Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности по направлению "Художественно-эстетическая деятельность" "Оригами" для обучающихся 1 классов
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

    Пояснительная записка. Методы обучения и форма занятий. Планируемые результаты. Учебно-тематический план.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл рабочая программа40.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 31

    (с углубленным изучением отдельных предметов)»

    городского округа «город Якутск»

    Рабочая программа

    внеурочной деятельности

    по направлению «Художественно-эстетическая деятельность»

    «Оригами»

    для обучающихся 1 классов

       Составитель: Николаева Саргылана Леонидовна,

    учитель начальных классов,

    возраст обучающихся 6,5 – 8 лет,

    срок реализации программы 1 год.

    Якутск – 2012

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по  внеурочной деятельности по направлению «Художественно-эстетическая деятельность» «Оригами» для обучающихся 1 классов создана на основании основных нормативных документов:

    - Закон РФ «Об образовании»;

    - Гражданский кодекс РФ;

    - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 N 373";

    - Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

    - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы  СанПиН 2.4.2.2821-10;

    - Устав  МОБУ СОШ  № 31 (с углублённым  изучением отдельных предметов);

    - Положение об организации  внеурочной деятельности МОБУ СОШ № 31 г. Якутска;

    - Образовательная программа начальной школы МОБУ СОШ № 31;

    - примерная  программа по технологии для начальных классов.

    Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

    Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

    Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.

    Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе мало времени уделяется художественно-эстетической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников области « Технология», « Искусство» через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки

    Отличительные особенности данной программы:

    Данная программа рассчитана и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

    Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

    Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

    Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Возраст детей 6 -7 лет. Срок реализации – 1 год. Программа рассчитана на 33 часа в год.

    Периодичность занятий – 1 час в неделю. Занятия проходят 1 раз в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.

    Цель: Развитие творческих способностей, познавательной сферы младших школьников путём овладения искусством оригами.

    Задачи:

    1. Обучить технике оригами, получить первоначальный опыт самореализации.
    2. Развивать воображение , художественный вкус, чувство прекрасного.
    3. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду.
    4. Формировать представление об эстетических идеалах.


    Методы обучения и формы занятий:


    В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
    •словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
    •практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

    1. объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
    2. репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
    3. частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
    4. исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

    Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

    1. фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
    2. индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
    3. групповой – организация работы в группах.
    4. индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.


    Планируемые результаты:

    В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

    1. положительное отношение к учению;
    2. желание приобретать новые знания;
    3. способность оценивать свои действия;

    В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:

    1. соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
    2. соблюдать правила организации рабочего места.
    3. соблюдать правила бережного использования бумаги.
    4. эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
    5. анализировать информацию, полученную из разных источников.
    1. научатся различным приемам работы с бумагой.
    2. будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
    3. научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
    4. будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

    В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:

    1. принимать и сохранять учебную задачу;
    2. работать по плану;
    3. адекватно оценивать свои достижения.

    В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:

    1. вести диалог с учителем и одноклассниками;
    2. задавать вопросы;
    3. слушать и отвечать на вопросы других;
    4. высказывать свою точку зрения;
    5. работать в парах и рабочих группах.

    Оценка результатов:

    Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

    Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

    Формы подведения итогов:


    • Составление альбома лучших работ.
    • Проведение выставок работ учащихся:
    – в классе,
    – в школе.

    Учебно-тематический план

    Этапы

     Цель этапа

    Тема

    Содержание

    Характеристика деятельности учащегося

    Продукт

    Ожидаемый результат

    1

    Подготовительный (4 часа)

    Познакомить детей с японским искусством оригами, с правилами поведения на занятиях оригами.

    Знакомство с оригами

    Рассказ об искусстве оригами. Термины, принятые в оригами.

    Классифицирует предметы по разным признакам.

    Два квадрата

    Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа)

    Беседа по охране труда. Входная диагностика

    Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами.

    Исследует (наблюдает, сравнивает, сопоставляет) материалы.

    Знание и соблюдение правил на занятиях оригами.

    2

    Подготовительный (1 час) 

    Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания.

    Базовая форма «Треугольник».

    Знакомство с  условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Работа с  инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм

    Анализирует особенности предлагаемых заданий, осуществляет практический поиск и открытие нового знания и умения; анализирует и читает инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Создает мысленный образ; воплощает мысленный образ в материале с опорой на инструкционные карты, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

    Планирует последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирает наиболее эффективные способы решения. Осуществляет самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

    Обобщает (осознает и формулирует) то новое, что открыто и освоено на занятии.

    Работа в группах.

    Базовая форма «Треугольник».

    Умение складывать из квадрата базовую форму «Треугольник», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

    Основной (9 часов)

    Стилизованный цветок.

    Стилизованный цветок.

    Лисенок и собачка.

    Лисенок и собачка.

    Котик и бычок.

    Котик и бычок.

    Стаканчик и фуражка

    Стаканчик и фуражка.

    Яхта и пароход

    Яхта и пароход

    Заключительный (2 часа)

    Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.

    Композиция «Кораблики в море».

    Оформление композиции с полученными изделиями

    Композиция «Кораблики в море».

    Творческий подход к выполнению работы.

    Основной (2 часа)

    Умение анализировать и читать инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

    Синица и снегирь.

    Работа с  инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм

    Синица и снегирь.

    Умение складывать из квадрата базовую форму «Треугольник», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

    Заключительный (4 часа)

    Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Защита проектных работ.

    Композиция «Птицы в лесу».

    Оформление композиции с полученными изделиями

    Композиция «Птицы в лесу».

    Творческий подход к выполнению работы.

    Оформление выставки.

