Урок-праздник "Красота земли Русской"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Голубцова Елена Юрьевна

Урок-праздник для учащихся начальной школы рассказывает о красоте родной земли, о народных умельцах, онародных  промыслах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-prazdnik_krasota_zemli_russkoy.doc468.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – праздник

« Красота

земли  Русской »

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Здравствуйте, люди честные,

Гости наши дорогие!

Не от Сивки, не от Бурки,

Не от вещего Каурки

Начинаем свой рассказ:

В сказку приглашаем вас!

Сказка по лесу идет

Сказка за руку ведет.

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

В каждом доме и квартире

Сказка рядышком живет.

Сказка – умница и прелесть –

Красоту нам создает.

А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи ее искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях.

Куда ни глянь – кругом веселые и жаркие цветы, сказочные птицы и яркий ликующий мир. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу.

А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили ее: одни работая с деревом, другие – с металлом, третьи – с тканями, четвертые – с глиной.

Учитель: Давайте сегодня отправимся в те места, где красота создается да сказка рождается.

Гжель

Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай!  И человек сделал  горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы…Маленькие, большие, да такие, что в них мог поместиться человек.

Глиняная посуда – это керамика. Это слово произошло  от греческого «керамос», что значит глина.

Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, - это майолика.

Фаянсовая посуда делалась  из белой глины.

А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.

Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на снежном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись гжель.

Гжель (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которой была бывшая Гжельская волость.

Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.

За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой.

То мы видем букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники – декоративные кувшины с кольцевидным корпусом, с крышкой, с длинным изогнутым носиком, часто на четырех круглых ножках; кувшины, рукомои, кружки-шутники («напейся – не облейся»), блюда, тарелки и др.

Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые.  Полюбуйтесь ими.

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

 Невиданной красы.

       Деревня в Подмосковье

       Прославилась теперь.

       Известно всем в народе

       Ее название – Гжель.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете

Вы красоты такой.

         Голубизну небесную,

         Что сердцу так мила,

         Кисть мастера на чашку

        Легко перенесла.

Из этих чашек с розами

Ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный

Сердечнее встречай.

Учитель: Спасибо вам за работу вашу, за красоту, о которой вы поведали.

Хохломская роспись

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

                 Рощи, перелески,

                 Шелковые всплески

                 Солнечно – медовой

                 Золотой листвы.  

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

 

                   Что за чародеи

                   Хохлому одели

                   В этот несказанный

                   Праздничный наряд?

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

             

                   И нигде на свете

                   Нет таких соцветий,

                   Всех чудес чудесней

                   Наша хохлома.

Вот подарки

Так подарки!

Краской огненной и яркой

Кто искусно расписал

Сувениры-чудеса?

                 

                             Чародеи Хохломы!

                             Что, ребята, если мы

                             Захотим узнать,

                             Откуда появилось это чудо?

                              Кто придумал эти краски,

                             Словно взятые из сказки?

Рассказывают, жил в древние времена в Москве мастер-иконописец.

Царь ценил его мастерство. Любил и мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Поэтому покинул он царский двор и перебрался в глухие леса. Срубил себе избу. Стал делать посуду. И захотелось сделать ее такой, чтобы отразилась в ней красота родной земли. И посуда вышла – чудо.

Загремела слава мастера. Приезжали люди, чтобы взглянуть на рукотворную красоту.

Наконец, услышал о нем и грозный государь, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести к нему. Но быстрее летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан, рассказал им свои секреты.

А утром, когда вошли в село слуги царские, увидели все, как горит ярким пламенем изба чуда – художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, так и не нашли. Только остались на земле его краски, которые вобрали в себя и жар, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его ремесло. И до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая  всем о чуде красоты.

Учитель: А знаете ли вы, что хохлома «золотой» называется? Почему?

Но сначала ответьте мне, что обозначает слово «золотой» в различных словосочетаниях:

-золотая  коса (светло-русая);

-золотое солнце (яркое);

-золотая нива (спелая);

-золотая голова (умная);

-золотой ты мой (любимый);

-золотые руки (умелые);

-золотой человек (добрый, хороший).

