искусства, анализировать входящие в узор орнаментальные элементы и композицию в целом по форме и цвету, оценивать их и придумывать по своему вкусу. Благодаря использованию различных материалов, эта деятельность выходит за рамки просто декоративного рисования и приобретает декоративно -прикладной характер. Педагог также показывает детям приемы сочетания в декоративной композиции разных материалов. Ребята повторяют элементы городецкой и хохломской и свободно расписывают доски и лопатки. Новым видом декоративной росписи предлагается гжель.
Задания для третьего года обучения:
- Роспись разделочной доски ( Городецкая , хохломская роспись)
- Роспись форфоровой тарелки (Гжель)
3. Роспись деревянного пасхального яйца и известной росписи
Творческие задания
Такие задания необходимы для развития само стоятельности и творческой активности детей при рисовании , в выборе объекта изображения, раскрытия темы, эмоциональности, оригинальности композиции и техники.
На первом году обучения такие задания даются только в конце года , когда дети приобретают достаточные базовые данные.
Задания для первого года обучения:
- Дворец злого короля.
- Зоопарк
- Здравствуй лето
Задания для второго года обучения:
- Сказочный дворец ( днем, ночью)
- Страна холодная и теплая
- Лес весной
- Здравствуй лето
Имея достаточный багаж знаний, позволяет детям заранее продумывать содержание рисунка, выделять главное, подбирать выразительные средства для воплощения образа. У детей совершенствуется умение анализировать явления окружающей действительности, вычленять их характерные свойства, что затем находит отражение в их рисунках. Именно на такое свободное творчество направлена вся программа.
Задания для третьего года обучения:
- Волшебный мир ( добрый и злой)
- Храм Покрова на Нерли ( зима, лето, осень, весна)
- Сказка «Садко» иллюстрация
- Парк (времена года)
- Континенты
- Моя семья
- Сказки А.С. Пушкина
Раздел « аппликация»
Данный раздел являются дополнением к основному курсу рисования и играют разгрузочную роль для смены деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия по аппликации носят закрепляющий характер и тематика изображений повторяется из раздела рисование: рисование по представлению. Раздел подразделяется на несколько тем: для первого года обучения
- работа с бумагой в плоскости (обрывная аппликация)
- объемная аппликация
Для второго и третьего
- работа с бумагой
- работа с другими материалами
Задания первого года обучения.
В ходе занятий по аппликации детям легче запоминать пространственно-ориентационные представления (внизу, вверху, в середине, справа, слева), а также характеристики размеров (высокий, низкий, узкий, широкий, короткий, длинный). Дети знакомятся со свойствами бумаги и простейшими способами работы с ней (вырезание по прямой, смятие, обрывание). На первом году обучения широко используется прием обрывной аппликации. Этот прием (в отличие от использования обрезков
бумаги) сохраняет в материале тепло человеческих рук, а неровные края придают изделию особую выразительность и мягкость. По теме объемная аппликация детьми выполняются различные поделки к праздникам: Новый год, 8 марта, 23 февраля и др.
Задания второго и третьего года обучения.
Работая с цветной бумагой, дети не только закрепляют знания о различных цветах, но и учатся дифференцировать цвета, акцентируя внимание на тонах ярких, светлых, темных. Это позволяет сделать аппликации более выразительными, обогатить их колорит. Дети учатся более осознанно использовать цвет, подбирая для веселых работ яркие цвета, применяя контраст. Очень важно обращать внимание на то, как дети вырезают и наклеивают изображение в целом - от этого зависит качество работы. Дети учатся вырезать различные фигуры от простых (геометрические фигуры) к более сложным. Широко используются прием парного вырезания в декоративной аппликации, где требуется много одинаковых элементов. Вводится прием симметричного вырезания. Кроме того, дети учатся объемному конструированию из бумаги. К праздникам выполняются различные объемные игрушки. По теме аппликация из других материалов выполняются работы из текстиля, природного материала, соленого теста.