    Оформление выставки работ учащихся

    Рассказ и презентация работ

    Выставка работ учащихся

    Презентация работ

    Подготовительный (1 час)

    Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания.

    Базовая форма «Воздушный змей».

    Знакомство с  новой базовой формой. Работа с  инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм

    Анализирует особенности предлагаемых заданий, осуществляет практический поиск и открытие нового знания и умения; анализирует и читает инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Создает мысленный образ; воплощает мысленный образ в материале с опорой на инструкционные карты, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

    Планирует последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирает наиболее эффективные способы решения. Осуществляет самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

    Обобщает (осознает и формулирует) то новое, что открыто и освоено на занятии.

    Работа в группах.

    Базовая форма «Воздушный змей».

    Умение складывать из квадрата базовую форму «Воздушный змей», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

    Основной (9 часов)

    Кролик и щенок.

    Кролик и щенок.

    Курочка и петушок.

    Курочка и петушок.

    Ворона.

    Ворона.

    Сказочная птица.

    Сказочная птица.

    Сова.

    Сова.

    Заключительный (4 часа)

    Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Защита проектных работ.

    Композиция «Домашние птицы на лужайке».

    Оформление композиции с полученными изделиями

    Композиция «Домашние птицы на лужайке».

    Творческий подход к выполнению работы.

    Оформление выставки.

    Оформление выставки работ учащихся

    Рассказ и презентация работ

    Выставка работ учащихся

    Презентация работ

    Подготовительный (1 час)

    Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания.

    Базовая форма «Двойной треугольник».

    Знакомство с  новой базовой формой. Работа с  инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм

    Анализирует особенности предлагаемых заданий, осуществляет практический поиск и открытие нового знания и умения; анализирует и читает инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Создает мысленный образ; воплощает мысленный образ в материале с опорой на инструкционные карты, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

    Планирует последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирает наиболее эффективные способы решения. Осуществляет самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

    Обобщает (осознает и формулирует) то новое, что открыто и освоено на занятии.

    Работа в группах.

    Базовая форма «Двойной треугольник».

    Умение складывать из квадрата базовую форму «Двойной треугольник», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

    Основной (3 часа)

    Рыбка и бабочка.

    Рыбка и бабочка.

    Головастик и жук.

    Головастик и жук.

    Подготовительный (1 час)

    Базовая форма «Двойной квадрат».

    Знакомство с  новой базовой формой. Работа с  инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм

    Базовая форма «Двойной квадрат».

    Умение складывать из квадрата базовую форму «Двойной квадрат», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

    Основной (3 часа)

     Жаба.

    Жаба.

    Яхта

    Яхта

    Заключительный (2 часа)

    Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии

    Композиция «Островок в пруду».

    Оформление композиции с полученными изделиями

    Композиция «Островок в пруду».

    Творческий подход к выполнению работы.

    Подготовительный (1 час)

    Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания.

    Цветы к празднику 8 марта.

    Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительной открытки

    Цветы к празднику 8 марта.

    Умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

    Основной (7 часов)

    Открытка «Букет гвоздичек»

    Открытка «Букет гвоздичек»

    Подснежник.

    Подснежник .

    Лилия

    Лилия

    Бутоны роз.

    Бутоны роз.

    Заключительный (4 часа)

    Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Защита проектных работ.

    Композиция «Букет роз».

    Оформление композиции с полученными изделиями

    Композиция «Букет роз».

    Творческий подход к выполнению работы.

    Оформление выставки.

    Оформление выставки работ учащихся

    Рассказ и презентация работ

    Выставка работ учащихся

    Презентация работ

    Подготовительный (1 час)

    Познакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания.

    Базовая форма «Конверт».

    Знакомство с  новой базовой формой. Работа с  инструкционными картами, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм

    Создает мысленный образ; воплощает мысленный образ в материале с опорой на инструкционные карты, соблюдая приемы безопасного и рационального труда.

    Планирует последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирает наиболее эффективные способы решения. Осуществляет самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

    Базовая форма «Конверт».

    Умение складывать из квадрата базовую форму «Конверт», сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

    Основной (1 час)

    Пароход и подводная лодка.

    Пароход и подводная лодка.

    Заключительный (4 часа)

    Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация) Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Защита проектных работ.

    Композиция «В море»

    Оформление композиции с полученными изделиями

    Композиция «В море»

    Творческий подход к выполнению работы.

    Оформление выставки

    Оформление выставки работ учащихся

    Рассказ и презентация работ

    Выставка работ учащихся

    Презентация работ

    3

    Заключительный (2 часа)

    Оценка результатов освоения программы

    Впереди – лето!

    Чему мы научились за год

    Складывание парусного кораблика. Соревнования «Гонки на столе»

    Участвует в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности.

    Парусный кораблик.

    Расширение коммуникативных способностей детей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

    Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

    Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

    Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...

    Рабочая программа по дополнительному курсу «Коллективная творческая деятельность (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы.

    Рабочая программа по дополнительному   курсу «Коллективная   творческая   деятельность  (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы...

    Рабочая программа внеурочных занятий по национальным видам спорта для 2 класса МБОУ "СОШ №2 г.Алдан"

    Рабочая программа внеурочных занятий по национальным видам спорта для 2 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физического воспитания  учащихся основного общего образова...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.

    Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...

    Результаты участия обучающихся 4 "Г" класса во внеурочной деятельности по профилю профессиональной деятельности педагога в 2016-2017 учебном году

    Результаты участия обучающихся 4 "Г" класса во внеурочной деятельности по профилю профессиональной деятельности педагога в 2016-2017 учебном году...

    Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

    Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...