«Золотая» роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке. Очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, различные ягоды: землянику, смородину, рябину, калиннну, сказочных птиц и красавицу жар – птицу. Никто жар – птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему.

 Изготавливается эта посуда из липы, березы, осины.

Посуду эту деревянную сушат, затем 2 раза шпаклюют, грунтуют льняным маслом, шлифуют, олифой натирают  ласково- ласково, пока изделие не заблестит, затем покрывают алюминиевым порошком. После этого изделие расписывают стойкими красками – охрой, суриком, кармином и сажей. Лаком покрывают и прогревают. Лак этот при нагревании приобретает золотистый блеск. Отсюда и золотистое свечение посуды, сияние ее.

Учитель: Спасибо вам, за рассказ ваш. Никогда не забудем мы вашего чуда!

Искусство Городца

А вот эти прекрасные вещи делают мастера еще одного промысла – Городца. Давайте представим., что мы с вами попали на Городецкую ярмарку. Каждую неделю, по субботам, сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов, в том числе из Нижнего Новгорода. И как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделия местных мастеров: игрушки, прялки, деревянную посуду. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба.

- Да, всякий удел свой промысел имел.

- Откуда вы – девицы-красавицы?

- Я из Хлебаихи.

- Я из Курцева.

- Я из Коскова.

- А где это?

- Да недалеко от Нижнего Новгорода, на берегу Узолы – левого притока великой Волги.

-Промысел наш называется Городец.

                 Привезли вам поклон

                 И подарки свои

                 Со сторонки родной,

                 Где живут журавли.

                 С мест, что Волгой омыты,

                 Где рассвет золотой,

                 Где умыты ракиты

                 Голубою водой.

                                                       

                                                     Городецкая роспись –

                                                     Как ее нам не знать.

                                                     Здесь  и жаркие кони,

                                                     Молодецкая стать.

                                                     Здесь такие букеты,

                                                     Что нельзя описать.

                                                     Здесь такие сюжеты,

                                                    Что ни в сказке сказать.

             

               Посмотрите на роспись –

               Сочность красок манит.

               Городецкая роспись

               Душу нам веселит.

Два типа украшения деревянных поверхностей знало городецкое искусство – это резьба и роспись. Городецкие резчики становятся известны за пределами своего края уже в начале восемнадцатого века. Их изделия охотно раскупались.

С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные полотна появились на донцах прялок и другой домашней утвари. Надменно и серьезно смотрели нарядные «дамы и кавалеры», военные в форме тех давних лет лихо маршировали и гарцевали на конях.

Основные сюжеты часто дополнялись изображением цветов, птиц, животных. Яркость и разнообразие делали Городецкую роспись особенно декоративной. В рубленных деревянных избах вдруг расцветал праздник  красок.

Будучи предметом первой необходимости в крестьянском быту, прялка, например, служила одновременно и картиной, когда после окончания работы хозяйка вешала ее на стену. Картина эта, украшала убогое жилище, радовала глаз и сердце крестьянина. Ведь мастер, создавший ее, был таким же крестьянином, и то, что поражало и радовало его, не могло не порадовать того, для кого он старался.

Мастерство, складывавшееся веками и передававшееся от отца к сыну, от матери к дочери, живо и по сей день.

Птица и конь – главные герои Городецкой росписи. Розаны –основные элементы декоративной композиции. Есть здесь и так называемые бубенчики и купавки. Все это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из доброй сказки.

Учитель: Спасибо вам за работу вашу, за красоту, что вы дарите.

Но ярмарка это не только место где продаются и покупаются изделия  русских мастеров, ярмарка – это еще и народные гуляния с плясками и шутками, со смешными прибаутками, с радостными песнями и  озорными частушками.

Дети поют частушки

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Золотая  Хохлома

     Ею налюбуешься

     И в Париже, и в Нью-Йорке

     Хохлома красуется.

3.В Гжели делают посуду-

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

4.   Любовались гости чудом,

      Громко восхищалися-

      Городецкой красотой

      Сраженные осталися.