Раздел « лепка»
Этот раздел программы не дифференцирован по годам, так как лепке отводится не так много учебных часов, а на третьем году обучения данный раздел отсутствует так как эти часы отданы на раздел рисование. Основная задача занятий лепкой - разнообразить виды деятельности детей и способствовать развитию мелкой моторики руки необходимой в первую очередь для дошкольников. Лепка из пластилина простых элементов развивает мышечную силу, а добавление в лепку деталей из зерен - мелкую моторику руки,
В дошкольный период у детей не только происходит укрепление мелких и крупных мышц рук, но и повышается зрительный контроль за действиями пальцев. Поэтому движения во время лепки становятся более точными и сложными.
Задания первого года обучения:
- Шкатулка
- Матрешка
- Ежик и грибы
- Игрушки из яиц ( поросенок, сова, зайчик)
- Объемные поделки из макарон
6. Мозаика из яицной скорлупы
Задания для второго года обучения:
1.Композиция чудо-юдо рыба кит
2. Игрушки из яиц ( Кошка, собака, мышка)
3. Лепка из соленого теста
4. Объемные поделки из макарон
Раздел «Искусство в нашей жизни»
Беседы об искусстве
Беседы об искусстве проводятся, как правило, в начале заня тий и сопровождаются демонстрацией произведений отечествен ного и зарубежного изобразительного искусства (репродукций, слайдов, фотографий), методических таблиц и учебных работ из методического фонда студии.
Дети увлеченно рисуют и даже не задумываются о том ,что работают в разных видах и жанрах изобразительного искусства и на этих беседах им дается представления об этих понятиях. Ребенка знакомя с понятием художественный образ и средствами его создания : цвет, пластика, рисунок, объемно – пространственные формы. Учащиеся узнают основные жанры изобразительного искусства : портрет, пейзаж, натюрморт и учатся их различать.
Рекомендуемый для показа иллюст ративный материал составляет зрительный ряд это репродукций :А. Саврасова, И. Левитана, А. Куинджи, В. Поле нова, И. Васнецова, И. Репина , И. Шишкина, Айвазовского и т.д.
Рекомендуем для знакомства с этими художниками воспользоваться серией «Сказки о художниках» «Энциклопедия малыша» М., Изд. Белый город, 2004г.
Для темы «декоративное рисование» рекомендуем для показа использовать методические таблицы Шпикаловой Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Учебное пособие для 1 и 2 класса. М.,1996.
Развитию эстетических чувств учащихся и вхождение в образ , наряду с беседами об изобразительном искусстве, помогает поэзия (литературный ряд) А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есени на рекомендуем его использовать при работе по теме « творческие задания».
Посещение музеев и выставок
В программе уделяется большое внимание посещению музеев Во-первых, такая форма работы с детьми знакомит их с национальным и мировым культурным наследием, помогает развить у ребенка художественный вкус и эстетическое восприятие. Рассматривая произведения изобразительного искусства, дети учатся видеть линии, формы, определять цветовой колорит и композицию. Во-вторых, восприятие искусства воспитывает у ребенка эмоциональную отзывчивость, создает основу для усвоения детьми духовных ценностей
На первом году обучения это:
1. Дом-музей В.М.Васнецова,
2. Музей изобразительных искусств А.С.Пушкина
3. Коломенское . Историко – архитектурный и
природно-ландшафтный музей –заповедник.
На втором году обучения:
1. Музей изобразительных искусств А.С.Пушкина
2. Третьяковская галерея,
3. Дарвиновский музей,
4. Царицино. Историко – архитектурный , художественный
и ландшафтный музей –заповедник
На третьем году обучения:
1. Музей изобразительных искусств А.С.Пушкина
2. Третьяковская галерея,
3. Дарвиновский музей, ,
4. Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева,
5. Музей искусств народов Востока, музей народного искусства
6. Абрамцево . Историко – художественный музей-заповедник
Итоговое занятие.
Подготовка и проведение итоговой выставки. Отбор работ на выставку. Разработка экспозиции. Аттестация учащихся.