5. Наша русская матрешка

Не стареет сотни лет.

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

6.   Ты играй, моя гармошка,

      Ты, подруга, подпевай,

      Мастеров Руси великой

      Во весь голос прославляй!

А сейчас ребята 3 класса загадают старинные загадки про изделия русских мастеров.

Загадки

Ростом разные подружки,

не похожи друг  на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.  

                                          (Матрешки)

2.  Дуйся, не дуйся.

Через голову суйся,

Попляши день – деньской

И пойдешь на покой.  

                                         (Рубашка)

3. Зонтик грибком,

Руки крендельком,

Ходит девица-красавица

По улице пешком.

                                  (Дымковская барыня)

4.  Шли подружки по дорожке,

                  Было их немножечко:

                  Две Матрены, три Матрешки

        И еще матрешечка.  

                                                                ( Матрешки)

              5.  Рыба в море,

                  Хвост на заборе.  (Ковш)

6.  Был я копан,

     Был я топтан,

     Был я на пожаре,

     Был я на кружале,

     Сто голов кормил,

     Сделался стар,

     Протекать стал,

     Выбросили за окно –

     И собакам не надобен.  

                                          (Горшок)

7.   Из ровных кирпичиков сложена ладно,

      И рядышком с ней не бывает прохладно.

      Не курит, а в небо пускает колечки

      И любит сухие дрова и дощечки.

                                                                       (Печка)

8.  На салфетке, на сорочке

     Ниткой я рисую строчки

     И узоры вывожу,

     Только кто я – не скажу.

                                                          (Иголка)

9.   Маленькое, кругленькое –

       За хвост не поднять.

                                                       (Клубок)

Учитель: 

Так с какими еще изделиями русских мастеров можно было встретиться на ярмарке?

Какие народные промыслы вы знаете?

(Детям демонстрируются репродукции матрешек, различных игрушек, а ребята называют известные им  промыслы.)

- Ребята, вы назвали много старинных русских промыслов. Народные промыслы – это гордость России!

В народе говорили:

 «Что ни ремесло, то и промысел»,

«Не без ума, так и не без промысла»,

«Только воровство не промысел».

Богата Русская земля мастерами да умельцами.

А как называются люди,  которые создают эти удивительные вещи, расписывают их красивыми узорами? (Это художники).

-А вы можете назвать себя  юными художниками?

Вы любите рисовать?

И в шесть, и в десять лет, и в пять,

Все дети любят рисовать,

И каждый смело нарисует:

Цветы, рисунки, лес и сказки…

Все нарисует, были б краски

Да лист бумаги на столе

И мир в семье и на земле.

Всех юных художников, желающих попробовать свои силы в народных росписях, мы приглашаем в свою творческую мастерскую.

Вот и солнце закатилось,

Наша ярмарка закрылась.

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "За землю Русскую" 3 класс "Школа 2100"

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...

Презентация "За землю русскую! Ледовое побоище"

По образовательной программе "Школа 2100..."...

Октябрятский сбор на тему: «Рыцари земли русской - А. Невский, Д Донской, М. И. Кутузов»

Цель сбора: Формирование у детей осознанного отношения к ценностям национальной культуры, к прошлому.Воспитывать любовь к Родине....

Святой защитник земли русской - Александр Невский.

Сценарий внеклассного меропрития по духовно-нравственному воспитанию  в соответствии с требованиями  ФГОС 2 поколения и ссистемно-деятельностного подхода. Это моя авторская разработка. Буду ...

Классный час "Святые земли Русской. Александр Невский"

Классный час в 3 классе. Тема "Святые земли Русской. Александр Невский"...

Урок внеклассного чтения "Защитники земли русской"( А. Невский)

Урок обобщения знаний детей об А. Невском, а также о великих русских полководцах. на уроке дети пронаблюдают историческое соединение "века XIII c XXI". На уроке формируется уважение к истории России, ...

Презентация "Богатыри земли русской"

Данная презентация рассказывает о былинных героях Древней Руси. Может быть использована на уроках литературного чтения....