Учебно-тематический план
Первого года обучения
2 часа в неделю – 76 часов в год
№ | Раздел | Тема | Количество часов | Из них | ||
теория | практика | |||||
Вводное занятие | 1 | 1 | - | |||
1. | Рисование |
| 8 15 9 5 | 2 1 1 1 | 6 14 8 4 | |
2. | Аппликация |
| 8 4 | -- | 8 4 | |
3. | Лепка |
| 8 | - | 8 | |
4. | Искусство в нашей жизни |
| 6 8 | 6 8 | - - | |
Итого: | 72 | |||||
Организационно-итоговое занятие | 4 | 1 | 3 | |||
Итого: | 76 |
Учебно-тематический план
второго года обучения
2 часа в неделю – 76 часов в год
№ | Раздел | Тема | Количество часов | Из них | |
теория | практика | ||||
Вводное занятие | 1 | 1 | - | ||
1. | Рисование |
| 10 17 6 9 | 2 1 1 1 | 8 16 5 8 |
2. | Аппликация |
| 5 6 | - - | 5 6 |
3. | Лепка |
| 4 | - | 4 |
4. | Искусство в нашей жизни |
| 6 8 | 6 8 | - - |
Итого: | 72 | ||||
Итоговое занятие | 4 | 1 | 3 | ||
Итого: | 76 |
Учебно-тематический план
третьего года обучения
3 часа в неделю – 114 часов в год
№ | Раздел | Тема | Количество часов | Из них | ||
теория | практика | |||||
Вводное занятие | 1,5 | 1,5 | - | |||
1. | Рисование |
| 18 36,5 11 12 | 3 1,5 1 1 | 15 35 10 11 | |
2. | Аппликация |
| 3 6 | - - | 3 6 | |
3. | Искусство в нашей жизни |
| 9 11 | 9 11 | - - | |
Итого: | 108 | |||||
Итоговое занятие | 6 | 1 | 5 | |||
Итого: | 114 |
Список использованной литературы:
Для педагогов:
- Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. М, 2003.
- Кузин В.С. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей д,садов и учителей начальных классов – М.; Просвещение 1974
- Неменская Л.А. Искусство и ты: учебник для 1 класса начальной школы / под ред. Б.М.
Неменского -3-е изд. М., 2002. - Неменский Б.М.. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания – М.; Просвещение, 1981
- Рутковская А. Рисование в начальной школе. СПб., 2001
- Столяренко Л.Д.»Основы психологии»Ростов на Дону,2000г.
- «Сборник примерных образовательных программ по дополнительному образованию».
Выпуск 40, М,2004г.
7. Швайко Г.С. Занятия изобразительной деятельностью в детском саду. Программа,
конспекты. М, 2001.
8. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Учебное пособие для 1 класса. М.,1996.
Рекомендуемая литература для родителей:
1. Курбатова Н.В. Учимся рисовать. М., 2002.
2. . Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах» М., Издательство АСТ, 2000г.
3. Проект «Энциклопедия малыша» Серия «Сказки о художниках» М., Изд. Белый город, 2004г.
Рекомендуемая литература для детей:
- Катханова Ю.Ф., Васильев А.И. «Изобразительное искусство: рабочая тетрадь: 1 класс в 2 частях – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 2000г.
- Ким Солга «Учимся рисовать» М., Издательский дом «Гамма», 1998г.
- Кэтти Сэвидж-Хаббард, Роуз Спейшер « Приключения в мире живописи» М., Издательский дом «Гамма», 1998г.
- Стенли Молцмен «Рисуем пейзаж/ перевод с англ. А.Ф. Зиновьев. – 2 –е изд. Минск , ООО Попурри, 2003г.
- Эймис Л. Дж. « Рисуем 50 животных» / пер. с англ. 4-е изд. Минск , ООО Попурри, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...
Программа объединения дополнительного образования детей "Радуга" (Детское творчество и рукоделие, 7-10 лет)
Программа разработана мною для использования в обучении детей детскому творчеству и рукоделию на протяжении 4 учебных лет.в программе представленыпояснительная записка, организационно-педагогические о...
Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" (1 -4 класс)
Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...
Методическая разработка "Изучение устного народного творчества в программах дополнительного образования детей"
Сценарная разработка в помощь классному руководютель начальной школы....
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей « Техническое творчество»
Образовательная программа предназначена для обучающихся младшего и среднего школьного возраста, предусматривает расширение политехнического кругозора детей, развитие их пространственного м...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...